Изучение Арктики и Северного Ледовитого океана в двадцатом веке
Кратко:

Интересно знать:

Степан Осипович Макаров

Степан Осипович Макаров

Выдающийся русский флотоводец, ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1849-1904).

Макаров предполагал достигнуть Северного полюса на мощном ледоколе, в то время как все иностранные исследователи пытались решить эту задачу, используя естественный дрейф льдов и течения в Арктике.

Из всех идей, предлагавшихся Макаровым, идея постройки ледокола вызвала, пожалуй, наибольшее противодействие самых различных руководящих кругов царской России как военных, так и финансовых, а частью и научных, и лишь настойчивость и убедительные доводы Макарова заставили правительственные круги обратить внимание на это предложение. Его поддержал известный русский ученый Менделеев, после чего был составлен специальный доклад министру финансов. Но прежде чем дать согласие на строительство ледокола, решено было поручить Макарову провести личную рекогносцировку Карского и других полярных морей, и лишь после его поездки, убедившись в экономической целесообразности постройки ледокола, правительство утвердило проект Макарова, и в начале декабря 1897 г. с судостроительным заводом был заключен договор о постройке ледокола. Макаров лично наблюдал за постройкой корабля и внёс ряд ценнейших предложений и усовершенствований в конструкцию ледокола, что ещё раз свидетельствовало о его глубоких знаниях в области кораблестроения.

Весною 1899 г. ледокол пришел в Кронштадт, свободно форсировав все тяжелые весенние льды Финского залива.

С апреля началось приготовление ледокола к арктическим плаваниям. При первом выходе в Арктику, состоявшемся 29 мая 1899 г., ледокол дал небольшую течь в корпусе, что потребовало производства подкреплений корпуса. При втором выходе 14 июля, ледокол при форсировании льдов получил небольшую пробоину и вынужден был зайти в Англию на ремонт. Этих двух неудач, неизбежных во всяком новом деле, было достаточно, чтобы недоброжелатели Макарова вновь подняли голос, доказывая неосуществимость его идей. Была организована правительственная комиссия для изучения всех причин аварий ледокола и выяснения его пригодности к плаванию в Арктике. Макаров в состав комиссии включен не был.

Комиссия, состоявшая из противников идеи Макарова, пришла к выводу, что ледокол к плаванию в полярных льдах не пригоден и может быть использован только для обеспечения торгового мореплавания в Финском заливе. Не согласившись с выводами комиссии, Макаров продолжал добиваться посылки ледокола в Арктику, на этот раз к Новой Земле с тем, чтобы обойти её с севера и придти к устью Енисея. Ему вновь было разрешено возглавить эту экспедицию, и в начале мая 1901 г. "Ермак" вышел из Кронштадта, но обойти Новую Землю с севера из-за тяжелых льдов ему не удалось. Собрав богатый научный материал, Макаров в сентябре того же года вернулся в Кронштадт.

Эта последняя неудача послужила окончательным поводом для решения в правительственных кругах оставить "Ермак" в Балтийском море для проводки судов, а Макарова освободить от дальнейших обязанностей по опытным плаваниям во льдах. Ледокол был передан отделу торгового мореплавания. На этом и прекратились всякие попытки освоить Северный морской путь.

Выдержка из очерка о С.О. Макарове, написанного Вице-адмиралом
Ю.А. Пантелеевым.

Георгий Яковлевич Седов

Георгий Яковлевич Седов

Георгий Яковлевич Седо́в (1877—1914) — российский гидрограф, полярный исследователь.

Подробно:

Планета Земля

Мировой океан


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".

17. Изучение Арктики и Северного Ледовитого океана в двадцатом веке.

А теперь вспомним в хронологическом порядке о дальнейших этапах изучения Северного Ледовитого океана, а потом и Южного океана, как всё чаще называют воды трёх океанов, омывающих Антарктиду.

• Впервые человек достиг Северного полюса, 6 апреля 1909 года. Это был американский исследователь Роберт Пири и пять его спутников. Они добрались до полюса, выйдя из Гренландии по льду на лыжах. На подготовку к походу на Северный полюс Р. Пири затратил около двадцати лет. Своим походом он доказал, что севернее Гренландии вплоть до полюса никаких островов нет. Пири сделал описание льдов центрального бассейна Арктики и произвёл несколько замеров глубины океана.

