ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место
в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся
основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем
выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и
идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др.
Материал БСЭ.
Философия науки – философская дисциплина, предметом которой является исследование науки как особой формы духовной деятельности человеческого общества.
Изучает сущность науки, её связь с иными видами духовной деятельности человечества и отличие от них. Философия науки появляется в XX веке
в связи с бурным развитием исследований по истории науки, философских проблем конкретных наук, роли и значения науки в жизни общества, а также исследований по
логической, методологической и социологической проблематике научного познания. Сложилась в результате междисциплинарного синтеза философии, науки и её истории.
Подробно:
ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ
Великие мыслители обсуждают «вечные» вопросы.
Универсальные принципы, лежащие в основе науки и философии.
ВОПРОС № 2:
Часто утверждают, что предпосылки аргументов уже «содержат» выводы, и
следовательно, логические аргументы не могут открыть ничего нового. Существуют ли какие-то фундаментальные принципы, лежащие в основе научных экспериментов и
философской аргументации – принципы, доступные для человеческого разума?
АЛВИН ПЛАНТИНГА
Я думаю, что существует множество разных вещей, которые мы знаем априори, не обращаясь к науке и философии.
Мы знаем о существовании других людей без всякой науки и философии. Это
знание — не продукт научного исследования или экспериментов, а также не продукт философского озарения или логической аргументации. То же самое относится к
нашему убеждению, что прошлое прошло, что семь плюс пять равно двенадцати, что мы сегодня утром пили чай.
Всё это не является результатом научных экспериментов или философской дискуссии. Скорее, это вещи, которые наука воспринимает как должное. Наука
начинается с этих вещей. Так сказать, наука не обосновывает существование телескопов или других научных инструментов.
В философии дела обстоят несколько иначе. Обычно она воспринимает логику как нечто само собой разумеющееся. Трудно сказать, что ещё может быть столь же
незыблемым для философии в целом. Существует множество философов, и каждый из них принимает как должное определенные вещи.
Декарт мало
что принимал как должное, но он и ушел недалеко. То же самое относится и к Дэвиду Юму. Но Фома Аквинский воспринимал как должное
гораздо больше вещей. Философы расходятся во мнениях по различным вопросам, но почти все они начинают с того, что принимают определенные вещи как нечто само
собой разумеющееся. Не сделав этого, вы не сможете продвинуться ни на шаг вперёд.
Допустим, вы отказываетесь принимать что-либо как должное, собираясь переплюнуть даже Декарта. Тогда вы даже не можете принять логику как должное. Вы
не сможете аргументировать что-либо хотя бы потому, что у вас не будет предпосылок для аргументации. Поэтому и философия, и наука начинают с априорного
знания множества вещей, которые воспринимаются как должное.
Человеческому разуму доступны всевозможные вещи, которые он не может осознать с помощью научных экспериментов или философской аргументации. Разумеется,
существование Бога принадлежит к таким вещам, как и существование других разумов.
ДЖОЗЕФ СЕЙФЕРТ
Не каждая истина может быть открыта благодаря логическим умозаключениям. Фундаментальные предпосылки и первые принципы логики сами по себе находятся за
пределами эмпирического знания — не потому, что они не могут быть познаны рационально и должны быть приняты на веру, а скорее потому, что интуитивное
понимание бытия и некоторых важнейших истин представляет собой высшую и наиболее совершенную форму рационального знания.
РАЛЬФ МАКИНЕРНИ
Конечно, такие фундаментальные принципы существуют. Я думаю, что быть человеком означает знать определенные истины об окружающем мире и о самом себе.
Это не вопрос образования, природной одарённости или коэффициента умственного развития. Согласно аристотелевской логике, мы уже знаем то, что стремимся
узнать. Философия — это не начало знания, а стремление к нему. Такой подход
привлекает меня своим, так сказать, демократизмом, хотя многие современные философы тяготеют к элитарности.
Относится ли концепция фундаментальных принципов к нравственным истинам, к нашему пониманию добра и зла?
Попробуйте найти человека, не обладающего нравственным чувством. Очень трудно, почти невозможно изгнать нравственность из человеческого сознания.
Многие люди совершают чудовищные поступки и руководствуются ужасными принципами, но они все равно будут возмущены, если вы несправедливо обойдетесь с ними. Мать
говорит своему ребёнку: «А тебе бы понравилось, если бы кто-то другой поступил с тобой таким образом?» Это золотое правило.