Гитлер со своим заместителем Рудольфом Гессом
Страны и народы
История Германии
© "Знания-сила"
16. Германия в период фашистской диктатуры (часть 6).
• Гитлер сразу поставил перед правительством задачу создания массовой армии. С 1932 по 1935 год количество дивизий германской армии возросло с 10 до 31, то есть в три раза. Решающий шаг на пути развёртывания вооружённых сил нацистский режим сделал 16 марта 1935 года. В этот день был опубликован закон о создании вермахта и введении всеобщей воинской повинности. В связи с введением всеобщей воинской повинности германское руководство официально заявило о том, что не считает больше себя связанным версальскими договорённостями в вопросах вооружения. Этому решению предшествовало прекращение в октябре 1933 года участие Германии в работе Женевской конференции по разоружению. 16 октября 1933 года Германия официально вышла из Лиги наций. В заявлении о выходе Германии из Лиги наций Гитлер попытался «аргументировать» этот свой внешнеполитический шаг рассуждениями о том, что страны-участницы говорят о разоружении, но сами не разоружаются, и поэтому Германия имеет право на перевооружение своей армии. В дальнейшем последуют другие примеры того, как нацистский режим перестал считаться с международным правом.
В 1935 году численность вооружённых сил Германии достигла 900 тысяч человек. О том, что по Версальскому мирному договору Германии разрешалось иметь не более чем 100-тысячную армию, нацистские руководители теперь не хотели и вспоминать. Уже весной 1933 года Гитлер дал поручение генеральному уполномоченному по гражданской авиации Герману Герингу приступить к созданию военно-воздушных сил. Военная авиация вскоре стала отдельным родом войск вооружённых сил Германии.
Геринг перед строем
Мы считаем возможным кратко рассказать о личности и деятельности Геринга, так много сделавшего для вооружения Германии. Герман Вильгельм Геринг (1893-1946) среди представителей нацистской верхушки занимал особое место. Воспитание в престижном военном учебном заведении, блестящий послужной список (во время первой мировой войны он был лётчиком-истребителем), решительность и уверенность в себе, представительный внешний вид – всё это помогло Герингу достичь высокого положения в высших кругах немецкого общества, стать рейхсминистром авиации, рейхсмаршалом, а среди нацистских руководителей стать фактически вторым лицом после Гитлера. Однако главной причиной выдвижения Геринга на руководящие посты была его глубокая, искренняя преданность фюреру. Он принял всей душой лидерство Гитлера, полностью разделял расистское мировоззрение фюрера.
По принципу лояльности и глубокой личной преданности фюреру получили наиболее ответственные посты в рейхе и другие нацистские боссы.
В состав первого нацистского правительства Геринг вошёл в качестве рейхскомиссара авиации и министра без портфеля (то есть без конкретных обязанностей), оставаясь одновременно министром внутренних дел Пруссии. Но прусские дела для него вскоре закончились, так как МВД Пруссии было включено в МВД рейха. Кроме того, монопольный контроль над полицией всего рейха успел захватить Гитлер. Некоторое время Геринг работал в созданном им самим так называемом разведывательно-исследовательском управлении. Прослушивание телефонных разговоров, анализ телеграфной и радиосвязи различных ведомств страны давали Герингу обширную информацию и прежде всего экономическую, которую он впоследствии использовал в своей работе.
В 1934 году Геринг без тени смущения или неуверенности принял предложенный ему фюрером пост рейхсминистра авиации. С этих пор его деятельность резко активизируется и расширяется. С помощью интриг и пользуясь доверием Гитлера, Геринг расширил сферы своего влияния в министерствах и ведомствах и, в первую очередь, в министерстве экономики, которое тогда возглавлял Яльмар Шахт, являвшийся одновременно и президентом рейхсбанка. Геринг быстро добился полного контроля над отделом авиации в министерстве обороны, оттеснив от этой работы армейских специалистов. Геринг стремился к созданию самых мощных в мире военно-воздушных сил. Создание ВВС практически на пустом месте потребовало огромных затрат на производство самолётов и их вооружения, на строительство аэродромов, систем их обслуживания и так далее.
О темпах создания военно-воздушных сил Германии (по-немецки Luftwaffe – люфтваффе) можно судить по следующим данным:
Общие военные расходы Германии за 1934-1935 годы составили 1,95 триллиона марок, за 1937-1938 годы – 8,27 триллиона марок, а доля люфтваффе в этом четырёхкратном увеличении возросла с 32,9% до 39,4% всех ассигнований.
Такие расходы осуществлялись вопреки возражениям Шахта, командования вермахта и консервативных кругов в экономических ведомствах.
Используя информацию Геринга о состоянии экономики страны, а также о шагах, предпринимаемых оппозицией, Гитлер летом 1936 года составил меморандум, в котором перевооружение Германии объявлялось первоочередной задачей. При этом Гитлер ставил перед экономическими ведомствами задачу обеспечения экономической самодостаточности страны. 4 сентября 1936 года Геринг зачитал меморандум Гитлера на заседании кабинета министров. В меморандуме Гитлер в очередной раз подчеркнул, что окончательное решение экономических и других проблем Германии возможно лишь при условии расширения «жизненного пространства» для немецкого народа. Но в переходный период все усилия направляются на военные приготовления для решения следующих задач:
1. Вооружённые силы Германии должны быть боеспособны через четыре года.
2. Экономика Германии должна быть готова к войне через четыре года.
Докладывая меморандум кабинету, Геринг подчеркнул, что основной предпосылкой является то, что столкновение с Россией неизбежно. В конце речи Геринг добавил от себя: «Необходимо принять все меры, как если бы нам предстояла немедленная мобилизация».
• Меморандум Гитлера стал основой для разработанного в 1936 году так называемого «Четырёхлетнего плана».
Основным содержанием «Четырёхлетнего плана» было производство вооружений и необходимых материалов, а также определение капиталовложений и источников финансирования. Этот план означал, что Германия фактически переходит на военные рельсы. В дальнейшем «Четырёхлетний план» распространился также на торговлю, производство потребительских товаров и транспорт.
Контроль за реализацией «Четырёхлетнего плана» Гитлер поручил Герингу. Руководство армии решительно возражало против этого плана и по существу, и по форме. Отношение военных к «Четырёхлетнему плану» было выражено в меморандуме, направленном в феврале 1937 года Гитлеру министром обороны фон Бломбергом. Меморандум содержал требования о том, чтобы ответственность за военные приготовления и управление военной экономикой должна возлагаться на министра обороны, а не на Геринга. В мирное время за экономику должен отвечать министр экономики Шахт, а не Геринг. Меморандум заканчивался предупреждением о том, что если изложенные в нём условия и требования не будут выполнены, то армия отказывается сотрудничать с Герингом.
Гитлер никак не прореагировал на требования военных, он не дал никакого ответа министру обороны. Впервые в истории Германии ультиматум армии не дал никакого результата. Геринг продолжал выполнять обязанности, возложенные на него фюрером.
Военно-экономическая деятельность Геринга не ограничилась «Четырёхлетним планом». К лету 1937 года Геринг с одобрения Гитлера создал промышленный комплекс «Герман Геринг Рейхсверке». Сначала этот комплекс занимался добычей и переплавкой низкосортной железной руды из месторождений, находящихся на территории Германии. Работа предприятий этого комплекса, по мысли Геринга, должна была содействовать обеспечению экономической самодостаточности Германии. Идея автаркии, с которой выступал перед экономистами Гитлер, была, естественно, поддержана Герингом. Видные специалисты сталелитейной промышленности подвергли критике политику автаркии на примере своей отрасли производства. В ответ Геринг пригрозил арестовать их за саботаж и отправить в концлагерь. Одновременно он заставил ряд частных фирм вложить частично свои средства в государственную компанию «Рейхсверке». Чтобы пресечь выступления оппозиции, Геринг предложил заводам Круппа крупный заказ на поставку оружия. Рурские заводы вынуждены были согласиться с условиями Геринга. Кстати, после этих неспокойных событий позиции Шахта были ослаблены, и он вскоре, в июле 1937 года ушёл в отставку.
Учреждение комплекса «Рейхсверке» (нем. Reichswerke – имперские заводы) открыло возможность нацистскому государству перейти от контроля за экономикой к государственному владению и управлению промышленностью, что позволило Герингу (с согласия Гитлера) так расширить сферу деятельности, что «Рейхсверке» быстро превратился в «ядро всей программы германского перевооружения и в мирное, и в военное время». В начале 1938 года Геринг приказал увеличить государственные расходы на развитие заводов «Рейхсверке». Капитал комплекса сразу возрос с 5 до 400 миллионов марок (!).
Какие же у Геринга были юридически установленные права, чтобы распоряжаться огромными государственными средствами и контролировать действия чиновников любого ранга? Такие права Геринг получил по декрету Гитлера от 18 октября 1936 года, который разрешал Герингу самому издавать декреты и «инструкции всем властным инстанциям».
Геринг энергично расширял деятельность «Рейхсверке», в активы которого был включён ряд заводов и шахт Рурского бассейна, а также значительная часть промышленности оккупированных Австрии и Чехословакии.
К сентябрю 1939 года, то есть ко времени начала второй мировой войны, предприятия «Герман Геринг Рейхсверке» превратились в крупнейший промышленный комплекс в Европе, ставший орудием экономической экспансии фашистской Германии.
На примере деятельности Геринга и других руководителей рейха мы видим, что нацистская власть по-своему относилась к сложившейся до неё государственной системе. Придя к власти, Гитлер не стал реформировать законодательно-правовую систему Германии, исходя из принципов национал-социализма. Он просто воспользовался ею в сложившемся на тот момент времени виде, обходя её, извращая произвольно её многие положения. То же относится и к структуре исполнительной власти. Гитлер не создал никакого нового государственного аппарата с более рациональным распределением обязанностей. При необходимости, для реализации тех проектов, которые он считал важными, Гитлер создавал особые органы вне государственной структуры. Например, был создан департамент Геринга для контроля за реализацией «Четырёхлетнего плана», несмотря на то, что этот департамент отбирал часть прав и обязанностей сразу у четырёх министров.
Германия при нацистах была «государством фюрера». Это значит, что в ней действовали параллельно две ветви власти: традиционная государственная бюрократия и альтернативная, внеконституционная и внеправовая исполнительная власть. Государственный аппарат, хотя в целом и остался таким же, что и во времена Веймарской республики, подвергся различным деформациям, перекосам. Например, государство в лице министерства внутренних дел потеряло свои властные функции, функции принуждения, так как полный контроль над полицией всей страны захватили службы СС, созданные Гиммлером и подчинявшиеся лично ему. Непредсказуемое вмешательство Гитлера и его ближайших сподвижников, постоянно соперничавших между собой за власть и влияние на фюрера, приводили к сбоям в работе министерств и ведомств. Гитлер практически не принимал участия в текущих государственных делах, не проводил многочасовых заседаний и не читал длинных, размером больше полстраницы документов. Его энергия была направлена на главное: быстрее закончить вооружение страны, быстрее приступить к работе по расширению «жизненного пространства» для немцев. Энергия Гитлера проявлялась всегда непредсказуемо, беспорядочно, вызывая хаотичное поведение подчинённых. Авторитет фюрера был неоспорим, однако в управлении государством было несколько центров силы в лице наиболее влиятельных нацистских функционеров. Поэтому считать нацистское тоталитарное государство единым и монолитным было бы большим преувеличением.
© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
"Знания-сила"
↻Назад ➤ Читайте дальше: Расстрел руководителей СА