По образному выражению адмирала С.О. Макарова, Россия представляет собой здание, выходящее главным фасадом на Северный Ледовитый океан.

• В самом начале 20-го века Д.И. Менделеев вместе с адмиралом Макаровым разработал проект полярной экспедиции и направил его правительству с предложением организовать экспедицию на Северный полюс. Русское правительство возвратило проект, даже не рассмотрев его. Вероятно, внимание императора и правительства было уже занято предстоящей русско-японской войной, в которой Россия потерпела столь тяжёлое и позорное поражение, что отголоски этого поражения слышны до сих пор в виде требований Токио решить «территориальный вопрос». В этой войне трагически погиб замечательный учёный и флотоводец адмирал С.О. Макаров.

• В 1896 году на Земле Франца-Иосифа начала работать новая экспедиция. Это были американцы во главе с метеорологом Болдуином. Эта экспедиция привезла с собой 420 собак и 15 лошадей. Болдуин занимался в основном метеорологией и вернулся в Америку, даже не попытавшись достигнуть Северного полюса. За продолжение дела взялся другой американец по фамилии Фиала, участвовавший в экспедиции Болдуина в качестве фотографа. Потеряв своё судно во льдах, Фиала в 1903 году организовал на острове Рудольфа небольшую станцию, откуда он с несколькими своими сотрудниками трижды отправлялся на собаках к полюсу. Пурга и нагромождение ледяных торосов не позволили ему продвинуться дальше 82-й параллели. Через два года Фиалу и его спутников сняло американское спасательное судно и благополучно доставило на родину.

• Весной 1900 года Северный полюс попытались штурмовать итальянцы. Это была экспедиция капитана Каньи, которая прибыла на остров Рудольфа (самый северный в архипелаге Земли Франца-Иосифа). Нарты с грузом тянули 102 собаки. Но не всё правильно было спланировано. Через три месяца истощенные и совсем ослабевшие участники похода с несколькими чудом уцелевшими собаками возвратились на остров Рудольфа. В пути погибли три человека, остальным удалось дойти до 86°34' с.ш., то есть примерно на 20 миль дальше, чем в 1895 году дошёл Нансен. Практически никаких научных результатов экспедиция капитана Каньи не дала.

• В 1912 г. капитан русского флота Георгий Седов направил в Главное гидрографическое управление проект экспедиции к Северному полюсу. План Седова был отвергнут из-за якобы недостаточной его продуманности. Но Седов на очень скромные средства всё же организовал экспедицию в Северный Ледовитый океан на шхуне «Святой Фока». В его экспедиции принимали участие известный полярный океанограф В.Ю. Визе. Экспедиция Седова провела серьёзные научные работы на Земле Франца-Иосифа и на Новой Земле. Были собраны ценные сведения о природе приполярных областей океана.

Результаты этой экспедиции были опубликованы только в конце 20-х годов 20-го века. Раньше в России было не до этого: грянула Первая мировая война, потом Октябрьский переворот 1917 года, а за ним – гражданская война.

Георгий Седов во время экспедиции простудился, но рвался к полюсу. Тяжело больной, лёжа привязанным к карте, он требовал двигаться вперёд. В марте 1914 года Г.Я. Седов скончался на льду по пути к Северному полюсу и был похоронен на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа). Ему тогда не было и 37 лет от роду.

В двадцатых годах 20-го века для полярных исследований начали использовать авиацию. В 1924 году русский лётчик Б.Г. Чухновский первым осмотрел с воздуха льды в Карском море. С той поры ледовая авиаразведка постепенно вошла в практику полярных исследований и проводки судов во льдах.

• В 1926 году над Северным полюсом пролетел на самолёте американец Р. Бэрд, а вслед за ним на дирижабле «Норвегия» – знаменитый норвежский полярный исследователь Руал Амундсен. Эти полёты были скорее спортивными, нежели исследовательскими.

В том же 1926 году Р. Амундсен предпринял попытку на самолёте достигнуть Северного полюса. Его экспедиция на двух самолётах-амфибиях стартовала из базы на Шпицбергене. Однако из-за неисправности одного из самолётов экспедиция совершила вынужденную посадку вблизи 86° северной широты. С огромным трудом экипажи обоих самолётов подготовили взлётную полосу для одной машины и, оставив на льду второй самолёт и всё, что можно было оставить, поднялись в одном самолёте в воздух и благополучно возвратились на базу. Позже Амундсен убеждённо говорил, что благополучная посадка тяжёлого самолёта на дрейфующий лёд невозможна.

• В 1928 году произошла катастрофа дирижабля «Италия»; на котором к полюсу летела итальянская полярная экспедиция во главе с генералом Умберто Нобиле. Советские лётчики М.С. Бабушкин и Б.Г. Чухновский, участвовавшие в спасении У. Нобиле и оставшихся в живых его спутников, благополучно садились на ледяные поля, выбирая подходящие места с воздуха, а затем взлетали. По мнению этих и других полярных лётчиков в любом районе Арктики можно было разыскать подходящее для посадки тяжёлых машин ледяное поле.

Узнав о катастрофе дирижабля «Италия», на поиски пострадавших вылетел на двухместном самолёте и Руал Амундсен. Из-за сложных метеоусловий, а возможно, из-за неисправности, его самолёт разбился в районе суровой Земли Франца-Иосифа. Р. Амундсен и его пилот погибли. Так закончилась жизнь этого замечательного полярного исследователя и мужественного человека, который первым 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса нашей планеты. Он мечтал побывать и на Северном полюсе, но смог только по воздуху пролететь над этой точкой Земли. Годы жизни Руала Амундсена: 1872–1928.

Исследование архипелага Северная Земля

Не преуменьшая значения работ полярных исследователей Англии, США, Норвегии и Канады, мы должны сказать, что русские исследователи внесли определяющий вклад в изучение Северного ледовитого океана и Арктики в целом. Отметим такой примечательный момент в истории изучения Северного ледовитого океана, как исследование архипелага Северная Земля. В 1930–1932 годах четверо русских людей: учёные Г.А. Ушаков и Н.Н. Урванцев, радист В.В. Ходов и полярный охотник С.В. Журавлёв выполнили беспрецедентную работу по изучению Северной Земли. За два года они нанесли на карту очертания всех островов, выяснили их геологическое строение, собрали интересные данные о животном и растительном мире, о всей природе огромной территории архипелага. Это был поистине титанический труд. Изучая и описывая Северную Землю, эти исследователи прошли пешком и на собаках около 10 тысяч километров по берегам всех её островов. Основным питанием людей и собак было мясо добытых в пути медведей, тюленей и моржей.

В 1932 году ледокольный пароход «Сибиряков» впервые прошёл весь Северный морской путь от Архангельска до Чукотки за одну навигацию. Это было большим достижением. С этого времени работа по освоению русского Севера приняла ещё больший размах. В наши дни мощные дизельные и атомные ледоколы проводят по Северному морскому пути за одну навигацию десятки и сотни судов. Понятно, что и длительность одной навигации возросла.

Развитие полярной авиации

В тридцатых годах 20-го века происходит стремительное развитие авиации. Объясняется это не только общим ускорением научно-технического прогресса, но и соперничеством государств в области совершенствования вооружений в предвидении будущей войны. В бывшем СССР в эти годы авиация ставила один рекорд за другим. Значительное развитие получила и полярная авиация.

Учёные многих стран уже давно обсуждали проблему посадки на дрейфующий лёд тяжёлых самолётов. Выдающийся норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен последние годы жизни посвятил работе в международном научном обществе «Аэроарктика». В планах этой организации предусматривалась высадка научной станции на два-три месяца на дрейфующий лёд с помощью крупного дирижабля. Дирижабль «Граф Цеппелин» для этой цели обещало предоставить правительство Германии. В 1931 году, когда Нансена уже не было в живых, был совершён первый пробный полёт «Цеппелина» в Арктику, в том числе на Землю Франца-Иосифа с участием советских учёных и радиста Эрнста Кренкеля, будущего члена экспедиции «Северный полюс-1» на дрейфующей льдине. После фашистского переворота в Германии деятельность общества «Аэроарктика» прекратилась.

В те годы русские полярные лётчики прокладывали всё новые воздушные трассы. В феврале 1934 года они осуществили небывалую по тем временам воздушную операцию: вывезли на самолётах с дрейфующего льда более ста человек – команду и пассажиров парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Чукотском море, недалеко от Берингова пролива. Судьба людей, оказавшихся на льду Чукотского моря в палатках, встревожила весь мир, но благодаря хорошей организации спасательной операции, которой руководил известный учёный-полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт, благодаря мужеству и мастерству полярных лётчиков эти люди были спасены.

На Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа и на других островах Северного Ледовитого океана небольшие полярные станции, в основном для метеорологических наблюдений, создавались уже с конца 19-го века силами исследователей Англии, США, Норвегии, Канады, Италии и других стран.

Первые полярные метеостанции

Первая советская метеорологическая станция была создана в 1929 г. на острове Гукера, в бухте Тихая (Земля Франца-Иосифа). Со временем эта метеостанция превратилась в научную обсерваторию.

В 1934 г. на мысе Челюскин (полуостров Таймыр) на месте небольшой полярной станции создали новую, с расширенной программой исследований. Коллектив этой станции в 1934–1935 гг. обследовал северную часть Таймырского полуострова и пролив Вилькицкого – самое труднопроходимое место Северного морского пути. Работой этой станции, как и станции в бухте Тихая, руководил И.Д. Папанин, впоследствии начальник первой дрейфующей полярной станции.

В 1936 году на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) появилась новая большая советская полярная станция – самая северная в мире. Здесь был выстроен целый посёлок: два больших жилых дома, радиостанция, гараж, баня, скотный двор. Всё необходимое для создания этой станции привезли с материка на ледокольном пароходе «Русанов» и пароходе «Герцен». Эта станция стала исходной базой для подготовки экспедиции И.Д.Папанина «Северный полюс-1» на дрейфующей льдине. Было решено личный состав экспедиции и всё необходимое оборудование и запасы продовольствия с базы на острове Рудольфа переправить на Северный полюс самолётами. Для этого на острове Рудольфа были созданы необходимые условия для базирования и полётов воздушного отряда. Таким образом, организации полярной станции «Северный полюс-1» предшествовала первая высокоширотная воздушная экспедиция, получившая название «Север-1». Воздушную экспедицию готовил О.Ю. Шмидт. Тогда он был начальником Главного управления Северного морского пути.

Из Москвы на остров Рудольфа личный состав полярной станции был доставлен на пяти самолётах в апреле 1937 года. Среди полярников были и члены экспедиции на Северный полюс. 21 мая 1937 года состоялся вылет с острова Рудольфа на Северный полюс. Первый самолёт, четырёхмоторный воздушный корабль Н-170, вёл опытный полярный лётчик Михаил Васильевич Водопьянов. Он уже был Героем Советского Союза, получившим это звание за участие в спасении людей с парохода «Челюскин» в 1934 г. Водопьянов с воздуха выбрал подходящую льдину и мастерски посадил самолёт. В самолёте, кроме лётчиков, находились О.Ю.Шмидт, четыре полярника-члена экспедиции и кинооператор М.А.Трояновский. Состав экспедиции «Северный полюс», высадившийся на дрейфующей льдине:

Иван Дмитриевич Папанин – начальник экспедиции;
Пётр Петрович Ширшов – гидролог и гидробиолог;
Евгений Константинович Фёдоров – магнитолог-астроном;
Эрнст Теодорович Кренкель – радист.

Дрейфующая станция «Северный полюс-1»

С острова Рудольфа и перерывами в несколько дней прибыли к месту высадки экспедиции ещё три самолёта, доставившие багаж и оборудование. 6 июня О.Ю. Шмидт провёл небольшой митинг, официально объявил об открытии новой полярной станции «Северный полюс-1», а И.Д.Папанин, как начальник станции, поднял над льдиной государственный флаг СССР. После этого все четыре самолёта поднялись в воздух и улетели на базу. На льдине, в непосредственной близости от Северного полюса, остались четверо полярников. Их героическая и плодотворная работа на дрейфующей льдине продолжалась 274 суток, с 21 мая 1937 г. до 19 февраля 1938 г. Полярников сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурманка» после того, когда льдина разломилась на куски. Обломок льдины размером 50×30 метров, с которого были сняты полярники, находился в точке с координатами 70°54' с.ш. и 19°48' з.д. За время дрейфа льдина прошла свыше 2500 километров. Точка с указанными координатами, где полярники покинули льдину, находится у северо-восточного побережья Гренландии.

