Развитие вычислительной техники существенно расширяет возможности моделирования различных физических процессов и технических устройств. В науке и
технике все чаще дорогостоящие натурные эксперименты и модели стараются заменить или дополнить созданием и исследованием их математических моделей.
Однако в существующей учебной литературе по физике изложение вопросов моделирования имеет существенные пробелы и недостатки. Даже в последнем издании
физического энциклопедического словаря моделирование физических процессов и устройств сведено к описанию разработки натурных моделей. В других источниках не
совсем четко разделены сами понятия физической и математической моделей. Вместе
с тем, очевидно, что при решении любой задачи по физике, не говоря уже о научных исследованиях,
математическому моделированию (составлению уравнений) обязательно предшествует процесс создания физической модели. В данной работе определяются понятия
физической и математической моделей, приводится описание этапов построения таких моделей
Последовательное и сознательное осуществление этих этапов в учебном процессе может позволить существенно облегчить и упростить понимание и восприятие
учащимися не только учебного материала, но и процесса научного исследования. Практика нашей работы показала, что обсуждение этих вопросов с учащимися не
только облегчает, но и оживляет учебный процесс, ставит его на научную основу. Во многих случаях обсуждение содержания физических моделей оказывается вполне
достаточным для глубокого понимания учащимися физических явлений и процессов.
Далее см. "Теоретические модели физических систем и процессов".
Пояснение к задаче о маятнике, затронутой в статье:
Движение физического маятника зависит не только от массы, но и от размеров и формы подвешенного тела, а также от длины и массы нити, к которой оно прикреплено.
Математическим маятником принято считать движение материальной точки, подвешенной в поле тяжести на невесомой и нерастяжимой нити.
Когда
нить занимает вертикальное положение, сила тяжести
mg
компенсируется силой натяжения нити T
и точка (тело) массой
m находится в равновесии. Если отклонить и отпустить тело, возникнут колебания. Оно будет двигаться по дуге окружности со
скоростью, максимальной в положении равновесия и равной нулю в крайних точках.
Центростремительное ускорение (переменное) обеспечивается силой натяжения нити, а изменение скорости (тангенциальное ускорение) определяется проекцией результирующей силы
mg+T
на касательную к окружности. Эта компонента равна
mgsinα,
поскольку сила натяжения нити T
перпендикулярна к касательной.
Смещение тела из положения равновесия по дуге
S окружности пропорционально углу отклонения
α (в радианах): S=Lα, где длина
нити L задаёт радиус круговой траектории.
Если отклонения нити от вертикали при колебаниях не превышают 7°,
sinα отличается от угла α, измеренного в радианах, менее чем на 0,5%.
Значит, уравнение для малых колебаний маятника можно упростить, заменив в нём
sinα на α. В результате получим
уравнение гармонических колебаний, решением которого должна быть функция, вторая производная которой совпадает с исходной функцией, взятой с обратным знаком.
Такому условию удовлетворяют синус и косинус, переходящие друг в друга при изменении аргумента на пи/2.
Владимир Каланов.
Подробно:
ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ
Теоретические модели физических систем и процессов
Комментарий автора сайта. Предлагаю вашему вниманию статью д.т.н., профессора И.3. Джилавдари (Белорусский национальный технический университет) и В.В. Сидорик,
описывающую общие подходы к моделированию физических процессов. Статья специально предоставлена для публикации на сайте "Знания-сила".
ВВЕДЕНИЕ 1. ФИЗИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ 3. ПОГРЕШНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 4. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 5. РАЗЛИЧИЕ в МЕТОДАХ РАБОТЫ ФИЗИКОВ и ИНЖЕНЕРОВ 6. О ЗНАЧЕНИИ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ В НАУКЕ.
Введение
Реальные объекты и явления материального мира чрезвычайно сложны. Человеческое сознание не в состоянии охватить все свойства
этих объектов и связи между ними. По этой причине в процессе описания и изучения реальных объектов человек вынужден упрощать их свойства, т. е. заменять реальные
объекты их моделями. В широком смысле любой образ какого-либо объекта, в том числе и мысленный, называют моделью.
Моделированием называется целенаправленное исследование явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей.
