Борьба за Норвегию
Кратко:

 

Подробно:

Страны и народы

История Германии


© "Знания-сила"

17. Вторая мировая война.

Борьба за Норвегию

Во время советско-финской войны гитлеровская Германия и её противники – Англия и Франция обратили пристальное внимание на Норвегию. Географическое положение этой страны определяло в значительной мере её стратегическое значение для обеих сторон. Контроль над Норвегией дал бы союзникам возможность перекрыть немцам выход в Балтийское море. Английский флот мог бы в этом случае угрожать побережью Германии. Кроме того, здесь был и экономический интерес: союзники смогли бы остановить поток стратегического сырья – высококачественной железной руды, который из Швеции через норвежский порт Нарвик шёл в Германию. Историки подсчитали в дальнейшем, что в годы войны в каждом немецком танке или артиллерийском орудии содержалось до 30 процентов шведского металла.

А для Германии захват Норвегии означал возможность свободного выхода германского флота, прежде всего подводных лодок, в океан, закрытие входа англичанам в Балтийское море. Поставки шведской руды в этом случае остались бы стабильными. Возможно, Гитлер обошёлся бы и без захвата Норвегии: в случае войны с Норвегией коммуникации немецких войск станут сильно растянутыми, да и потери вооружённых сил могут быть значительными, а для предстоящей войны с Францией каждая рота не была бы лишней. Однако Гитлер решил напасть на Норвегию, потому что знал, что Англия и Франция будут стремиться установить контроль над Норвегией.

Приготовление Германии к военным действиям против Норвегии ускорило происшествие с немецким судном «Альтмарк» в Северном море. На этом судне находилось около 230 английских пленных, захваченных немцами на торговых судах. Находившийся поблизости английский эсминец «Коссак» атаковал немецкое судно «Альтмарк», чтобы освободить пленных. «Альтмарк», пытаясь уйти целым, вошёл в нейтральные воды Норвегии. Но англичане настигли здесь немецкое судно, взяли его на абордаж и освободили пленных. Норвегия протестовала против захода иностранных судов в её территориальные воды, но этим всё и закончилось. Произошло это 16 февраля 1940 года.

Вскоре после этого Гитлер принял решение о нападении на Норвегию. Одновременно план вторжения в Норвегию разрабатывали и союзники. В начале апреля англичане начали минирование территориальных вод Норвегии. Немцы опередили англичан и 9 апреля 1940 года начали одновременный захват Дании и Норвегии с моря и воздуха на широком фронте. Группы кораблей получили задачи доставить десанты в районы портов, подлежащих захвату, немедленно возвращаться на свои базы. Немецкие силы вторжения были невелики: они имели в своём составе 2 линейных крейсера, один малый линкор, 7 крейсеров, 14 эсминцев, 28 подводных лодок, вспомогательные суда и 10 тысяч личного состава из трех дивизий, подготовленных к вторжению (кроме личного состава десантов).

Высадка немецких частей под Осло 1940 г.
Высадка немецких частей под Осло 1940 г.

Высадка немецких десантов и их действия, начавшиеся 9 апреля, продемонстрировали настоящий десантный блицкриг. Ключевые порты Норвегии – Осло, Берген, Тронхейм и На́рвик были захвачены немедленно в день высадки, а до 14 апреля немецкие войска установили контроль над всеми районами высадки. Правда, должного сопротивления немцам в эти дни в Норвегии оказать было некому. Норвежские вооружённые силы ещё не были отмобилизо́ваны, а оборону портов осуществляли застигнутые врасплох милиционные подразделения армии. В Дании немецкие войска вообще не встретили никакого сопротивления. Руководителям Англии и Франции показался просто невероятным захват немцами На́рвика, находящегося от границ Германии на расстоянии 1600 километров по прямой. Тем не менее Англия и Франция решили изменить ситуацию на Скандинавском полуострове и как можно скорее. С 14 по 18 апреля вокруг Тронхейма (центр Норвегии) и в районе На́рвика (север Норвегии) были высажены десанты англо-французских войск, которые, используя господство английского флота, блокировали в этих районах немецкие десантные подразделения.

