… Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чём убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя.
… Говорить путано умеет всякий, говорить ясно - немногие.
… Для того чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно ещё наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!
… Такова сила истины: вы пытаетесь её опровергнуть, но сами ваши нападки возвышают её и придают ей большую ценность.
… Только со смертью догмы начинается наука.
Галилео Галилей (1564-1642)
Один из телескопов Галилея, хранящихся в Музее истории науки во Флоренции
В центре фигурной подставки, поддерживающей трубы, расположен разбитый объектив третьей трубы, изготовленной Галилеем в 1609 году.
Аристарх Самосский
(III в. до н.э.) - древнегреческий философ, математик и астроном Александрийской школы. Ученик Стратона из Лампсака и Евклида, предвестник гелиоцентрической
теории строения мира; Аристарх, как принято считать, первым выдвинул гипотезу о том, что Солнце неподвижно и находится в центре мироздания, а Земля обращается
вокруг него и вращается вокруг своей оси и что Солнце, Земля и планеты находятся в центре неподвижной звёздной сферы. Из неизменности положения звёзд, которое
противоречило подвижности Земли, Аристарх сделал гениальный вывод, что они находятся столь далеко, что в сравнении с этим расстоянием путь Земли вокруг
своей оси не более чем точка. Это навлекло на него обвинение в неблагочестии со стороны поэта и философа Клеанфа, и он вынужден был бежать из Афин. Единственное
дошедшее до нас сочинение Аристарха – трактат "О размерах Солнца и Луны и расстояниях до них". В нем изложен геометрический метод оценки относительных
расстояний до Солнца и Луны, однако из-за несовершенства инструментов, которыми пользовался Аристарх, полученные им результаты далеки от фактических. В этом
трактате Аристарх исходит из традиционного представления о геоцентрическом устройстве мира, однако у Архимеда в трактате "Об исчислении песчинок" и у
Плутарха в трактате "О лице на диске Луны" имеются упоминания о его гелиоцентрических взглядах.
Далее получилось по поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Действительно, несчастье случилось в 1591 году: умер отец Галилея. Забота о братьях и
сёстрах теперь легла на плечи Галилео, и снова маркиз дель Монте помог молодому ученому: по рекомендации влиятельного чиновника и известного
математика Галилею предложили кафедру математики в престижном Падуанском университете. В 1592 году Галилей приезжает в город Падуя (Венецианская
республика, север Италии). Начинается самый плодотворный и счастливый в жизни Галилея Падуанский период. В Падуе он нашел и семейное счастье. Его
жена, Марина Гамба, родила ему двух дочерей: Вирджинию (1600) и Ливию (1601), а также сына, названного в честь деда Винченцо (1606).
Галилео Галилей (1564-1642)
В Падуанском университете Галилей преподавал геометрию, механику и астрономию. Курс астрономии он вынужден был читать в соответствии с
принятой тогда геоцентрической системой Аристотеля-Птолемея и даже написал краткое пособие для студентов по этому предмету, основываясь на геоцентрической
системе. Считал ли он тогда эту систему правильной? Нет, его взгляды были иными, и в душе он разделял учение Николая Коперника о том, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.
Судьба человека иногда выделывает самые причудливые зигзаги. В жизни Галилея интересен следующий факт. Он, как известно, в течение почти 18 лет
работал в Падуанском университете. Но он мог и не знать, что в этом же университете в течение нескольких лет в период 1500-1505 годов совершенствовал
свое образование Николай Коперник, учение которого стало составной частью научного мировоззрения Галилея.
В период работы в Падуанском университете Галилей продолжал свои научные работы по механике. В 1594 году он написал для студентов Трактат по
механике (Le Meccaniche), в котором изложена теория простых механизмов на принципах «новой механики», противоречащих принципам Аристотеля. В этот же
Падуанский период своей жизни (1592-1610 гг.) Галилей заканчивает работы по динамике, в частности, исследования движения тела по наклонной плоскости и
движения тела, брошенного под углом к горизонту, исследует вопросы трения и прочности материалов. На лекциях Галилей пользовался не только латинским, но и
итальянским языком, что повышало его авторитет среди студентов. Работы Галилея по механике стали известны не только в Италии, но и во всей Европе.
Открытия в астрономии
Однако перейдем теперь к рассказу о занятиях Галилея той наукой, которая принесла ему и славу, и счастье, и тяжелые жизненные испытания,
едва не поставив его у роковой черты. Да, конечно, речь идет об астрономии, которой он серьезно начал заниматься с 1606 года. Взгляды Николая Коперника на
гелиоцентрическое строение окружающего мира Галилею были известны раньше, и он их разделял. Вот несколько строк из его письма к Иоганну Кеплеру, датированного
августом 1597 года: «К мнению Коперника я пришел много лет назад, и исходя из него, нашел причины многих естественных явлений». Сообщая своё мнение о
действиях служителей католической церкви по запрещению распространения идей Коперника, Галилей восклицает в одном из своих писем Кеплеру: «Посмеемся, мой
Кеплер, великой глупости людской!».
К сожалению, обстоятельства жизни Галилея, начиная с середины десятых годов (17 века) сложились так, что ему было не до смеха.
Не забудем о том, какая ситуация была в ту пору в Италии и в других странах Европы. Из тьмы средневековья с трудом пробивалась эпоха
Реформации и Возрождения. Реакция и засилье католической церкви, религиозный туман, застилавший сознание большинства людей, кровопролитные войны, в том числе
религиозные – всё это было в семнадцатом столетии, как, впрочем, и в последующих веках.