Нужно ли рассказывать об условиях, в которых жили и работали в районе Северного полюса, в палатке на дрейфующей и постепенно ломающейся льдине, четверо полярников? Каждый нормальный человек понимает, что эти условия чрезвычайно трудные. Но всё же одно обстоятельство существенно облегчало коллективу дрейфующей станции жизнь на льдине. Это – связь по радио с большой землёй, с Родиной. Через радиостанцию на острове Рудольфа эта связь была почти постоянной. Наши полярники не чувствовали себя оторванными от своей страны, от родных людей, в отличие, например, от Нансена и его спутника, которые в своё время зимовали на острове Рудольфа. Норвежцы находились в течение девяти месяцев в полной изоляции от большой земли, не представляя, что будет с ними в ближайшее время, тем более, что они не знали о том, что поблизости, в тёплом рубленом домике, зимуют люди из английской полярной экспедиции Джексона.

Идею об организации дрейфующей станции в районе Северного полюса приписать какому-то одному человеку нельзя. Например, задолго до экспедиции И.Д. Папанина мысль о целесообразности высадки учёных на лёд в районе Северного полюса для организации там длительной работы, используя дрейф ледяных полей, высказывал Фритьоф Нансен. Мечтали об организации полярной дрейфующей станции многие исследователи.

Научные результаты работы полярной экспедиции И.Д. Папанина

Научные результаты работы полярной экспедиции И.Д. Папанина оказались весьма внушительными. Как и предполагалось по плану исследования района Северного полюса, основными направлениями работы экспедиции были:

1. Изучение гидрологического режима вод и течений Северного Ледовитого океана.
2. Определение глубин океана и особенностей дна.
3. Выявление закономерностей дрейфа льда.
4. Изучение синоптических процессов в Центральной Арктике.
5. Получение данных о жизни в Центральной Арктике.

Проведённые экспедицией гидрологические наблюдения дали первое представление о проникновении тёплых вод в Ледовитый океан. Ранее было известно, что мощное тёплое течение Гольфстрим, начинаясь в районе Карибского моря, проходит вдоль берегов Западной Европы, обогревая их, а затем теряется где-то на севере. Гидрологическими приборами потоки этого течения были установлены на глубине несколько сот метров на всём пути дрейфа. Извилистая линия дрейфа льдины дала возможность пересечь этот поток тёплой воды несколько раз, определить его толщину и впервые оценить общее количество переносимого им тепла.

Полярное положение Ледовитого океана предопределяет преобладание над ним арктических воздушных масс, но в его водах имеется запас тепла, поступающего с водами Атлантики и, в меньшей мере, Тихого океана. Поэтому, как ни странно, Северный Ледовитый океан не охлаждает, а существенно согревает обширные пространства суши Северного полушария, особенно в зимний период.

Экспедиция на дрейфующей льдине установила, что в районе Северного полюса подо льдом находится глубокий океан, а не сравнительно мелкое море, как раньше предполагали по косвенным данным. Впервые у Северного полюса была точно определена глубина океана – 4290 метров. Густая сеть промеров глубин позволила составить достаточно ясную картину рельефа океанского дна. Установлено наличие огромных по протяжённости и высоте подводных горных хребтов и разделяемых ими обширных котловин глубиной 4-5 км. Один из самых крупных трансарктических подводных хребтов, простирающийся недалеко от Северного полюса, носит имя М.В.Ломоносова.

Позднее была установлена характерная особенность Северного Ледовитого океана – большой шельф, составляющий более трети площади дна океана. К особенностям этого океана можно отнести также направление движения его вод. Вдоль берегов Евразии воды движутся с запада на восток, а от Берингова пролива до Гренландии – соответственно с востока на запад.

По подсчётам специалистов экспедиции Папанина, скорость движения ледового покрова составляет от одной мили в сутки у полюса до 10 миль в сутки в Гренландском море. Оказалось, как и предполагали некоторые учёные, существует замкнутое кольцо, по которому в направлении часовой стрелки дрейфует лёд. Центр этого кольца находится примерно на полюсе недоступности. Лёд, попавший в кольцевую систему дрейфа, может циркулировать там десятки лет, а путь длиной в одно кольцо лёд проходит за 5-6 лет.

Найденные закономерности дрейфа льдов имеют не только познавательное, но и практическое значение. Исходя из этих закономерностей, делаются ледовые прогнозы, помогающие морякам правильно рассчитывать маршрут кораблей по океану и, в частности, по Северному морскому пути.

Океанические воды находятся в постоянном движении. Пожалуй, это их главное свойство. Мощный слой арктического льда не является помехой этого вечного движения.

Синоптические наблюдения экспедиции также представляют значительный интерес. Система циркуляции воздушных масс и океанских вод на Земле в целом довольно стабильна и воспринимается специалистами как постоянство климата в том или ином районе земного шара.

Метеорологи 20-30-х годов XX века, исходя из упрощённой схемы циркуляции атмосферы, предполагали существование в полярных областях устойчивых антициклонов, то есть зон, где опускающийся холодный воздух повышает атмосферное давление и обеспечивает длительную или даже постоянную ясную погоду. Исследования полярной дрейфующей станции показали, что такое предположение неверно. Циркуляция атмосферы в Центральной Арктике оказалась более сложной. Пришлось признать, что погода в этом районе почти не отличается от погоды в районах окраинных морей Северного Ледовитого океана.

Измерения, проведённые экспедицией Папанина, позволили, конечно, в первом приближении, оценить поток тепла, переносимого с воздухом и водой из Атлантического океана в Северный Ледовитый. Такие данные очень нужны для подготовки долгосрочных прогнозов погоды и ледовой обстановки.

Замеры показали, что постоянное магнитное поле в районе Северного полюса несколько искажено по сравнению с расчётным. Предположительная причина этого – крупная магнитная аномалия, находящаяся между полюсом и Аляской. Направление магнитной стрелки отличается от ранее предполагавшегося на 10-20 градусов. Найденное магнитное склонение, то есть угол между меридианом и стрелкой компаса, нашло немедленное применение: оно было нанесено на карты и использовалось лётчиками при перелёте через Северный полюс. Полученный статистический материал и выводы магнитолога-астронома экспедиции Е.К.Фёдорова, впоследствии академика, имели большое значение для дальнейшего развития науки о Мировом океане.

Продолжение изучения Арктики

Что касается жизни в Центральной Арктике, то участники полярной экспедиции увидели её в самых разнообразных проявлениях. В поверхностном слое океанской воды – подо льдом – обнаружено существование разнообразных водорослей, рачков и других представителей фито- и зоопланктона, образцы которых были выловлены и законсервированы. В проруби на свет нередко подплывали небольшие рыбки. В разводьях между льдинами иногда показывались тюлени, в том числе лахтаки или «морские зайцы» - крупные животные. Летом на широте около 88° к лагерю подходила медведица с двумя небольшими медвежатами. В район лагеря неоднократно залетали пуночки – небольшие птички, похожие на воробьёв, очень распространённые в Арктике.

Полярники дрейфующей станции под руководством И.Д. Панина были первыми. Им было труднее всех. После войны, в 1950 г. была организована ещё одна дрейфующая станция – «Северный полюс-2», а в 1954 г. – сразу две: «СП-3» и «СП-4». С тех пор дрейфующие станции вплоть до конца XX века работали в Арктике регулярно. Когда станция в своём дрейфе выходила за пределы арктического бассейна Северного Ледовитого океана, её закрывали, а вместо неё организовывали новую, в другом районе Арктики. Персонал на станциях сменялся ежегодно. Обычно это делали с помощью самолётов, но иногда использовали и мощные ледоколы, в том числе атомные.

Полярники первой дрейфующей станции жили в палатке, а единственным средством отопления была керосиновая лампа. Полярники последних дрейфующих станций работали в сборных щитовых домиках с оптимальными удобствами, а оборудование станций включало радиолокаторы, ионосферные станции, мощные радиостанции, телевизионную аппаратуру и различные приборы для проведения анализов и исследований. Но даже при самом совершенном оснащении дрейфующих станций непременным условием успеха являются знания и профессионализм полярных исследователей, помноженные на их личное мужество и преданность делу.

Изучение Арктики продолжается. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса. Это был большой успех советских моряков, учёных и рабочих, создавших ледоколы столь высокого технического уровня. Слава им и наш глубокий поклон. Одновременно мы должны воздать должное мужеству таких замечательных исследователей Северного Ледовитого океана и всей Арктики как Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Чириков, Георгий Седов, Роберт Пири, Фритьоф Нансен, Отто Шмидт, Иван Дмитриевич Папанин и его коллеги по работе на дрейфующей станции «Северный поюс-1», а также десятков и сотен моряков и исследователей Арктики, чьи имена мы не знаем.

© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: