Битва за Великобританию (продолжение)
Кратко:

Битва за Великобританию

Сбитый над Великобританией итальянский Fiat

Сбитый 11.10.1940 над Великобританией итальянский Fiat

В налетах на Великобританию приняли ограниченное участие ВВС Италии.

***

Наибольшего успеха британская бомбардировочная авиация добилась в атаках на бельгийские порты Остенд и Дюнкерк. В середине сентября 1940 г. британцы потопили более 360 барж, подготовленных немцами для высадки на южное побережье Англии. Это сыграло значительную роль в том, что десант был отложен на неопределенный срок.

 

Подробно:

Страны и народы

История Германии


© "Знания-сила"

17. Вторая мировая война.

Битва за Великобританию (часть 2)

Битва за небо Англии началась 8 августа 1940 года. Ежедневно в налётах на английские города и базы ВВС участвовали огромные силы люфтваффе. В первый день налётов (8 августа) для бомбардировки английских целей немецкие лётчики совершили около 1500 вылетов, а 15 августа – около 1800 вылетов.

На 13 августа 1940 года Геринг назначил «День орла» (Adlertag), когда германские военно-воздушные силы должны были начать «окончательное уничтожение» Королевской авиации Англии. Окончательное уничтожение английской авиации должно было завершиться в течение четырёх дней. Так приказал своим лётчиками Геринг. Однако блицкрига не получилось, и с «Днём орла» у немцев вышло совсем не то, чего они хотели достигнуть. Сделав 1500 самолётовылетов, люфтваффе потеряла 45 самолётов против 13 английских. Но высшему командованию было доложено об уничтожении якобы 98 английских истребителей и выводе из строя восьми английских военных баз первостепенной важности. На самом деле «День орла» для немцев оказался неудачным. Они провели неточную, небрежную разведку, и сотни бомб были потрачены впустую.

Главный удар немцы решили нанести 15 августа. В первый и последний раз все три германских воздушных флота, дислоцировавшихся на западе, были введены в действие для нанесения совместного удара в дневное время. В этот погожий день они совершили почти 1800 самолётовылетов, больше, чем они смогли осуществить когда-либо ещё. Бомбардировщики 5-го воздушного флота, базировавшегося, в Норвегии, совершили налёт на север Англии без истребительного прикрытия, но были разбиты наголову и, потеряв десятки машин, спешно повернули обратно. Немцы совсем не ожидали, что на севере Англии они встретятся с английскими истребителями. Во время отражения нападения немецких бомбардировщиков не был потерян ни один английский истребитель.

Группа немецких бомбардировщиков Хейнкель 111
Группа немецких бомбардировщиков Хейнкель He 111 низко летит над волнами Английского канала в 1940 году.
(Deutsches Bundesarchiv / немецкий Федеральный архив)

К этому моменту английская система радарного прикрытия ещё не имела серьёзных повреждений от немецкой авиации. Тем не менее немцам удалось произвести крупные разрушения, особенно в южных портах Англии. В тот день (15 августа) немцы впервые серьёзно бомбили Большой Лондон. Но это было лишь небольшой прелюдией к тому, что последовало потом. К концу того дня Королевская авиация сбила 75 самолётов противника, потеряв при этом 34 истребителя.

Немцы с первых же своих налётов встретили упорное сопротивление английских ВВС. До 18 августа немецкие потери составили 367 самолётов, английские – 213 самолётов. Английским лётчикам оказывала активную поддержку зенитная артиллерия противовоздушной обороны страны. Артиллеристы-зенитчики сбили относительно немного немецких бомбардировщиков, зато они сильно мешали вражеским лётчикам производить точное бомбометание.

С конца августа до 5 сентября 1940 года немецкая авиация главные удары наносила по основным базам ВВС Англии. Потери английских самолётов в этот период резко возросли: 295 истребителей были сбиты и около 170 – повреждены. За этот же срок на заводах Англии было изготовлено и отремонтировано 269 самолётов. Потери немецкой авиации в истребителях «Мессершмитт-109» были вдвое меньше потерь английских ВВС. Зато немцы потеряли больше сотни бомбардировщиков.

В период с 24 по 29 августа 80 бомбардировщиков английских ВВС дважды наносили удары по Берлину. Столица Германии получила заметные разрушения, многие её жители были убиты и ранены. Подверглись бомбардировкам английскими самолётами и некоторые другие немецкие города. Гитлер, взбешённый этими событиями, приказал прекратить бомбардировки британских баз и аэродромов и направить главные усилия на бомбардировки Лондона и других английских городов.

7 сентября 1940 года главными целями воздушного налёта немецкой авиации стали крупные города Англии. В этот день почти 1000 самолётов 2-го воздушного флота Германии (около 300 бомбардировщиков в сопровождении 648 истребителей) совершили налёт на Лондон. По воспоминаниям очевидцев, эта армада, прорвавшись через огонь зенитных батарей, прикрывавших систему радарных установок, устремилась по направлению к Лондону. Первые бомбардировщики появились около 5 часов дня и забросали лондонские доки зажигательными бомбами. Ориентируясь на возникшие пожары, другие бомбардировщики летали вперёд и назад почти до 5 часов следующего утра, обрушив сотни тонн взрывчатки на пылающий Ист-Энд. Над улицами огромного города поднялись апокалиптические белые клубы дыма, которые по мере наступления вечера обернулись по краям чернотой, а затем окрасились в зловещие красные тона. Битва за Лондон началась, и вели эту битву вместе с военными лётчиками невооружённые гражданские люди: пожарные, добровольцы ПВО, полицейские, врачи, медсёстры, священники, телефонисты, рабочие и домохозяйки.

В ту первую ночь, как описывал очевидец, находившийся на борту патрульного катера на Темзе, почти пять километров берега графства Сарри находились в огне. Повсюду дрейфовали горящие баржи, а шипение и рёв большого пожара были слышны на большом расстоянии от горящих объектов. Для тушения возникших огромных пожаров сразу после полуночи 8 сентября потребовалось не менее 100 насосных установок. Для сравнения: в мирное время пожар, для тушения которого требовалось 30 насосов, считался очень большим пожаром.

В ту ночь в Лондоне погибло 430 человек из числа гражданского населения, 1600 человек получили ранения, тысячи людей остались без крова. Сразу после восьми часов вечера на следующий день бомбардировки продолжились. К началу следующего дня было убито ещё свыше 400 человек. Три основных железнодорожных вокзала Лондона были выведены из строя в первую ночь, а после второй – все магистрали, ведущие из города в южном направлении. Надёжным укрытием было только лондонское метро. На его станциях от налётов немецкой авиации спасались десятки тысяч лондонцев.

За одним единственным исключением, в течение 76 ночей подряд Лондон подвергался бомбардировкам, и почти всякий раз это приводило к большим разрушениям и гибели мирных жителей. Несколько раз на Лондон совершались налёты и в дневное время. Станции радарной системы к началу сентября 1940 года были большей частью разрушены. После больших потерь самолётов и лётчиков, после разрушения системы радаров положение Англии было близко к поражению. Успехи в бою и сама жизнь лётчиков-истребителей зависели не только от их навыков пилотирования, быстроты реакции и неослабной бдительности, но и от исправной работы системы радара, расположенной в виде цепочки береговых станций, которые обеспечивали оповещение о приближении немецких бомбардировщиков, прежде чем они достигали английского побережья. Без радара (изобретение английского инженера Александра Уотсон-Уотта) истребительная авиация впустую растрачивала свои силы и топливо на дежурное патрулирование. Однако англичане постепенно восстанавливали систему радаров, и истребительная авиация англичан продолжала оказывать врагу упорное сопротивление. Командованию германской люфтваффе это сопротивление показалось просто беспорядочным и безнадёжным, и Геринг полагал, что ещё одного усилия со стороны его лётчиков будет достаточно для выполнения поставленной фюрером задачи.

Но сопротивление англичан тем не менее нарастало. Примерно в середине дня 15 сентября 1940 года флагманы почти тысячной армады немецких самолётов пересекли береговую линию, направляясь в сторону Лондона. Первые бои развернулись над Кентербери. Англичане сумели нарушить строй немецких бомбардировщиков, и те в беспорядке ушли в сторону побережья. Но во второй половине усиленные эскадрильи немцев появились вновь. Командование английской истребительной авиации подняло в воздух все имевшиеся в его распоряжении самолёты. Зенитная артиллерия и истребительная авиация англичан дали нападавшим решительный отпор. В этот раз англичане не дали возможности немцам нанести по Лондону такие же безжалостно точные удары, как это было 7 сентября. Потери немцев 15 сентября составили 60 самолётов. Это был весьма значительный урон для люфтваффе. Англичане потеряли в этот день 26 самолётов и 133 лётчиков. В течение более чем десяти последующих дней потери немецкой авиации превосходили потери истребительной авиации англичан в два и более раза. Расчёты Геринга на быстрое уничтожение английских ВВС не оправдались. Английская авиация не только оборонялась, но и сама наносила ответные удары. 14-15 сентября английские лётчики бомбили порты Франции, где были сосредоточены немецкие переправочные средства для вторжения в Великобританию. В результате было разрушено 200 барж – десятая часть переправочных средств, подготовленных немцами для запланированного на 27 сентября вторжения сухопутных сил. В этих условиях Гитлер 17 сентября фактически отложил вторжение на неопределённый срок. 12 октября начало операции «Морской лев» было перенесено на весну 1941 года. Окончательно приготовления к вторжению были прекращены по указанию Гитлера в январе 1941 года. К этому моменту был уже составлен план «Барбаросса», план нападения на СССР, и Гитлер оставил Англию в покое «до победы над Россией».

Харрикейны вылетевшие из Грейвсенд в Кенте во время битвы за Англию
«Харрикейны» вылетевшие из Грейвсенд в Кенте во время битвы за Англию в сентябре 1940 года

В начале ноября 1940 года, после больших потерь в самолётах, немцы изменили тактику авиационного наступления. Теперь их авиация стала производить бомбардировки городов и баз ВВС главным образом в ночное время. Сильные разрушения в ночь на 14 ноября получил крупный город Ковентри. Удары немецкой авиации по другим городам благодаря действиям английской ПВО такого же разрушительного эффекта уже не имели. В канун Нового года, 29 декабря немецкие бомбардировщики нанесли сильный удар по центральной части Лондона. В результате было разрушено много домов и убито несколько сотен жителей.

Несмотря на большие потери и разрушения сопротивление английских ВВС постепенно возрастало. Англия сумела быстро увеличить военное производство. С мая по сентябрь 1940 года авиационная промышленность Англии выпустила на 650 истребителей больше, чем планировалось ранее. К концу года английские заводы выпустили 15 тысяч самолётов различных типов. Это в полтора раза превысило выпуск самолётов в Германии за тот же период. Кроме того, 578 истребителей Англия получила из США по лендлизу.

Первое соглашение о военном сотрудничестве между США и Англией было подписано 2 сентября 1940 года. Оно предусматривало поставки для британской армии американских вооружений и 50 боевых кораблей. Взамен Великобритания передала в аренду США сроком на 99 лет восемь своих военно-морских и военно-воздушных баз в Северной и Южной Америке. В 1940 году в Англии было произведено 1773 танка, 1359 полевых орудий, почти 81 тысяча винтовок и более 30 тысяч пулемётов. В том же году на английских верфях было построено: 1 линкор, 2 авианосца, 7 крейсеров, 27 эсминцев. Такая боевая оснащённость позволяла теперь Англии вести борьбу с агрессором на равных, причём надводный военно-морской флот англичан оставался сильнее немецкого.

При высоких лётных и боевых качествах немецкие самолёты оказались менее приспособленными к воздушным боям, чем английские. Дело в том, что немецкие самолёты создавались в основном для поддержки наземных сил. Радиус их действия был ограничен. Пролетев до целей в Англии несколько сот километров, немецкий лётчик должен был уже почаще смотреть на указатель уровня топлива – его должно хватить и на бой, и на обратный путь. При достаточно большом расстоянии до цели часто бывало так, что для боя времени оставалось совсем немного. У немцев, как известно, лучшим самолётом-истребителем считался истребитель «Мессершмитт-109». У англичан среди лучших самолётов называли истребители «Харрикейн» (англ. Hurricane - ураган) и «Спитфайр» (англ. Spitfire - плюющийся огнем, огневержец). За долгий период, что «Харрикейн» находился в строю, на нём английские лётчики уничтожили больше вражеских самолётов, чем на истребителе любого другого типа. Он был приспособлен для действий почти в любых климатических условиях и для выполнения практически любых боевых задач. Однако «Спитфайр» превосходил его по своим лётным качествам. Маневренность «Спитфайра» была легендарной и вызывала признание и уважение даже со стороны вражеских лётчиков. Лётчик такого самолёта мог обрушить на врага сосредоточенный огонь восьми пулемётов. Англичане считали, что «Харрикейны» и «Спитфайры» внесли самый большой вклад в дело спасения Англии от немецкого вторжения.

Нужно отметить, что больше половины лётчиков английской Королевской авиации были добровольцами. К началу войны добровольческий резерв Королевской авиации, состоявший из лётчиков-спортсменов, насчитывал свыше 60 тысяч человек.

Последний разрушительный налёт на Лондон люфтваффе совершила в ночь на 10 мая 1941 года. При планировании этого налёта одной из поставленных задач без сомнения была задача отвлечь внимание русских от военных приготовлений немцев на востоке. Уже 16 мая 1941 года основные силы немецкой авиации были переброшены к границам Советского Союза. Битва за небо Англии закончилась. Эта битва дорого обошлась обеим воюющим сторонам. С июля по октябрь 1940 года потери немцев составили 1733 самолёта и 1000 пилотов. За это же время Англия потеряла 915 истребителей и 450 лётчиков. От бомбардировок к середине мая 1941 года англичане потеряли 40 тысяч убитыми, из них 25 тысяч – жители Лондона. Ранения получили 46 тысяч человек. Но эти жертвы не сломили волю англичан к борьбе против агрессора. Черчилль в одном из выступлений в Палате общин, отмечая доблесть британских лётчиков-истребителей, говорил: «Никогда ещё за всю историю человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим». Но справедливо и другое: никогда ещё столь немногие воины не были в такой большой степени обязаны столь многим. Ведь чтобы построить истребители, оснастить их вооружением и обеспечить полёты, потребовались усилия тысяч и, в конечном итоге, миллионов людей. Совместными усилиями всего английского народа было достигнуто главное: германское вторжение на британские острова не состоялось.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
15.07.2017
"Знания-сила"

↻Назад ➤ Читайте дальше: Борьба в Атлантике

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: