Ви́тус Ионассен Бе́ринг (1681-1741),
Vitus Jonassen Bering;
также Иван Иванович Беринг — мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин.
За два года Первая Камчатская экспедиция Беринга — первая в России морская научная экспедиция — впервые произвела инструментальную съёмку
западного побережья моря на протяжении более 3500 километров. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им и его
помощниками, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.
Фритьоф Нансен (1861-1930) в 1896 г. после возвращения из экспедиции к Северному полюсу
После того как в 1893–1895 годах знаменитый норвежский полярник Фритьоф Нансен совершил на своём корабле «Фрам» дрейф во льдах и был
отнесён из одной части Ледовитого океана в другую, гипотеза о существовании на севере океана была доказана и получила полное признание.
16. Изучение Арктики и Северного Ледовитого океана.
Может быть, из желания человека видеть во всём симметрию родилась также мысль о существовании континента и в районе Северного полюса. При
этом считалось, что гипотетический континент на севере отделён от Северной Америки и Северной Азии узкими проливами, наподобие Магелланова пролива. Только
спустя полтора столетия после плаваний Васко да Гама и Магеллана стало ясно, что проливов как таковых, которые соединяли бы северные берега Америки и Азии с
Индией, не существует. Тем не менее многочисленные экспедиции из Англии, США и северных стран в течение почти 500 лет искали Северо-Западный проход из
Атлантического океана в Тихий вокруг Северной Америки. А русские поморы уже в далёкие времена (12-й – 13-й вв.) пускались в путешествия вдоль берегов
Студёного моря (то есть Северного Ледовитого океана) на самодельных деревянных судёнышках, зимовали на Груманте (Шпицбергене), плавали к устью Оби.
Арктика первой из двух полярных областей стала предметом изучения европейских учёных и исследователей.
Причина понятна: стремление открыть новый морской путь в Индию, более короткий по сравнению с тем, который использовал Васко да Гама.
Используя знания русских людей об условиях плавания в северных водах, попытки найти морской путь в Индию из Европы предпринимали английские и
голландские мореплаватели. Первым такую попытку сделал под английским флагом венецианец Джон Кабот, который в 1497 году открыл остров Ньюфаундленд и
полуостров Лабрадор. В 1576 г. англичанин Мартин Фробишер направлялся на север с задачей найти Северо-Западный проход. Вслед за ним на поиски пролива
отправился Джон Дэвис. Он обследовал западный берег Гренландии, и его ценные наблюдения помогли в дальнейшем исследовании этого района Арктики.
В период между 1607 и 1617 годами на поиски Северо-Западного и Северо-Восточного проходов выходила английская экспедиция Генри Гудзона.
И, конечно, нельзя не упомянуть плавание голландца Виллема Баренца в 1594-1597 годах, открывшего в 1596 г. Шпицберген. По результатам его плавания
была составлена карта западной части Северного Ледовитого океана.
Задолго до Баренца русские поморские промысловики посещали Новую Землю для добычи песца. В 1606 году в Тазовской губе они основали город
Мангазея, сыгравший исключительно большую роль в экономическом освоении Западной Сибири.
Первая Камчатская экспедиция
✦ Во второй половине 17-го и в 18-м веках путешественники продолжали поиски
морских проходов вокруг материков и новых земель в океанах, исследовали неизвестные части континентов. В этот период впервые организуются научные
экспедиции, задачей которых было не только открытие, но и исследование, объяснение причин тех или иных явлений и процессов на суше и на море. Задачи
землеописания постепенно дополнялись и заменялись исследовательскими задачами.
Первая русская экспедиция, получившая такие задачи, обследовала северную часть Тихого океана и прилегающие области полярного
бассейна. Она вошла в историю науки как Первая Камчатская экспедиция и была организована по указу Петра I, которого интересовал вопрос о том,
соединяется ли на крайнем востоке Азия с Америкой или же там есть морской проход из Студёного моря в Тихий океан.
Напомним основные этапы этой экспедиции. Первая Камчатская экспедиция отправилась в путь из Петербурга в самом начале 1725 года, ещё при
жизни Петра. Сухопутным путём она двигалась через всю европейскую часть России, через Уральский хребет и всю Сибирь до берегов Охотского моря. Взгляните на
карту, чтобы оценить это огромное расстояние. Дорога от Петербурга до Охотска (тогда это был маленький посёлок) заняла два года. Грузы везли на гужевых
повозках, а по бездорожью – во вьюках на лошадях. На последнем этапе – от Якутска до Охотска из 663 вьючных лошадей в пути пали 267 лошадей, а остальные
погибли уже в Охотске от истощения.
Экспедиции Витуса Беринга
✦ Далее следует переправа на берег Камчатки, где участники экспедиции строют корабль. Только в июле 1728 года парусное судно «Святой
Гавриил» вышло в море. Капитаном на корабле был Витус Беринг, а его помощником – лейтенант Алексей Чириков. Корабль продвигался на север
вдоль ещё никем не обследованных берегов Камчатки и Чукотки и вышел в океан в районе 67°18'с.ш. установив, что между Азией и Америкой не существует
сухопутного перехода, Беринг повернул обратно на юг. По пути в самом узком месте пролива он открыл остров Диомида. Потом оказалось, что это не один, а два
острова, разделённых проливом шириной в три километра. Позже эти острова получили названия Ратманова и Крузенштерна. Именно посередине пролива между
этими островами проходит теперь государственная граница между Россией и США.
Беринг и его спутники не знали, что ещё в 1648 году русский казак Семён Дежнёв на маленьком паруснике прошёл от устья Колымы до
северных берегов Камчатки, установив тем самым существование пролива между Азией и Америкой. Географическая наука воздала должное обоим этим замечательным людям:
на карте Азии мы видим и Берингов пролив, и мыс Дежнёва.
Беринг и Чириков вернулись в Петербург только в 1730 году и вскоре получили задание готовиться к новой экспедиции. К 1736 году вторая
камчатская экспедиция была подготовлена. Трудности выполнения задач этой экспедиции были огромны. Опять пришлось пройти путь от Петербурга до Охотского
моря длиной во много тысяч километров и продолжительностью в два года. Три года потребовалось для постройки и подготовки к плаванию двух кораблей. Экспедиция
длилась в общей сложности 7 лет. Научные итоги были значительны. Беринг открыл остова Шумагина, Алеутские и Командорские. Чириков также достиг Америки,
исследовал Алеутскую гряду. Однако исход экспедиции для её участников оказался трагичным: Витус Беринг заболел и умер на острове Авача (ныне остров Беринга),
Алексей Чириков также болел и с трудом возвратился домой. Большая часть экипажа двух кораблей погибла от болезней. А трагедия началась через две недели после
выхода в море: корабли во время шторма потеряли друг друга и больше уже никогда не встретились.
Великая Северная экспедиция
Итак, в России в период 1733–1743 гг. был подготовлен и осуществлён ряд научных экспедиций, получивших общее название Великой
Северной экспедиции. Они были продолжением Первой Камчатской экспедиции В.Беринга (1725–1730 гг.). Великая Северная экспедиция организованная, как и
Первая Камчатская экспедиция, по указу Петра I, но осуществлённая уже после его смерти в царствование Елизаветы Петровны, была по размаху и по полученным
результатам одной из величайших экспедиций всех времён.
Выдвигая задачу научного изучения Северного Ледовитого океана
и освоения Северного морского пути, великий русский учёный М.В. Ломоносов писал:
«Колумбы росские, презрев угрюмый рок, Меж льдами путь проложат на восток И наша досягнёт в Америку держава…»
Всё так и получилось, как предвидел наш великий учёный и патриот. Морские и сухопутные отряды Великой Северной экспедиции совершили
поистине научный подвиг: они исследовали и описали северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Аляски. На карту был нанесён
весь евразийский берег арктических морей – от Архангельска до Берингова пролива. Во второй половине 18-го века отряды русских моряков и исследователей прошли
вдоль Тихоокеанского побережья Северной Америки к югу вплоть до Калифорнии.
Осуществленная в России Великая Северная экспедиция положила начало планомерному изучению берегов и акватории Северного Ледовитого океана.
Вместе с тем верные представления о полярных областях Земли появились только в 19-м веке. До самого конца 18-го века многие исследователи не
допускали и мысли, что на севере существует полярный океан. И это после того, как многочисленные попытки мореплавателей найти Северо-Западный и
Северо-Восточный проходы окончились безрезультатно. Британец Джон Франклин пропал без вести после своей третьей попытки пройти из Северной Америки через
арктические льды в Тихий океан. Направившийся на его поиски англичанин Роберт Мак-Клур открыл в 1845 году последнюю часть прохода в Тихий океан в
лабиринте островов Канадского севера. Позже, в 1903–1906 гг. полностью по этому проходу проплыл норвежец Руаль Амундсен – впоследствии открыватель южного полюса.
Фритьоф Нансен
✦Только после того как в 1893–1895 годах знаменитый норвежский полярник Фри́тьоф
На́нсен (1861–1930) совершил на своём корабле «Фрам» дрейф во льдах и был отнесён из одной части Ледовитого океана в другую, гипотеза о существовании на
севере океана была доказана и получила полное признание.
Во время дрейфа Ф. Нансеном и его спутниками были собраны первые важные сведения о природе приполярных областей Северного Ледовитого
океана, о гидрологии центральной части этого океана.
Совершенно невозможно хотя бы коротко не рассказать о Фритьофе Нансене, этом прекрасном исследователе и очень мужественном человеке.
Вот несколько эпизодов из его плавания на небольшом деревянном судне под названием «Фрам». Этот корабль был спроектирован лично Нансеном
специально для плавания в условиях тяжёлых льдов. Особенностью конструкции этого корабля была яйцевидная форма его корпуса, что в значительной степени защищало
его от сдавливания и разрушения льдами.
Корабль «Фрам» вышел из бухты близ города Христианин (ныне Осло) 24 июня 1893 г. Экипаж корабля вместе с Нансеном состоял из тринадцати
человек. Из-за яйцевидной формы корпуса судно сильно качало на небольшой волне, но Нансен был уверен, что всё пройдёт благополучно. В конце сентября 1893 г.,
находясь в районе севернее Новосибирских островов, корабль «Фрам» вмёрз в лёд и начал дрейфовать по воле океанских течений. Нансен предполагал, что в процессе
дрейфа его корабль пересечёт Ледовитый океан, и его экипаж сумеет хорошо изучить природу обширных и совершенно неизвестных пространств вокруг географического
полюса, а также получить сведения о направлении и скорости течений в этом океане. Именно в этом состояла главная задача экспедиции, рассчитанной по
времени на 2–2,5 года. Достижение Северного полюса Нансен считал делом второстепенным.
Экспедиция Нансена
Карта экспедиции Нансена 1893—1896гг.: Свободное плавание «Фрама», июль-сентябрь 1893. Дрейф «Фрама», сентябрь 1893 – август 1896. Санный поход Нансена и Йохансена, март 1895 — июнь 1896. Возвращение Нансена и Йохансена, август 1896. Плавание «Фрама» в Тромсё, август 1896.
И вот прошло полтора года дрейфа, и Нансен увидел, что течение пронесёт «Фрам» слишком далеко от полюса. И он внезапно принимает решение,
оценить которое рациональное мышление не в состоянии: 14 марта 1895 года он покидает корабль и отправляется… к полюсу на лыжах. За компанию он берёт с собой
исследователя Ялмара Иохансена. Научные приборы и продовольствие тянут на санях собачьи упряжки. К 7 апреля путешественники достигают
86°14' северной широты. Так далеко на север не заходил ещё ни один
человек. К этому моменту около половины собак погибло, а продовольственные запасы были на исходе. Нансен страстно желал достигнуть полюса, но понял, что в
сложившейся ситуации это невозможно. Здравый смысл взял верх, и Нансен вместе со своим спутником повернули на юг. Искать свой дрейфующий корабль они не стали,
хотя он мог находиться даже где-то поблизости. И это было разумно, ибо не было никакой гарантии, что они найдут свой «Фрам». Путешественники взяли курс на юг,
на острова Земли Франца-Иосифа. Силы их уже ослабли. Осталось всего несколько собак, остальные погибли от истощения и холода. А тут ещё одна беда: вышел из
строя хронометр, а это означало, что географическую долготу придётся определять по звёздам на глазок. Четыре месяца пробирались путники через метели и торосы,
теряя последние силы от голода и холода. 7 августа, уже без единой собаки, они дошли до неизвестного острова, где среди камней устроили себе жилище и остались
там зимовать. Хорошо, что сумели сохранить охотничье ружьё с небольшим количеством патронов. Мясо убитых белых медведей и тюленей спасло им жизнь.
В архипелаге Земля Франца-Иосифа около ста островов. Если Нансену с его товарищем встретился самый северный из этих островов, то это
значит, что от точки возврата (86°14' с.ш.)
они прибыли на широту около 81° с.ш.
Даже если они шли строго по направлению на центр архипелага, то и в этом случае им пришлось проделать на лыжах путь длиной 1200-1300 километров. Долгие девять
месяцев пришлось им влачить существование среди камней неизвестного острова. Говорят, что жизнью человека распоряжается судьба, рок. Возможно, хотя автор
этих строк не фаталист. Наверное, судьба так распорядилась, что тот неизвестный остров, где с августа 1895 г. по май 1896 г. зимовал Нансен со своим товарищем
Иохансеном, этот остров оказался не совсем необитаемым. К счастью норвежцев, на этом острове (это был остров Рудольфа) зимовали участники английской полярной
экспедиции. Встреча состоялась, когда Нансен и Иохансен с наступлением весны стали снова пробиваться на юг.
Вскоре английский корабль доставил обоих на родину, в Норвегию. А через несколько дней из ледового плена возвратился на родину и
«Фрам», потрёпанный, но исправный, а, главное, на нём домой возвратились все одиннадцать остальных участников дрейфа. Как после всего этого верить, что чудес не бывает?
Думаем однако, что если «чудеса» и случаются, то исключительно редко. Вообще исследование Мирового океана и особенно таких суровых его частей,
как Северный Ледовитый океан или антарктические воды, – это непрерывная череда героических подвигов многих поколений мореплавателей, путешественников и учёных
разных стран. Надеемся, что даже те немногие примеры, о которых мы успели рассказать, не позволят читателям только что приведённое нами высказывание
принять за стандартную фразу вежливости или формального славословия.