Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы.
Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820, Бармен (ныне район Вупперталя) — 5 августа 1895, Лондон) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса.
История Германии от окончания Наполеоновских войн до объединения Германии.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс и революция в Германии 1848-1849 годов.
Цитирование классиков марксизма и даже простое упоминание имён Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) в современной России (с известных времён) стало немодным. Отдавая себе в этом полный отчёт, мы хотим лишь напомнить, что революционеры Маркс и Энгельс были прежде всего крупнейшими учёными XIX века в области экономических, исторических, юридических и философских наук. Можно по-разному относиться к учению Маркса о революционном переходе от капитализма к социализму, но бесспорным остаётся тот факт, что этот великий человек посвятил свою жизнь борьбе за лучшее будущее человечества.
К. Маркс и Ф. Энгельс на политическую арену выступили в 40-х годах XIX века. Прибыв в Германию из эмиграции (Англия) ещё в начале революции, они вступили в Кёльнское демократическое общество и создали «Новую Рейнскую газету» (Neue Rheinische Zeitung), вокруг которой сплачивались революционные демократы из либеральной буржуазии и передовые рабочие. Редактировал газету Маркс. Газета разъясня́ла, что основной задачей революции является объединение страны и критиковала нерешительность буржуазии.
Маркс и Энгельс намечали программу действий всей демократии в этот период революции. А что представляла собой и насколько сильна и организованна была эта «демократия»? Немногочисленные представители мелкой буржуазии с либеральными взглядами, отдельные группы рабочих, только что начинавших осознавать своё положение в обществе, да некоторая часть студенчества, чьи горячие головы и юношеский задор звали рабочих на баррикады – вот, собственно, и весь состав демократии, не считая, конечно, самих руководителей демократии в лице Маркса, Энгельса и их ближайших единомышленников.
События показали, что этих революционно-демократических сил оказалось недостаточно для решения задач, которые ставили перед рабочими Маркс и Энгельс. А задачи эти были совсем не простые. Как впоследствии писал Ф.Энгельс, в революционную программу социалистов на период революции входило (ни много, ни мало!) «разложение прусского государства, развал австрийского, действительное воссоединение Германии как республики» (К.Маркс, Ф.Энгельс, Избр. произв., т.2). Энгельс не уточняет, какой республики, но и без этого понятно, что такая программа не могла быть выполнена в конкретно-исторических условиях Германии 40-х годов XIX века, она была непоси́льна для германского пролетариата той поры.
Можно легко представить, как захватило дух у революционера Маркса, когда он увидел, как немецкий пролетариат вместе с представителями других слоёв общества борется на баррикадах за свои права.
Молодым ещё тогда Марксу и Энгельсу показалось, что их призывы к революционной борьбе немецкий народ услышал, что теперь он пойдёт на штурм полуфеодального монархического строя. Маркс был уверен в том, что буржуазная революция в Германии станет непосредственным прологом пролетарской революции, так как она началась «в более прогрессивных условиях цивилизации с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии и Франции XVIII столетия». Но революционная эйфория отдельных людей не могла изменить реальные условия, в которых началась и проходила революция в Германии и Австрийской империи. Революция закончилась тем, чем и должна была закончиться – поражением.
Обобщив опыт классовой борьбы, Маркс и Энгельс создали новое учение, которое, как они хотели, должно было стать мировоззрением революционного пролетариата. Преобразовав созданный в 1836 году
«Союз справедливых», они организовали в 1847 году «Союз коммунистов» как зачаток революционной партии пролетариата. Теоретической программой Союза стал написанный Марксом и Энгельсом
«Манифест Коммунистической партии», опубликованный в феврале 1848 года. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс определили тактику коммунистов в предстоявшей в Германии буржуазной революции.
И вот с тех пор по Европе начал «бродить призрак коммунизма». Бродил он долго, наделал много бед, особенно в России после 1917 года, (на то он и призрак) и прекратил бродить только к са́мому концу XX века… Но оставим иронию, она здесь не совсем к месту. Если серьёзно, то из призрака коммунизма в России вполне могло получиться что-нибудь реальное, например, социализм. В СССР был установлен общественный строй, имевший основы социализма и некоторые его внешние признаки. Но до настоящего социализма этот строй так и не смог развиться. И после 70 лет трудного, драматичного, а на первых пора́х глубоко трагичного и кровавого эксперимента рулевые корабля по названию «Россия» получили команду «стоп», а затем – «полный назад», в направлении к капитализму.
Мы не намерены здесь гадать, что будет дальше с Россией, чем закончится этот новый эксперимент. Россия упомянута нами здесь только потому, что в течение 70 с лишним лет нашей страной управляла партия, теоретической основой деятельности которой был научный коммунизм.
Хотели того немцы или нет, но Германия стала родиной научного коммунизма, а вожди германского пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс – его творцами.