Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен (1778—1852),
при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен
(нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen)
— знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды.
Михаил Петрович Ла́зарев (1788 — 1851)
— русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды.
✦ И вот пауза длиной в 40 лет закончилась. В начале 1819
года несколько русских морских офицеров обратились к правительству с предложением снарядить экспедицию для поиска Южного материка. Император
Александр I одобрил их инициативу. Экспедицию запланировали на тот же год, поэтому её подготовка проводилась в спешном порядке. Для экспедиции были
выделены два судна: небольшой трёхмачтовый парусный шлюп «Восток» и транспорт «Мирный», переоборудованный в шлюп. Несмотря на проведённую работу по
переоборудованию, оба корабля не соответствовали требованиям для плавания в полярных широтах.
Начальником экспедиции и капитаном шлюпа «Восток» был назначен Фаддей Беллинсгаузен (1778-1852). Родом он был из Эстонии, с острова
Сааремаа и с 10-летнего возраста был определён в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Молодым офицером Ф.Беллинсгаузен входил в состав экипажа шлюпа
«Надежда», который в 1803-1806 годах под командованием тогда тоже ещё молодого капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770-1846) совершил первое в
истории русского флота кругосветное путешествие. В состав той исторической экспедиции входил также шлюп «Нева», где командиром был Юрий Фёдорович Лисянский (1773-1837).
Перед назначением начальником антарктической экспедиции Ф.Беллинсгаузен в звании капитана 2-го ранга был командиром фрегата на Черноморском флоте.
Шлюпом «Мирный» в антарктической экспедиции командовал Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Сын тайного советника Петра Гавриловича
Лазарева, он после смерти отца в январе 1800 года был определён в Морской кадетский корпус. По окончании учёбы гардемарин М.Лазарев командируется
волонтёром в Англию, где прослужил пять лет. Славу лейтенанту флота М.Лазареву принесли боевые действия в период Отечественной войны 1812 года в Рижском заливе
и при осаде крепости Данциг. В 1813-1816 годах М.Лазарев в качестве капитана корабля «Суворов» совершает плавание в Русскую Америку. Таким образом, в свои
неполные тридцать лет офицер М.Лазарев имел уже солидный опыт морских путешествий.
В начале 1819 года М.Лазарев назначается в состав антарктической экспедиции в качестве командира корабля «Мирный». На его плечи
ложится вся тяжесть работы по переоборудованию транспорта «Мирный» в шлюп.
Как было сказано в задании морского министерства, основной задачей экспедиции ставилось «открытие земли в возможной близости
Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».
Плавание Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева в Антарктику
4 июля 1819 года корабли «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта. Пройдя тысячи миль на юг по Атлантическому океану, они в ноябре
дошли почти до Южного тропика и сделали короткую остановку в Рио-де-Жанейро. В декабре они достигли острова Южная Георгия. Двигаясь на юго-восток,
Беллинсгаузен и Лазарев открыли Южные Сандвичевы острова и ряд других небольших островов. Мореплаватели сразу наносили на карту открытые острова и достаточно
подробно их исследовали и описывали, на что уходило много времени. Лазарев писал позже: «В сей бесплодной стране скитались мы или, лучше сказать, блуждали как
тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы были причиной столь долгой описи…»
3 января 1820 г. «Восток» и «Мирный» подошли к острову Южный Туала – самому южному из открытых Дж.Куком островов. Здесь они встретили
огромное количество айсбергов. Для опытных моряков это означало, что неподалёку должен находиться материк. Продвигаясь дальше на юг, корабли 16 января достигли
«матёрого льда чрезвычайной высоты». В это время, как выяснилось позже, корабли Беллинсгаузена находились всего в нескольких милях от побережья Антарктиды,
которое потом получило название Земля принцессы Марты.
Дальше на юг путь был закрыт льдами, и Беллинсгаузен повёл корабли на восток. При каждой возможности он старался продвинуться дальше к югу,
но мощные льды редко позволяли это сделать. В течение антарктического лета 1820 года русские моряки трижды пересекали Южный полярный круг и много раз попадали в
тяжёлое положение. Лазарев писал: «Пробегая между льдинными островами в ясную погоду и надеясь на продолжение оной, забирались иногда в такую чащу, что ввиду
их было в одно время до полутора тысяч, и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шёл снег, – горизонт наш иногда ограничивался не далее, как на 20 сажен…»
В ходе таких смелых манёвров был открыт шельфовый ледник, позже названный именем Лазарева.
В начале марта, когда лето в районе Южного полярного круга подходит к концу, корабли «Восток» и «Мирный» повернули на север, чтобы лучше
изучить юго-восточную часть Индийского океана. Проведя независимо друг от друга исследования этого района, корабли встретились в конце апреля 1820 года в
Сиднее, где простояли около месяца.
В июле Беллинсгаузен направил корабли к архипелагу Туамоту, где были открыты несколько атоллов. Затем экспедиция побывала на острове Таити и
недалеко от него открыла ряд неизвестных островов.
В ноябре 1820 года Беллинсгаузен вновь повёл свои корабли на юг. В декабре на широте несколько южнее полярного круга экспедицию встретила
сильнейшая буря, когда ветер поднял волны едва не потопившие корабли. 10 января 1821 года, когда корабли продвинулись на юг значительно южнее полярного круга,
моряки увидели чёрные скалы высокого, занесённого снегом острова. Его назвали островом Петра I. Небольшие шлюпы «Восток» и «Мирный», водоизмещением не более
500 тонн каждый, под умелым управлением двух мужественных капитанов, на минимальных расстояниях от берегов, постепенно обошли кругом весь материк Антарктиды.
Вплотную к Антарктиде корабли снова подошли 15 января 1821 года, когда при ясной погоде моряки с обоих кораблей увидели высокий мыс,
соединённый узким перешейком с цепью невысоких гор. Эту землю Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I. Юго-восточная часть акватории Тихого океана,
непосредственно примыкающая к Антарктиде, где расположен Берег Александра I, позже была названа морем Беллинсгаузена. Его имя носит также котловина,
расположенная севернее моря Беллинсгаузена. Глубина этой котловины достигает 5400 м.
Высадиться на Берег Александра I экспедиция Беллинсгаузена не смогла из-за сплошных льдов. Его корабли снова повернули к востоку и вышли в
пролив Дрейка. Здесь экспедиция Беллинсгаузена исследовала Южные Шетландские острова и наносила на карту те из них, которые обнаруживала вновь. Бури и льды
сильно потрепали корабли. Дальнейшее путешествие во льдах становилось опасным. В конце января 1821 г. Беллинсгаузен принимает решение о возвращении в Россию.
Через пролив Дрейка шлюпы выходят в Атлантический океан и берут курс на Родину.
24 июля 1821 г. «Восток» и «Мирный» бросили якорь в Кронштадте. Беспримерное кругосветное путешествие в антарктических водах завершилось.
Судьба руководителей первой русской антарктической экспедиции
Плавание Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева в Антарктику стало выдающимся событием в истории исследования Земли. Теперь с карты Земли было
стёрто самое крупное белое пятно.
После экспедиции Ф.Беллинсгаузена другие страны – Англия, Франция, США также посылали экспедиции в Южный океан. На протяжении почти всего
19-го и начала 20-го веков усилиями исследователей многих стран очертания Антарктиды, а значит, и границы водных просторов юга Земли, были постепенно установлены.
Судьба руководителей первой русской антарктической экспедиции сложилась следующим образом.
После возвращения из экспедиции Ф.Беллинсгаузен командовал 15-м флотским экипажем. В 1826 году он был произведён в контр-адмиралы и
командовал отрядом русских кораблей в Средиземном море. В 1827 году во время Русско-турецкой войны он руководил штурмом крепости Варна. В 1830 году
Беллинсгаузен получил звание вице-адмирала и был назначен командующим 2-й флотской дивизией Балтийского флота. В 1839 году он был назначен командиром
Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. На этом посту Ф.Беллинсгаузен находился до самой смерти в 1852 г. Он много сделал для
укрепления Кронштадта и для повышения боеспособности Балтийского флота.
М.П. Лазарев вскоре по возвращении из экспедиции в чине капитана 2-го ранга вновь совершил плавание в Русскую Америку.
1 сентября 1825 г. Лазареву присваивают звание капитана 1-го ранга и вскоре направляют в Архангельск для руководства постройкой военных кораблей.
Летом 1826 г. русская эскадра под командованием контр-адмирала Гейдена направилась в Средиземное море для соединения с союзными английской и
французской эскадрами. Начальником штаба русской эскадры был назначен капитан 1-го ранга М.П. Лазарев.
2 октября 1826 г. у берегов Греции эскадры воссоединились. Общее командование принял английский вице-адмирал Кодрингтон. Турецко-египетский
флот противостоял им в Наваринской бухте (Эгейское море). После того как попытка избежать кровопролития, предпринятая союзниками, не увенчалась успехом, началось
знаменитое Наваринское сражение. Флагманский корабль «Азов», на котором находились командующий эскадрой Гейден и начальник штаба Лазарев, показал пример
точности артиллерийского огня, быстроты и слаженности действий. Корабль «Азов» вёл бой одновременно с пятью вражескими кораблями и все они были уничтожены
метким огнём артиллерии. Лазарев не только командовал флагманским кораблём, но и координировал усилия всей русской эскадры. Победа объединённой эскадры была
полной. 10 декабря 1827 г. М.П. Лазарев стал контр-адмиралом.
Турция виновницей своего разгрома считала Россию и разорвала с ней ранее заключенные договоры. В ответ на это 14 апреля 1828 г. османам была
объявлена война. Эскадра Гейдена и Лазарева основной базой сделала остров Порос в Эгейском море и отрезала путь в Стамбул через Дарданеллы. Потерпев поражение
от русской армии на Балканах и на Кавказе, султан запросил мира, который был подписан 2 сентября 1829 г. в Адрианополе.
В марте 1830 г. Лазарев во главе эскадры вышел с Мальты в Кронштадт. Здесь он прослужил два года, совершая плавания в Финляндию и
крейсерское патрулирование в Ботническом заливе.
В феврале 1832 г. Лазарева назначили начальником штаба Черноморского флота, а 8 октября 1833 г. Лазарев в звании вице-адмирала стал
командующим Черноморским флотом. 10 октября 1843 г. ему было присвоено звание адмирала.
Работал Лазарев, не зная отдыха. Он много сделал для укрепления Черноморского флота, который при нём пополнился десятками кораблей и стал грозной силой.
Умер Лазарев в 1851 г. в Вене, куда он поехал на лечение. Похоронен адмирал М.П. Лазарев в Севастополе, во Владимирском соборе.