Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Генерал Чарльз Гейтс Дауэс. 1931

Генерал Чарльз Гейтс Дауэс. 1931.

 

2-й Рейхспрезидент Германии Пауль фон Гинденбург

2-й Рейхспрезидент Германии Пауль Людвиг Ганс Антон фон Бенекендорф унд фон Гинденбург.

 

Генрих Брюнинг

Генрих Брюнинг (Heinrich Brüning) (1885-1970) — германский политический деятель, рейхсканцлер и министр иностранных дел во время Веймарской республики. После прихода к власти Гитлера Брюнинг отошел от политики. Накануне «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 г. он был предупреждён о предстоящем аресте, и эмигрировал сначала в Голландию, затем в США.

 

Планета Земля

Германия.

© Владимир Каланов
"Знания-сила".
История Германии

История Германии.

15. Германия в период относительной стабилизации 1924-1929 гг. и в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Создание нацистской партии и приход её к власти.

15.2. Политическая ситуация и стабилизация экономики. План Дауэcа.

Политическая ситуация в Веймарской республике тех лет не всегда была благоприятной для национал-социалистов.

Волна правого экстремизма и национализма, поднявшаяся в первые послевоенные годы, к середине 20-х годов стала спадать. Во время выборов в рейхстаг в мае 1924 года правые радикальные партии сумели набрать 6,5% голосов избирателей и получили 32 мандата в парламенте, но на выборах в декабре того же года они набрали уже вдвое меньше голосов, а число принадлежащих им мест в рейхстаге сократилось до 14. Такой же спад наблюдался и у левых партий. Коммунистическая партия Германии потеряла треть своих мест в парламенте.

В Германии началась относительная стабилизация экономической жизни. В 1924-1929 гг. стабилизация здесь имела менее прочную основу, чем в других капиталистических странах. Сказывались последствия военного поражения 1918 года и политической нестабильности начала 20-х годов. Тем не менее уже в 1924-1926 гг. жизнь в Веймарской республике максимально приближалась к норме: была достигнута стабилизация национальной валюты, были получены крупные иностранные кредиты, началось экономическое возрождение ряда важнейших отраслей промышленности, оживилась внутренняя торговля.

В этих условиях влияние нацистской партии на политическую жизнь в Германии было малозаметным. В начале 1925 года Гитлер только один раз выступил на митинге, и ему сразу было запрещено публично выступать в Баварии, а затем и в других областях Германии. Однако уже в 1925 году Гитлер с помощью министра внутренних дел Гюртнера добился снятия запрета на нацистскую партию и её печатный орган – газету «Фёлькишер Беобахтер» («Народный обозреватель»).

Сначала партия Гитлера имела своей базой только Баварию, но вскоре она объединила несколько партий нацистского толка в средней и северной частях Германии.

В дело возрождения экономики Германии и прежде всего её тяжелой индустрии существенный вклад внесла реализация так называемого плана Дауэса. В ноябре 1923 года Репарационная комиссия стран-победительниц по инициативе США и Великобритании создала два международных комитета экспертов, которым было поручено разработать новый порядок репарационных платежей Германии после Первой мировой войны. Председателем одного из этих комитетов был избран Чарльз Дауэc – директор крупнейшего чикагского банка. Во время первой мировой войны Дауэс возглавлял службу снабжения американской армии. Комитет экспертов под его председательством по окончании своей работы изложил соответствующие предложения в докладе, представленном в апреле 1924 года в Репарационную комиссию. Этот доклад и назвали «Планом Дауэса». Этот план был принят в августе 1924 года на Лондонской конференции стран-победительниц и вступил в силу 1 сентября 1924 года. В Плане Дауэса в качестве главной была поставлена задача скорейшего восстановления германской тяжелой индустрии как основы военно-промышленного потенциала. Эта задача с успехом решалась благодаря крупным кредитам, полученным Германией в основном от правительств США и Великобритании. С 1924 по 1929 годы Германия получила до 15 млрд. марок в виде долгосрочных кредитов и около 6 млрд. марок в виде краткосрочных вложений.

По предложениям комитета экспертов, возглавлявшегося Ч. Дауэсом, была отменена система контроля над германской военной индустрией, установленная Версальским мирным договором 1919 года, и создана новая система контроля, задачи которой сводились только к наблюдению за поступлением репарационных платежей.

План Дауэса не устанавливал общего размера репараций, а определял лишь ежегодные суммы платежей, исходя из экономических возможностей Германии. С учетом изменений в индексе благосостояния, размер годичных репарационных платежей начинался с 1 млрд. золотых марок в первом году (1924-1925), во втором году (1925-1926) планировался в сумме 1200 млрд. постепенно увеличиваясь, ежегодные платежи должны были с пятого года составлять 2,5 млрд. марок.

Для установления такого порядка репарационных платежей США и Великобритании пришлось провести активную пропагандистскую работу с Францией, которой причиталось 52% всего объёма репарационных платежей Германии. Франция не соглашалась с предложенными Планом Дауэса размерами ежегодных платежей и требовала их увеличения и своевременной выплаты. Но после двух встреч с английским премьером Макдональдом французский премьер Эррио согласился с Планом Дауэса.

Великобритания была заинтересована в получении репараций с Германии в меньшей степени, чем Франция, а США не получали их вовсе, объясняя это своё решение желанием «помочь немецкому народу быстрее восстановить экономику». Подобный альтруизм проявился потому, что США, как и Великобритания хотели одного: скорейшего восстановления военно-промышленного потенциала Германии, который она могла бы использовать в будущей войне против коммунистической России. Ради такой цели можно и отказаться от причитающихся репараций. Более того, США были за то, чтобы вообще отменить репарации, наложенные на Германию, хотя официально заявить об этом не решились: совсем немного времени прошло после окончания войны, да и ущерб от войны Америка понесла не самый большой.

С помощью такой поддержки своих недавних врагов Германия, начиная с середины 20-х годов, быстрыми темпами восстанавливала и расширяла свой военно-промышленный потенциал. В 1924 году Германия добилась вывода французских войск из района Рура, что в значительной мере стабилизировало ресурсную базу германской промышленности. Улучшилось не только международное, но и внутреннее положение Германии. Благодаря крупным долгосрочным кредитам, предоставленным правительством США, были модернизированы многие отрасли промышленности, производительность труда почти во всех областях германской экономики уже в середине 20-х годов была выше, чем в других европейских странах. В 1928 году национальный доход Германии был на 12 % выше, чем в 1913 году, и это несмотря на территориальные потери в войне, а число безработных сократилось до полумиллиона человек. Середина 20-х годов признавалась почти всеми немцами как период благополучия после тяжелых первых послевоенных лет. Эффективная работа основных отраслей экономики способствовала повышению жизненного уровня городских рабочих и жителей деревень.

Однако суть капиталистического способа производства такова, что периодически и неизбежно в экономике возникают сбои различного характера, приводящие как к кризисным явлениям в отдельных отраслях производства, так и к общему экономическому кризису.

В конце 1927 года почти во всех капиталистических странах началось падение цен на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно с повышением налогов это вызвало снижение доходов зажиточных немецких фермеров и увеличение числа банкротств, что стало предвестником депрессии, наступившей в 1929 году. Ситуация ухудшалась действием торговых договоров, которые предусматривали увеличение ввоза в Германию продуктов сельского хозяйства из других стран в обмен на ввоз туда немецких промышленных товаров. Упомянем здесь и торговый договор Германии с Советской Россией, заключенные в октябре 1925 года.

Ускоренная концентрация промышленного производства в монополистических объединениях типа крупных трестов и картелей, выполнявших в первую очередь заказы военно-промышленного комплекса, приводила к вытеснению мелких предприятий. Смещение экономического равновесия в сторону крупных промышленных монополий ухудшало состояние сельского хозяйства, а вместе с ним и таких представителей среднего класса, как ремесленники, мелкие торговцы, владельцы небольших предприятий. Именно эти слои населения первыми ощутили на себе приближение депрессии.

В то же время профсоюзы добивались более высоких заработков и увеличения пособий по безработице. Увеличение отчислений в государственный бюджет для этих целей производилось, естественно, за счет повышения налогов. Когда в декабре 1927 года было объявлено о повышении жалованья государственным служащим, это вызвало резкое недовольство жителей городов и сельского населения, в том числе крестьян в протестантских сельскохозяйственных районах Нижней Саксонии, Померании и Восточной Пруссии.

Депрессия, коснувшаяся сначала фермерства и других сельскохозяйственных видов деятельности, в 1929 году затронула и всю остальную экономику.

Число зарегистрированных безработных, снизившееся было до четырёхсот тысяч, впервые перевалило за 3 миллиона человек. Положение германской экономики было неустойчивым, поскольку она в значительной степени зависела от иностранных займов, часть из которых были краткосрочными и теперь требовали возврата. Спад мировой торговли, падение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже в октябре 1929 года вызвали соответствующее падение цен в Германии, лишение прав собственности за долги, ограничение кредитов, волну банкротств. Число безработных к 1933 году увеличилось до 6-и миллионов, больше, чем в любой другой индустриальной стране. В Германии разразилась экономическая катастрофа, вызвавшая массовую безработицу, резкое увеличение числа банкротств, когда закрывались сотни небольших предприятий, а крестьянские хозяйства и городские фирмы продавались с молотка по минимальным ценам.

Население Германии ощущало не только экономическое, но и психологическое воздействие кризиса. Экономический кризис 1929-1933 годов стал очередным ударом после уже пережитых потрясений: поражение и большие потери в войне, Версальский договор с его унизительными условиями, падение старого режима и угроза революции и гражданской войны, последовавшая затем инфляция, трудности начального периода экономической стабилизации. Несколько лет процветания в середине 1920-х годов внезапно закончились очередным кризисом. Отчаяние охватило людей всех классов. Рабочие боялись потерять работу, страшились тягот безработицы. Многие представители среднего класса боялись потерять свою собственность и социальную значимость, они страшились падения уровня жизни и крушения надежд на экономическое возрождение. Молодежь возмущала и пугала утрата надежд и жизненных возможностей.

В период относительной стабилизации (1924-1929 гг.) главной опорой республиканского режима оставались лидеры социал-демократии. Составы правительств Веймарской республики менялись тогда достаточно часто и представляли собой коалиции нескольких политических партий (за исключением национал-социалистов). Нацисты и другие фашистские группировки еще не имели поддержки со стороны официальной власти.

В феврале 1925 года умер президент Эберт. Первый тур голосования на выборах президента не выявил ни одного кандидата, набравшего конституционное большинство голосов. В известной мере неожиданным на первый взгляд оказался результат второго тура голосования, прошедшего 26 апреля 1925 года: президентом Германии был избран 78-летний кандидат правых партий фельдмаршал кайзеровской армии Пауль фон Гинденбург. Во время Первой мировой войны он с 1914 года командовал 8-й германской армией, а затем войсками всего Восточного фронта. С 1916 года был начальником Генерального штаба. Избранию на пост президента Веймарской республики не помешал тот факт, что Гинденбург состоял в списке лиц, ответственных за развязывание войны в 1914 году и за поражение Германии в 1918 году. Такой список был составлен в 1919 году специальной комиссией рейхстага. Вызванный на заседание комиссии, фон Гинденбург не признал себя виновным в поражении Германии. Он заявил, что весной 1918 года Германия была близка к победе, но поведение определенных слоёв общества, по его мнению, было предательским, похожим на удар ножом в спину рейхсвера. В дальнейшем образный оборот с ударом ножом в спину не раз использовал Гитлер, выступая с нападками на режим Веймарской республики.

Несмотря на преклонный возраст, президент фон Гинденбург достаточно бодро выполнял свои обязанности в сложной внутриполитической и международной обстановке. Главным содержанием его деятельности было стремление добиться замены республиканского правления на президентское, чтобы избавиться от зависимости от парламента при проведении мероприятий по перевооружению Германии. Добиться этого можно было только путем изменения конституции, для чего нужно было получить достаточную поддержку избирателей.

Для Гинденбурга высшей ценностью, несомненно, была Германская империя. Он, 23-летний офицер прусской армии, отличавшийся в сражениях Франко-Прусской войны, удостоился чести быть на церемонии провозглашения Германской империи, состоявшейся в Версальском дворце 18 января 1871 года. Это торжественное и волнующее событие Гинденбург запомнил на всю оставшуюся жизнь. А жизнь его была долгой – он прожил 87 лет. Будучи избранным в 1925 году на пост президента Германии, он непрерывно находился на этой должности до конца жизни (умер Гинденбург 2 августа 1934 года). Эти девять лет в жизни Веймарской республики (1925-1934) никак нельзя назвать спокойными. После избрания фельдмаршала Гинденбурга на пост президента закончилась временная стабилизация республики, что выглядело как своеобразное возвращение монархии.

15.3. Международная конференция в Локарно.

К середине 20-х годов международная изоляция Германии была практически преодолена. Рапальский договор 1922 года и план Дауэса 1924 года, а также помощь со стороны США и Великобритании кредитами имели важное значение для возобновления международной деятельности Германии.

В октябре 1925 года состоялась международная конференция в Локарно (Швейцария), которая обсуждала предложения германского министра иностранных дел Густава Штреземана по вопросу гарантий в отношении государственных границ Германии. В работе конференции участвовали представители Италии, Великобритании, Франции, Бельгии, Чехословакии и Польши. Германию на переговорах представлял рейхсканцлер Ганс Лютер. Советский Союз не был приглашен к участию в работе конференции. По итогам работы конференции в Локарно был заключен так называемый Рейнский пакт – арбитражное соглашение между Веймарской республикой, Францией и Бельгией, которое предусматривало решение спорных вопросов, возникающих в отношениях между странами, исключительно мирным путем с использованием механизмов Лиги наций. Такие же договоры Германия заключила с Польшей и Чехословакией. Западные границы Германии по договору признавались окончательными, а в отношении восточных границ определенного решения принято не было, что снижало безопасность Польши.

Густав Штреземан, Остин Чемберлен и Аристид Бриан во время переговоров в Локарно
Густав Штреземан, Остин Чемберлен и Аристид Бриан во время переговоров в Локарно.

В целом соглашения в Локарно вели к улучшению отношений между государствами Западной Европы, хотя напряженность политической обстановки сохранялась. 10 сентября 1926 года Германия вступила в Лигу наций. Деятельность Штреземана на конференции в Локарно была оценена настолько высоко, что он и его французский коллега Аристид Бриан были удостоены Нобелевской премии мира за 1926 год.

Локарнская конференция приняла также решение о демилитаризации Рейнской области. Это решение начало выполняться уже в 1925 году и в основном было выполнено к 1930 году. Однако 7 марта 1936 года гитлеровское правительство заявило об отказе выполнять Локарнские соглашения, поскольку они не допускали милитаризацию западных пограничных областей Германии. Сразу после этого Рейнская зона была занята германскими войсками.

Руководство Веймарской республики продолжало поддерживать отношения с Советским Союзом. 12 октября 1925 года был подписан советско-германский торговый договор, а 24 апреля 1926 года – германско-советский договор о ненападении и нейтралитете.

15.4. Политический кризис.

Непродолжительное время после избрания Гинденбурга на пост президента правящие круги Германии вполне терпимо относились к республиканскому строю. Но депрессия положила конец кажущемуся внутреннему согласию. Экономический кризис перерос в политический, и черты этого политического кризиса явно обозначились со второй половины 20-х годов, отражаясь в деятельности часто сменявшихся правительств, представлявших, как правило, коалиции нескольких политических партий.

Коалиция, разработавшая конституцию Веймарской республики, состояла из трёх партий: социал-демократической, либерально-демократической и партии католического центра. Самое большое представительство в рейхстаге ещё с 1912 года имела социал-демократическая партия Германии, она же стала и ведущей партией Второго Интернационала («Социалистического»). Правящие классы и крупные предприниматели с ненавистью относились к подъёму этой партии, не без оснований опасаясь угрозы от сплочения рабочих для себя и для существующего режима. В начале 20-х годов социал-демократическая партия была исключена из правительственной коалиции, но даже после этого она осталась ведущей партией в коалиционном правительстве Пруссии, самой крупной из немецких земель.

На парламентских выборах 1928 года социал-демократическая партия добилась успеха, получив почти 30% голосов избирателей, и вновь вошла в правительство страны. 28 июня 1928 года один из руководителей социал-демократов, Герман Мюллер сформировал так называемое правительство «большой коалиции». Он пытался оживить работу коалиции, сделать правительство более сплоченным, похожим на прежнюю Веймарскую коалицию. Однако активизация левого крыла партии и усиливавшееся давление со стороны соперников-коммунистов затрудняли проведение такого курса. Экономика страны всё больше направлялась в сторону монополизации, чему способствовали кредиты, получаемые от США и Великобритании. Продолжалась так называемая рационализация производства, при которой постепенно урезались права трудящихся. Концентрация капитала привела к установлению в стране всевластия четырёх банков. Правительство Мюллера в борьбе против рабочего движения неоднократно использовало силу. В 1929 году полицей-президент Берлина социал-демократ Цёргибель запретил первомайскую демонстрацию берлинских рабочих. Но рабочие Берлина по призыву КПГ, несмотря на запрещение, вышли на демонстрацию. Тогда Цёргибель отдал приказ открыть огонь по безоружным демонстрантам. Это вызвало волну возмущения и привело к забастовкам по всей Германии. Дело дошло до баррикадных боёв в Веддинге (рабочий район Берлина). В мае 1929 года правительство запретило «Союз красных фронтовиков». В то же время оно не вмешивалось в действия фашистских военизированных организаций типа «Штальхельм» («Стальной шлем») и штурмовых отрядов.

Организация рабочей самообороны – «Союз красных фронтовиков» была создана по инициативе и под руководством Эрнста Тельмана, который в 1925 году был избран генеральным секретарем ЦК КПГ. «Союз красных фронтовиков» объединял более 100 тысяч рабочих всех земель Германии. Союзом были проведены мощные демонстрации против наступления реакции (в Берлине в 1926 г., в Лейпциге в 1928 г. и в ряде других городов). На выборах в рейхстаг 20 мая 1928 года КПГ получила 3,2 млн. голосов. Фракция компартии стала третьей по численности в рейхстаге (после социал-демократов и партии центра).

Правительство Мюллера продержалось недолго. После безрезультатных споров о бюджете в марте 1930 года кабинет Мюллера подал в отставку. Спор возник при обсуждении в рейхстаге проекта финансовых реформ, которые, по мнению социал-демократов, на первых порах требовали сокращения статей бюджета на социальные нужды. Ответственность за реализацию таких реформ депутаты-социалисты не захотели делить с остальными депутатами. Социал-демократическая партия отозвала своих членов из коалиции.

В рейхстаге не было ни одной другой группы, которая смогла бы сплотить вокруг себя большинство депутатов. Такая безвыходная ситуация давала президенту фон Гинденбургу право воспользоваться чрезвычайными полномочиями согласно статье 48 Веймарской конституции, которая позволяла президенту, в случае необходимости, назначать своим декретом канцлера для управления страной. Но полномочия президента были всё же ограничены. Назначенному им канцлеру не требовалась поддержка большинства в рейхстаге, но за депутатами оставалось право выразить ему вотум недоверия. Если канцлеру выразили вотум недоверия, то президент мог распустить рейхстаг, но обязан был в течение двух месяцев провести новые выборы.

Советники президента работали над способом разрешения этого затруднения на пути создания «истинно президентской» формы правления. Они стремились к авторитарной форме правления, независимой от рейхстага и партийных лидеров. Впоследствии такая форма правления и установилась, когда Гитлер в конце января 1933 года пришел к власти и получил (точнее, сам взял себе) чрезвычайные полномочия. Но до этого было еще далеко, а пока депутатов игнорировать было нельзя, даже если они не могли создать рабочее большинство и сформировать правительство: они имели возможность влиять на проведение выборов посредством вотума недоверия.

После отставки правительства Мюллера президент фон Гинденбург назначил на пост канцлера Генриха Брюнинга, лидера парламентской фракции от партии католического центра. Брюнинг рассчитывал убедить большинство депутатов рейхстага в том, что в условиях создавшегося тупика руководство страной должно быть стабильным, а потому не следует доводить дело до вотума недоверия. Он самостоятельно воспользовался чрезвычайными президентскими полномочиями для решения экономических проблем, возникших в условиях депрессии. Перед его правительством стояла задача добиться отмены или максимально возможного уменьшения репараций, выплачиваемых Германией по Версальскому мирному договору. Решать эту задачу Брюнинг начал своеобразно: специальным декретом он снизил на 10% заработную плату рабочих и служащих и сократил пособия по безработице. Одновременно были введены новые налоги на товары широкого потребления. Брюнинг рассчитывал, что достигнутое таким путём уменьшение бюджетных расходов, стабилизация бюджета будут восприняты странами-победительницами как стремление Германии исправить экономическое положение и что в результате этого можно будет легче договориться с ними по вопросу отмены репараций.

Что касается стран-победительниц, то они поняли правильно усилия и намерения германского правительства и по «Плану Юнга» пошли на значительные уступки по репарациям (о «Плане Юнга» мы ещё поговорим отдельно). Но немецкие трудящиеся, которые не вникали в тонкости экономической политики правительства, быстро ощутили ухудшение материального положения своих семей и активно выступили против политики Брюнинга и даже дали ему прозвище «канцлер голода». Внутреннюю экономическую политику правительства Брюнинга резко критиковали и левые, и правые партии.

Германские коммунисты осенью 1930 года выдвинули «Программу социального и национального освобождения немецкого народа». КПГ под руководством Э.Тельмана пыталась бороться за осуществление этой программы, но в условиях того времени выполнить вообще какую-либо программу было чрезвычайно трудно. Это относилось и к экономической программе правительства, и к программе перевооружения, составленной офицерами рейхсвера, и, тем более, к программе КПГ.

Ничего не получалось у Брюнинга и в вопросах международного экономического сотрудничества. Предложение его правительства о создании австро-германского таможенного союза вызвало противодействие финансовых кругов Франции. Ведущий австрийский банк Кредитанштальт вынужден был закрыться, начался отток иностранного капитала не только из Австрии, но и из Германии. Дело шло к финансовому кризису, как это нередко случается в капиталистических финансовых системах. Основные банки Германии летом 1931 года закрылись на три недели. Нет необходимости описывать панику, которая поднялась среди владельцев банковских депозитов, и тот стресс, который они испытали, и те убытки, которые они понесли. 3 сентября 1931 года правительство Брюнинга объявило о прекращении работ по созданию таможенного союза, то есть о полном провале этого проекта.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
"Знания-сила"

>>>Читайте дальше: План Юнга.

Планета Земля. Основные параметры и происхождениеВозраст. Учение о геосферахОсновные движения Земли в пространстве [сутки, год - прецессия, нутации]Геологическое развитие планетыМагнитосфераБиосфера. Вода.Биосфера. Деятельность живых организмов.Биосфера. Атмосферные явления. Осадки.Гроза. Молния. Радуга.Смерчи, ураганы, тайфуны.Полярные сияния.География Земли. Водные ресурсы.Круговорот воды в природе.Мировой океан. [1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Материк Антарктида 21 22 23 24 25 Атмосфера 27 28 29]Метеорология. Наблюдение за погодой.Воздействие человека на гидросферу.Воздействие человека на атмосферу и почву.Земная суша. Формирование материков.Открытие дрейфа континентов.Евразия.Испания. [1 2 3 4]Португалия. [1 2 3]Германия. [1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44]

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта
Rambler's Top100

 
© KV