Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Сбитый 11.10.1940 над Великобританией итальянский Fiat
Сбитый 11.10.1940 над Великобританией итальянский Fiat CR.42

В налетах на Великобританию приняли ограниченное участие ВВС Италии.

***

Наибольшего успеха британская бомбардировочная авиация добилась в атаках на бельгийские порты Остенд и Дюнкерк. В середине сентября 1940 г. британцы потопили более 360 барж, подготовленных немцами для высадки на южное побережье Англии. Это сыграло значительную роль в том, что десант был отложен на неопределенный срок.

Планета Земля

Германия.

© Владимир Каланов
"Знания-сила".
История Германии

История Германии.

17. Вторая мировая война.

(см. также предыдущие события: Сражение в Арденнах 1944-1945 гг.)

Битва за Великобританию.

После разгрома Франции Великобритания осталась один на один перед всей мощью вооружённых сил Германии. Основная часть английских войск во Франции избежала уничтожения или пленения и эвакуировалась с 27 мая по 4 июня 1940 года из порта Дюнкерк обратно в Англию, но вся военная техника и тяжёлое вооружение были тогда оставлены и достались врагу. К июлю 1940 года английские вооружённые силы были крайне ослаблены. Английская армия в то время состояла всего из 26 дивизий и имела только 217 танков, 446 истребителей и 491 бомбардировщик. Правда, английский военно-морской флот превосходил по корабельному и численному составу немецкие военно-морские силы. Это обстоятельство вместе с островным положением Великобритании было основным препятствием для захвата страны агрессором.

Но несмотря на это, многие из окружения Гитлера и сам фюрер считали положение Англии безнадёжным, тем более, что всё побережье Атлантического океана от Нарвика до франко-испанской границы было в руках немцев. Однако английское правительство в сложившейся ситуации избрало путь решительной борьбы против фашистской Германии. О войне до победного конца заявил по радио в своей речи 4 июля 1940 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Известное положение о том, что война есть продолжение политики иными, насильственными средствами, хорошо иллюстрируется событиями 1939-1941 годов в Европе. 19 июля 1940 года Гитлер в своей речи призвал Британию заключить мир с Германией. Английское правительство фактически отказалось от переговоров, решительно выступив с антифашистских позиций. Это было совершенно неожиданно для Гитлера, так как он считал, что Англия осознаёт своё «безнадёжное положение» после разгрома Франции и поэтому выполнит его требования.

Черчилль был избран премьер-министром Великобритании в мае 1940 года, сменив на этом посту Невилла Чемберлена. В отличие от своего предшественника Черчилль не пошёл по пути умиротворения агрессора. Несмотря на немолодой возраст (65 лет), он сразу с большой энергией взялся за дело укрепления обороноспособности страны. Настойчивые попытки Черчилля организовать военно-политический союз с США не сразу дали положительные результаты. Правительство Соединённых Штатов, поддаваясь давлению со стороны консервативных кругов своей страны, воздерживалось от вступления в войну против Германии. Но долго занимать такую позицию американцам не пришлось. США и Англия нуждались друг в друге. Американцы опасались поражения Англии, ибо в этом случае Германия стала бы значительно сильнее и смогла бы господствовать не только в Западной Европе, но и на Ближнем и Дальнем Востоке. Англия, со своей стороны, нуждалась в помощи США, особенно после военного поражения при Дюнкерке и капитуляции Франции.

В тот период времени Англии было выгодно стремиться к тому, чтобы между СССР и Германией побыстрее началась война, так как только в этом случае соотношение сил сделало бы победу над Германией более реальной. Ждать вступления США в войну Черчиллю пришлось почти полтора года. 8 декабря 1941 года после катастрофы на Гавайах (в Перл-Харборе) США объявили войну и Японии, и Германии. Но это будет в 1941 году, а пока, в июле 1940 года, все испытания были впереди. Страшная опасность, нависшая над Англией, вызвала у английского народа патриотический подъём и твердую решимость бороться с врагом. Ни уныния, ни паники не наблюдалось не только у военнослужащих, но и у большинства гражданских людей.

Что касается Гитлера, то он пытался, с одной стороны, вовлечь СССР в борьбу против Англии, предлагая взамен свободу действий России на юге, в Иране и Персидском заливе. Эти попытки, как известно, успеха не имели. С другой стороны, Гитлер вынашивал замысел договориться с Англией о совместной борьбе против СССР. Убедившись, что договориться не удастся, он 16 июля 1940 года подписал директиву о разработке плана вторжения в Англию. Планируемую операцию, разумеется секретную, назвали «Морской лев» («Seelove»).

Немцы готовят операцию вторжения, но и английское правительство не теряет времени даром. Английская промышленность резко увеличивает объёмы производства вооружений. В частности, в июле-августе 1940 года выпуск истребителей вырос в полтора раза, достигнув 1418 штук.

В июле 1940 года Англия проводит крупную акцию по захвату и уничтожению кораблей французских военно-морских сил, которые могли быть использованы немцами в борьбе против Англии. Французский флот после подписания Францией соглашения о перемирии был сосредоточен в Тулоне, в Северной Африке и Дакаре (Западная Африка). Два французских линкора, 12 эсминцев и несколько подводных лодок оказались в английских портах. Черчилль принимает решение о захвате французских военных кораблей, поскольку в случае их использования немцами баланс военно-морских сил мог измениться в пользу Германии.

3-4 июля 1940 года англичане проводят операцию под кодовым названием «Катапульта». Находящиеся в Англии французские военные моряки без сопротивления переходят на сторону англичан, но в Северной Африке англичанам пришлось применить силу. В Оране (Алжир) французы 3 июля не приняли английский ультиматум о переходе французских кораблей под английское командование, после чего английские корабли открыли огонь по эскадре французских кораблей, стоявшей там на рейде. В результате были потоплены три французских линкора (четвёртому удалось уйти), а пять эсминцев направились в Тулон. У англичан потерь не было.

В Александрии (Египет) в тот же день вся французская эскадра (один линкор, четыре крейсера и три эсминца) разоружились по приказу командующего британским флотом в Восточном Средиземноморье адмирала Каннингема.

Таким образом значительная часть французского флота была парализована или захвачена англичанами. Вынужденные действия англичан нашли понимание далеко не у всех французов и вызвали острый конфликт. Правительство Петена в Виши 5 июля 1940 года разорвало дипломатические отношения с Англией, а состоявшая под контролем Петена авиация даже совершила бомбардировки английской военной базы в Гибралтаре с аэродромов в Северной Африке.

План операции «Морской лев»Задача на вторжение в Англию до июля 1940 года перед вооружёнными силами Германии вообще не ставилась, никаких разработок по этой проблеме генеральный штаб не осуществлял, так как Гитлер твёрдо надеялся, что после разгрома Франции англичане признают «своё безнадёжное положение» и с ними можно будет договориться по всем интересующим фюрера вопросам. Поэтому задание на разработку операции «Морской лев» для офицеров генерального штаба оказалось совершенно неожиданным. При подготовке к проведению этой операции выявились многочисленные трудности её реализации. Сухопутные войска не обучались действиям в крупных морских десантных операциях, вопросы взаимодействия видов вооружённых сил в подобных операциях практически не отрабатывались.

Тем не менее операция «Морской лев» была разработана достаточно подробно. Предусматривалось проведение масштабной десантной операции. Срок готовности к операции был установлен к 15 августа 1940 года.

Операцию «Морской лев» должны были выполнять в основном войска группы армий «А» (16-я и 9-я армии под командованием фельдмаршала фон Рундштедта). Погрузка десанта была запланирована в нескольких портах северо-запада Франции между устьями рек Сена и Шельда. Высадка десанта планировалась на юго-восточном побережье Англии между Фолкстоном и Брайтоном. Ширина фронта высадки по прямой составляла более 150 км. Предусматривался также и воздушный десант в районе между Дувром и Фолькстоном.

Высадка десанта предполагалась последовательными четырьмя волнами. В первой волне десанта предполагалось за четыре дня высадить десять дивизий, которые должны были захватить широкий плацдарм и через неделю начать наступление вглубь страны и овладеть районами от устья Темзы до Портсмута. В последующем намечалось отрезать Лондон с запада. Одновременно планировался отвлекающий удар, который должна была нанести 6-я армия фельдмаршала Рейхенау. Эту армию предполагалось перебросить морем из Шербура в район Портленд-Билла (залив Лайм). Затем её войска должны были продвигаться на север к устью реки Северн.

Общая численность войск первой волны составляла 250 тысяч человек. Для переброски войск только первой волны требовалось 155 транспортов общим водоизмещением 700 тысяч тонн и свыше 3 тысяч мелких судов: 1722 парома, 47 буксир и 1161 моторный катер. Реально к началу сентября немцы имели уже существенно больше переправочных средств, чем было запланировано.

Вторая волна десанта должна была состоять из шести танковых и трёх моторизованных дивизий, объединённых в три корпуса.

Третья волна должна была содержать девять пехотных дивизий, а четвёртая волна – восемь пехотных дивизий.

Закончить всю подготовку к началу операции высадки десантов предполагалось к началу сентября 1940 года. У командования сухопутных сил Германии была уверенность в том, что немецкие войска сокрушат английскую армию, но только при условии эффективного прикрытия сухопутных войск со стороны военно-морских сил и авиации. В способности ВМС и авиации надёжно прикрыть высадку войск командование сухопутных сил сомневалось. Не меньше сомнений было у командования немецких ВМС – оно опасалось активного противодействия сильного английского флота. Стало ясно: без завоевания господства в воздухе успешную высадку сухопутных десантов произвести не удастся.

Перед военно-воздушными силами Германии была поставлена задача подавить сопротивление английской авиации и надёжно завоевать господство в воздухе. Главнокомандующий германскими ВВС Герман Геринг не сомневался в том, что поставленная фюрером задача будет успешно выполнена. 2 августа Геринг отдал приказ «уничтожить Королевскую авиацию Англии». Уверенность Геринга в успехе борьбы за завоевание господства в английском небе, казалось бы, имела полное основание. Подавить сопротивление английских ВВС было приказано авиационным соединениям 2-го и 3-го воздушных флотов (командующие фельдмаршалы Кессельринг и Шперль). К началу боевых операций (на 10 августа 1940 года) оба воздушных флота насчитывали около 2200 самолётов, из них около 1200 дальних бомбардировщиков и около 300 пикирующих. Кроме этих сил, расположенных на севере Франции и в Нидерландах, задачи по поддержке авиационного наступления на Англию должен был выполнять 5-й воздушный флот, базировавшийся в Норвегии и Дании (командующий генерал Штумпф) и имевший в своём составе 123 бомбардировщика. Этот флот почти не участвовал в налётах на Англию из-за больших потерь, но он заставил англичан держать на северо-востоке страны часть сил истребительной авиации.

«Харрикейны» вылетевшие из Грейвсенд в Кенте во время битвы за Англию
«Харрикейны» вылетевшие из Грейвсенд в Кенте во время битвы за Англию в сентябре 1940 года

Битва за небо Англии началась 8 августа 1940 года. Ежедневно в налётах на английские города и базы ВВС участвовали огромные силы люфтваффе. В первый день налётов (8 августа) для бомбардировки английских целей немецкие лётчики совершили около 1500 вылетов, а 15 августа – около 1800 вылетов.

На 13 августа 1940 года Геринг назначил «День орла» (Adlertag), когда германские военно-воздушные силы должны были начать «окончательное уничтожение» Королевской авиации Англии. Окончательное уничтожение английской авиации должно было завершиться в течение четырёх дней. Так приказал своим лётчиками Геринг. Однако блицкрига не получилось, и с «Днём орла» у немцев вышло совсем не то, чего они хотели достигнуть. Сделав 1500 самолётовылетов, люфтваффе потеряла 45 самолётов против 13 английских. Но высшему командованию было доложено об уничтожении якобы 98 английских истребителей и выводе из строя восьми английских военных баз первостепенной важности. На самом деле «День орла» для немцев оказался неудачным. Они провели неточную, небрежную разведку, и сотни бомб были потрачены впустую.

Группа немецких бомбардировщиков Хейнкель 111
Группа немецких бомбардировщиков Хейнкель He 111 низко летит над волнами Английского канала в 1940 году.
(Deutsches Bundesarchiv / немецкий Федеральный архив)

Главный удар немцы решили нанести 15 августа. В первый и последний раз все три германских воздушных флота, дислоцировавшихся на западе, были введены в действие для нанесения совместного удара в дневное время. В этот погожий день они совершили почти 1800 самолётовылетов, больше, чем они смогли осуществить когда-либо ещё. Бомбардировщики 5-го воздушного флота, базировавшегося, в Норвегии, совершили налёт на север Англии без истребительного прикрытия, но были разбиты наголову и, потеряв десятки машин, спешно повернули обратно. Немцы совсем не ожидали, что на севере Англии они встретятся с английскими истребителями. Во время отражения нападения немецких бомбардировщиков не был потерян ни один английский истребитель.

К этому моменту английская система радарного прикрытия ещё не имела серьёзных повреждений от немецкой авиации. Тем не менее немцам удалось произвести крупные разрушения, особенно в южных портах Англии. В тот день (15 августа) немцы впервые серьёзно бомбили Большой Лондон. Но это было лишь небольшой прелюдией к тому, что последовало потом. К концу того дня Королевская авиация сбила 75 самолётов противника, потеряв при этом 34 истребителя.

Немцы с первых же своих налётов встретили упорное сопротивление английских ВВС. До 18 августа немецкие потери составили 367 самолётов, английские – 213 самолётов. Английским лётчикам оказывала активную поддержку зенитная артиллерия противовоздушной обороны страны. Артиллеристы-зенитчики сбили относительно немного немецких бомбардировщиков, зато они сильно мешали вражеским лётчикам производить точное бомбометание.

С конца августа до 5 сентября 1940 года немецкая авиация главные удары наносила по основным базам ВВС Англии. Потери английских самолётов в этот период резко возросли: 295 истребителей были сбиты и около 170 – повреждены. За этот же срок на заводах Англии было изготовлено и отремонтировано 269 самолётов. Потери немецкой авиации в истребителях «Мессершмитт-109» были вдвое меньше потерь английских ВВС. Зато немцы потеряли больше сотни бомбардировщиков.

В период с 24 по 29 августа 80 бомбардировщиков английских ВВС дважды наносили удары по Берлину. Столица Германии получила заметные разрушения, многие её жители были убиты и ранены. Подверглись бомбардировкам английскими самолётами и некоторые другие немецкие города. Гитлер, взбешённый этими событиями, приказал прекратить бомбардировки британских баз и аэродромов и направить главные усилия на бомбардировки Лондона и других английских городов.

7 сентября 1940 года главными целями воздушного налёта немецкой авиации стали крупные города Англии. В этот день почти 1000 самолётов 2-го воздушного флота Германии (около 300 бомбардировщиков в сопровождении 648 истребителей) совершили налёт на Лондон. По воспоминаниям очевидцев, эта армада, прорвавшись через огонь зенитных батарей, прикрывавших систему радарных установок, устремилась по направлению к Лондону. Первые бомбардировщики появились около 5 часов дня и забросали лондонские доки зажигательными бомбами. Ориентируясь на возникшие пожары, другие бомбардировщики летали вперёд и назад почти до 5 часов следующего утра, обрушив сотни тонн взрывчатки на пылающий Ист-Энд. Над улицами огромного города поднялись апокалиптические белые клубы дыма, которые по мере наступления вечера обернулись по краям чернотой, а затем окрасились в зловещие красные тона. Битва за Лондон началась, и вели эту битву вместе с военными лётчиками невооружённые гражданские люди: пожарные, добровольцы ПВО, полицейские, врачи, медсёстры, священники, телефонисты, рабочие и домохозяйки.

В ту первую ночь, как описывал очевидец, находившийся на борту патрульного катера на Темзе, почти пять километров берега графства Сарри находились в огне. Повсюду дрейфовали горящие баржи, а шипение и рёв большого пожара были слышны на большом расстоянии от горящих объектов. Для тушения возникших огромных пожаров сразу после полуночи 8 сентября потребовалось не менее 100 насосных установок. Для сравнения: в мирное время пожар, для тушения которого требовалось 30 насосов, считался очень большим пожаром.

В ту ночь в Лондоне погибло 430 человек из числа гражданского населения, 1600 человек получили ранения, тысячи людей остались без крова. Сразу после восьми часов вечера на следующий день бомбардировки продолжились. К началу следующего дня было убито ещё свыше 400 человек. Три основных железнодорожных вокзала Лондона были выведены из строя в первую ночь, а после второй – все магистрали, ведущие из города в южном направлении. Надёжным укрытием было только лондонское метро. На его станциях от налётов немецкой авиации спасались десятки тысяч лондонцев.

За одним единственным исключением, в течение 76 ночей подряд Лондон подвергался бомбардировкам, и почти всякий раз это приводило к большим разрушениям и гибели мирных жителей. Несколько раз на Лондон совершались налёты и в дневное время. Станции радарной системы к началу сентября 1940 года были большей частью разрушены. После больших потерь самолётов и лётчиков, после разрушения системы радаров положение Англии было близко к поражению. Успехи в бою и сама жизнь лётчиков-истребителей зависели не только от их навыков пилотирования, быстроты реакции и неослабной бдительности, но и от исправной работы системы радара, расположенной в виде цепочки береговых станций, которые обеспечивали оповещение о приближении немецких бомбардировщиков, прежде чем они достигали английского побережья. Без радара (изобретение английского инженера Александра Уотсон-Уотта) истребительная авиация впустую растрачивала свои силы и топливо на дежурное патрулирование. Однако англичане постепенно восстанавливали систему радаров, и истребительная авиация англичан продолжала оказывать врагу упорное сопротивление. Командованию германской люфтваффе это сопротивление показалось просто беспорядочным и безнадёжным, и Геринг полагал, что ещё одного усилия со стороны его лётчиков будет достаточно для выполнения поставленной фюрером задачи.

Но сопротивление англичан тем не менее нарастало. Примерно в середине дня 15 сентября 1940 года флагманы почти тысячной армады немецких самолётов пересекли береговую линию, направляясь в сторону Лондона. Первые бои развернулись над Кентербери. Англичане сумели нарушить строй немецких бомбардировщиков, и те в беспорядке ушли в сторону побережья. Но во второй половине усиленные эскадрильи немцев появились вновь. Командование английской истребительной авиации подняло в воздух все имевшиеся в его распоряжении самолёты. Зенитная артиллерия и истребительная авиация англичан дали нападавшим решительный отпор. В этот раз англичане не дали возможности немцам нанести по Лондону такие же безжалостно точные удары, как это было 7 сентября. Потери немцев 15 сентября составили 60 самолётов. Это был весьма значительный урон для люфтваффе. Англичане потеряли в этот день 26 самолётов и 133 лётчиков. В течение более чем десяти последующих дней потери немецкой авиации превосходили потери истребительной авиации англичан в два и более раза. Расчёты Геринга на быстрое уничтожение английских ВВС не оправдались. Английская авиация не только оборонялась, но и сама наносила ответные удары. 14-15 сентября английские лётчики бомбили порты Франции, где были сосредоточены немецкие переправочные средства для вторжения в Великобританию. В результате было разрушено 200 барж – десятая часть переправочных средств, подготовленных немцами для запланированного на 27 сентября вторжения сухопутных сил. В этих условиях Гитлер 17 сентября фактически отложил вторжение на неопределённый срок. 12 октября начало операции «Морской лев» было перенесено на весну 1941 года. Окончательно приготовления к вторжению были прекращены по указанию Гитлера в январе 1941 года. К этому моменту был уже составлен план «Барбаросса», план нападения на СССР, и Гитлер оставил Англию в покое «до победы над Россией».

В начале ноября 1940 года, после больших потерь в самолётах, немцы изменили тактику авиационного наступления. Теперь их авиация стала производить бомбардировки городов и баз ВВС главным образом в ночное время. Сильные разрушения в ночь на 14 ноября получил крупный город Ковентри. Удары немецкой авиации по другим городам благодаря действиям английской ПВО такого же разрушительного эффекта уже не имели. В канун Нового года, 29 декабря немецкие бомбардировщики нанесли сильный удар по центральной части Лондона. В результате было разрушено много домов и убито несколько сотен жителей.

Несмотря на большие потери и разрушения сопротивление английских ВВС постепенно возрастало. Англия сумела быстро увеличить военное производство. С мая по сентябрь 1940 года авиационная промышленность Англии выпустила на 650 истребителей больше, чем планировалось ранее. К концу года английские заводы выпустили 15 тысяч самолётов различных типов. Это в полтора раза превысило выпуск самолётов в Германии за тот же период. Кроме того, 578 истребителей Англия получила из США по лендлизу.

Первое соглашение о военном сотрудничестве между США и Англией было подписано 2 сентября 1940 года. Оно предусматривало поставки для британской армии американских вооружений и 50 боевых кораблей. Взамен Великобритания передала в аренду США сроком на 99 лет восемь своих военно-морских и военно-воздушных баз в Северной и Южной Америке. В 1940 году в Англии было произведено 1773 танка, 1359 полевых орудий, почти 81 тысяча винтовок и более 30 тысяч пулемётов. В том же году на английских верфях было построено: 1 линкор, 2 авианосца, 7 крейсеров, 27 эсминцев. Такая боевая оснащённость позволяла теперь Англии вести борьбу с агрессором на равных, причём надводный военно-морской флот англичан оставался сильнее немецкого.

При высоких лётных и боевых качествах немецкие самолёты оказались менее приспособленными к воздушным боям, чем английские. Дело в том, что немецкие самолёты создавались в основном для поддержки наземных сил. Радиус их действия был ограничен. Пролетев до целей в Англии несколько сот километров, немецкий лётчик должен был уже почаще смотреть на указатель уровня топлива – его должно хватить и на бой, и на обратный путь. При достаточно большом расстоянии до цели часто бывало так, что для боя времени оставалось совсем немного. У немцев, как известно, лучшим самолётом-истребителем считался истребитель «Мессершмитт-109». У англичан среди лучших самолётов называли истребители «Харрикейн» (англ. Hurricane - ураган) и «Спитфайр» (англ. Spitfire - плюющийся огнем, огневержец). За долгий период, что «Харрикейн» находился в строю, на нём английские лётчики уничтожили больше вражеских самолётов, чем на истребителе любого другого типа. Он был приспособлен для действий почти в любых климатических условиях и для выполнения практически любых боевых задач. Однако «Спитфайр» превосходил его по своим лётным качествам. Маневренность «Спитфайра» была легендарной и вызывала признание и уважение даже со стороны вражеских лётчиков. Лётчик такого самолёта мог обрушить на врага сосредоточенный огонь восьми пулемётов. Англичане считали, что «Харрикейны» и «Спитфайры» внесли самый большой вклад в дело спасения Англии от немецкого вторжения.

Нужно отметить, что больше половины лётчиков английской Королевской авиации были добровольцами. К началу войны добровольческий резерв Королевской авиации, состоявший из лётчиков-спортсменов, насчитывал свыше 60 тысяч человек.

Последний разрушительный налёт на Лондон люфтваффе совершила в ночь на 10 мая 1941 года. При планировании этого налёта одной из поставленных задач без сомнения была задача отвлечь внимание русских от военных приготовлений немцев на востоке. Уже 16 мая 1941 года основные силы немецкой авиации были переброшены к границам Советского Союза. Битва за небо Англии закончилась. Эта битва дорого обошлась обеим воюющим сторонам. С июля по октябрь 1940 года потери немцев составили 1733 самолёта и 1000 пилотов. За это же время Англия потеряла 915 истребителей и 450 лётчиков. От бомбардировок к середине мая 1941 года англичане потеряли 40 тысяч убитыми, из них 25 тысяч – жители Лондона. Ранения получили 46 тысяч человек. Но эти жертвы не сломили волю англичан к борьбе против агрессора. Черчилль в одном из выступлений в Палате общин, отмечая доблесть британских лётчиков-истребителей, говорил: «Никогда ещё за всю историю человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим». Но справедливо и другое: никогда ещё столь немногие воины не были в такой большой степени обязаны столь многим. Ведь чтобы построить истребители, оснастить их вооружением и обеспечить полёты, потребовались усилия тысяч и, в конечном итоге, миллионов людей. Совместными усилиями всего английского народа было достигнуто главное: германское вторжение на британские острова не состоялось.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
"Знания-сила"
15.07.2017

>>>Читайте дальше: Борьба в Атлантике

Планета Земля. Основные параметры и происхождениеВозраст. Учение о геосферахОсновные движения Земли в пространстве [сутки, год - прецессия, нутации]Геологическое развитие планетыМагнитосфераБиосфера. Вода.Биосфера. Деятельность живых организмов.Биосфера. Атмосферные явления. Осадки.Гроза. Молния. Радуга.Смерчи, ураганы, тайфуны.Полярные сияния.География Земли. Водные ресурсы.Круговорот воды в природе.Мировой океан. [1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Материк Антарктида 21 22 23 24 25 Атмосфера 27 28 29]Метеорология. Наблюдение за погодой.Воздействие человека на гидросферу.Воздействие человека на атмосферу и почву.Земная суша. Формирование материков.Открытие дрейфа континентов.Евразия.Испания. [1 2 3 4]Португалия. [1 2 3]Германия. [1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49]

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта
Rambler's Top100

 
© KV