Международная конференция в Локарно 1925 г. Политический кризис.
Кратко:
2-й Рейхспрезидент Германии Пауль фон Гинденбург

2-й Рейхспрезидент Германии Пауль Людвиг Ганс Антон фон Бенекендорф унд фон Гинденбург.

Генрих Брюнинг

Генрих Брюнинг

Генрих Брюнинг (Heinrich Brüning) (1885-1970) — германский политический деятель, рейхсканцлер и министр иностранных дел во время Веймарской республики. После прихода к власти Гитлера Брюнинг отошел от политики. Накануне «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 г. он был предупреждён о предстоящем аресте, и эмигрировал сначала в Голландию, затем в США.

 

Подробно:

Страны и народы

История Германии


© "Знания-сила"

15. Германия в период относительной стабилизации 1924-1929 гг. и в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

15.3. Международная конференция в Локарно.

К середине 20-х годов международная изоляция Германии была практически преодолена. Рапальский договор 1922 года и план Дауэса 1924 года, а также помощь со стороны США и Великобритании кредитами имели важное значение для возобновления международной деятельности Германии.

В октябре 1925 года состоялась международная конференция в Локарно (Швейцария), которая обсуждала предложения германского министра иностранных дел Густава Штреземана по вопросу гарантий в отношении государственных границ Германии. В работе конференции участвовали представители Италии, Великобритании, Франции, Бельгии, Чехословакии и Польши. Германию на переговорах представлял рейхсканцлер Ганс Лютер. Советский Союз не был приглашен к участию в работе конференции. По итогам работы конференции в Локарно был заключен так называемый Рейнский пакт – арбитражное соглашение между Веймарской республикой, Францией и Бельгией, которое предусматривало решение спорных вопросов, возникающих в отношениях между странами, исключительно мирным путем с использованием механизмов Лиги наций. Такие же договоры Германия заключила с Польшей и Чехословакией. Западные границы Германии по договору признавались окончательными, а в отношении восточных границ определенного решения принято не было, что снижало безопасность Польши.

Густав Штреземан, Остин Чемберлен и Аристид Бриан во время переговоров в Локарно
Густав Штреземан, Остин Чемберлен и Аристид Бриан во время переговоров в Локарно.

В целом соглашения в Локарно вели к улучшению отношений между государствами Западной Европы, хотя напряженность политической обстановки сохранялась. 10 сентября 1926 года Германия вступила в Лигу наций. Деятельность Штреземана на конференции в Локарно была оценена настолько высоко, что он и его французский коллега Аристид Бриан были удостоены Нобелевской премии мира за 1926 год.

Локарнская конференция приняла также решение о демилитаризации Рейнской области. Это решение начало выполняться уже в 1925 году и в основном было выполнено к 1930 году. Однако 7 марта 1936 года гитлеровское правительство заявило об отказе выполнять Локарнские соглашения, поскольку они не допускали милитаризацию западных пограничных областей Германии. Сразу после этого Рейнская зона была занята германскими войсками.

Руководство Веймарской республики продолжало поддерживать отношения с Советским Союзом. 12 октября 1925 года был подписан советско-германский торговый договор, а 24 апреля 1926 года – германско-советский договор о ненападении и нейтралитете.

15.4. Политический кризис.

Непродолжительное время после избрания Гинденбурга на пост президента правящие круги Германии вполне терпимо относились к республиканскому строю. Но депрессия положила конец кажущемуся внутреннему согласию. Экономический кризис перерос в политический, и черты этого политического кризиса явно обозначились со второй половины 20-х годов, отражаясь в деятельности часто сменявшихся правительств, представлявших, как правило, коалиции нескольких политических партий.

Коалиция, разработавшая конституцию Веймарской республики, состояла из трёх партий: социал-демократической, либерально-демократической и партии католического центра. Самое большое представительство в рейхстаге ещё с 1912 года имела социал-демократическая партия Германии, она же стала и ведущей партией Второго Интернационала («Социалистического»). Правящие классы и крупные предприниматели с ненавистью относились к подъёму этой партии, не без оснований опасаясь угрозы от сплочения рабочих для себя и для существующего режима. В начале 20-х годов социал-демократическая партия была исключена из правительственной коалиции, но даже после этого она осталась ведущей партией в коалиционном правительстве Пруссии, самой крупной из немецких земель.

На парламентских выборах 1928 года социал-демократическая партия добилась успеха, получив почти 30% голосов избирателей, и вновь вошла в правительство страны. 28 июня 1928 года один из руководителей социал-демократов, Герман Мюллер сформировал так называемое правительство «большой коалиции». Он пытался оживить работу коалиции, сделать правительство более сплоченным, похожим на прежнюю Веймарскую коалицию. Однако активизация левого крыла партии и усиливавшееся давление со стороны соперников-коммунистов затрудняли проведение такого курса. Экономика страны всё больше направлялась в сторону монополизации, чему способствовали кредиты, получаемые от США и Великобритании. Продолжалась так называемая рационализация производства, при которой постепенно урезались права трудящихся. Концентрация капитала привела к установлению в стране всевластия четырёх банков. Правительство Мюллера в борьбе против рабочего движения неоднократно использовало силу. В 1929 году полицей-президент Берлина социал-демократ Цёргибель запретил первомайскую демонстрацию берлинских рабочих. Но рабочие Берлина по призыву КПГ, несмотря на запрещение, вышли на демонстрацию. Тогда Цёргибель отдал приказ открыть огонь по безоружным демонстрантам. Это вызвало волну возмущения и привело к забастовкам по всей Германии. Дело дошло до баррикадных боёв в Веддинге (рабочий район Берлина). В мае 1929 года правительство запретило «Союз красных фронтовиков». В то же время оно не вмешивалось в действия фашистских военизированных организаций типа «Штальхельм» («Стальной шлем») и штурмовых отрядов.

Организация рабочей самообороны – «Союз красных фронтовиков» была создана по инициативе и под руководством Эрнста Тельмана, который в 1925 году был избран генеральным секретарем ЦК КПГ. «Союз красных фронтовиков» объединял более 100 тысяч рабочих всех земель Германии. Союзом были проведены мощные демонстрации против наступления реакции (в Берлине в 1926 г., в Лейпциге в 1928 г. и в ряде других городов). На выборах в рейхстаг 20 мая 1928 года КПГ получила 3,2 млн. голосов. Фракция компартии стала третьей по численности в рейхстаге (после социал-демократов и партии центра).

Правительство Мюллера продержалось недолго. После безрезультатных споров о бюджете в марте 1930 года кабинет Мюллера подал в отставку. Спор возник при обсуждении в рейхстаге проекта финансовых реформ, которые, по мнению социал-демократов, на первых порах требовали сокращения статей бюджета на социальные нужды. Ответственность за реализацию таких реформ депутаты-социалисты не захотели делить с остальными депутатами. Социал-демократическая партия отозвала своих членов из коалиции.

В рейхстаге не было ни одной другой группы, которая смогла бы сплотить вокруг себя большинство депутатов. Такая безвыходная ситуация давала президенту фон Гинденбургу право воспользоваться чрезвычайными полномочиями согласно статье 48 Веймарской конституции, которая позволяла президенту, в случае необходимости, назначать своим декретом канцлера для управления страной. Но полномочия президента были всё же ограничены. Назначенному им канцлеру не требовалась поддержка большинства в рейхстаге, но за депутатами оставалось право выразить ему вотум недоверия. Если канцлеру выразили вотум недоверия, то президент мог распустить рейхстаг, но обязан был в течение двух месяцев провести новые выборы.

Советники президента работали над способом разрешения этого затруднения на пути создания «истинно президентской» формы правления. Они стремились к авторитарной форме правления, независимой от рейхстага и партийных лидеров. Впоследствии такая форма правления и установилась, когда Гитлер в конце января 1933 года пришел к власти и получил (точнее, сам взял себе) чрезвычайные полномочия. Но до этого было еще далеко, а пока депутатов игнорировать было нельзя, даже если они не могли создать рабочее большинство и сформировать правительство: они имели возможность влиять на проведение выборов посредством вотума недоверия.

После отставки правительства Мюллера президент фон Гинденбург назначил на пост канцлера Генриха Брюнинга, лидера парламентской фракции от партии католического центра. Брюнинг рассчитывал убедить большинство депутатов рейхстага в том, что в условиях создавшегося тупика руководство страной должно быть стабильным, а потому не следует доводить дело до вотума недоверия. Он самостоятельно воспользовался чрезвычайными президентскими полномочиями для решения экономических проблем, возникших в условиях депрессии. Перед его правительством стояла задача добиться отмены или максимально возможного уменьшения репараций, выплачиваемых Германией по Версальскому мирному договору. Решать эту задачу Брюнинг начал своеобразно: специальным декретом он снизил на 10% заработную плату рабочих и служащих и сократил пособия по безработице. Одновременно были введены новые налоги на товары широкого потребления. Брюнинг рассчитывал, что достигнутое таким путём уменьшение бюджетных расходов, стабилизация бюджета будут восприняты странами-победительницами как стремление Германии исправить экономическое положение и что в результате этого можно будет легче договориться с ними по вопросу отмены репараций.

Что касается стран-победительниц, то они поняли правильно усилия и намерения германского правительства и по «Плану Юнга» пошли на значительные уступки по репарациям (о «Плане Юнга» мы ещё поговорим отдельно). Но немецкие трудящиеся, которые не вникали в тонкости экономической политики правительства, быстро ощутили ухудшение материального положения своих семей и активно выступили против политики Брюнинга и даже дали ему прозвище «канцлер голода». Внутреннюю экономическую политику правительства Брюнинга резко критиковали и левые, и правые партии.

Германские коммунисты осенью 1930 года выдвинули «Программу социального и национального освобождения немецкого народа». КПГ под руководством Э.Тельмана пыталась бороться за осуществление этой программы, но в условиях того времени выполнить вообще какую-либо программу было чрезвычайно трудно. Это относилось и к экономической программе правительства, и к программе перевооружения, составленной офицерами рейхсвера, и, тем более, к программе КПГ.

Ничего не получалось у Брюнинга и в вопросах международного экономического сотрудничества. Предложение его правительства о создании австро-германского таможенного союза вызвало противодействие финансовых кругов Франции. Ведущий австрийский банк Кредитанштальт вынужден был закрыться, начался отток иностранного капитала не только из Австрии, но и из Германии. Дело шло к финансовому кризису, как это нередко случается в капиталистических финансовых системах. Основные банки Германии летом 1931 года закрылись на три недели. Нет необходимости описывать панику, которая поднялась среди владельцев банковских депозитов, и тот стресс, который они испытали, и те убытки, которые они понесли. 3 сентября 1931 года правительство Брюнинга объявило о прекращении работ по созданию таможенного союза, то есть о полном провале этого проекта.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
"Знания-сила"

↻Назад ➤ Читайте дальше: План Юнга

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: