Борьба в Атлантике
Кратко:

Гибель крупней­шего немецкого линкора «Бисмарк»

Спасение команды Бисмарка

Оставшиеся в живых члены команды Бисмарка, пытаются подняться на борт «Дорсетшира» (Dorsetshire) 27 мая 1941. Из коллекции Imperial War Museums

Английский крейсер «Дорсетшир» и эсминец «Маори» остались в районе затопления, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, поднятой с появлением немецкой подводной лодки, покинули место битвы, сумев спасти 111 моряков «Бисмарка» и бросив остатки команды в воде. Вечером немецкая подводная лодка U-74 подобрала трёх оставшихся в живых немецких моряков, спасшихся на надувном плоту. Ещё двух моряков подобрало следующим утром немецкое метео­рологическое судно «Захсенвальд». Всего из 2220 человек команды «Бисмарка» погибло 2104.

Гибель немецкого линкора «Тирпиц»

немецкий Линкор Тирпиц

Линкор «Тирпиц». Вид на кормовые башни главного калибра.

Второй корабль типа «Бисмарк», линкор «Тирпиц», повреждённый британскими мини-подлодками и несколько лет простоявший под защитой заграждения в норвежском фьорде Тромсё, за всю войну не произвёл ни одного залпа по неприятельским кораблям. Он был потоплен 12 ноября 1944 года в результате массированного налёта британской авиации с участием торпедоносцев «Барракуда» и бомбар­дировщиков «Ланкастер», использовавших специально изготовленные для этого случая авиабомбы весом 5,4 т. При этом погибли 28 офицеров и 874 человека команды. Однако британцы были вынуждены сохранять значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший в Тромсё-фьорде линкор выйдет в море.

 

Подробно:

Страны и народы

История Германии


© "Знания-сила"

17. Вторая мировая война.

Борьба в Атлантике

С самого начала Второй мировой войны контроль над морскими коммуникациями в Атлантическом океане был одной из главных задач германских вооружённых сил. Без завоевания господства над этими коммуникациями нельзя было и думать о победе над Англией, которая по атлантическим путям получала прежде всего из своих колоний необходимое сырьё, продовольствие, топливо и другие материалы как хозяйственного, так и военного назначения. Морские пути связывали Великобританию со всеми государствами, с которыми она имела торговые отношения.

Уже с первых дней Второй мировой войны немцы начали топить торговые корабли, идущие с грузом для Англии. Для этой цели использовались подводные лодки, надводные корабли и бомбардировочная авиация наземного базирования. Сначала успехи немецких вооружённых сил на атлантических просторах были невелики. Во-первых, потому, что подводных лодок было мало. В сентябре-октябре 1939 года в океан вышло всего 27 подлодок. В этот период в Германии строили в основном только надводные корабли. Во-вторых, подводным лодкам проникнуть в Атлантический океан тогда было совсем не просто: их путь должен был проходить либо через Ла-Манш, либо через Северное море. В обоих случаях немецкие подводные лодки рисковали быть уничтоженными английскими военными кораблями и самолётами, или подорваться на минных полях.

Ситуация кардинально изменилась к лету 1940 года. Захватив Норвегию, немцы получили в Ставангере, Тронхейме, Бергене и других норвежских портах прекрасные базы для подводных лодок. В мае-июне 1940 года немцы захватили всё побережье Франции от Ла-Манша до французско-испанской границы, что дало им возможность создавать первоклассные доки и верфи для подводных лодок в Бресте, Бордо, Сен-Назере и других портах на побережье Бискайского залива. Теперь путь немецких подлодок из Германии в Атлантику сократился до минимума, а их активность возросла до максимума.

Отрабатывая боевые приёмы на море, экипажи немецких подводных лодок с начала 1940 года и до весны 1941-го применяли жестокую тактику «волчьих стай», когда, вместо одиночных атак, группа подлодок в количестве до десяти и более штук, согласуя свои действия, набрасывалась на одиночные корабли и топила их. Таким нападениям подвергались не только военные корабли, но и гражданские торговые суда союзников. Британскому флоту был нанесён значительный ущерб. Если к июню 1940 года тоннаж потопленных судов союзников составлял 500 тысяч тонн, то к концу 1940 года он достиг 2,2 млн. тонн. Некоторые немецкие подлодки имели на своём счету по 30-40 потопленных судов. Такой же успешной была боевая деятельность немецких подводных лодок и в 1941 году.

В борьбе за господство на атлантических коммуникациях участвовали, конечно, не только немецкие подводные лодки. Это трудно себе представить, но гражданские грузовые корабли союзников и нейтральных стран, часто не имевшие вообще никакого вооружения, подверга́лись нападениям со стороны оснащённых совершенным оружием и закованных в броню немецких эсминцев, крейсеров и линкоров. На чьей стороне в таких случаях победа, гадать не надо.

Но так было не всегда, если немецкие военные моряки встречались в океане с боевыми кораблями англичан. В январе 1941 года из Киля вышли в океан линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». В течение двухмесячного круиза они потопили и захватили 22 корабля. В этот же период времени линкор «Адмирал Шеер» и тяжёлый крейсер «Хиппер» совершают разбойничьи набеги на торговые суда союзников. В итоге только один «Адмирал Шеер» потопил 19 судов, а два танкера отправил в Германию в качестве богатых «боевых» трофеев. Всего немецкие надводные корабли в 1941 году потопили 113 судов союзных и нейтральных государств.

Однако в море, а тем более в морском бою, ни один самый совершенный и мощный корабль не может рассчитывать на абсолютную неуязвимость и непотопляемость. Интересна в этом отношении судьба немецкого линкора «Бисмарк» - тогда са́мого крупного в мире линейного корабля.

немецкий линкор Бисмарк
Немецкий линкор «Бисмарк»

Из Да́нцига (теперь Гданьск) этот гигант отправился в Атлантический океан в сопровождении тяжёлого крейсера «Принц Евгений». 24 мая 1941 года в Датском проливе два английских корабля – линкор «Принц Уэльсский» и крейсер «Худ» вступили с «Би́смарком» в бой, пытаясь преградить ему дальнейший путь. Бой продолжался недолго. Результат был такой: крейсер «Худ» был потоплен, а линкор «Принц Уэльсский» получил тяжёлые повреждения. Однако борьба продолжалась. 27 мая 1941 года в океане, в 1300 км к западу от Бреста английские самолёты, поднявшись с авианосца «Арк Ройял», обнаружили и атаковали «Бисмарка». Одна бомба попала в броневой пояс, другая – в корму и повредила систему управления. Лишённого управляемости гиганта в тот же день настигли два английских линкора – «Король Джордж V» и «Родней» и расстреляли его из тяжёлых орудий. В бою участвовали также несколько английских эсминцев. Окончательную точку в этом бою поставил английский крейсер «Дорсетшир», который вовремя подоспел и выпустил в охваченный пламенем и уже тонущий линкор три торпеды. «Бисмарк» пошёл на дно, а оставшиеся в живых матросы и офицеры были подобраны английскими кораблями и доставлены в Англию в качестве военнопленных. Морские офицеры в Германии на трое суток надели траурные повязки.

Рухнули надежды немцев победить английский флот с помощью надводных кораблей. В феврале 1942 года из-за многочисленных повреждений линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжёлый крейсер «Принц Евгений» были выведены из Атлантики через пролив Ла-Манш и Па-де-Кале и возвращены в порт Киль. Это было серьёзной победой англичан, так как теперь фактически устранялась угроза их главным коммуникациям в Атлантике. Немецкие надводные корабли были переброшены в Северное море к норвежским берегам, где они получили задачу по борьбе с конвоями союзников. Вскоре боевой состав этих кораблей уменьшился: линкор «Гнейзенау» после прихода в Киль дополнительно получил настолько тяжёлые повреждения от английской авиации, что уже до конца войны не мог принимать участия в боевых действиях, а немного позже был тяжело повреждён и «Принц Евгений». Этот крейсер был торпедирован английской подводной лодкой и на пять месяцев вышел из строя.

С июня 1941 года, то есть с начала войны против СССР, в Германии резко сокращается производство надводных кораблей. Фашистское руководство основное внимание стало уделять теперь сухопутным войскам. Военно-морским силам Германии была поставлена задача по обеспечению немецких коммуникаций в Балтийском и Ба́ренцевом морях и по блокированию Финского залива. Сухопутные войска с поддержкой авиации должны были захватить порты и военно-морские базы с суши. За всю войну Германия не построила на одного авианосца. Зато резко возросло производство подводных лодок. В 1942 году и в начале 1943 года в море постоянно находились до 100 немецких подводных лодок. Борьба шла с нарастающим напряжением и жестокостью. За 1942 год союзники потеряли от атак подводных лодок и надводных кораблей противника 1664 корабля (общее водоизмещение 7,8 млн. тонн), из них 1160 были потоплены подво́дными лодками. Потери танкеров приводили к перебоям в снабжении Великобритании топливом. В марте 1943 года, когда союзники потеряли более 100 судов, положение с коммуникациями между Европой и Америкой было критическим.

Кроме Атлантики немецкие подводные лодки действовали в Индийском океане, нападали на конвои союзников, следовавшие на Мальту, а также в Мурманск и Архангельск.

Но уже с осени 1942 года обстановка на море стала складываться в пользу союзников. Этому способствовало прежде всего усиление воздушной мощи союзников. Их береговая авиация стала получать больше самолётов, способных патрулировать на расстоянии до 1000 км от берега. Начали использоваться коротковолновые радары, позволявшие обнаруживать подводные лодки, находившиеся поблизости.

С апреля 1943 года техническая мощь союзников на море стала преобладающей. В океан вышли американские и английские противолодочные ударные группы во главе с эскортными авианосцами. Возросло число самолётов нового типа с большим радиусом действия, появились мощные радары. Потери немецкого подводного флота стали заметно увеличиваться, а потери союзников в торговом флоте резко снизились. За май 1943 года немцы потеряли 41 подводную лодку. Вскоре Биска́йский залив превратился в подобие кладбища для немецких подлодок. Французские порты стали для немецких подводных лодок ловушками, из которых редко кому удавалось вырваться в открытое море. В июле 1943 года попытки пересечь Биска́йский залив предприняли 86 немецких подводных лодок, из них 55 были обнаружены, а 17 сразу потоплены.

К концу 1944 года битва за Атлантику немцами была окончательно проиграна. Но несмотря на это немцы продолжали подводную войну. На место потопленных лодок в море выходили новые. В последнем квартале 1944 года и в первом квартале 1945 года в Германии ускоренно строили подводные лодки, в том числе лодки новых образцов, имевшие электрические двигатели и более совершенное навигационное оборудование. Но эти усилия гитлеровского подводного флота не могли решить исход борьбы за Атлантику. Было уже поздно. Борьба с немецким фашизмом завершалась на сухопутном театре военных действий и её исход определила Советская армия совместно с войсками союзников.

В борьбе за Атлантику до конца войны немцы потеряли 785 подводных лодок из 1162 имевшихся. Они потопили 3000 судов союзных и нейтральных стран, а также 178 военных кораблей союзников. Тоннаж потопленных немцами в Атлантике судов (14,6 млн. тонн) составил 70% от общего тоннажа, потопленного ими за всю Вторую мировую войну. Статистика страшная. Но это корабли, военная техника, неодушевлённые предметы. Попробуйте, дорогие читатели, подобрать эпитет к статистике людских потерь с обеих сторон, выражающихся сотнями тысяч жизней.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
16.07.2017
"Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: