Кратко:

Тайны головного мозга

Мозг человека

Этих тайн так много, что до сих пор наука не дала ответ даже на самый первый вопрос: что такое мозг? Философия, претендующая часто на объяснение загадочных, не изученных предметов и явлений с использованием своего весьма витиеватого стиля изложения, на этот раз не решилась определённо ответить на поставленный выше вопрос. В философских словарях мозг называется "особо организованной материей". Но это совсем не определённый ответ. Однако исследования мозга вполне определённо показывают, что мозг состоит из нервных клеток - нейронов, которых в коре нашего мозга насчитывается от 14 до 16 миллиардов. Нейроны обеспечивают все нервные процессы в человеческом организме. Но не нейроны составляют большую часть объёма мозга. Вещество мозга содержит также другие клетки, своего рода спутники и помощники нейронов - так называемые глиальные клетки. Эти клетки известны уже с середины XIX века, их впервые описал немецкий биолог Р. Вирхов. Этот учёный видел функцию глиальных клеток в том, что они как бы склеивают, соединяют воедино нервную ткань. Дальнейшие исследования показали, что природа создала глиальные клетки не только для этих целей. Глиальные клетки (от греческого слова "глия" - клей) составляют в мозгу объём, в 3 раза превышающий объём всех нейронов, при этом размеры глиальных клеток значительно меньше размеров нейронов. Каждый нейрон опутан сетью отростков соседних глиальных клеток.

Природа создала такой сложный механизм для выполнения конкретных функций. Назовём три основные функции глиальных клеток, которые к настоящему времени удалось выявить учёным.

Первая функция - трофическая, т.е. обеспечение нейронов питанием - нужными веществами. Нейронам от глиальных клеток передаётся часть находящихся в них молекул РНК, белков, глюкозы, кислорода, органических кислот и др. Дело в том, что эти и другие вещества прямо из крови не могут попасть в нейроны, т.к. нейроны с капиллярами не соприкасаются. Нейрон в рабочем состоянии вырабатывает электрические импульсы, для чего требуется много энергии. Наиболее эффективно выделяется энергия при окислении глюкозы. При необходимости глия расходует для окисления и часть своей глюкозы, а также может передать нейронам и кислород, перейдя на бескислородное дыхание. Важность таких процессов легко оценить, если учесть, что нейроны мозга поглощают 20-25 процентов кислорода, потребляемого всем организмом в состоянии покоя, а масса мозга составляет не более 2,5% массы тела. У детей возрастом до четырёх лет нейроны расходуют до 50% кислорода. Остановка дыхания на 3-5 минут обычно заканчивается необратимым поражением центральной нервной системы.

Второй функцией глиальных клеток является поддержание гомеостаза в нервной системе.  Гомеостаз - это постоянство внутренней среды организма при изменении условий внешней среды. Чем выше организовано животное, тем совершеннее механизмы, обеспечивающие гомеостаз. В нервной системе значение гомеостаза особенно велико. При возбуждении и торможении нейрона изменяется химический состав ферментов и их активность, но они быстро возвращаются к норме. В этих процессах велика роль глиальных клеток.

Третьей функцией глиальных клеток считают их регуляторную (модулирующую) функцию. Исследования показали, что глиальные клетки не только накапливают аминокислоты, но и выделяют их в окружающую среду. Передача возбуждения от глии к нейрону регулируется клетками глии в зависимости от химического, в том числе ионного состава окружающей среды. Процесс этот очень сложный и касается движения ферментов, углекислоты, сократительного белка мышц и других соединений, обеспечивающих работу нейронов. Исследователи нашли, в частности, белки, присутствующие только в нервной системе и отличающиеся по типу от набора белков, находящихся во всех органах человека или высшего животного.

Из этой краткой заметки становится понятно, что познание человеческого мозга, его структуры, функций и мыслительных процессов продвигается вперёд, но далеко от завершения.

© Знания-сила.

 

Подробно:

ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ

О пользе знаний и о теории познания

Комментарий автора сайта: Мы использовали выражение "Знания-сила" для наименования нашего сайта. Короткое словосочетание "Знания-сила" давно стало крылатой фразой, подчёркивающей важность науки, необходимость знаний в жизни каждого человека и всего человечества. Автором этого крылатого выражения считают Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) - английского философа, основателя материализма Нового времени. Основной целью знания Бэкон провозгласил увеличение власти человека над природой. В настоящей статье мы предлагаем читателям, особенно школьникам и студентам, поразмыслить над тем, почему знания необходимы каждому человеку, почему без знаний нет жизни. Надеемся, что, прочитав эту нашу статью, одни читатели смогут узнать, а другие вспомнить основные понятия из теории познания.

Владимир Каланов.


окончание, часть 2 из 2
см. часть 1.

Наука

Экскурс в историю

Знания-сила

Наука зародилась ещё в древности, но становление науки в современном понимании этого термина произошло только в Новое время (XVI-XVII века́).

Термин "наука" многозначен. Наука в современном понимании - это: 1) имеющиеся и вновь создаваемые (нараба́тываемые) знания; 2) система социальных институтов, предназначенных для получения и передачи знаний новым поколениям для превращения знаний в непосредственную производительную силу (различные научные учреждения и учебные заведения).

Вариантов определения термина "наука" может быть много, но должно подчёркиваться главное: единство знаний и деятельности.

Получение новых знаний началось с момента зарождения человеческой культуры. Хранить информацию и передавать её последующим поколениям умели уже египетская и шумерская цивилизации. Как система подготовки кадров наука становится с появлением университетов, первым из которых был Болонский университет, основанный в 1088 году. Зарождение науки в контексте всей культуры происходит в Древней Греции в VII-VI веках до нашей эры в форме научных программ. Первыми научными программами были: математическая программа Пифагора Самосского (VI века до нашей эры), атомистическая программа Демокрита (около 460 года до нашей эры) и программа Аристотеля (384-322 года до нашей эры), систематизи́ровавшая накопленные до него знания.

В раннем Средневековье в науке о природе взяли верх взгляды теологов. Но постепенно религиозные представления перестали доминировать в естествознании. В эпоху Возрождения разум становится выше откровения. Николай Коперник (1473-1543) и Джордано Бруно (1548-1600) выступают с идеей гелиоцентрической системы мира, а Галилео Галилей (1564-1642) создаёт основы европейского естествознания, разработав динамику - науку о движении тел под действием приложенных сил. Галилеем впервые в истории человеческой мысли было сформулировано понятие физического закона в современном значении. Исаак Ньютон (1643-1727) объединяет механическую философию Рене Декарта (1596-1650), законы Иоганна Кеплера (1571-1630) о движении планет и законы Галилея о земном движении в единую всеобъемлющую теорию. Работа Ньютона завершает научную революцию XVI-XVII веков. В своём основном произведении «Математические начала натуральной философии» (1687 г.) Ньютон изложил три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия) образовавших фундамент классической механики и классической физики.

Если весь XVIII век прошёл под знаком динамики, то в XIX веке интересы физиков смещаются на термодинамику. Второе начало термодинамики установило, что все виды энергии переходят в тепловую энергию, которая в конечном счёте рассеивается в пространстве. Немедленно возникает теория тепловой смерти, которая якобы угрожает Вселенной.

Но вскоре всеобщее внимание в науке привлекает эволюционное учение Чарльза Дарвина (1809-1882), тем более, что он дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков. Интерес от физики смещается в сторону биологии. Теория тепловой смерти Вселенной не находит подтверждения.

В XX веке наука достигла больших успехов во многих областях знания, особенно в исследованиях атомного ядра и космического пространства.

Научное познание

Совершив такой краткий экскурс в историю науки, попытаемся дать краткую характеристику научного познания. Научному познанию присущи следующие черты: объективность, рациональность, системность, проверяемость.

Приёмами научного мышления (методами научных исследований) являются: анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, наблюдение, эксперимент, гипотеза (то есть проблемное знание, не истина, но и не заблуждение). Среди названных приёмов мышления важная роль принадлежит также воображению и интуиции.

Не имея возможности по условиям размеров статьи дать пояснения ко всем указанным приёмам научного мышления, остановимся на характеристике методов индукции и дедукции.

При использовании ме́тода индукции мысль исследователя движется от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов. Индукция вызывает индуктивные умозаключения, то есть такие, какие не дают точного и достоверного знания, а только наводят мысль исследователя на открытие общих закономерностей, гипотез, которые позже обосновываются и подтверждаются другими способами мышления (исследования). Буквально термин "индукция" означает "наведение".

Гносеологически противоположным индукции приёмом научного мышления является дедукция. При дедукции умозаключение выводится от знания общего к знанию частного. Дедукция означает процесс логического вывода по законам логики. Умозаключения по пра́вилам дедукции дают достоверное знание, но только при условии, что такое знание предполагалось в посылках уже при постановке задачи. Выводы дедукции проверяются эмпирически и по результатам эксперимента обосновываются или отвергаются. В научных исследованиях индукция и дедукция как приёмы мышления органически связаны и используются наравне с анализом, синтезом и другими приёмами научного мышления.

Своеобразным видом познания является художественное познание. Его можно считать художественным освоением мира. В процессе художественного познания человек, творческая личность использует художественный образ, который отражает свойства реального объекта.

Используя художественный образ, творческая личность показывает своё мировоззрение, своё отношение к тому или ному явлению действительности. Успех художественного познания зависит от многих факторов, в том числе от профессионализма и таланта исследователя, его эстетических и нравственных идеалов.

Особым видом познания можно считать и религиозное познание. До появления истинных научных знаний потребность в познании мира в какой-то мере удовлетворялась мифологическими и религиозными объяснениями явлений природы. Знания, которые добывались наукой, становились истинными, в то время как знания религиозные всегда были и остаются предметом веры. Религиозное познание заключается в изучении и освоении религиозной литературы, содержащей историю религии, религиозные догмы и символы веры, а также описание обрядов, ритуалов и других правил отправления культа.

Религия и наука развивались параллельно, поэтому кроме религиозного познания служители культа обладают в известной мере и естественнонаучными знаниями. Это даёт им возможность более эффективно влиять на сознание верующих. Религиозные верования являются личным делом каждого гражданина. В России, как и во многих других странах, церковь отделена от государства, а общество в целом толерантно относится к религии.

Параллельное развитие науки и религии

История науки и религии показывает, что эти две области человеческой культуры длительное время (с древности и до конца XIX века) развивались параллельно, хотя объекты и задачи познания у них были разные. Не удивительно, что многие мыслители, учёные, писатели получали образование в монастырях и различных религиозных учебных заведениях. Вот несколько примеров.

Итальянский учёный, философ и поэт Джордано Бруно (1548-1600), сожжённый на костре как еретик, критиковавший христианские догмы и поддержавший учение Н.Коперника, с 18-летнего возраста стал монахом-доминиканцем монастыря Сан-Домени́ко Маджоре. Бруно преподавал в Оксфордском университете и в своих трактатах "О бесконечности Вселенной" и "О причине, начале и едином" критиковал учение Птолемея о системе мироздания.

Интересным примером, показывающим роль иезуитских орденов в развитии образования и культуры является жизнь и творчество знаменитого испанского драматурга Лопе де Вега (1562-1635), который получил хорошее образование в иезуитском колледже в Мадриде. В 52 года он стал священником, а через десять лет возглавил братство служителей инквизиции. Уже будучи в должности инквизитора, он написал свою знаменитую комедию "Собака на сене". Всего Лопе де Вега, по его собственному свидетельству, написал более 800 пьес, но некоторые исследователи называют цифру в 1800 и даже 2000 пьес!

Великий итальянский физик, математик, философ Галилео Галилей (1564-1642) с 11-летнего возраста воспитывался и обучался в монастыре. В 17 лет он покинул монастырь и поступил в Пизанский университет на медицинский факультет, стал профессором университета, а позже возглавил кафедру математики в Падуанском университете, где в течение 18 лет создал серию выдающихся работ по математике и механике.

Многие писатели Европы обучались в религиозных школах. Например, Даниэль Дефо (1660-1731) - автор романа "Робинзон Крузо", учился в Академии, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви, а знаменитый Жан Батист Мольер учился в иезуитском коллеже в городе Клермон (Франция).

И ещё пример. На этот раз речь пойдёт не о мыслителе, не об учёном или писателе, а о политическом деятеле. Мы имеем в виду недоброй памяти И.В. Сталина (Джугашвили), 30 лет (с 1923 по 1953) руководившего Советским Союзом. Он окончил в г. Гори (Грузия) духовную семинарию. Кроме этой семинарии Сталин никакого другого образования не имел, но взошёл на вершину власти в крупнейшем государстве мира. Пои́стине пути Господни неисповедимы.

О мышлении и разуме человека

Мы познакомились с формами чувственного и рационального познания. Все формы познания являются формами мышления. Единство этих форм образует некоторую целостность, которая определяет познавательные способности человека и называется умом, а как процесс называется мышлением. Мышление человека во всей его полноте теоретически описать чрезвычайно сложно, потому что оно включает в себя различные проявления человеческой психики: эмоции, оценки, интересы, сравнения, предположения, сомнения, интуицию и так далее. Не менее сложно дать однозначную и исчерпывающую формулировку термина "мышление". Вот примерное философское определение: "Мышление - это высший продукт особым образом организованной материи - мозга, представляющий собой активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях и так далее".

Мышление связано как с биологической эволюцией, так и с общественным развитием. Мышление человека происходит в тесной связи с трудовой и речевой деятельностью и результаты его фиксируются в языке. Язык - это средство выражения, форма существования мысли. Через анализ языка изучаются свойства мозга, которые в совокупности определяют мышление. Мышление - сложнейшее явление, включающее такие процессы, как абстракция, анализ и синтез, постановка задач, поиск и определение путей их решения, выдвижение гипотез, идей, разработка теорий и так далее.

Познавательные возможности и способности человека, называемые умом, в философии и психологии разделяют на два понятия, на две ступени ума: рассудок и разум. Различие между этими двумя понятиями тонкое и достаточно условное. Считается, что рассудок оперирует в основном данными жизненного опыта, делая суждения на основании опыта. Разум вырабатывает принципы, исходя из абстрактных мыслей. Разум - высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

Психика человека проявляет себя как сложное системное образование с многочисленными связями, которые обеспечивают участие в мышлении как чувственного, так и рационального начала. В процессе мышления оба эти начала участвуют взаимосвязанно и взаимообусло́вленно.

Объектов, трудных для познания, в мире множество. Но, вероятно, мало что может сравниться с человеческим мышлением по сложности форм и проявлений.

Источник и орган мышления - мозг чрезвычайно сложен, и его функции и возможности далеко ещё не изучены* (* Начало научному исследованию психики положил И.М. Сеченов (1829-1905) в своих работах "Рефлексы головного мозга" и другие). Английский философ Дэвид Юм (1711-1776) утверждал: "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов". Мы думаем, что если иметь в виду в качестве объекта человеческий мозг, то с упомянутым философом можно согласиться. Но распространить утверждение Дэвида Юма на все без исключения объекты познания было бы большой ошибкой, если иметь в виду достижения современной науки, сумевшей "заглянуть" как в дальние области Галактики, так и внутрь атомного ядра.

О познаваемости мира

Реальные трудности познания люди встречают постоянно. Естественно, что в древности, когда научных знаний было совсем немного, у мыслителей и учёных появлялись сомнения, скептические мысли о возможности познания мира. Так, древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.) считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что знать мы можем только самих себя. Своё мнение он выразил формулой-выводом: "Познай самого́ себя!". Кстати, эти мысли Сократа дошли до нас от его учеников Платона и Аристотеля, которые записывали речи своего учителя. Сам Сократ ничего не писал, хотя был, конечно, грамотным.

Скептицизм древних оформился в своеобразную теорию, которая в Новое время переросла в агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания реального мира. Агностицизм в той или иной форме излагается в трудах английского философа Дэвида Юма, немецкого философа Иммануила Канта и других философов.

Юм считал, что вообще вопрос о том, существует объективный мир или нет, неразреши́м. Знания, утверждал Юм, должны быть не средством постижения бытия, а руководством для практической жизни.

В философии Канта, содержащей множество противоречий, утверждается, что природа вещей, как они существуют сами по себе ("вещей в себе") принципиально недоступна нашему познанию. Одновременно Кант считал, что в разуме человека заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов.

Итак, агностики отрицают наши возможности познания мира. А что думают философы и учёные двадцатого и двадцать первого веков по проблеме познаваемости мира?

Если обобщить мнение учёных, руководствующихся принципами диалектического материализма, то мы получим примерно следующее суждение: главнейшей особенностью процесса познания является его бесконечное, всё ускоряющееся движение вперёд. Наши знания постоянно углубляются и обогащаются. Есть ли границы познания? Их нет, потому что у Вселенной нет границ, а её изменения и превращения будут происходить вечно. Но окружающий нас мир тем не менее познаваем. У науки не может быть абсолютных истин по всем проблемам окружающего мира и на все времена. Но научные открытия, научные истины будут появляться бесконечно, пока существует жизнь на Земле. Вновь открытые истины будут уточнять, дополнять, а иногда и опровергать какие-то истины, которые были открыты ранее и которые наука считала абсолютными.

Вот таков ответ на вопрос о познаваемости мира. Прямо скажем, ответ не однозначный. Но мог ли он быть другим?

Для чего всё-таки нужны знания?

Мы думаем, что любой грамотный человек сможет без затруднений ответить на этот вопрос. Знания нужны, чтобы и дальше развивались наука и техника, чтобы укреплялась экономика страны (мы имеем в виду Россию), чтобы её оборона была надёжной, чтобы её армия состояла не из случайных волонтёров-"контрактников", а из людей профессиональных, чьё призвание на всю жизнь - Родину защищать. Чтобы страна наша занимала достойное место в мире по уровню жизни народа, по степени развития демократии и гражданского общества, чтобы каждый её гражданин имел возможность использовать свои знания на интересной для него работе с достойной оплатой труда, мог обеспечить материально свою семью и так далее. Всё это так, вряд ли кто не согласится с таким ответом, но необходимо уточнить некоторые важные моменты.

Во-первых, нужно добывать знания. Поэтому важнейшее значение приобретает совершенствование всей системы образования, обеспечения качественного и непрерывного обучения, по крайней мере на весь период профессиональной деятельности человека. Как говорится, век живи - век учись. А кто должен учить? Как, по какой системе нужно учить и учиться? Эти вопросы должны решать люди, обладающие знаниями.

Следует иметь в виду, что будущим поколениям и уже нынешнему подрастающему нужно будет знать и уметь больше, чем предыдущим поколениям. Это понятно, потому что сложность жизненно важных задач, которые неизбежно придётся решать будущим поколениям, существенно возрастёт.

Мы не приводим перечень таких задач, он занял бы несколько десятков страниц, но это не входит, в тему нашей статьи. Каждый ответственный человек, считающий себя гражданином и личностью, должен знать о нерешённых задачах нашего общества и государства, думать о путях решения наиболее важных задач, предлагать варианты их решения. Но что может предложить человек, не имеющий знаний?

Английский писатель Бернард Шоу говорил: "Деятельность - единственный путь к знанию." Формула хорошая, хотя и не очень конкретная. Под деятельностью в данном случаи можно понимать учёбу, политическую деятельность, производительный труд, любое занятие полезным делом.

Не секрет, что рыночные отношения в нашей стране, пока ещё далеко не цивилизованные, привели к резкому имущественному расслоению общества, обострили проблему социальной защищённости трудящегося человека, что наносит вред стабильности и единству в обществе. Остановить эти и другие отрицательные тенденции могут только образованные и знающие люди. Вот почему теперь возросла роль общественных, экономических, политических и юридических наук.

В реальной жизни на работе, на службе, в учёбе и творчестве люди не только взаимодействуют, но и противодействуют друг другу. Причины этого известны: это зависть, недопонимание, личная неприязнь, нечестность и несправедливость в отношениях к людям и так далее. Иногда силы и факторы противодействия преобладают над силами и факторами взаимодействия в каком-то коллективе или организации. Это говорит о несовершенстве социальных и экономических отношений в соответствующем коллективе или организации. Исправить такое положение могут только специалисты, обладающие знаниями целого комплекса наук экономических, социальных, юридических и так далее.

Лженаучные знания

Наряду́ с научными, полезными знаниями существуют псевдонаучные, лженаучные знания. Различного рода предсказатели, гадалки, ясновидящие, экстрасенсы, астрологи до сих пор успешно используют невежество определённой части граждан или сложившиеся у них трудные жизненные обстоятельства. С помощью магии и оккультных псевдонаук они воздействуют на сознание человека в своих корыстных целях. Конечно, люди, обладающие знаниями, образованные не так легко поддаются воздействию магов и гадалок, их нелегко обмануть демагогическими заверениями и обещаниями. Люди знающие помнят совет Карла Маркса: "Всё подверга́й сомнению." В буквальном прямом смысле этот совет понимать нельзя, лучше понимать его в смысле: "Всё подверга́й анализу", то есть всегда думай, анализируй, делай выводы, пусть мозг постоянно будет занят своей "основной работой" - мышлением и познанием истины. И тогда каждый сможет убедиться, что знания - это сила, без знаний жизнь невозможна.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Знания-сила".

↻НазадЧитайте дальше: Теория образования космических тел

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: