Хотя стремление живого к самосохранению сложилось в
процессе его эволюции во взаимодействии со средой, теперь оно существует у всего живого врождённо в качестве внутренних состояний (и ощущений этих состояний),
называемых внутренними потребностями и инстинктами. Стремление живого существа к самосохранению порождает в процессе взаимодействия со средой новые предметные
потребности, которые обретают затем определенное «целевое» содержание в его желаниях и действиях, направленных на удовлетворение этих потребностей.
Не ясно, однако, почему у человека это врождённое стремление к самосохранению едва ли не трансформируется в стремление к уничтожению своей
среды обитания - Природы? И каково «целевое» содержание в таких действиях?
В таком случае, корректно поставить вопросы: Действительно ли человек разумен, является ли он Homo Sapiens?
Способно ли Человечество мобилизовать свой разум до того момента, когда его деструктивные действия заведут ход истории за точку не возврата?
В биологии также возникают неразрешимые проблемы
на тех границах, где, по формулировке французского философа и математика Э. Леруа, происходит
«оживление материи» и «очеловечивание жизни». Им посвящено множество теорий. Известна мысль академика В.И. Вернадского «Вещество
биосферы состоит из двух состояний, материально и энергетически различных: живого и косного. Между ними переходов нет». Многочисленные опыты
в лабораторных условиях привели лишь к синтезу отдельных аминокислот. Но воссоздать решающее для жизни условие — молекулу ДНК с генетическим кодом вида — не удалось.
Сложность простейшей из них такова, что случайным образом требуемую комбинацию удалось бы создать после
10130 перестановок. Цифра настолько велика, что легче её
представить на примере урагана, поднявшего в воздух все шрифты типографии, а опустившего готовые к печати матрицы 49 томов Британской энциклопедии. Если
учесть, что ДНК способно функционировать только в присутствии 2000 белков-ферментов, то в степень пришлось бы вписать шестизначную цифру. В этом
свете абиогенез без вмешательства посторонних сил становится совершенно невероятным событием. Но факты доказывают, что жизнь в первичном океане
появилась, причём не в одном каком-то месте, а почти мгновенно везде.
Сторонники иной версии — креационизма — высказывают идеи искусственного занесения жизни на Землю. Английский биолог Крик, расшифровавший
недавно коды ДНК, считает, что человек только упаковка Истинного Разума, доставленного на Землю космической цивилизацией. Астрономы Хойл и Викрамасинг
считают, что жизнь была занесена на Землю в веществе комет. Однако и здесь очевидны непреодолимые сложности сначала при компоновке всех необходимых тысяч
веществ, а затем при их входе в плотные слои атмосферы.
Таким образом, необоснованно строить концепцию как на спонтанном «оживлении» материи, так и на благополучном пришествии жизни из
космоса. Гораздо проще представить «хеппи энд» в условиях постоянного взаимодействия различных реальностей. Например, Вернадский в книге «Научная
мысль как планетное явление» откровенно сомневается, «является ли жизнь только земным, планетным явлением, или же она быть признана космическим выражением реальности».
За прошедшие после написания этих строчек 70 лет в сопредельных с привычным для нас миром материи областях получено множество
данных, но те же вопросы сохраняют свою актуальность. Однако теперь подходить к их решению можно с более обоснованных позиций. Известно, что спокойная,
стабильная сущность, которую мы называем материей, появляется там, где элементарные частицы сцепляются
внутриядерными силами и химическими связями. Их взаимодействие
описывают законы классической механики.
Сами элементарные частицы имеют размеры, сроки жизни, следовательно, тоже материальны. Но в свободном состоянии ведут себя крайне
нестабильно: распадаются, превращаясь в другие, исчезают вообще, принимая форму энергии, или возникают из неё. Фактически вне ядерных связей нет материи, нет
спокойствия, само движение, по определению Фейнмана, «своеобразно, туманно». К этой стихии классическая механика неприменима, здесь действуют законы квантовой
физики. Если вы спросите физика о предшествующей частицам сущности, он скажет, что там присутствует энергетически-волновая форма материи. Появившаяся из неё
частица обладает и волновыми, и материальными свойствами, что заставляет физиков говорить об их корпускулярно-волновой двойственности, или дуализме. В
математическом виде дуализм частиц подтверждается возможностью расчёта их
энергии либо по формуле А. Эйнштейна Е = mс²,
где m — масса частицы, с — скорость света, либо по формуле
Луи де БройляЕ = hv, где h — постоянная Планка, а v
— частота волны.
Если вместо надуманного слова «форма» использовать философский термин «реальность», то дуализм частиц воспринимается как пограничное состояние
между двумя реальностями: одной энергетической, бурной, нестабильной, и другой — успокоенной взаимным сцеплением, наступающим при их сближениях или
столкновениях. Отступая на шаг от границы в ту или другую сторону, мы получаем взаимоисключающие сущности и нормы жизни. Но в геометрии Вселенной нет такой
черты, от которой можно было бы начинать отсчёт мира материи и мира свободных волн. Нет такого рубежа и во времени. В целом взаимопереходы осуществляются
постоянно на всём пространстве Вселенной в качестве одиночных, спонтанных событий, там и тогда, где для этого создаются условия.