Танки Neubaufahzeug в Осло, Норвегия
Танки Neubaufahzeug в Осло, Норвегия 19 апреля 1940 г.

Немецкое наступление на западное побережье Норвегии исключалось, но ничто не мешало немцам ударить с юга. С этого направления в сторону Тронхейма и Бергена и были двинуты несколько немецких дивизий с задачей соединить в единое целое немецкие гарнизоны, блокированные в названных норвежских портах. Немецкие войска от Осло начали трудный путь на север по горным дорогам в сторону Тронхейма. Расстояние от Осло до Тронхейма по прямой составляет более 400 километров, а на горной местности это расстояние существенно увеличивается. Наступая небольшими мобильными группами и преодолевая упорное сопротивление норвежских отрядов под командованием генерала Рюге (5 тысяч человек), немцы неуклонно продвигались вперёд. 23 апреля они во встречном бою нанесли поражение передовому английскому отряду – англичане бежали с поля боя.

Десанты союзных войск в районе Тронхейма не могли успешно действовать из-за господства немцев в воздухе. Английский десант в районе Тронхейма (13 тысяч человек) постоянно подвергался бомбардировкам немецкой авиацией и нёс значительные потери. Английское командование 28 апреля решило эвакуировать свой десант из района Тронхейма. До 2-го мая 1940 года все английские войска были эвакуированы из центральной части Норвегии. Норвежцы остались здесь один на один с превосходящими их силы немецкими войсками. 3 мая норвежские войска в Центральной Норвегии капитулировали.

Гораздо труднее досталась победа немцам в Северной Норвегии. В район На́рвика отступили остатки норвежских войск, туда же переехало и правительство Норвегии во главе с королём Хаконом VII. Начались упорные бои с немецким десантным отрядом (5 тысяч человек), которым командовал генерал Дитль. Германское командование не могло оказать отряду Дитля эффективной помощи, и он был блокирован превосходящими силами английского десанта и норвежских войск. 2-я горно-егерская дивизия под командованием генерала Фойерштейна, которая из района Тронхейма была направлена на помощь Дитлю, медленно продвигалась по единственной горной дороге, наполненной талым снегом, отбиваясь от постоянных нападений местных норвежских отрядов. Невозможно было предугадать, когда эта дивизия преодолеет в таких условиях огромное расстояние от Тронхеля до На́рвика (650 км по прямой).

Блокированный немецкий гарнизон На́рвика продолжал упорное сопротивление. На 24 апреля англичане назначили штурм города. Находившиеся в этом районе крейсеры, эсминцы и линкор «Уорспайт» получили задание на артиллерийский обстрел немецких позиций в На́рвике, где после этого должен был высадиться десантный отряд шотландских стрелков.

Дальше события развивались совсем не по логике войны. Случайность часто не только решает судьбу отдельного человека на войне, но и влияет на исход боя и даже крупного сражения. В день, назначенный для штурма, в районе На́рвика начался сильнейший снежный шторм. Артподготовка англичан, длившаяся три часа в условиях почти нулевой видимости, несмотря на точный расчет данных для стрельбы, дала лишь незначительный эффект. Огневые точки немцев подавлены не были. Штурм На́рвика был отложен. Однако положение гарнизона генерала Дитля, столь счастливо сохранившегося, оставалось тяжёлым и ухудшалось с каждым днём. Помощь боеприпасами и продовольствием блокированный гарнизон получал по воздуху с перебоями и в недостаточном количестве. Дивизия Фойерштейна была ещё далеко. Союзники быстро наращивали свои силы в районе Нарвика: прибыли французские альпийские части, из Франции также прибыла польская бригада. Общая численность войск союзников к 10 мая составила уже 25 тысяч человек, не считая экипажа английского авианосца Арк Ройал. В ходе общего наступления эти силы смогли 12 мая только несколько потеснить отряд Дитля, к тому времени насчитывавший уже значительно меньше пяти тысяч человек. 28 мая последовал новый штурм союзников. На́рвик был взят, но отряд Дитля не капитулировал и продолжал сражаться в условиях полного окружения. Появилось больше раненых, кончались боеприпасы и продовольствие. И вот наступила развязка, и снова против логики войны. Когда до командования союзных войск дошли печальные вести из Франции о катастрофическом её поражении от немецких войск, французам и англичанам было уже не до На́рвика. Последовали указания о возвращении английских и французских десантов из Норвегии на помощь своим войскам во Франции. Используя морской порт На́рвика, англо-французские войска приступили к эвакуации, которая закончилась 8 июня 1940 года.

Оставшись без союзников, израсходовав почти все боеприпасы, норвежские войска в На́рвике вынуждены были капитулировать перед предельно измотанными солдатами отряда Дитля, которые уже сами приготовились к капитуляции перед норвежскими солдатами. Побеждённые превратились в победителей. Так закончилась длившаяся два месяца борьба немцев за Норвегию.

Некоторые военные историки считают, что по быстроте, силе и достигнутым с небольшими потерями результатом борьба немцев за Норвегию была одной из самых красивых и эффективных операций вермахта во Второй мировой войне. Насчёт «красоты», с которой люди убивают друг друга, говорить сложно, но одно здесь верно: эту операцию никак нельзя сравнить, например, с бездарно проведённой маршалом и Героем Советского Союза Семёном Тимошенко кровавой и тяжёлой советско-финской войной. Только безвозвратных потерь было тогда у России более 90 тысяч человек. Потери сторон за время норвежской кампании были сравнительно невелики. Норвежская армия потеряла около 1700 человек, англичане – около 4400 человек, французские и польские части – 530 человек. Немцы потеряли 1317 человек убитыми, 1604 – ранеными и 2375 – пропавшими без вести. В боях за Норвегию немцы потеряли 127 самолётов, а западные союзники – 112 самолётов. Для сравнения: в советско-финской войне русские потеряли 450 самолётов и 653 танка.

Потери военно-морских сил в норвежской кампании были более значительными. Англичане потеряли 1 авианосец, 1 крейсер, 1 крейсер противовоздушной обороны, 7 миноносцев и 4 подводные лодки. Немцы потеряли 3 крейсера, 10 эсминцев, 4 подводные лодки, 1 артиллерийское учебное судно и 10 вспомогательных малых судов. Тяжёлые повреждения получили линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». К концу июня 1940 года у Германии оставались исправными только один тяжёлый крейсер, два лёгких крейсера и четыре эсминца. Значительные потери немецких ВМС существенно снизили возможности Германии в предстоявшей битве за Англию.

После захвата Норвегии и Дании стратегическое положение Германии улучшилось. Под влиянием побед Германии в Норвегии и Франции руководители Финляндии заключают союз с Германией. В 1940 году в Финляндию свободно входят немецкие войска. Швеция, сохраняя свой нейтралитет, всё же соглашается на пропуск германских войск через свою территорию. Возможность такого транзита в течение всей Второй мировой войны в Европе облегчала Германии иметь надёжную связь с внешним миром.

Читателям, достаточно глубоко интересующимся историей Второй мировой войны, вероятно, полезно будет узнать, что в Норвегии также была нацистская партия. Она носила наименование «Национальное объединение» и была организована в 1933 году. Лидером норвежских нацистов был Видкун Квислинг, в 1931-1933 гг. – военный министр Норвегии. Квислинг содействовал войскам нацистской Германии в захвате Норвегии. В 1942 году он стал премьер-министром марионеточного правительства Норвегии, жестоко расправлялся с норвежскими патриотами. После освобождения Норвегии Квислинг был расстрелян по приговору норвежского суда как военный преступник и предатель.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
"Знания-сила"

↻Назад ➤ Читайте дальше: Падение Франции

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: