Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Галилео Галилей (1564-1642):

...Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя.

...Только со смертью догмы начинается наука.

Дени Дидро (1713-1784):

... Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.

Иммануил Кант (1724-1804):

... Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910):

...Знание без нравственной основы ничего не значит.

 

 

ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ

О пользе знаний и о теории познания.

Мы использовали выражение "Знания-сила" для наименования нашего сайта. Короткое словосочетание "Знания-сила" давно стало крылатой фразой, подчёркивающей важность науки, необходимость знаний в жизни каждого человека и всего человечества. Автором этого крылатого выражения считают Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) - английского философа, основателя материализма Нового времени. Основной целью знания Бэкон провозгласил увеличение власти человека над природой. В настоящей статье мы предлагаем читателям, особенно школьникам и студентам, поразмыслить над тем, почему знания необходимы каждому человеку, почему без знаний нет жизни. Надеемся, что, прочитав эту нашу статью, одни читатели смогут узнать, а другие вспомнить основные понятия из теории познания.


начало, часть 1 из 2
см. часть 2.

Истоки человеческого знания

Процесс выделения человека из остального животного мира занял, вероятно, не один миллион лет. Человек начал накапливать знания об окружающем мире с тех пор, как он почувствовал себя мыслящим существом, тем, кого в науке теперь называют homo sapiens. По подсчётам учёных, человек разумный существует на Земле уже 16 тысяч поколений. Мы не знаем, насколько точен этот подсчёт и как, по какой методике он проводился, но если верить этому подсчёту, то получается, что род человеческий существует уже (или всего лишь) 400 тысяч лет (принимается, что каждое новое поколение появляется через 25 лет). Всё это время люди непрерывно накапливали знания и передавали их из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику, от профессора к студенту.

Знания-сила

Знания являются результатом познания. Познание есть процесс получения и накопления знаний. Познание - это специфический вид духовной деятельности человека и представляет собой активный процесс изучения, постижения, осмысления предметов и явлений окружающего мира, а также результатов практической деятельности людей. Результатами познания и общественной практики являются постоянно накапливающиеся и обновляющиеся знания и опыт. Конечной целью познания является улучшение, совершенствование природной, социальной и духовной действительности.

Темпы, скорость накопления знаний были различными на разных этапах истории человечества. Важнейшим событием, резко ускорившим накопление и освоение знаний человечеством, было изобретение письменности, способов изготовления письменных документов различного рода, а позже - книгопечатания. Не случайно наличие письменности у древних народов считается одним из основных признаков цивилизации.

Человек с самых первых самостоятельных шагов столкнулся с грозными силами природы: с молнией, лесными пожарами, холодом, наводнениями, землетрясениями, нападением диких зверей и так далее. Познание этих сил было первым этапом в борьбе за минимизацию их отрицательного влияния на существование древнего человека. Результатом начального познания явлений природы стали сознательные практические действия людей по защите от опасностей. Так, от холода первобытный человек спасался с помощью шкур животных, путём укрытия в пещерах и использования огня, а в дальнейшем - в построенных им первых примитивных жилищах из подручных материалов.

Первые знания древних людей об окружающем мире, как и знания людей последующих эпох, добывались опытом, практикой повседневной жизни. Практика - это деятельность, активное взаимодействие человека с материальным миром. Практика является основным источником знаний человечества. Это касается знаний любого уровня: от самых начальных понятий о предметах и явлениях природы до законов логики.

Используя начальные знания, древний человек научился изготовлять необходимые орудия труда, предметы для повседневной жизни, для охоты и так далее. Прошли тысячелетия, и в итоге накопления знаний люди пришли к индустриальному обществу с его разнообразной и совершенной техникой, с высокоразвитой наукой и достаточно благоустроенным бытом в городах. С помощью науки человек открыл многие глубокие тайны природы.

Значительно меньших успехов люди достигли в деле совершенствования социальной и духовной действительности. Первые государственные образования появились много тысяч лет назад, но человечество до сих пор (первая четверть XXI века) ищет пути к такому общественному устройству, которое соответствовало бы интересам подавляющего большинства людей (а лучше - всех людей) и отвечало бы критериям свободы и справедливости. Почему такого общественного и государственного устройства нет нигде на Земле? Почему до сих пор на нашей планете голодают почти 400 миллионов человек, а во многих странах (в том числе в России) существует колоссальная разница в материальном благополучии различных слоёв общества (в сотни и тысячи раз)? Почему между народами разных стран, а также между народами внутри многих стран отсутствует взаимное понимание, существует напряжённость и вражда?

Вероятно, каждый наш читатель, если задумается над этими и подобными вопросами, смог бы назвать много причин несовершенства современной социальной и духовной действительности в мире. Но для этого ему нужны познания в области экономики, политики, социологии, психологии, истории и других наук, то есть требуется образование. Только не нужно это понимать так, будто все должны иметь университетские дипломы. Любознательный и активный человек всегда найдёт возможность повысить свои знания не только по своей профессии, чтобы понимать и правильно оценивать события и процессы, происходящие в социальной, политической или культурной жизни своей страны и в мире в целом. Ну, а те, кто переступил порог университета, должны упорно овладевать знаниями на высшем уровне и стараться на экзаменах меньше пользоваться шпаргалками (а лучше ими совсем не пользоваться). А когда дипломированные специалисты будут писать кандидатские и докторские диссертации, а это не только престижно, но и необходимо для повышения знаний и квалификации учёных и специалистов, то пожелаем им не забывать о научной добросовестности и не допускать плагиата или других нечестных приёмов. Для развития науки, для продвижения страны по пути прогресса нужны настоящие учёные и высококвалифицированные специалисты во всех областях знания.

Основные положения теории познания

Познание представляет собой весьма сложный интеллектуальный процесс. Познавательные способности людей создают человеческую культуру, которая и отражает эти способности людей, показывает уровни знания людей в конкретных предметных областях действительности.

Теория познания (гносеология) является одним из разделов философии. Механизмы познания и познавательные возможности человека изучаются также в психологии и частично в медицине. Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение и означает "понятие о знании", "учение о знании". Начальные положения учения о познании содержались уже в работах мыслителей древности: Платона, Аристотеля и других.

Одним из главных понятий в теории познания является "истина". Истина - это соответствие полученного знания действительности, верное, правильное отражение в мыслях человека действительных свойств изучаемого объекта, явления, события.

Эта формулировка, в которой подчёркивается соответствие мыслей действительности, считается главной в классическом определении истины. Существуют и другие определения истины, например: "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство согласованности знаний" и другие.

Не углубляясь в философское толкование истины, укажем, что истина не зависит ни от отдельных людей, ни от всего человечества. При этом истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует.

Только познание, терпеливое накопление знаний приводит к открытию и утверждению истины. Истина бывает абсолютной и относительной. Если о предмете или явлении имеется полное, исчерпывающее знание, тогда суждения об этом предмете или явлении будут абсолютно истинными, тогда мы имеем дело с абсолютной истиной. Целью познания является достижение, установление именно абсолютной истины.

Если верное знание ограничено какими-либо причинами или факторами: недостаточная точность используемых для исследования приборов, пространственная недосягаемость познаваемого объекта и тому подобное, то такое знание является относительной истиной.

Относительных истин несравненно больше, чем абсолютных. Научные истины по большей части являются относительными, то есть такими, которые не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете, а в процессе развития познания будут дополняться, уточняться, изменяться и даже заменяться новыми.

Например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца - абсолютная истина (доказательств этого явления вполне достаточно). Утверждение о том, что расстояние от Земли до Солнца составляет 150 млн. километров, является относительной истиной, так как во-первых, современные методы определения расстояний подобного масштаба имеют погрешности измерения, а во-вторых, в разные моменты времени Земля находится на разном расстоянии от Солнца (форма орбиты Земли эллиптическая, хотя и близкая к окружности).

Относительной истиной является также утверждение астрономов о том, что Солнце, а вместе с ним и Земля, совершают один оборот вокруг центра Галактики примерно за 250 миллионов лет (!). Этот период времени называется галактическим годом. Таковы колоссальные размеры нашей Галактики, если учесть, что Солнце движется по направлению к центру Галактики со скоростью 220-240 км/сек. Если учесть, что период времени продолжительностью в 250 млн. лет невозможно не только измерить, но и представить, то утверждение о вращении Солнца вокруг центра Галактики более правильно считать научной гипотезой.

Ещё пример. Классическая механика Ньютона и его теория тяготения в течение более чем двух столетий считались абсолютно истинными, применимыми везде и при всех условиях. Однако механика Ньютона не смогла объяснить движение тел со скоростью света. Движение таких тел объяснила специальная теория относительности Альберта Эйнштейна. Невозможны также с помощью теории Ньютона описать процессы в микромире, то есть процессы, происходящие внутри атомов, в самом атомном ядре. Эти процессы описывает специальный раздел физики - квантовая механика.

Истинность знания, теории проверяется практикой. Но не всё так просто. Многие философы и учёные естественных наук считают, что практика, как критерий истины, должна содержать не только результаты узкоспециальных экспериментов, но и включать материальное производство, накопленный опыт, показывать согласованность той или иной истины с установившейся системой взглядов и (во многих случаях) обязательно демонстрировать полезный эффект того или иного знания.

Итак, в качестве критерия истины практика имеет определяющее значение. Но, как и все процессы в жизни природы и общества, теория и практика находятся в диалектической связи между собою. Теории могут быть ошибочными, ложными, но и практика даже при наличии правильной теории может оказаться ошибочной, способной привести к негативным, а иногда драматическим и даже трагическим последствиям. Некоторые теории не могут быть проверены практикой, например, теории космогонии - науки о происхождении и развитии небесных тел и их систем (раздел астрономии).

Примером неправильной, ложной теории было учение Маркса-Ленина о диктатуре пролетариата. Это учение в России в начале ХХ века было практически "опробовано" большевистским режимом. Само собой разумеется, никакой диктатуры и ни над кем пролетариат не осуществлял и не мог осуществлять. Диктатуру над всем российским народом, включая и пролетариат, установил большевистский режим. Над инакомыслящими был развязан кровавый террор. Эта диктатура и массовый террор в основном связаны с именем Сталина и постепенно сошли на нет только после его смерти. Последствия этой чудовищной мясорубки были тяжелейшими для всех сторон жизни России, в том числе для её генофонда. Длилась эта "диктатура пролетариата" никак не меньше четырёх десятилетий. Для сравнения: якобинская диктатура во Франции просуществовала только три дня. Пример с диктатурой в России показывает, что ложная теория повлекла за собой вредную, преступную со стороны режима практику.

Примером неправильной, порочной практики было также строительство гидроэлектростанций на равнинных реках. Это практиковалось не только в России, но и в других странах. В результате возведения высоких плотин водой затапливались огромные площади лесов, садов, плодородных угодий и пастбищ, переносились на новые места или просто уничтожались сотни деревень и посёлков. От таких электростанций было больше вреда, чем пользы.

Отметим, что утверждения и теории неверные, не соответствующие истинному знанию, могут приниматься за истинные знания вследствие заблуждения, возникшего из-за недостатка знаний или ошибочного подхода к познаваемой проблеме или задаче. Но в жизни нередко это происходит по причине обмана, на который идут нечестные люди с целью получения личной выгоды. В обоих случаях страдает истина, но когда имеет место обман, то страдает также субъект, на который обман направлен. Человеку свойственно ошибаться. Но всё же меньше ошибается тот, у кого больше знаний.

В науке о познании различают два основных вида познания: чувственное познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание имеет различные формы. Главная из этих форм - это ощущения, то есть отражение в сознании человека отдельных свойств, качеств и признаков предметов и явлений.

Другой формой чувственного познания является восприятие, то есть способность нашего сознания давать целостное представление о предметах во всём многообразии их свойств. Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде.

Сложной формой чувственного познания является представление. В процессе представления человек не видит конкретный предмет, который отражается в сознании, этот предмет отсутствует реально. Но, как и при восприятии, в мозгу человека возникает конкретный образ объекта. В результате представления в сознании человека возникает некоторый обобщённый образ объекта в отличие от восприятия, при котором объект имеет более конкретные черты и особенности. Представление базируется на ощущении и восприятии. В процессе представления важную работу выполняет память. Чем больше объём памяти, чем лучше она восстанавливается, тем более чёткими будут внутренние образы, которые память сохраняет из прошлого опыта. Одновременно с представлением обычно действует и воображение.

В результате совместного действия перечисленных форм чувственного познания и с помощью восстановления в памяти прошлого опыта в человеческом мозгу могут возникнуть реальные представления о свойствах объекта. Опираясь на эти представления, человек может внутренне увидеть объект в такой степени ясно и подробно, что сумеет определить какие-то изменения конструкции и свойств этого объекта (например, механизма, агрегата), которые нужно или возможно произвести реально.

Познавательные возможности человека связаны прежде всего с органами чувств. Органы чувств непосредственно связывают человека с внешним предметным миром. Без органов чувств человек не смог бы ни мыслить, ни познавать. Развитие органов чувств человека является результатом как эволюции органического мира, так и социального развития. Система человеческих чувств, направленная на внешнюю среду, называется экстерорецептивной системой. В неё входят зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность (ощущение тепла, холода, боли, давления). Система, воспринимающая сигналы о внутреннем физиологическим состоянием организма, называется интерорецептивной системой.

Физиологические механизмы отражения внешнего мира у человека развиты слабее, чем у многих животных и насекомых. Например, термиты непосредственно ощущают магнитное поле, гремучая змея воспринимает инфракрасные лучи в широком диапазоне, собака ощущает ультразвук, её обоняние иногда поражает воображение. Хорошо известны локационные способности летучих мышей и дельфинов, голуби своим зрением улавливают разницу в размерах предметов, составляющую несколько сотых миллиметра.

Человек не способен конкурировать со многими представителями животного мира и по ряду других физиологических и чисто физических возможностей. На первый взгляд, это снижает возможности человека в познании окружающего мира. Однако печалиться по этому поводу не нужно. Человек своим интеллектом создал для себя такие условия жизни и работы, в которых ему вполне достаточно тех возможностей его чувственной сферы, которые ему даны от природы. В процессе познания мира человек использует различные технические средства, оборудование, приборы, экспериментальные установки и целые лаборатории. Используемые при этом приборы позволяют воспринимать ультрафиолетовое излучение, магнитные поля, рентгеновские лучи, космическую радиацию и многое другое, что в повседневной жизни человеку не требуется. Компьютеры и всемирная информационная сеть интернета значительно облегчают и ускоряют многие исследования и в целом весь процесс получения знаний. Компьютер превращается фактически в техническое устройство, выполняющее функцию посредника в передаче знаний от одного человека к другому. Активно ведутся работы по созданию так называемых интеллектуальных систем на основе компьютерной техники, создана своеобразная теория искусственного интеллекта. С помощью  компьютерных технологий изучается человеческое мышление, механизмы его функционирования. Конечно, понятие "искусственный интеллект" - это не более чем красивая метафора. Никакие логические действия компьютера не могут иметь такие, например, характеристики, как способность к творчеству, интуиция, различные эмоциональные проявления и так далее. Такие характеристики присущи только мыслительному процессу человека. Никакая машина никогда не будет думать за человека, вместо человека. Разумеется, чем разнообразнее и тоньше будут чувственные ощущения и восприятия у человека, чем эффективнее в научных целях будет применяться компьютерная и другая техника, тем более полнокровной и эмоционально более насыщенной будет жизнь человека и более успешной будет его производственная и научная деятельность.

Перейдём теперь к характеристике рационального (логического) познания. Этот вид познания основан на результатах анализа того материала, который доставляют человеку его органы чувств. Первичная информация, получаемая человеком от органов чувств, является тем необходимым минимумом знаний для того, чтобы в дальнейшем глубоко, многосторонне познать объект или явление.

Рациональное (логическое) познание включает в себя такие формы, как понятие, суждение, умозаключение. На основе умозаключений рождаются гипотезы, теории и, наконец, учения. Понятие - это мысль, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов и явлений определённого вида, например: "автомобиль", "собака", "землетрясение" и так далее. При этом понятия относятся не к какому-то конкретному предмету, марке изделия, породе животного и так далее, а ко всему виду, типу предметов. Понятие является исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов.

Познание всегда несёт в себе социальный аспект, так как субъект познания, то есть человек имеет социальную природу, в его познавательном процессе отражается не только информация об объекте познания, но и состояние общественного развития, потребности и цели человека и общества в целом. Поэтому понятия - это всегда продукт социально-исторического процесса познания человеком предметов и явлений природной и социальной действительности.

Суждение - это уже более сложная форма рационального познания и представляет собой мысль, которая посредством связи понятий утверждает или отрицает какое-либо качество или свойство объекта познания. Суждения возникают на основе знания свойств и признаков предметов и явлений действительности, а также связей между этими свойствами и признаками. Не случайно Козьма Прутков поучает нас: "Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои сие позволяют. Так, не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты иметь суждение по сему предмету, какое не было бы неосновательно и глупо?"

Что касается умозаключения, то оно является выводом или заключением, которое логически формулируется на основе понятий и суждений.

Перечисленные формы и этапы познания в действительности протекают значительно сложнее по сравнению с тем, как они описываются в научной литературе. Познание - процесс крайне сложный, противоречивый и бесконечный, как бесконечна и неисчерпаема сама природа - от микромира до скоплений галактик.

В зависимости от того, где, в какой сфере человеческой деятельности добываются знания, познание разделяется на обыденное (бытовой), научное, философское, художественное, религиозное. Все эти разновидности познания тесно связаны между собой, как неизбежно связаны между собой все направления и сферы человеческой деятельности.

Обыденное познание происходит в форме трудовой и иной социальной практики и своим продуктом (результатом) имеет практическое знание. Практическое знание позволяет людям без какой-либо теоретической подготовки успешно выполнять конкретную работу, овладеть профессией. Например, кузнец, овладевший практическими знаниями по своей работе, может по цвету нагретого металла правильно определить момент начала его обработки (ковки, гибки и других операций). До появления химических лабораторий рабочие мастера доменного производства с достаточной точностью "на глаз" определяли момент выпуска и разливки металла, а мастера-металлисты могли с хорошим приближением к истине определить марку стали по результатам проверки "на искру" и так далее.

Наиболее сложным является научное познание. Знание, добытое наукой, обычно ближе всего стоит к истине.

Наука зародилась ещё в древности, но становление науки в современном понимании этого термина произошло только в Новое время (XVI-XVII века).

Термин "наука" многозначен. Наука в современном понимании - это: 1) имеющиеся и вновь создаваемые (нарабатываемые) знания; 2) система социальных институтов, предназначенных для получения и передачи знаний новым поколениям для превращения знаний в непосредственную производительную силу (различные научные учреждения и учебные заведения).

Вариантов определения термина "наука" может быть много, но должно подчёркиваться главное: единство знаний и деятельности.

Получение новых знаний началось с момента зарождения человеческой культуры. Хранить информацию и передавать её последующим поколениям умели уже египетская и шумерская цивилизации. Как система подготовки кадров наука становится с появлением университетов, первым из которых был Болонский университет, основанный в 1088 г. Зарождение науки в контексте всей культуры происходит в Древней Греции в VII-VI веках до нашей эры в форме научных программ. Первыми научными программами были: математическая программа Пифагора Самосского (VI века до нашей эры), атомистическая программа Демокрита (около 460 года до нашей эры) и программа Аристотеля (384-322 года до нашей эры), систематизировавшая накопленные до него знания.

В раннем Средневековье в науке о природе взяли верх взгляды теологов. Но постепенно религиозные представления перестали доминировать в естествознании. В эпоху Возрождения разум становится выше откровения. Николай Коперник (1473-1543) и Джордано Бруно (1548-1600) выступают с идеей гелиоцентрической системы мира, а Галилео Галилей (1564-1642) создаёт основы европейского естествознания, разработав динамику - науку о движении тел под действием приложенных сил. Галилеем впервые в истории человеческой мысли было сформулировано понятие физического закона в современном значении. Исаак Ньютон (1643-1727) объединяет механическую философию Рене Декарта (1596-1650), законы Иоганна Кеплера (1571-1630) о движении планет и законы Галилея о земном движении в единую всеобъемлющую теорию. Работа Ньютона завершает научную революцию XVI-XVII веков. В своём основном произведении «Математические начала натуральной философии» (1687 г.) Ньютон изложил три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия) образовавших фундамент классической механики и классической физики.

Если весь XVIII век прошёл под знаком динамики, то в XIX веке интересы физиков смещаются на термодинамику. Второе начало термодинамики установило, что все виды энергии переходят в тепловую энергию, которая в конечном счёте рассеивается в пространстве. Немедленно возникает теория тепловой смерти, которая якобы угрожает Вселенной.

Но вскоре всеобщее внимание в науке привлекает эволюционное учение Чарльза Дарвина (1809-1882), тем более, что он дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков. Интерес от физики смещается в сторону биологии. Теория тепловой смерти Вселенной не находит подтверждения.

В XX веке наука достигла больших успехов во многих областях знания, особенно в исследованиях атомного ядра и космического пространства.

Совершив такой краткий экскурс в историю науки, попытаемся дать краткую характеристику научного познания. Научному познанию присущи следующие черты: объективность, рациональность, системность, проверяемость.

Приёмами научного мышления (методами научных исследований) являются: анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, наблюдение, эксперимент, гипотеза (то есть проблемное знание, не истина, но и не заблуждение). Среди названных приёмов мышления важная роль принадлежит также воображению и интуиции.

Не имея возможности по условиям размеров статьи дать пояснения ко всем указанным приёмам научного мышления, остановимся на характеристике методов индукции и дедукции.

При использовании метода индукции мысль исследователя движется от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов. Индукция вызывает индуктивные умозаключения, то есть такие, какие не дают точного и достоверного знания, а только наводят мысль исследователя на открытие общих закономерностей, гипотез, которые позже обосновываются и подтверждаются другими способами мышления (исследования). Буквально термин "индукция" означает "наведение".

Гносеологически противоположным индукции приёмом научного мышления является дедукция. При дедукции умозаключение выводится от знания общего к знанию частного. Дедукция означает процесс логического вывода по законам логики. Умозаключения по правилам дедукции дают достоверное знание, но только при условии, что такое знание предполагалось в посылках уже при постановке задачи. Выводы дедукции проверяются эмпирически и по результатам эксперимента обосновываются или отвергаются. В научных исследованиях индукция и дедукция как приёмы мышления органически связаны и используются наравне с анализом, синтезом и другими приёмами научного мышления.

Своеобразным видом познания является художественное познание. Его можно считать художественным освоением мира. В процессе художественного познания человек, творческая личность использует художественный образ, который отражает свойства реального объекта.

Используя художественный образ, творческая личность показывает своё мировоззрение, своё отношение к тому или ному явлению действительности. Успех художественного познания зависит от многих факторов, в том числе от профессионализма и таланта исследователя, его эстетических и нравственных идеалов.

Особым видом познания можно считать и религиозное познание. До появления истинных научных знаний потребность в познании мира в какой-то мере удовлетворялась мифологическими и религиозными объяснениями явлений природы. Знания, которые добывались наукой, становились истинными, в то время как знания религиозные всегда были и остаются предметом веры. Религиозное познание заключается в изучении и освоении религиозной литературы, содержащей историю религии, религиозные догмы и символы веры, а также описание обрядов, ритуалов и других правил отправления культа.

Религия и наука развивались параллельно, поэтому кроме религиозного познания служители культа обладают в известной мере и естественнонаучными знаниями. Это даёт им возможность более эффективно влиять на сознание верующих. Религиозные верования являются личным делом каждого гражданина. В России, как и во многих других странах, церковь отделена от государства, а общество в целом толерантно относится к религии.

История науки и религии показывает, что эти две области человеческой культуры длительное время (с древности и до конца XIX века) развивались параллельно, хотя объекты и задачи познания у них были разные. Не удивительно, что многие мыслители, учёные, писатели получали образование в монастырях и различных религиозных учебных заведениях. Вот несколько примеров.

Итальянский учёный, философ и поэт Джордано Бруно (1548-1600), сожжённый на костре как еретик, критиковавший христианские догмы и поддержавший учение Н.Коперника, с 18-летнего возраста стал монахом-доминиканцем монастыря Сан-Доменико Маджоре. Бруно преподавал в Оксфордском университете и в своих трактатах "О бесконечности Вселенной" и "О причине, начале и едином" критиковал учение Птолемея о системе мироздания.

Интересным примером, показывающим роль иезуитских орденов в развитии образования и культуры является жизнь и творчество знаменитого испанского драматурга Лопе де Вега (1562-1635), который получил хорошее образование в иезуитском колледже в Мадриде. В 52 года он стал священником, а через десять лет возглавил братство служителей инквизиции. Уже будучи в должности инквизитора, он написал свою знаменитую комедию "Собака на сене". Всего Лопе де Вега, по его собственному свидетельству, написал более 800 пьес, но некоторые исследователи называют цифру в 1800 и даже 2000 пьес!

Великий итальянский физик, математик, философ Галилео Галилей (1564-1642) с 11-летнего возраста воспитывался и обучался в монастыре. В 17 лет он покинул монастырь и поступил в Пизанский университет на медицинский факультет, стал профессором университета, а позже возглавил кафедру математики в Падуанском университете, где в течение 18 лет создал серию выдающихся работ по математике и механике.

Многие писатели Европы обучались в религиозных школах. Например, Даниэль Дефо (1660-1731) - автор романа "Робинзон Крузо", учился в Академии, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви, а знаменитый Жан Батист Мольер учился в иезуитском коллеже в г. Клермон (Франция).

И ещё пример. На этот раз речь пойдёт не о мыслителе, не об учёном или писателе, а о политическом деятеле. Мы имеем в виду недоброй памяти И.В. Сталина (Джугашвили), 30 лет (с 1923 по 1953) руководившего Советским Союзом. Он окончил в г. Гори (Грузия) духовную семинарию. Кроме этой семинарии Сталин никакого другого образования не имел, но взошёл на вершину власти в крупнейшем государстве мира. Поистине пути Господни неисповедимы.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт Знания-сила.

>>>Читайте дальше продолжение: О мышлении и разуме человека, о познаваемости мира.

Знания и теория познания [1 2]Теория образования космических телПрирода магнитного поля Земли и планетИерархия и пределы ВселеннойСтолкновения с 030Выстрел по ... Земле?Кризис технической цивилизацииСознание - много знанийЗнание и вера [1 2]Гипотеза существования СупермираТест на Homo Sapiens [1 2]Гипотезы о происхождении жизниЛабораторная модель ЗемлиЭволюция Земли: новый взгляд на проблемуЛунный гелий-3 [1 2]Разум как космическое явлениеЧеловек и техносфера (фильм)Горы Земли [1 2 3]Альтернативная гипотеза эволюции солнечной системыАктивные сгустки энергии в атмосфере Земли [1 2]Составная волнаПятая силаТорсионная физика [1 2]История познания образования нефти завершилась [1 2 3]Семь кирпичей для храма Вселенной [1 2 3]Мировой РазумЧеловек-посредникШаровая молния - дитя квазичастицы [1 2]Конец светаТеоретические модели физических систем и процессов[1 2]

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта

open
© KV


 


 

 

... Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Иммануил Кант (1724-1804)

Закрыть урок