При рождении материи на микроуровне мир не испытывает никаких потрясений, никаких больших или малых взрывов, он развивается ровно, стабильно,
как ему и присуще по его «косной» природе. Наличие перехода из сущности волновой в материю вписывается в версию существования всеобщего цикла Вселенной. Если
будет обнаружен ещё один переход, теперь с верхнего предела развития материи, то его существование станет несомненным.
Проследим в самом кратком виде
ход земной эволюции. Вспомним, что после образования земной коры почти мгновенно произошло «оживление материи». Далее с постоянным ускорением
формировались новые виды существ, причём каждый следующий отличался от предыдущего всё более сложным поведением и более развитой нервной системой.
Постоянство развития мозга ещё в XIX веке американский биолог Д. Дана отметил как закономерность биологической эволюции и назвал энцефалозом. Наиболее
короткий период потребовался для создания самого сложного организма — человеческого. Так, первая водоросль появилась через 1,5 — 2 миллиарда лет после
рождения жизни, ещё столько же лет потребовалось для формирования водоплавающих и амфибий. А от приматов до первого человека умелого (homo habilis) всего 20 миллионов лет.
Многократное ускорение многими учёными объясняется «наибольшей целесообразностью» природных процессов. Подобная категория достаточно двусмысленна и граничит с признанием высших сил и религиозного акта творения мира. Не свободна от этого термина и новейшая теория о самых общих законах развития материи и духовности — синергетика. Её автор, лауреат Нобелевской премии бельгийский учёный русского происхождения Илья Пригожий, считает, что в неустойчивостях на огромном фоне случайностей выделяется одна, которая оказывается на магистрали прогресса. Вокруг неё, по принципам самоорганизации и всё той же целесообразности, достраиваются устойчивые макроструктуры.
Такое объяснение даётся и появлению жизни, то есть белковых молекул в первичном океане, которые примыкали к вышедшим на магистраль особям, сцеплялись с ними и усложнялись вплоть до образования живых существ с устойчивым механизмом наследственности.
Данный теоретический вывод подтверждается во многих широко распространенных природных явлениях (лавина в горах, прорыв дамбы) и даже собственной психикой каждого, когда в основе нервного срыва оказывается какой-то случай, который в другой обстановке оказался бы незамеченным. Во всех примерах на конечный результат влияют несколько факторов: гравитация, звук, влага, физическое и психическое состояние организма Они поддаются учёту и расчётам. Но в условиях возникновения жизни какой-то фактор обнаружить не удается. Можно сказать с уверенностью, что это происходит из-за признания учёными только материальной сущности, за пределами которой, по их взглядам, ничего нет. Человек способен предчувствовать и предвидеть. что научному объяснению не поддается. Нострадамус, Кейси, Ванга и все другие предсказали события, отдалённые от них по времени и расстоянию, как если бы видели их рядом с собой.
Отмахиваясь от необъяснимого, можно облегчить себе жизнь, но полезнее признать, что в человеке проявляется некая внепространственная и вневременная сущность.
Будучи необъяснимой сегодня, её природа вполне может быть раскрыта завтра. Проникая всё глубже в тайны микромира, физика соприкасается с явлениями, весьма близкими к свойствам мысли. Расчеты теории относительности показывают, что рождающиеся после столкновения микрочастиц два фотона сохраняют между собой мгновенно действующую связь, даже если они успели разлететься на многие световые годы. На любых удалениях "отслеживается" полное совпадение их параметров. Малейшее изменение амплитуды, фазы или поляризации у одной частицы вызывает аналогичные изменения у другой. Явление названо «квантовой корреляцией», а его объяснение двояко:
— есть поле, обеспечивающее мгновенную информационную связь между энергетическими частицами; — полей и связи нет, а «нелокальное взаимодействие» есть следствие ошибочных начальных допущений и математического аппарата.
Физики придерживаются второго варианта, хотя творец теории относительности А. Эйнштейн назвал подобное поведение частиц «телепатией», что относится скорее к информационным структурам. Такой подход подтверждается экспериментальным путём. В опытах Пфлигора и Мандела неделимые кванты излучались на экран с отверстиями. Каждая частица при этом проявляла «сверхчувственное восприятие», безошибочно находила каждое отверстие и устремлялась к ним по всем траекториям.
Первый вариант избрали теоретики парапсихологии, полагающие, что нелокальные взаимодействия объясняются наличием особых полей, состоящих из сверхмалых частиц — аксионов, создающих «тонкие материи» и все известные эффекты парапсихологии: ясновидение, телекинез, левитацию и так далее. Этих феноменов,
особых проявлений человеческих талантов, мы касаться не будем.
И здесь надо оговориться, что в искомой нами реальности, действующей на верхнем пределе материи, можно допустить присутствие
сверхмикрочастиц. Ясно, что для решения всех проблем ограничивать новую реальность только человеком нельзя, она должна опираться на более мощную,
независимую и широкую базу. Вернадский совершенно определенно указывает источник её полного объёма: «Живое вещество производит свободную энергию», то есть
растительный и животный мир генерируют её совместно, что возможно на общей для них клеточной структуре. Следовательно, с момента появления земной коры и первой живой клетки произведена первая порция или, на языке физики, первый квант свободной энергии. Почти мгновенно её суммарная мощность достигла своего
максимального значения, характерного и для наших дней, так как общая биомасса Земли, по подсчётам биологов, во все геологические периоды остается примерно постоянной.
Взаимодействие между мыслью и свободной энергией неизвестно, но ясно, что мысль развивалась значительно позже и её свойства определяются
свойствами свободной энергии. Из этого следует, что уже первая родившаяся на Земле клетка стала явлением космического масштаба.
Современные философы всё чаще приходят к выводу о существовании в космосе и воздействии на человека особой сущности. Современник
Вернадского Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека» пишет, что космос заполнен универсумом, а человек у него одновременно и «венец эволюции» и «начало
движения к точке Омега». Это означает «отделение сознания, достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей
своей силой покоиться в Боге — Омеге». К сожалению, покой можно истолковать как тот же мотив смерти, что и у Трубецкого. Фактически же для природы покоя нет,
смерть отрицается организацией жизни на верхних уровнях иерархии. Задачей новой реальности становится не покой, а работа на вечность жизни в вечной Вселенной.
Философ и математик Шедрейк указывает на наличие в космосе «морфогенетических полей», а психолог К. Юнг - информационных, оказывающих на
людей влияние через нечто «коллективное бессознательное».
Эти термины более близки нашим выводам, конкретны и предназначены для работы не только на границах материи и жизни, но и при решении
других проблем, возникающих перед учёными. Реальность свободной энергии позволяет объяснить суть этих полей. Имея свою эволюцию, она создает
промежуточные факторы воздействия на окружающую среду и достигает какого-то предела. Предугадать их невозможно, наша фантазия ограничена земным опытом и за
все прошедшие века позволила лишь расширить малые возможности человека до беспредельных, присвоенных Всемогущему Богу в религиях, или Абсолюту в философии.
Раз возникнув, жизнь устремляется к разуму, замыкая восходящую ветвь своего развития. Но как из любого цикла есть возврат части сущности в
начало, так и свободная энергия какой-то ветвью своей эволюции должна вернуться в начало всеобщего цикла, возобновляя волновую доматериальную сущность.
Такой возврат является механизмом противодействия энтропии и не допускает тепловой смерти Вселенной. По второму закону термодинамики в
замкнутых системах со временем температура выравнивается, а любые структурные различия исчезают (растёт энтропия). Для Вселенной это означает её постепенное
превращение в равномерно распределенную холодную пыль.
Первым на неподчинение жизни закону роста энтропии
и возможность за счёт этого вечного существования Вселенной обратил внимание австрийский физик Больцман. Соединяя идеи Больцмана и Вернадского,
получаем логичное и полное доказательство вечности Вселенной.
Будем считать, что на этом поставленная в начале задача определить место и роль биосистем в космосе выполнена. В её основе лежат только
научные факты, но крайние точки эволюции материи и возникновения жизни оценены по-другому, чем это делают учёные в рамках материализма. Положения о духовной
насыщенности и наследственных возможностях космоса совпадают с религиозными доктринами, но дают им научную трактовку.
Роль живого вещества, в том числе и
человека, оказывается поистине Божественной. Получив ДНК от предшествующих цивилизаций, мы обязаны сохранить их, развить дальше и возродить на звездных
системах следующих поколений. В этом смысл и назначение земного разума, человечества в целом. Такой взгляд полностью соответствует
основополагающей идее христианства о воскрешении Иисуса Христа. Если воспринять это как аллегорию, то сказанное в данной версии и Евангелиях идентично.
В такой же степени изложенные мысли совпадают с определениями Н. Бердяева, князя Трубецкого и других философов, видевших идеал в Боге и
считавших обязательным для человека духовное совершенствование, стремление к Богу, становление Богочеловека. Предлагаемая версия соотносится с их пониманием,
как общее с частным, но принципиальное её отличие в оптимизме, направленности не на смерть, а на осознанную деятельность в реальной жизни ради достижения вечности.
Осознанность начинается с понимания своего места и роли во Вселенной. Когда нам говорят, что мы паразитирующий вид на Земле, это
деморализует и действительно превращает человека во вредителя.
Если же мы полноправные участники роста Всемирного разума, то это достойная цель для приложения усилий. Начинать их следует с формирования по-настоящему
единого человечества. В XXI веке предстоит сделать выбор между построением разумного общества и обречённостью избранного пути вражды и войн. Осознанные
действия по объединению населения Земли в единой вере, морали и социальной структуре явились бы достойным ответом на тест природы.