Любой метод научного исследования базируется, по существу, на идее моделирования. При этом различают теоретические методы, для которых
используются различного рода знаковые, абстрактные модели, и экспериментальные методы, для которых используют предметные модели. Предметное моделирование
предполагает проведение реального физического эксперимента или построение макета, имитирующего реальный эксперимент. В ряде случаев предметное
моделирование требует создания сложных и дорогостоящих установок, что не всегда оправдано.
На всём пути теоретического моделирования, начиная от выбора модели и интерпретации результатов, существует
целая группа сложных проблем. Основные проблемы следующие: 1. Создание физической модели путём идеализации содержания реальной задачи.
2. Создание математической модели, описывающей физическую модель.
3. Исследование математической модели.
4. Получение, интерпретация и проверка результатов.
1. Физические модели
Физика как наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира, также базируется на моделях
объектов материального мира. Эти модели характеризуются определенными понятиями: пространство, время, система отсчета, масса, скорость, импульс, электрическое
или магнитное поле, температура, влажность и другие. Указанные физические понятия называют физическими величинами или физическими параметрами.
Физическая величина — свойство, общее в качественном отношении для множества объектов, но индивидуальное в количественном для каждого из них.
При построении физической модели необходимо в системе материальных объектов выделить и "идеализировать" физические тела, поля, условия
движения, взаимодействия, ввести физические величины, характеризующие свойства объектов, сформулировать физические законы, описывающие связь между этими
понятиями и взаимодействия между материальными объектами. При построении физических моделей можно выделить три этапа.
Этап 1. Моделирование полей и вещества.
• рассматриваемый объект представляет собой материальную точку; • рассматриваемое тело является абсолютно твердым; • рассматриваемое тело
является абсолютно упругим; • электрическое поле, в котором расположены тела, является постоянным и однородным; • жидкость, текущая в трубе является
несжимаемой и не имеет вязкости; • газ в данном объеме является идеальным газом.
Этап 2. Моделирование условий движения и взаимодействий реальных объектов в рамках выбранных моделей полей и вещества для рассматриваемых реальных систем.
Например: • движение происходит в инерциальной системе отсчета;
• удар является абсолютно упругим;
• тело движется при условиях, когда трение отсутствует;
• сила трения не зависит от скорости;
• материальная точка движется прямолинейно, равноускоренно;
• деформации тела являются линейными;
• силы взаимодействия консервативны;
• система взаимодействующих тел замкнута;
• процесс расширения газа является адиабатическим;
• электромагнитная волна является плоской и монохроматической.
Этап 3. Формулировка физических законов, описывающих состояние, движение и взаимодействие объектов, входящих в рассматриваемую физическую систему.
Например: • движение тела подчиняется второму закону Ньютона;
• взаимодействие материальных точек подчиняется закону Всемирного тяготения;
• деформации тела подчиняются закону Гука;
• сила, действующая на движущийся электрический заряд, описывается законом Лоренца.
Подобного рода теоретические модели, включающие в себя модели вещества, поля, условия движения и взаимодействий, а также законы этих
взаимодействий будем называть физическими моделями объекта или процесса.
2. Математические модели
Построенные указанным выше способом физические модели записываются с помощью математических символов (знаков) в виде соответствующих
комбинаций, например, в виде формул и уравнений. Естественно, что эти формулы и уравнения справедливы лишь в рамках этих физических моделей.
Совокупность формул, описывающих состояние, движение и взаимодействие объектов, полученных в рамках выбранных физических моделей на
основе законов физики, будем называть математической моделью объекта или процесса.
Процесс создания математической модели можно также разделить на на ряд этапов.
Этап 1 — составление формул и уравнений, описывающих состояние, движение и взаимодействие объектов в рамках построенной физической
модели. Этап включает запись в математических терминах сформулированных свойств объектов, процессов и связей между ними.
Этап 2 — исследование математических задач, к которым приходят на первом этапе. Основным вопросом здесь является решение прямой
задачи, т.е. получение численных данных и теоретических следствий. На этом этапе важную роль приобретают математический аппарат и вычислительная техника (компьютер).
Этап 3 — выяснение того, согласуются ли результаты анализа и вычислений или следствия из них с результатами наблюдений в пределах точности
последних, т.е. удовлетворяет ли принятая физическая и (или) математическая модель практике — основному критерию истинности наших представлений об окружающем мире.
