Страны и народы
История Германии
© "Знания-сила"
17. Вторая мировая война.
Падение Франции (часть 3)
5 июня, на второй день после того, как немцы вошли в Дюнкерк, начался второй, заключительный этап битвы за Францию. Немцы назвали его «план Рот», и этот план предусматривал окончательный разгром вооружённых сил Франции. Задачи, поставленные в плане «Рот», решали войска группы армий «В» (командующий генерал фон Бок), группы армий «А» (командующий генерал фон Рундштедт) и группы армий «С» (командующий генерал фон Лееб). Немецкие войска расположились вдоль реки Сомма и далее на восток до швейцарской границы. Им противостояли три группы французских армий: 3-я группа армий (командующий генерал Бессон), 4-я группа армий (командующий генерал Шарль Юнцигер) и 2-я группа армий (командующий генерал Претелаа). Эти войска заняли оборону от моря до Реймса, далее до Мааса и Монмеди. 2-я группа армий (генерал Претелаа) расположилась за «линией Мажино». При этом на «линии Мажино» оставили 17 дивизий, 22 дивизии выделили для создания резервов армий и главного командования. Нехватка сил была явной: только 27 дивизий вели непосредственно боевые действия, каждая дивизия оборонялась на фронте от 12 до 14 километров. Создать глубоко эшелонированную оборону французы не имели возможности.
5 июня на западном участке фронта от моря до Лаона началось немецкое наступление. В течение первых дней французы упорно сопротивлялись. Но 7 июня танковые войска вермахта прорвали оборону французов на их левом фланге. Здесь отличилась танковая дивизия генерала Эрвина фон Роммеля. На участке наступления Роммеля французы взорвали все шоссейные мосты через реку Сомму, но два железнодорожных моста оставили нетронутыми. Почему они так поступили? Во-первых, потому, что рассчитывали использовать эти мосты при контрнаступлении, которое они всё ещё надеялись организовать. Во-вторых, они были убеждены, что немцы не смогут наступать через эти мосты по причине непригодности местности для прохождения не только танков, но даже пехоты. Дело в том, что одноколейный железнодорожный путь проходил здесь вдоль двух узких дамб, которые протянулись на полтора километра через заболоченный берег реки. Но Роммель нашёл необычный выход из положения. Он захватил перед рассветом мосты и закрепился на небольшом плацдарме на противоположном берегу реки. По команде Роммеля солдаты быстро сняли рельсы и шпалы, после чего под артиллерийским огнём противника Роммель направил танки и транспортные машины по подготовленным таким способам путям. Танковая дивизия переправилась на противоположный берег Соммы почти без остановок. Через сутки Роммель прорвал оборону противника на глубину 13 километров. Продвигаясь колонными путями и обходя таким образом подразделения французов, обороняющие узлы дорог и населённые пункты, дивизия Роммеля глубоким прорывом рассекла пополам 10-ю французскую армию. Через образовавшуюся брешь вперёд устремились другие немецкие дивизии. 8 июня 1940 года, совершив 65-километровый обходный манёвр и преодолев поспешно организованную французами оборону, Роммель достиг реки Сены южнее Руана. Переправы через эту широкую водную преграду были захвачены до того, как французы успели организовать оборону переправ. 10 июня дивизия Роммеля круто повернула на запад и, совершив 80-километровый бросок, к вечеру того же дня вышла к побережью. В результате пути отступления войск левого крыла 10-й французской армии были отрезаны. Окружённые в районе Сен-Валери, эти войска в составе пяти дивизий 12 июня вынуждены были сдаться в плен.
9 июня началось немецкое наступление в Шампани. Здесь сопротивление французов было быстро сломлено, и танковые дивизии Гудериана двинулись к Шалону-на-Марне и затем на восток. 11 июня немецкие войска форсировали реку Марна в районе Шато-Тьерри. Отбивая французские контратаки, Гудериан с возрастающей скоростью продолжал наступление в направлении к плато Лонгр, находящееся в тылу «линии Мажино». Перед наступлением Гудериан был назначен командующим танковой группой Рундштедта (два танковых корпуса). Преодолев в высоком темпе плато Лангр, дивизии Гудериана устремились на юго-восток, к швейцарской границе и обошли с запада французские войска, занимавшие оборону на «линии Мажино». 17 июня головная дивизия Гудериана ворвалась в Потарлье, расположенный на швейцарской границе. Коммуникации крупных французских сил, всё ещё находившихся на «линии Мажино», были перерезаны. Таким образом, мощь дорогостоящих укреплений «линии Мажино» оказалась фактически невостребованной в этой войне. А ведь линия французских оборонительных укреплений на границе с Германией, Люксембургом и частично с Бельгией, носившая название по имени предложившего её создание военного министра Франции Андре Мажино (1877-1932), была достаточно мощным оборонительным рубежом. «Линия Мажино» была построена в 1929-1934 годах и усовершенствовалась до 1940 года. Её протяжённость была около 400 км, глубина – 6-8 км. «Линия Мажино» имела около 5600 долговременных огневых сооружений. В её состав входили крепости, казармы, госпитали и подземная железная дорога. В 1936-1940 годах для продолжения «линии Мажино» до Северного моря началось строительство «линии Даладье» протяжённостью 620 км, но в связи с нападением Германии эта линия обороны не была закончена. После капитуляции Франции гарнизон «линии Мажино» был вынужден сдаться. После войны большинство сооружений «линии Мажино» было передано под склады военного имущества и для других целей.
Оборона французских войск фактически распалась 9 июня, после прорыва немцев в районе Руана. Уже 8 июня командующий союзными войсками Максим Вейган заявил, что битва за Сомму проиграна. Французская армия практически прекратила организованное сопротивление и беспорядочно отступала на юг вместе с потоками беженцев. 10 июня в войну против Франции вступила Италия. Но Франция к этому моменту фактически была разгромлена, поэтому «помощь», которую Муссолини хотел оказать своему другу и союзнику Гитлеру, не потребовалась. Слово «помощь» мы взяли в кавычки потому, что реальной помощи немецким войскам итальянские войска не оказали, да немцы во Франции в 1940 году не нуждались ни в какой помощи. Наступление итальянских войск было без особого труда остановлено небольшими силами французов.
12 июня 1940 года генерал Вейган в своём докладе правительству заявил, что война проиграна. Правительство Франции переехало в Бордо, а 14 июня немецкие войска триумфально вошли в Париж. Боясь ответственности за надвигающиеся события, премьер-министр Франции Рейно подал в отставку. 17 июня премьер-министром Франции был назначен маршал Анри Петен (1856-1951), который сразу предложил немцам перемирие. Условия перемирия обсуждались и 22 июня 1940 года были приняты немецкой стороной в том же Компьенском лесу и в том же железнодорожном вагоне, где в ноябре 1918 года было подписано перемирие между побеждённой в Первой мировой войне Германией и государствами антигерманской коалиции, заменённое Версальским мирным договором в 1919 году. Любители афоризмов, вероятно, сказали бы, что в данном случае история повторилась в виде трагедии…
Адольф Гитлер позирует для фото на фоне Эйфелевой башни на следующий день после официальной капитуляции Франции, 23 июня 1940 года.
Слева стоит Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений и военной промышленности и личный архитектор Гитлера,
справа - Арно Брекер, любимый скульптор Гитлера. (AP Photo/German War Department)
В южных районах Франции власть принадлежала правительству Анри Петена, который избрал местом пребывания правительства город Виши (так называли его по месту пребывания) полностью зависело от Германии. За правительством Виши Германия оставила власть над французскими заморскими колониями с таким расчётом, чтобы их сохранить на будущее для себя. Франция лишалась районов Эльзаса и Лотарингии, которые присоединялись к Германскому рейху.
Правительство Петена было марионеточным и коллаборационистским, оно активно сотрудничало с немецкими нацистами. По приказу Петена в Германию на принудительные работы отправлялись миллионы французов, шли эшелоны с евреями – гражданами Франции – прямо в немецкие лагеря смерти. Судьбу миллионов евреев, ни в чём не повинных людей, мы знаем. А судьба Петена такова: в 1944 году он сбежал в Германию, а в апреле 1945 года перебрался в Швейцарию, но вскоре был арестован на франко-швейцарской границе. Ему было предъявлено обвинение в добровольном сотрудничестве с врагом. 15 августа 1945 года маршал Петен был признан виновным и приговорён к смертной казни. С учётом престарелого возраста осуждённого, приговор был заменён пожизненным заключением. Петен находился в тюрьме до своей смерти 23 июля 1951 года.
По условиям перемирия французская армия была демобилизована и разоружена. Правительство Петена получило право иметь армию для поддержания внутреннего порядка в размере не более семи дивизий. Французские военнопленные должны были оставаться в Германии до подписания мирного договора. Военно-морской флот Франции должен быть сосредоточен во французских портах и разоружён под контролем военных специалистов Германии и Италии. Расходы по содержанию германских оккупационных войск возлагались на французское правительство.
Итак, всего за 44 дня Франция потерпела полное поражение. За это время немецкие войска разгромили вооружённые силы Франции, Бельгии и Голландии. Французская армия потеряла 84 тыс. человек убитыми, свыше полутора миллионов человек попало в плен. Немцы потеряли 27 тыс. человек убитыми, 18 тыс. человек пропали без вести. За победу над Францией все командующие немецкими группами армий получили звание фельдмаршалов. Сокрушительное поражение Франции означало, что из войны была выведена одна из крупнейших военных держав, способных противостоять нацизму в Европе.
© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
"Знания-сила"
↻Назад ➤ Читайте дальше: Сопротивление Франции