Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Тайны головного мозга

Мозг человека

Этих тайн так много, что до сих пор наука не дала ответ даже на самый первый вопрос: что такое мозг? Философия, претендующая часто на объяснение загадочных, не изученных предметов и явлений с использованием своего весьма витиеватого стиля изложения, на этот раз не решилась определённо ответить на поставленный выше вопрос. В философских словарях мозг называется "особо организованной материей". Но это совсем не определённый ответ. Однако исследования мозга вполне определённо показывают, что мозг состоит из нервных клеток - нейронов, которых в коре нашего мозга насчитывается от 14 до 16 миллиардов. Нейроны обеспечивают все нервные процессы в человеческом организме. Но не нейроны составляют большую часть объёма мозга. Вещество мозга содержит также другие клетки, своего рода спутники и помощники нейронов - так называемые глиальные клетки. Эти клетки известны уже с середины XIX века, их впервые описал немецкий биолог Р. Вирхов. Этот учёный видел функцию глиальных клеток в том, что они как бы склеивают, соединяют воедино нервную ткань. Дальнейшие исследования показали, что природа создала глиальные клетки не только для этих целей. Глиальные клетки (от греческого слова "глия" - клей) составляют в мозгу объём, в 3 раза превышающий объём всех нейронов, при этом размеры глиальных клеток значительно меньше размеров нейронов. Каждый нейрон опутан сетью отростков соседних глиальных клеток.

Природа создала такой сложный механизм для выполнения конкретных функций. Назовём три основные функции глиальных клеток, которые к настоящему времени удалось выявить учёным.

Первая функция - трофическая, т.е. обеспечение нейронов питанием - нужными веществами. Нейронам от глиальных клеток передаётся часть находящихся в них молекул РНК, белков, глюкозы, кислорода, органических кислот и др. Дело в том, что эти и другие вещества прямо из крови не могут попасть в нейроны, т.к. нейроны с капиллярами не соприкасаются. Нейрон в рабочем состоянии вырабатывает электрические импульсы, для чего требуется много энергии. Наиболее эффективно выделяется энергия при окислении глюкозы. При необходимости глия расходует для окисления и часть своей глюкозы, а также может передать нейронам и кислород, перейдя на бескислородное дыхание. Важность таких процессов легко оценить, если учесть, что нейроны мозга поглощают 20-25 процентов кислорода, потребляемого всем организмом в состоянии покоя, а масса мозга составляет не более 2,5% массы тела. У детей возрастом до четырёх лет нейроны расходуют до 50% кислорода. Остановка дыхания на 3-5 минут обычно заканчивается необратимым поражением центральной нервной системы.

Второй функцией глиальных клеток является поддержание гомеостаза в нервной системе.  Гомеостаз - это постоянство внутренней среды организма при изменении условий внешней среды. Чем выше организовано животное, тем совершеннее механизмы, обеспечивающие гомеостаз. В нервной системе значение гомеостаза особенно велико. При возбуждении и торможении нейрона изменяется химический состав ферментов и их активность, но они быстро возвращаются к норме. В этих процессах велика роль глиальных клеток.

Третьей функцией глиальных клеток считают их регуляторную (модулирующую) функцию. Исследования показали, что глиальные клетки не только накапливают аминокислоты, но и выделяют их в окружающую среду. Передача возбуждения от глии к нейрону регулируется клетками глии в зависимости от химического, в том числе ионного состава окружающей среды. Процесс этот очень сложный и касается движения ферментов, углекислоты, сократительного белка мышц и других соединений, обеспечивающих работу нейронов. Исследователи нашли, в частности, белки, присутствующие только в нервной системе и отличающиеся по типу от набора белков, находящихся во всех органах человека или высшего животного.

Из этой краткой заметки становится понятно, что познание человеческого мозга, его структуры, функций и мыслительных процессов продвигается вперёд, но далеко от завершения.

© Знания-сила.

 

ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ

О пользе знаний и о теории познания.

Мы использовали выражение "Знания-сила" для наименования нашего сайта. Короткое словосочетание "Знания-сила" давно стало крылатой фразой, подчёркивающей важность науки, необходимость знаний в жизни каждого человека и всего человечества. Автором этого крылатого выражения считают Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) - английского философа, основателя материализма Нового времени. Основной целью знания Бэкон провозгласил увеличение власти человека над природой. В настоящей статье мы предлагаем читателям, особенно школьникам и студентам, поразмыслить над тем, почему знания необходимы каждому человеку, почему без знаний нет жизни. Надеемся, что, прочитав эту нашу статью, одни читатели смогут узнать, а другие вспомнить основные понятия из теории познания.


окончание, часть 2 из 2
см. часть 1.

О мышлении и разуме человека

Знания-сила

Мы познакомились с формами чувственного и рационального познания. Все формы познания являются формами мышления. Единство этих форм образует некоторую целостность, которая определяет познавательные способности человека и называется умом, а как процесс называется мышлением. Мышление человека во всей его полноте теоретически описать чрезвычайно сложно, потому что оно включает в себя различные проявления человеческой психики: эмоции, оценки, интересы, сравнения, предположения, сомнения, интуицию и так далее. Не менее сложно дать однозначную и исчерпывающую формулировку термина "мышление". Вот примерное философское определение: "Мышление - это высший продукт особым образом организованной материи - мозга, представляющий собой активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях и так далее".

Мышление связано как с биологической эволюцией, так и с общественным развитием. Мышление человека происходит в тесной связи с трудовой и речевой деятельностью и результаты его фиксируются в языке. Язык - это средство выражения, форма существования мысли. Через анализ языка изучаются свойства мозга, которые в совокупности определяют мышление. Мышление - сложнейшее явление, включающее такие процессы, как абстракция, анализ и синтез, постановка задач, поиск и определение путей их решения, выдвижение гипотез, идей, разработка теорий и так далее.

Познавательные возможности и способности человека, называемые умом, в философии и психологии разделяют на два понятия, на две ступени ума: рассудок и разум. Различие между этими двумя понятиями тонкое и достаточно условное. Считается, что рассудок оперирует в основном данными жизненного опыта, делая суждения на основании опыта. Разум вырабатывает принципы, исходя из абстрактных мыслей. Разум - высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

Психика человека проявляет себя как сложное системное образование с многочисленными связями, которые обеспечивают участие в мышлении как чувственного, так и рационального начала. В процессе мышления оба эти начала участвуют взаимосвязанно и взаимообусловленно.

Объектов, трудных для познания, в мире множество. Но, вероятно, мало что может сравниться с человеческим мышлением по сложности форм и проявлений.

Источник и орган мышления - мозг чрезвычайно сложен, и его функции и возможности далеко ещё не изучены* (* Начало научному исследованию психики положил И.М. Сеченов (1829-1905) в своих работах "Рефлексы головного мозга" и другие). Английский философ Дэвид Юм (1711-1776) утверждал: "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов". Мы думаем, что если иметь в виду в качестве объекта человеческий мозг, то с упомянутым философом можно согласиться. Но распространить утверждение Д. Юма на все без исключения объекты познания было бы большой ошибкой, если иметь в виду достижения современной науки, сумевшей "заглянуть" как в дальние области Галактики, так и внутрь атомного ядра.

О познаваемости мира

Реальные трудности познания люди встречают постоянно. Естественно, что в древности, когда научных знаний было совсем немного, у мыслителей и учёных появлялись сомнения, скептические мысли о возможности познания мира. Так, древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.) считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что знать мы можем только самих себя. Своё мнение он выразил формулой-выводом: "Познай самого себя!". Кстати, эти мысли Сократа дошли до нас от его учеников Платона и Аристотеля, которые записывали речи своего учителя. Сам Сократ ничего не писал, хотя был, конечно, грамотным.

Скептицизм древних оформился в своеобразную теорию, которая в Новое время переросла в агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания реального мира. Агностицизм в той или иной форме излагается в трудах английского философа Д. Юма, немецкого философа И. Канта и других философов.

Юм считал, что вообще вопрос о том, существует объективный мир или нет, неразрешим. Знания, утверждал Ют, должны быть не средством постижения бытия, а руководством для практической жизни.

В философии Канта, содержащей множество противоречий, утверждается, что природа вещей, как они существуют сами по себе ("вещей в себе") принципиально недоступна нашему познанию. Одновременно Кант считал, что в разуме человека заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов.

Итак, агностики отрицают наши возможности познания мира. А что думают философы и учёные XX и XXI веков по проблеме познаваемости мира?

Если обобщить мнение учёных, руководствующихся принципами диалектического материализма, то мы получим примерно следующее суждение: главнейшей особенностью процесса познания является  его бесконечное, всё ускоряющееся движение вперёд. Наши знания постоянно углубляются и обогащаются. Есть ли границы познания? Их нет, потому что у Вселенной нет границ, а её изменения и превращения будут происходить вечно. Но окружающий нас мир тем не менее познаваем. У науки не может быть абсолютных истин по всем проблемам окружающего мира и на все времена. Но научные открытия, научные истины будут появляться бесконечно, пока существует жизнь на Земле. Вновь открытые истины будут уточнять, дополнять, а иногда и опровергать какие-то истины, которые были открыты ранее и которые наука считала абсолютными.

Вот таков ответ на вопрос о познаваемости мира. Прямо скажем, ответ не однозначный. Но мог ли он быть другим?

Для чего всё-таки нужны знания?

Мы думаем, что любой грамотный человек сможет без затруднений ответить на этот вопрос. Знания нужны, чтобы и дальше развивались наука и техника, чтобы укреплялась экономика страны (мы имеем в виду Россию), чтобы её оборона была надёжной, чтобы её армия состояла не из случайных волонтёров-"контрактников", а из людей профессиональных, чьё призвание на всю жизнь - Родину защищать. Чтобы страна наша занимала достойное место в мире по уровню жизни народа, по степени развития демократии и гражданского общества, чтобы каждый её гражданин имел возможность использовать свои знания на интересной для него работе с достойной оплатой труда, мог обеспечить материально свою семью и так далее. Всё это так, вряд ли кто не согласится с таким ответом, но необходимо уточнить некоторые важные моменты.

Во-первых, нужно добывать знания. Поэтому важнейшее значение приобретает совершенствование всей системы образования, обеспечения качественного и непрерывного обучения, по крайней мере на весь период профессиональной деятельности человека. Как говорится, век живи - век учись. А кто должен учить? Как, по какой системе нужно учить и учиться? Эти вопросы должны решать люди, обладающие знаниями.

Следует иметь в виду, что будущим поколениям и уже нынешнему подрастающему нужно будет знать и уметь больше, чем предыдущим поколениям. Это понятно, потому что сложность жизненно важных задач, которые неизбежно придётся решать будущим поколениям, существенно возрастёт.

Мы не приводим перечень таких задач, он занял бы несколько десятков страниц, но это не входит, в тему нашей статьи. Каждый ответственный человек, считающий себя гражданином и личностью, должен знать о нерешённых задачах нашего общества и государства, думать о путях решения наиболее важных задач, предлагать варианты их решения. Но что может предложить человек, не имеющий знаний?

Английский писатель Бернард Шоу говорил: "Деятельность - единственный путь к знанию." Формула хорошая, хотя и не очень конкретная. Под деятельностью в данном случаи можно понимать учёбу, политическую деятельность, производительный труд, любое занятие полезным делом.

Не секрет, что рыночные отношения в нашей стране, пока ещё далеко не цивилизованные, привели к резкому имущественному расслоению общества, обострили проблему социальной защищённости трудящегося человека, что наносит вред стабильности и единству в обществе. Остановить эти и другие отрицательные тенденции могут только образованные и знающие люди. Вот почему теперь возросла роль общественных, экономических, политических и юридических наук.

В реальной жизни на работе, на службе, в учёбе и творчестве люди не только взаимодействуют, но и противодействуют друг другу. Причины этого известны: это завить, недопонимание, личная неприязнь, нечестность и несправедливость в отношениях к людям и так далее. Иногда силы и факторы противодействия преобладают над силами и факторами взаимодействия в каком-то коллективе или организации. Это говорит о несовершенстве социальных и экономических отношений в соответствующем коллективе или организации. Исправить такое положение могут только специалисты, обладающие знаниями целого комплекса наук экономических, социальных, юридических и так далее.

Наряду с научными, полезными знаниями существуют псевдонаучные, лженаучные знания. Различного рода предсказатели, гадалки, ясновидящие, экстрасенсы, астрологи до сих пор успешно используют невежество определённой части граждан или сложившиеся у них трудные жизненные обстоятельства. С помощью магии и оккультных псевдонаук они воздействуют на сознание человека в своих корыстных целях. Конечно, люди, обладающие знаниями, образованные не так легко поддаются воздействию магов и гадалок, их нелегко обмануть демагогическими заверениями и обещаниями. Люди знающие помнят совет К.Маркса: "Всё подвергай сомнению." В буквальном прямом смысле этот совет понимать нельзя, лучше понимать его в смысле: "Всё подвергай анализу", то есть всегда думай, анализируй, делай выводы, пусть мозг постоянно будет занят своей "основной работой" - мышлением и познанием истины. И тогда каждый сможет убедиться, что знания - это сила, без знаний жизнь невозможна.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт Знания-сила.

>>>Читайте дальше: Теория образования космических тел.

Знания и теория познания [1 2]Теория образования космических телПрирода магнитного поля Земли и планетИерархия и пределы ВселеннойСтолкновения с 030Выстрел по ... Земле?Кризис технической цивилизацииСознание - много знанийЗнание и вера [1 2]Гипотеза существования СупермираТест на Homo Sapiens [1 2]Гипотезы о происхождении жизниЛабораторная модель ЗемлиЭволюция Земли: новый взгляд на проблемуЛунный гелий-3 [1 2]Разум как космическое явлениеЧеловек и техносфера (фильм)Горы Земли [1 2 3]Альтернативная гипотеза эволюции солнечной системыАктивные сгустки энергии в атмосфере Земли [1 2]Составная волнаПятая силаТорсионная физика [1 2]История познания образования нефти завершилась [1 2 3]Семь кирпичей для храма Вселенной [1 2 3]Мировой РазумЧеловек-посредникШаровая молния - дитя квазичастицы [1 2]Конец светаТеоретические модели физических систем и процессов[1 2]

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта

open
© KV


 


 

 

... Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Иммануил Кант (1724-1804)

Закрыть урок