Физик Лоренс Краусс писал о будущем нашей Вселенной: "Мы осмеливаемся задавать вопросы о том, что, возможно, никогда не увидим; мы задаём
их просто потому, что можем это делать. когда-нибудь на эти вопросы ответят наши дети или дети наших детей. Мы наделены даром воображения".
Подробно:
ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ
Великие мыслители обсуждают «вечные» вопросы.
Существует ли связь между наукой и религией? (часть 2)
ВОПРОС № 11:
Существует ли связь между наукой и религией — особенно по отношению к вопросам о Боге, происхождении Вселенной и возможности чудес?
КЕЙТ УАРД
На каком основании вы подтверждаете бытие Бога, в противоположность соперничающим теориям случайности и необходимости?
Вся современная наука основана на фундаментальной предпосылке о том, что Вселенная познаваема, что человеческий разум может постигнуть её, что события не
происходят беспричинно. Естественные науки достигли огромного успеха, открыв законы, экспериментально подтверждающие природу отношений между основными
физическими силами и элементарными частицами, на которые они воздействуют. Вопрос о том,
почему данные события происходят так, как они происходят, безусловно имеет ответ, к которому можно прийти через наблюдения и теоретические рассуждения.
Всё это подразумевает наличие глубинных связей, с необходимостью существующих в царстве физического бытия. Но основа этой необходимости остается неясной. По
мере того, как космологи прослеживают действие законов природы вплоть до их возникновения в пространстве-времени, перед нами вырисовываются две главных
гипотезы. Первая заключается в том, что фундаментальные законы и первичные условия во Вселенной некоторым образом являются необходимыми. Они должны быть
такими, каковы они есть, и если мы сможем понять природу этой необходимости, то ответим на самый животрепещущий вопрос: почему существует Вселенная?
Другая гипотеза подразумевает случайное существование основных законов. Они не имеют объективной необходимости в природе, и существующее положение вещей
беспричинно. На этом объяснение завершается, и нам остается лишь сказать: «В конце концов, это просто есть!»
Гипотеза случайного бытия — не просто последнее прибежище для человека с научным складом ума, но и отказ от попыток найти объяснение. Кажется странным и
даже внутренне противоречивым, когда кто-то утверждает, что в мире есть объяснение всему, кроме существующего положения вещей, тогда как это и есть то,
что нужно объяснить. Поэтому гипотеза о необходимости бытия более привлекательна для учёного. Однако Вселенная, на первый взгляд, не содержит в себе внутренней
необходимости своего бытия. Скорее, она кажется условной Вселенной, которая во многих отношениях вполне могла бы быть совсем другой.
Тем не менее её основные законы и процессы некоторым образом могут быть необходимыми. Возможно, уравнения квантовой теории допускают лишь один
согласованный набор решений — но почему эти уравнения должны быть именно такими, и как они могли дать начало физической Вселенной, если это лишь математические
выражения, составленные из абстрактных понятий?
В идеальной ситуации у нас есть возможность найти Нечто, действительно необходимое и в то же время реально существующее: Нечто, способное выбрать
уравнения, управляющие пространством-временем, и пробудить основные силы природы, к которым будут приложимы эти уравнения. Это традиционная идея Бога в
классическом иудаизме, исламе и христианстве. Её можно встретить в качестве парадигмы у св. Ансельма и Фомы Аквинского. Согласно теологическим взглядам,
Бог, в отличие от всего остального, существует в силу абсолютной необходимости. Нет альтернативы бытию Бога, поскольку Бог существует в любом из возможных
миров, как основа для возможной актуализации этого мира. Бог, будучи всезнающим, может выбрать подходящий набор любых математических истин для управления
физической Вселенной. Будучи самодостаточным, Бог не зависит ни от чего и обладает силой бытия в Самом Себе. Бог обладает властью воплощения материальных
форм, которые становятся объектом действия выбранных законов. В конце концов, Бог может быть принят как гипотеза, необходимая науке для того, чтобы обеспечить
удовлетворительное объяснение бытия Вселенной.
Бог — это та необходимая Сущность, которая отвечает на каждый вопрос «почему?», постепенно раскрывая природу основных законов физической Вселенной.
Но мог ли Бог, необходимо существующий, положить начало Вселенной, существующей условно? Ведь согласитесь, было бы пустословием утверждать, что
Вселенная такова, какова она есть, только потому, что Бог случайно пожелал это. Ничего подобного. Согласно гипотезе, Бог существует по необходимости и обладает
изначальными Божественными качествами, без которых Он вообще не был бы Богом. К этим качествам принадлежит всемогущество — то есть Бог может создать любое
положение вещей, согласующееся с Божественной природой, которая сама по себе не может быть иной, чем она есть. Среди этих положений, или состояний, есть
множество условных Вселенных, каждая из которых (или все сразу) может быть создана Богом. Иными словами, истина заключается в том, что Бог действует по свободному выбору.
Но если Бог действует по свободному выбору, это не делает Его поступки случайными. Важнейший момент заключается в том, что Бог всегда пользуется Своей
Божественной волей по определенной причине. Эта причина есть внутренняя доброкачественность, ценность или изначальное совершенство произведенных
состояний. Итак, теперь мы имеем абсолютное объяснение Вселенной, её законов и основных физических состояний — это Тот, кто существует по необходимости и с
необходимостью выбирает основные законы Вселенной, которым присуще изначальное совершенство, впоследствии осознаваемое Его Творениями. Бытие Бога является
самым ясным и окончательным аргументом, так как Бог объединяет объяснения цели и причины в одной простой и всеобъемлющей гипотезе.
Гипотеза Бога далеко превосходит гипотезу случайности, так как предлагает абсолютное объяснение Вселенной в свете необходимо существующей причины и цели
Творения, заключенной в его внутреннем совершенстве. Она превосходит гипотезу слепой необходимости, так как сочетает необходимость с фактически существующим
Богом, который обладает властью, чтобы сотворить Вселенную, и может объяснить её бытие.
Но гипотеза Бога работает лишь в том случае, если сотворенная Вселенная действительно осознаёт своё совершенство, если её существование безусловно
лучше, чем несуществование, и если осознаваемое совершенство не могло бы существовать в любом другом случае. Думаю, это правдоподобные аксиомы, и если
принять их, то самая сильная гипотеза, объясняющая успех науки и абсолютную познаваемость Вселенной, заключается в Творце, который существует по
необходимости, обладает свободой выбора и создаёт совершенство.
Какова ваша оценка квазитеологических интерпретаций в современных космологических исследованиях (к примеру, в работах Стивена Хоукинга
и Питера Аткинса)? Как они соотносятся с вопросом о существовании Бога?
Современные космологические попытки дать всеобъемлющее объяснение природе Вселенной обнаруживают замечательное сходство с традиционными теологическими
теориями о Боге, хотя и содержат ряд неточностей, присущих теологической традиции. Теисты постулируют существование бестелесной Личности, которая создала
Вселенную по Своему свободному выбору, но затем в целом предоставила её самой себе. Учёные считают, что существование личности Творца требует объяснений.
Иногда они пытаются доказать, что Вселенная возникла сама по себе, без участия какого-либо Творца.
Я уже показал, что, согласно традиционным представлениям, Бог существует по необходимости и не может быть создан или уничтожен. Любой, кто обладает разумом,
способен постичь необходимость Божественного Существа, и увидеть, как и почему Вселенная возникает в результате сочетания необходимости и свободного
Божественного выбора творить совершенство. Это действительно абсолютное объяснение.
Квантовая космология не может предложить такое абсолютное объяснение, поскольку оставляет без объяснения первичные квантовые состояния и очень сложные
законы, управляющие их поведением (неточно называемые иногда квантовыми флуктуациями в вакууме). Разумеется, вакуум представляет собой не абсолютную
пустоту, а совокупность электронов в основном состоянии. Флуктуации подчиняются закону, который периодически и (теоретически) исчерпывающе реализует возможные
состояния. Но речь идёт о законе, само существование и действенность которого нуждается в объяснении.
При всей относительной простоте первичных состояний и ясности основных законов, подобные теории довольно близки к теистическому постулату о необходимом
существе, выбирающем основные законы по принципу совершенства (ясность и красота являются важными атрибутами совершенства).
Следует заметить, что хотя существование Бога удовлетворительно объясняет первичные условия и основные законы, Божественная природа сама по себе не
познаваема человеческим разумом. Таким образом, абсолютное объяснение, если оно существует, известно только Богу. Для людей абсолютное объяснение Вселенной
должно остаться постулатом, асимптотической целью исследований, достижение которой продолжается бесконечно.
Когда Хоукинг утверждает, что если первого момента времени не существовало, то нет надобности и в Творце, положившем начало процессу развития, он забывает о
том, что процесс в целом тоже требует объяснений. Вопрос о наличии или отсутствии первого момента времени не связан с моментом Творения, поскольку Бог
творит (поддерживает бытие) Вселенную в течение всего времени её существования, а не только в первый момент. Согласно постулату Творения, Вселенная существует
благодаря сочетанию необходимости и сознательного выбора. Раскрывая сложную, тонко настроенную и четко отлаженную структуру Вселенной, современная космология
показывает, что такую Вселенную могло создать лишь Существо, обладающее совершенным разумом и абсолютной силой.
Каково ваше мнение о связи теории эволюции и естественного отбора с существованием Творца? В частности, что вы думаете о подходе,
разработанном Чарльзом Дарвином и Ричардом Доукинсом?
Основным отличием постулата теизма от атеистической космологии является существование цели во Вселенной, что делает её бытие результатом не слепой
необходимости, а осознанного намерения. В самом общем смысле, цель — это самоценное состояние, которое обычно достигается через процесс, специально
разработанный для достижения этого состояния. Во многих случаях сам процесс, а не только окончательное состояние, может быть частью цели.
Космическая и биологическая эволюция следует простым и ясным законам, двигаясь от первичного состояния бессознательной энергии (Большой Взрыв) к
состоянию высокоразвитого, комплексного, но цельного и сознательного бытия, которое обладает способностью к постижению и ориентирует сам процесс на создание
осознанных, разделяемых и понятных ценностей. Такое движение от первичной недифференцированной энергии к разумной жизни представляется целенаправленным.
Оно мощно поддерживает гипотезу Творения, зависимость космического процесса в целом от сознательного акта Божественной воли.
Дарвиновская версия теории естественного отбора делает чрезмерно сильный акцент на случайных мутациях генетического материала, преувеличивает роль
безжалостной борьбы за выживание во враждебной природной среде и упускает из виду прогрессивный характер эволюции от примитивных клеток к сознательным,
мыслящим существам. Современные неодарвинисты, вроде Доукинса, пытаются обновить дарвиновскую теорию с помощью предположения, что на самом деле гены, а не
организмы, воспроизводятся, мутируют и борются за выживание. Тела необходимы как механизмы для переноса генов, а эволюционный процесс предстает как бездумное
соперничество эгоистичных генов с целью более эффективного воспроизводства. Люди являются побочным продуктом этого процесса; они всего лишь рабы генов, тайных хозяев эволюции.
Дарвиновская версия теории естественного отбора делает чрезмерно сильный акцент на случайных мутациях генетического материала, преувеличивает роль
безжалостной борьбы за выживание во враждебной природной среде и упускает из виду прогрессивный характер эволюции от примитивных клеток к сознательным,
мыслящим существам. Современные неодарвинисты, вроде Доукинса, пытаются обновить дарвиновскую теорию с помощью предположения, что на самом деле гены, а не
организмы, воспроизводятся, мутируют и борются за выживание. Тела необходимы как механизмы для переноса генов, а эволюционный процесс предстает как бездумное
соперничество эгоистичных генов с целью более эффективного воспроизводства. Люди являются побочным продуктом этого процесса; они всего лишь рабы генов, тайных хозяев эволюции.
Эта прихотливая фантазия переворачивает картину жизни с ног на голову. Гены, мельчайшие частицы ДНК, становятся невидимой и злокозненной движущей силой, а
человеческие существа превращаются в роботов или рабов, слепо выполняющих их замыслы. Но гены представляют собой не обладающие сознанием химические коды,
предназначенные для того, чтобы встраивать цепочки протеинов в органические формы, а в конечном счёте (если речь идет о людях) в тела разумных существ. С
таким же успехом мы могли бы сказать, что являемся рабами атомов, составляющих наше тело, что они решают всё за нас. Гораздо разумнее и реалистичнее говорить,
что атомы и гены образуют материальный субстрат, который делает возможной сознательную жизнь. Это необходимое условие для возникновения разумной жизни, но
никак не её цель и предназначение.
Для теиста атеистическое представление данных эволюции (кстати, Дарвин не был атеистом) основано на ряде неточных предпосылок. Мутации не являются «ошибками»
при копировании ДНК. Это тщательно спланированные вариации, тонко настроенные на воспроизводство жизнеспособных организмов через недетерминированный процесс, что
неизбежно приводит к определенному числу невыгодных мутаций и уничтожению отдельных организмов. Мутации на самом деле не являются случайными или
хаотичными, поскольку они обусловлены физическими законами, предсказуемыми в макрокосмических масштабах.
Природа — это не безжалостная война всех против всех, а живое царство, где взаимная зависимость и сотрудничество необходимы для создания из протеинов
жизнеспособных организмов. Гены не эгоистичны, в смысле стремления увековечить себя любыми средствами. Напротив, они очень альтруистичны и посвящают свою
короткую жизнь созданию живых организмов, сотрудничая с другими генами в достижении этой цели, и мутируя для получения более эффективных природных
«рецептов». Выживание генов не имеет абсолютной ценности. Важно лишь создание организмов, а гены имеют значение лишь постольку поскольку служат этой цели.
Действительно, в природе существует соперничество и вымирание отдельных видов, но следует также отметить творчество и сотрудничество, которые играют не менее
важную роль в эволюции жизни.
И наконец, теист не может рассматривать эволюцию человека как нелепую случайность, странную игру природы. Поскольку организмы отбираются средой
обитания, а Бог сотворил эту среду и поддерживает её существование, следует рассматривать человека как цель эволюционного процесса, а тщательно
контролируемые мутации и отбор — как средства для достижения этой цели.
Действительно, гипотеза Бога делает эволюцию разумной жизни из неорганического вещества гораздо более вероятной, чем гипотеза естественного
отбора, взятая отдельно от всего остального. При случайном и бесцельном естественном отборе возникновение человеческой жизни просто невероятно. Но если
Бог создал материальную Вселенную и эволюцию, ведущую к возникновению разумных существ, способных знать и любить Бога, то оно становится практически
неизбежным. Поскольку наилучшей гипотезой в науке считается та, которая делает данный процесс более вероятным, то гипотеза Бога является гораздо лучшим объяснением эволюции.
Мудрый и могущественный Творец вполне мог принять решение создать живых разумных существ в результате долгого эволюционного процесса, что даст им
возможность для изменения самого материального мира, неотъемлемой частью которого они являются, ради более полного выражения духовной цели. Такие
существа могут развиться в результате мутаций и естественного отбора, но следует помнить, что законы, управляющие мутациями и процессами в окружающей среде, были
созданы и поддерживаются Богом, а следовательно, не являются случайными.