Отклонение результатов расчетов от результатов наблюдений свидетельствует либо о неправильности применяемых математических методов анализа
и расчета, либо о неверности принятой физической модели. Выяснение источников ошибок требует большого искусства и высокой квалификации исследователя. Именно
указанное несовпадение являлось и является одним из основных источников открытий, совершаемых в науке. Однако открытия совершаются не каждый день, а от ошибок никто не застрахован.
Часто при построении математической модели некоторые ее характеристики или связи между параметрами остаются неопределенными вследствие
ограниченности наших знаний о физических свойствах объекта. Например, оказывается, что число уравнений, описывающих физические свойства объекта или
процесса и связи между объектами, меньше числа физических параметров, характеризующих объект. В этих случаях приходится вводить дополнительные
соотношения, характеризующие объект исследования и его свойства, иногда даже пытаться угадать эти свойства, для того, чтобы задача могла быть решена и
результаты соответствовали результатам опыта в пределах заданной погрешности. Подобного рода задачи называют обратными задачами. Решение обратных задач дает
возможность более глубоко понимать изучаемые объекты и явления, разрабатывать физические модели более адекватные реальности.
3. Погрешности теоретических моделей
Проблема достоверности наших представлений об окружающем мире, т.е. проблема соответствия модели системы и самой реальной системы, является
ключевой проблемой в теории познания. Эту проблему решают и философы, и представители любой конкретной науки. В настоящее время общепринято, что
критерием истинности наших знаний является опыт.
В физике и технике считают, что модель адекватна объекту, если результаты теоретических исследований совпадают с результатами опыта в
пределах погрешностей теоретических модели экспериментальных исследований.
Теория погрешностей эксперимента достаточно хорошо разработана. Источники таких погрешностей заложены как в природе самих
явлений, так и в несовершенстве измерительных приборов. Исследование источников погрешностей эксперимента является предметом специальных и весьма сложных исследований.
Проблема погрешностей существует не только для предметного моделирования, но и в равной степени для теоретического моделирования.
При теоретическом моделировании, в соответствии с природой возникновения, будем различать: • погрешности, связанные с неизбежно
допускаемыми приближениями при разработке физической модели; • погрешности, связанные с приближениями при составлении математической модели; • погрешности
метода анализа математической модели; • погрешности, связанные с конечным числом разрядов чисел при вычислениях.
Эти погрешности называют методическими. При измерениях методические погрешности проявляют себя как систематические.
Поясним это на примере маятника. Математическая модель, описывающая малые колебания маятника в виде материальной точки, подвешенной на
невесомой нерастяжимой нити, при отсутствии трения имеет вид дифференциального уравнения:
d2α/dt2+α(l/g)=0,
где l — длина маятника, m — масса маятника (см. пояснения слева-вверху, В.К.), α
— угол отклонения нити от вертикального направления, g — ускорение свободного падения.
Решение этого уравнения хорошо известно: это α = A sin(tl/g)½
или α = A cos(tl/g)½
В рассматриваемом случае погрешность физической модели обусловлена, например, пренебрежением размерами подвешенного тела,
предположениями об отсутствии трения и невесомости и неизменности длины нити в процессе движения. Вместе с тем ясно, что в природе не существует материальных
точек и недеформируемых тел и подвесов без трения.
Погрешность математической модели скажется в том случае, если приведенное выше уравнение будет применяться к реальным
колебаниям маятника. Причина обусловлена тем, что при выводе этого уравнения
использовалось приближение sin α ~ α.,
которое, строго говоря, справедливо лишь для случая бесконечно малых колебаний.
Погрешность метода анализа или решения математической модели возникнет тогда, если уравнение будет решаться (даже с помощью
компьютера) численными методами. Причина состоит в том, что применение численных методов требует замены дифференциальных соотношений приближенными
алгебраическими, когда бесконечно малые величины заменяются конечными разностями.
Наконец, компьютер при проведении арифметических операций и выводе результатов на печать выполняет действия с числами, состоящими из
конечного числа разрядов, и выполняет процедуру округления. При этом также возникает своя погрешность.
Проблема построения и анализа математической модели с заданной точностью, а также оценка погрешности численных расчетов в ряде случаев очень
сложна. Требуется высокая математическая культура исследователя, необходим тщательный предварительный анализ математической модели и применяемых методов
решения. Не имеет смысла, например, требование решения с точностью, существенно превышающей точность построения физической модели.