ГОДДАРД, РОБЕРТ ХАТЧИНС Goddard, Robert Hutchings, 1882–1945, американский физик и инженер. Родился 5 октября 1882 в Вустере, шт. Массачусетс. В 1908 окончил Вустерский политехнический институт, в 1911 получил степень доктора в университете Кларка. С 1914 работал в университете Кларка, где в 1919 стал профессором, а в 1923 получил лабораторию. В 1930–1942 Годдард занимался ракетными исследованиями в Розуэлле. В 1942–1945 возглавлял Исследовательское авиационное бюро при министерстве ВМФ США.
Первая в мире ракета с жидкостным двигателем была запушена Робертом Годдардом 16 марта 1926 года в Оберне, штат Массачусетс.
Она поднялась на высоту 56 метров и развила скорость 100 километров в час.
Первые идеи
Впервые схему ракетного летательного аппарата с использованием жидкого топлива (однокомпонентного или с воздухом в качестве
окислителя) предложил испанец Арнас в 1872 г. Схему ракетного двигателя на двухкомпонентном жидком топливе первым создал С.С. Неждановский примерно в 1882
г. Эти проекты, однако, не были широко известны в течение десятков последующих лет, как и берущийся историками техники под сомнение факт первого испытания
жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) в 1895 г. в Париже перуанцем П. Паулетом.
Первая по времени публикация идеи космической жидкостной рвкеты принадлежит К.Э. Циолковскому (1903). Циолковский предложил не
просто схему такой ракеты, он впервые дал её теорию и расчет, а также доказательство возможности с её помощью достичь межпланетного пространства.
Вторая часть этой работы (1911-1912) также в этом отношении опередила на несколько лет все другие публикации.
Подробно:
Человек и космос
Освоение космоса
Роберт Годдард. Первая в мире ракета с жидкостным двигателем.
Никто сейчас не скажет, сколько лет мифу об Икаре, но каждому ясно, что уже тогда, тысячи лет
назад, люди мечтали подняться в небо, к Солнцу. У Икара это не получилось по вполне понятным причинам. А в жизни было по-другому. Широко известны работы
русского учёного Константина Циолковского в области реактивного движения, в частности, его книга "Исследование мировых пространств реактивными приборами",
опубликованная в 1903 году. Это был основополагающий труд по теории реактивного движения. Но сегодня мы поговорим о работах учёного, менее известного, или
совсем не известного нашим читателям. Речь пойдёт об американском исследователе и конструкторе реактивных двигателей Роберте Годдарде. Это ему в марте 1926 года
в американском штате Массачусетс удалось запустить ракету на высоту 56 метров за 2,5 секунды. При этом ракета развила скорость до 100 километров в час.
Годдард у пусковой рамы с первой жидкотопливной ракетой
По современным понятиям результат этот менее чем скромный. Однако этот пуск ракеты стал этапом в освоении космического пространства. Дело в том, что здесь
впервые был применен жидкостный ракетный двигатель. До этого изобретатель проводил испытания ракет с двигателем, работающем на твёрдом топливе, в качестве
которого использовался бездымный порох. Не сразу Годдард пришёл к этому успеху. Реактивное движение он начал изучать в 1903 году. В результате исследований
Годдард установил огромные преимущества жидкого топлива для ракетных двигателей по сравнению с твёрдым топливом. Оказалось, в частности, что жидкое топливо
имеет энергию сгорания на единицу массы в несколько раз больше, чем порох. В качестве горючего он использовал газоли́н, представляющий собой нефтяную фракцию,
по удельному ве́су среднюю между современным керосином и бензином. Окислителем служил жидкий кислород, который, кстати, используется и до настоящего времени
как компонент ракетного топлива. Заслугой Годдарда является также и то, что он разработал теорию жидкостного ракетного двигателя, работающего на жидком
кислороде и водороде, т.е. двигателя будущего, над проектом которого до сих пор работают конструкторы многих стран.
В 1920 году Сми́тсоновский институт опубликовал статью Годдарда "О методах подъёма на большие высо́ты", где отмечалось, что "ракета идеально
подходит для подъёма на большие высо́ты ... и не требует наличия воздуха для создания тяги."
Годдард выдвинул и обосновал идею многоступенчатой ракеты. Он
предложил установить на ракете фотокамеру, чтобы можно было увидеть снимки планет, на которые будут по́сланы ракеты, возвращаемые после полёта обратно на Землю.
Впервые в 1923 году Годдард на стенде испытал жидкостный
ракетный двигатель. Горючим служил газоли́н, а окислителем - жидкий кислород. Испытания прошли успешно. В 1926 году такой двигатель был установлен на ракете,
совершившей упомянутый выше полёт на высоту 56 метров. Спустя 3 года Годдард запустил ракету, оснащенную измерительными приборами и фотоаппаратом.
Дальнейшие испытания он проводил в городе Росуэлл, штат Нью-Мексико. Построенная им здесь первая ракета с жидкостным двигателем имела
длину 3,3 метра (11 футов). Горючим служил газоли́н, окислителем - жидкий кислород. Конечно, ни по размерам, ни по внешнему виду, эта ракета совершенно не
походила на своих великих потомков - мощных современных космических ракет-носителей. Но она была первой их предшественницей. Ракета поднялась на
высоту 609 метров (1998 футов), развив скорость 800 км/час. Вскоре, после улучшения способов стабилизации и управления ракетой, была достигнута высота
подъема в 2,28 километра, что в то время было рекордом. Важнейшим достижением Годдарда стало применение им гироскопа для стабилизации ракеты в полёте.
19 апреля 1932 года Годдард произвёл запуск ракеты,
управляемой при помощи гироскопа. Ракета стабильно пролетела по заранее заданной траектории. Это было выдающимся достижением в области ракетной техники. Работы
Годдарда в период 1930-1935 годов показали, что стабилизация ракет в полёте с помощью гироскопов является более эффективной по сравнению с другими методами.
Роберт Годдард с одной из своих ракет. 1938г. Розуэлл.
В то время результаты работ Годдарда не заинтересовали
правительство США, которое планировало создать производство атомного оружия. Ракетная техника продолжала развиваться, в том числе и в Европе. Приход к власти
в Германии в январе 1933 года нацистов привёл к ускоренному развитию ракетной техники для военных целей. Прошло не так много времени, и жители Лондона, Парижа
и других городов Англии и Франции на себе испытали удары немецких реактивных снарядов V-1 и V-2. А ещё
через некоторое время фашистские агрессоры испытали удары знаменитых русских "Катюш", которые стреляли также реактивными снарядами. Но это уже другая история.