Многие ученые, которым трудно примириться с мыслью, что
Вселенная создана
высшим разумом, строят гипотезы о том, что Вселенная возникла из ничего в
результате какого-то процесса. Обычно такие гипотезы представляют собой некую
разновидность теории, впервые выдвинутой физиком Аланом Гутом в 1979 году
(модель раздувающейся Вселенной). Теория раздувания содержит предположения о
том, что произошло через долю секунды после появления Вселенной.
Сторонники этой теории считают, что сначала Вселенная была
субмикроскопической, а затем раздулась со скоростью, превышающей скорость
света,— это утверждение, которое невозможно проверить в лабораторных условиях.
Теория раздувания остается спорной. Однако впоследствии д-р Гут признал, что его
теория «не объясняет, как Вселенная появилась из ничего».
Инфляция Вселенной
В различных университетах Шотландии ежегодно читаются так называемые гиффордовские лекции. Эти лекции, по завещанию основателя, имеют
своим предметом естественную теологию. С естественной теологией связана такая точка зрения на вопросы бытия, которая является результатом отказа от какой-либо
частной религии или мировоззрения. Часто цели, которые преследуют эти лекции, предполагают не специальное изложение отдельных проблем науки, а её философские
основы и мировоззренческие выводы.
Как известно, проблема происхождения Вселенной является одной из самых трудных естественнонаучных
проблем. По отношению учёных к этой проблеме судят об их мировоззрении.
Интересны все без исключения высказывания участников диспута по этой проблеме.
Эти высказывания свидетельствуют о широких познаниях собеседников в области
физики, космологии, биологии. Без сомнения, общенаучная подготовка их такова,
что среди них явно нет никого, кто всерьёз принимал бы библейские «откровения» о
сотворении мира за шесть дней, о всемирном потопе и Ноевом ковчеге, о том, как Бог сделал из глины человека, вдохнул ему душу и т.п.
Но знание современных физических теорий и тенденций развития
материалистической науки не делает участников беседы сторонниками атеизма и
материализма. Больше того, некоторые из них атеизм и материализм считают
заблуждением и грехом. Не следует этому удивляться, потому что теология — основная специальность собеседников.
Христианская теология базируется в основном на Библии, на
постановлениях вселенских соборов и на учениях «отцов церкви». Теология вместе с
религиозной философией имеют целью доказать совместимость теологии с наукой.
Например, доктор Джозеф Сейферт,
ректор Международной академии философии в Лихтенштейне, считает
философию главной наукой, а теологию, которая «интерпретирует Божественное
откровение и учение Церкви, - единственной боговдохновленной наукой».
Мы не удивляемся этому заявлению доктора Сейферта: в конце концов каждый учёный выбирает свою «главную» науку. Здесь, по-видимому, будет
уместным вспомнить высказывание русского физика, нобелевского лауреата академика
Петра Леонидовича Капицы: «Есть только одна наука — это физика. Всё остальное — коллекционирование марок».
Удивительно другое: как из Библии можно получить хотя бы
какую-то информацию, какая была бы похожа на научные данные или давала бы
человеческому сознанию пищу для научных рассуждений. Мы предполагаем, что наши
молодые читатели не все знакомы с Библией. Для них здесь мы можем только
сообщить о том, что эта священная для христиан книга, точнее набор книг,
сочинялась в течение нескольких веков различными авторами, постоянно изменялась
и уточнялась. В число её авторов богословы включили святого апостола Петра,
вернее соавторов, т.к. автором Библии церковники считают самого Бога. Кстати,
некоторые исследователи считают личность апостола Петра мифической.
И вот на основании «единственной боговдохновленной науки» теологии доктор Сейферт пришёл к такому, в частности, выводу, что «естественные,
эмпирические науки позволяют нам прикоснуться к чудесам физического и химического мира, но самое главное – к живому биокосмосу. Таким образом, они
расширяют экспериментальную основу для познания этого мира и помогают нам осознать невозможность возникновения Вселенной в результате некой бездумной причины.
Философ Джон Локк, с которым согласен доктор Д. Сейферт, считает, что лишённая разума причина Вселенной никогда не смогла бы привести к
появлению живых, сознающих, свободных и осмысленно упорядоченных существ. По этой причине надлежащее философское толкование естественных наук может
предоставить много аргументов для так называемого теологического доказательства бытия Бога».
И вывод: «Мир, исследуемый наукой, тысячью способов подтверждает нам необходимость абсолютной и разумной Причины Вселенной».
И ещё. Говоря об антропном принципе, Сейферт считает
маловероятным с точки зрения статистики поразительное стечение ряда физических и химических обстоятельств, приведших к возникновению жизни. Возникновение именно
таких условий, с учётом бесчисленных возможностей для других условий, враждебных жизни, никак нельзя объяснить простой случайностью. В этих и многих других
случаях современная наука, в сочетании с аргументированной философией, вносит значительный вклад в наше знание Бога, но сама идея Бога формулируется с
использованием методов и концепций, заимствованных из других дисциплин – философии и теологии.
Такая точка зрения доктора Сейферта на науку нам понятна. С одной стороны, он признаёт роль науки в познании Вселенной, с другой – он
отводит науке роль помощницы религиозной философии а «теологическом доказательстве» существования Бога.
Вряд ли руководители науки любой страны согласятся с такой незавидной ролью науки – быть, так сказать, на подхвате у теологов и клерикалов
вообще. Но такую роль настоящая наука никогда не выполняла и выполнять не может.
Тут всё наоборот: теология всегда присматривалась к науке и по мере появления новых научных данных или открытий старалась изменить, уточнить отдельные
положения христианского учения, приспособить их к новым требованиям науки, изменившим взгляд на какие-то очевидные вещи. Классический пример:
гелиоцентрическая система Коперника, за признание которой «виновный» объявлялся
еретиком и подлежал суду инквизиции, была в конце концов принята католической
церковью как непреложная истина. Подобных примеров в истории науки немало. Но доктор Сейферт почему-то придерживается другого взгляда на роль науки.
Доктор Сейферт сомневается в возможности
возникновения жизни в результате случайного стечения благоприятных
обстоятельств для этого. Не один он сомневается в этом, мы тоже сомневаемся. Статистически мало вероятным кажется этот процесс. Но ведь это процесс
произошёл: после миллиардов и миллиардов хаотических столкновений молекул и групп молекул появились вещества, давшие начало белковым соединениям, а затем
появились первые клетки живого вещества. А сомнения есть и будут оставаться, потому что мы вряд ли когда-нибудь уже узнаем о том, какие условия для
возникновения жизни на Земле были реально несколько миллиардов лет назад. И как бы ни сомневались и ни поражались, вдумываясь в эту проблему, факт зарождения
жизни свершился, и теперь наука точно, безоговорочно указывает место свершения этого чуда: море, мировой океан. Это доказано с математической точностью.
Организмы высших животных, в том числе и человеческий организм до сих пор носят
в себе десятки признаков морского происхождения, начиная с состава солей крови, кончая жабрами у эмбрионов. Об этом теперь хорошо знают и материалисты и теисты.
✦ В ответах религиозных
философов об эволюции жизни, о связи науки с религией много раз подчёркивается
якобы несостоятельность материализма и даже его неизбежный крах в ближайшем
будущем, хотя аргументы для такого вывода не приводятся, да и где их взять, эти
аргументы? Мы считаем, что материализм хоронить слишком рано.
Ведь вера в Бога зародилась от незнания, от невежества, от встречи с непонятным. Природа потрясающе прекрасна и изумительно сложна. Многого
мы ещё не знаем. Не изучена до конца даже живая клетка, особенно её удивительный генетический аппарат. Не всегда ясны ответы на вопросы об отвлечённых,
абстрактных понятиях (познание, сознание и т.п.). Вообще в окружающем мире есть ещё много непознанного. Но это не значит, что мир не может быть познан «до
конца». Не хотелось бы ударяться в агностицизм. Кстати, не все участники научной дискуссии считают мир непознаваемым. Например,
профессор кафедры религиозных исследований Университета Калгари (Канада) Хьюго
Мейнелл считает, что «природа открыта для нашего понимания. Вселенная познаваема, иначе наука была бы невозможна… Когда научная теория оказывается
ложной, учёные не говорят, что тот или иной феномен вообще не поддаётся объяснению. Они ищут другую теорию. Суть науки заключается в движении от
описания того, что доступно нашим чувствам, к объединению в теоретических терминах; от знания мира, доступного субъекту восприятия, к знанию мира как
такового. Мир, который можно объяснить теоретически, является познаваемым миром».
Полагаем, что с таким мнением могут согласиться все
учёные и философы. Но нельзя требовать от науки объяснения того, что
не может быть пока объяснено, исходя из достигнутого уровня знаний, который в большой степени зависит от состояния технической базы научных исследований.
К примеру, если бы
Галилей в начале XVII века не изобрёл телескоп, то вполне вероятно, что мы до сих пор считали бы, что вокруг Солнца вращаются только шесть планет, включая Землю.
✦ Религиозная философия опирается на догмы трёхтысячелетней давности, в то время
как некоторые фундаментальные теории и открытия в науке, например, квантовая механика, или теория сильных взаимодействий, не насчитывает и сотни лет.
Религиозная философия включает в себя телеологию (греч. teleos – цель, logos –
учение, слово) – учение, которое стремится доказать наличие в мире объективных
внечеловеческих целей и целесообразности, предполагая существование
сверхразумного творца, который и вносит цели и смысл в сотворенную для человека
природу. Руководствуясь телеологией, религиозный философ на любой сложности
вопрос бытия может ответить просто: «Так решил Творец (Бог)», «Таков промысел
Божий». Наука не может давать подобные ответы, например: «Так решил академик
Петров». Наука должна давать объективные однозначные ответы, подкрепленные результатами экспериментов.
В начале XX века наука переживала кризис, который коснулся многих проблем физики – от микромира до Вселенной. Существовавшие до этого
представления о строении атома, о массе электрона и его взаимодействии с протоном оказались неверными. Появились теории о конечности размеров Вселенной,
о деградации энергии и возрастании энтропии, что ведёт в итоге к гибели Вселенной и т.д. А тут ещё появилась теория относительности Альберта Эйнштейна с
его скептическим отношением к квантовой механике и утверждениями об отсутствии в
природе всяких сил, в том числе силы тяжести. «Никакого тяготения нет, говорил
Эйнштейн, - всё это глупые выдумки, есть только искривлённое
неэвклидово пространство».
Теория относительности Эйнштейна вызвала определенное смятение в умах учёных. Искривлённое неэвклидово пространство, как показывали расчёты,
должно быть конечным. Физик Де Ситтер (английское Королевское астрономическое общество) подсчитал, что радиус Вселенной составляет 20 миллионов световых лет,
а аббат Леметр «уточнил» теорию Эйнштейна, утверждая, что радиус Вселенной непрерывно увеличивается, т.е. дело идёт к бесконечности. Короче говоря, кризис
в науке, а в первую очередь – в теоретической физике, был достаточно серьёзный. Но постепенно кризис был преодолен, а физическая наука продолжала своё поступательное развитие.
Конечно, всеобщая физическая теория, охватывающая и
объясняющая все известные физические явления и взаимодействия, к созданию
которой стремились некоторые учёные, ещё не разработана. Но возможна ли такая
теория и, главное, нужна ли она – это ещё большой вопрос. Зато посмотрите, какие
рубежи взяла наука (мы говорим о мировой науке) за вторую половину XX века: это
и достижения в изучении космоса, и дальнейшее проникновение в структуру атома, в
мир
элементарных частиц, и открытия в биологии, в частности, в генетике.
Всем известны достижения науки в практическом использовании ядерной энергии. Мы
стоим на пороге управления термоядерной реакцией. Всё это – результат творения,
но творцом был не Бог, не Провидение, а человек, познавший законы природы.
Здесь необходимо сказать, что достигнуть хороших результатов
науке помогала философия, но только не религиозная, а материалистическая. Во
всяком случае, наука всегда использует методологию материалистической диалектики.
С сожалением приходится констатировать, что результаты
открытий учёных в области ядерной физики были использованы в первую
очередь в военных целях, т.е. в целях уничтожения людей. Всем известна участь
Хиросимы и Нагасаки. Но этого оказалось мало. Вскоре появилось более мощное, ещё
более бесчеловечное оружие – термоядерная бомба. И она была применена против
человека. … Не подумайте, уважаемые читатели, что мы оговорились или что-то
произошло с нашей памятью. Нет, с памятью у нас всё в порядке. Конечно, на
города и промышленные объекты водородные бомбы, слава Богу, ещё не падали. Но
испытания в конце 50-х – начале 60-х годов XX века сотен и тысяч термоядерных
бомб нанесли непоправимый вред природе и здоровью сотен миллионов людей.
Досталось и белым медведям, и моржам, и тюленям и даже рыбам. Всемогущий и
всемилостивый Творец безучастно созерцал эти ужасные преступления тогдашних
американских и советских руководителей, которые настолько обезумели, что
поставили мир на грань ядерной катастрофы, означавшей фактически уничтожение
жизни на Земле. В который раз нравственная природа Творца, о которой говорят христианские философы, никак не проявилась.
✦ В связи́ с этим хотим
выделить особо подробные ответы на вопросы о происхождении Вселенной, данные
профессором Джорджем Эллисом (Кейптаунский и Лондонский университеты).
Его ответы отличаются научной глубиной и основаны на современных идеях физики и
космологии. Вместе с тем Дж. Эллис предполагает, что с точки зрения христианства
нравственность лежит в основе законов физики и в самой Вселенной, а причиной
существования нравственности является нравственная природа Творца. Признаемся,
что если научные взгляды профе́ссора Эллиса нам близки и понятны, то
последовавший после строго научных рассуждений теологический финал-апофеоз о
нравственности законов физики и нравственной природе Творца вызывает лишь недоумение.
Вообще мнения и утверждения некоторых участников дискуссии
(Хьюджес, Мейнелл, Сейферт, Плантинга, Уард и др.) настолько радикальны, что
создаётся впечатление о конце материализма. Удивляться не следует, ведь среди
участников дискуссии не было ни одного учёного-атеиста, стоя́щего на позициях
материализма. Было бы очень интересно послушать ответы уважаемых христианских
философов, если бы вопросы им задавали такие, например, учёные, как
Дмитрий Менделеев,
Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Игорь Курчатов,
Андрей Сахаров или Виталий Гинсбург.
В наших комментариях мы не ставили целью дискредитацию
религиозных взглядов или навязывание кому-то своих взглядов, мы высказали лишь свои позиции.
А теперь предлагаем читателям подробно познакомиться с ответами религиозных мыслителей на «вечные» вопросы.
Участниками дискуссии были:
1. Сэр Альфред Эйер. Профессор логики Винчестерского
колледжа, Оксфордский университет (1959–1978); президент Общества прикладной
психологии (1982–1985). Выступал с лекциями на Гиффордовских чтениях. В число
его работ входит «Язык, истина и логика» (книга, познакомившая англоязычный мир
с логическим позитивизмом), «Основы эмпирического знания» и «Концепция личности».
2. Г.Е.М. Энскомб. Профессор философии, Кембриджский
университет; почетный член колледжа Св. Хьюго и Сомервилльского колледжа,
Оксфордский университет. Член Британской академии наук. Широко известна как один
из ведущих современных философов в области этики и морали. Ей принадлежат такие
труды, как «Введение в трактат Витгенштейна о намерении» и «Три философа» (в
соавторстве с Питером Томасом Гичем). Переводчик и одна из редакторов посмертных
рукописей Людвига Витгенштейна (включая «Философские исследования» и «О природе уверенности»).
3. Уильям П. Олстон. Профессор философии Сиракузского
университета; занимал пост президента Американской философской ассоциации,
президента Общества философии и психологии. Внёс заметный вклад в развитие
философии языка и философии разума; один из ведущих исследователей аналитической
философии религии. Редактор сборника «Корнелловские чтения по философии и
религии». Автор трудов «Философия языка», «Реалистическая концепция истины»,
«Восприятие Бога: эпистемология религиозного опыта».
4. С.Т.К. Чари. Профессор философии Мадрасского
университета. Член Совета по индийской философии при премьер-министре Индии.
Автор многочисленных работ, посвященных различным проблемам – от индийской
философии до логики, лингвистики, теории информации, от математики и квантовой
физики до парапсихологии. Один из участников проекта нового издания «Руководства по парапсихологии» Вулмана.
5. Джордж Ф.Р. Эллис. Профессор прикладной математики
Кейптаунского университета и колледжа Королевы Марии Лондонского университета.
Президент международного общества «Общей теории относительности и гравитации»;
автор ряда работ об эволюции и структуре Вселенной. Автор книги
«Крупномасштабная структура пространства-времени» (в соавторстве со Стивеном Хоукингом, своим бывшим аспирантом).
6. Джон Фостер. Младший научный сотрудник
Брезноуз-колледжа, Оксфордский университет. Наиболее известная работа – «Нематериальное "я"».
7. Оуэн Гингрич. Профессор астрономии и истории науки
Гарвардского университета. Занимал пост председателя Отделения истории науки;
председатель Американского национального комитета Международного
астрономического союза. Выступал с лекциями на самых престижных в Королевском
астрономическом обществе чтениях Дж. Дарвина. Международный астрономический союз
назвал его именем астероид 2658=1980СК. Автор таких известных работ, как «Альбом
науки: физические науки в XX в.», «Великая гонка за Коперником и другие
приключения в истории астрономии» и «Глаз неба: Птолемей, Коперник, Кеплер».
8. Джерард Дж. Хьюджес. Председатель отделения
философии в колледже Хейтропа, Лондонский университет. Автор трудов «Нравственность и авторитет», «Природа Бога» и «Философская оценка теологии».
9. Брайан Лефтоу. Профессор философии Фордхэмского
университета. Редактор серии книг по аналитической философии и исследованию атрибутов Божественного. Автор работ «Божественные идеи» и «Время и вечность».
10. Г.Д. Льюис. Заведовал кафедрой истории и философии
религии Лондонского университета. Бывший президент Ассоциации разума и
Международного общества метафизики; председатель совета Королевского института
философии. Заведовал Мюирхедской библиотекой философской литературы с 1947 по
1978 год. Выступал с лекциями на Гиффордовских чтениях. Автор книг «Неуловимый
разум», «Человеческое «я» и бессмертие» и «Наше восприятие Бога».
11. Бернард Дж.Ф. Лонерган. Профессор философии
Грегорианского университета в Риме и Бостонского католического колледжа. «Тайм»
писал, что «многие интеллектуалы считают его одним из крупнейших мыслителей XX
века». Его философским идеям посвящено более ста пятидесяти докторских
диссертаций. Была организована конференция по изучению трудов Лонергана, где
среди приглашенных присутствовало 77 лучших умов Европы и обеих Америк. К числу
основополагающих работ относятся «Озарение», ставшее «философской классикой,
сравнимой с «Очерками человеческого познания» Юма, «Метод в теологии» и «Философия Бога и теология».
12. Джон Лукас. Почетный член совета Мертонского
колледжа, Оксфордский университет. Выступал с лекциями на Гиффордовских чтениях.
Основные работы: «Свобода воли», «Природа разума» и «Развитие сознания».
13. Ральф Макинерни. Профессор истории средневековья,
Нотр-Дамский университет. Директор центра имени Жака Маритена. Бывший президент
Американского метафизического общества и Американской католической философской
ассоциации. Редактор книги «Новая схоластика». Автор работ «Логика аналогии»,
«Томизм в эпоху обновления» и «Боэций и Фома Аквинский».
14. Сандра Менссен. Адъюнкт-профессор кафедры философии
университета Св. Фомы, Сент-Пол. Опубликовала ряд работ по философии религии,
биомедицинской этике и проблемам пола. В соавторстве с Т.Д. Салливаном написала
книгу «Корабль для человекообразных? Философский ответ на разоблачительные заявления».
15. Хьюго Мейнелл. Профессор кафедры религиозных
исследований, Университет Калгари. Член Королевского общества Канады. Автор
работ «Бог и мир», «Разумная Вселенная» и «Теология Бернарда Лонергана».
16. Рассел Пэннер. Профессор юриспруденции юридического
колледжа имени Уильяма Мичелла, Сент-Пол. Автор ряда публикаций, посвященных
метафизике, юриспруденции и конституционному праву.
17. Алвин Плантинга. Профессор философии, Нотр-Дамский
университет. Занимал пост президента Американской философской ассоциации.
Выступал с лекциями на Гиффордовских чтениях. Его считают самым значительным из
современных исследователей в области философии религии. Автор работ «Бог и
другие разумы», «Природа необходимости» и «Моральное право».
18. Джозеф Сейферт. Ректор Международной академии
философии в Лихтенштейне. Являясь одним из наиболее видных современных
представителей феноменологического реализма, Сейферт опубликовал ряд трудов на
немецком и английском языках по проблемам эпистемологии, метафизики, философии
разума и философии религии. Наиболее известные работы: «Возвращение к сути
вещей: феноменологическое основание классического реализма», «Бог как
доказательство существования Бога: феноменологическое основание для аргументов в
пользу существования Бога как необходимой Божественной Сущности», «Тело и душа» (на нем. яз.).
19. Т. Д. Салливан. Профессор философии и филологии
университета Св. Фомы, Сент-Пол. Автор ряда работ в области логики, этики,
метафизики и философии религии. Является автором (в соавторстве с Сандрой
Менссен) книги «Корабль для человекообразных? Философский ответ на разоблачительные заявления».
20. Лео Суини. Адъюнкт-профессор философии университета
Игнацио Лойолы, Чикаго. Президент американского отделения международного
Общества неоплатонических исследований; президент американской Католической
философской ассоциации. Автор трудов «Метафизика аутентичного экзистенциализма»,
«Аутентичная метафизика в эпоху Нереальности», «Божественная бесконечность в древней и средневековой мысли».
21. Ричард Суинберн. Профессор философии и христианской
религии Оксфордского университета. Внес заметный вклад в развитие философии
науки, философии разума и философии религии. Ведущий из современных
представителей рационального, «дискуссионного» теизма. Выступал с лекциями на
Гиффордовских чтениях. Автор работ «Пространство и время», «Значение теизма» и «Эволюция души».
22. Кейт Уард. Почётный доктор богословия Оксфордского
университета. Один из наиболее выдающихся современных исследователей в области
философии религии в Соединенном Королевстве. Автор книг «Бог, вера и новое
тысячелетие», «Концепция Бога», «В защиту души», «Бог, случай и необходимость».