В 1608 году Галилей узнал об изобретении телескопа. Используя знания по оптике и располагая собственной механической мастерской, Галилей
изготавливает несколько экземпляров телескопов, а затем вносит в них усовершенствования. В конце концов Галилей изготовил зрительную трубу с
увеличением в 32 раза. В ночь на 7 января 1610 года он направляет телескоп в небо и начинает свои астрономические наблюдения. То, что он увидел, захватило
дух. На Луне отчетливо был виден пейзаж, напоминающий земной: горы и долины, «моря» и другие детали рельефа, а в месте белесой огромной полосы Млечного Пути
– сверкающие скопления из бесчисленных звёзд, видимых по отдельности. Возле Юпитера Галилей заметил спутники, которые выглядели как маленькие звёздочки,
положение которых через день изменилось относительно планеты. Спутников у Юпитера оказалось четыре. Галилей увидел и кольца Сатурна, хотя не мог понять,
что это такое. Позже, осенью 1610 года, он сделал ещё одно открытие – наличие фаз у Венеры, что могло быть объяснено только движением этой планеты вокруг
Солнца и изменением положения Венеры и Земли относительно Солнца. Рассматривая небо в телескоп, Галилей убедился, что число звезд несравненно больше, чем это
воспринимается невооруженным глазом. Красота и беспредельность окружающего мира потрясла Галилея. Нам думается, что эта красота не в меньшей степени потрясла и
великого Ломоносова, который, восхищаясь увиденным в телескоп (кстати сделанный своими руками), написал через 150 лет после Галилея: «Открылась бездна, звезд
полна. Звездам числа нет, бездне - дна!». Поэтично, не правда ли? Галилей понял, что мысль Джордано Бруно о бесконечности Вселенной подтверждается, что звездные скопления бесчисленны.
Рассматривая в телескоп Солнце, Галилей в 1610 году увидел на его поверхности темные пятна, которые медленно перемещались по диску светила.
Эта навело ученого на мысль, что Солнце вращается вокруг своей оси, как и другие небесные тела.
Галилей разослал несколько экземпляров изготовленных им зрительных труб (телескопов) ученым Италии и других европейских государств. В
дальнейшем усовершенствовании телескопов большая заслуга принадлежит ученым, жившим и работавшим после Галилея, в том числе Гюйгенсу, Ньютону, Ломоносову.
Галилей торопится поделиться своими астрономическими открытиями с соотечественниками. Уже в марте 1610 года он публикует свой
небольшой по объему труд под названием «Звёздный вестник» («Siderius Nuncius»). «Вестник» был написан на латинском языке и имел большой для того времени тираж в
550 экземпляров. Никогда раньше не издавалось ни одно произведение, которое содержало бы на немногих страницах столько новых, сенсационных для большинства
читателей астрономических открытий. И все эти открытия при помощи телескопа Галилей сделал всего за несколько наблюдений ночного неба. По соображениям
вполне понятным ученый назвал спутники Юпитера «светилами Медичи» в честь Козимо II Медичи, бывшего своего ученика, который к тому времени стал великим герцогом Тосканским.
С этой поры́ Галилею приходится сталкиваться с полярно противоположными мнениями современников о своих научных трудах. «Звездный
вестник», который принес автору европейскую славу, был восторженно встречен сторонниками учения Коперника. Например, Иоганн Кеплер вскоре после ознакомления
с этим сочинением Галилея опубликовал работу под названием «Разговор со звёздным вестником», где выразил полное согласие с утверждением Галилея о том, что Земля
вращается вокруг Солнца, но не наоборот.
Не оставил без внимания труды́ Галилея и великий герцог Тосканский Козимо II Медичи. Он предложил Галилею занять должность придворного
математика. Это было очень кстати. Семейные проблемы требовали возвращения Галилея домой, во Флоренцию. В Падуанском университете среди его коллег
появились завистники в связи с его больши́ми успехами в науке, поэтому работать Галилею стало труднее.
Наконец, иметь такого могущественного покровителя как великий герцог Тосканский – что могло быть полезнее для Галилея в ситуации, которая
складывалась к тому моменту? «Светила Медичи» не остались незамеченными: уже до конца 1610 года Галилей переезжает во Флоренцию и становится математиком при
дворе великого герцога Тосканского. Его назначают пожизненным профессором
Пизанского университета с возможностью самостоятельных занятий наукой, т.к. от обязательного чтения лекций он освобождался.
Ненависть духовенства
Заслужи́в высокий авторитет ученого и имея могущественного покровителя в лице великого герцога Тосканского, Галилей мог бы и дальше активно
развивать идеи Коперника и Бруно. Но служители церкви немедленно забили тревогу. Образованные среди них тоже поняли, что учение о движении Земли – это не просто
гипотеза, упрощающая астрономические расчеты, а система взглядов, опровергающая учение Аристотеля-Птолемея. А это означало, что католическая церковь
руководствуется ложным учением. Вот что писал тогда один из руководителей церкви в Италии кардинал Роберто Белларми́но: «Когда утверждают, что в предположении,
будто Земля движется и Солнце стоит неподвижно, все наблюдаемые явления объясняются лучше, чем при … геоцентрической системе Птолемея, то это прекрасно
сказано и не заключает в себе никакой опасности; а этого и достаточно для математики; но когда начинают говорить, что Солнце в действительности стоит в
центре мира и что оно только вращается вокруг себя, но не движется с востока на запад, и что Земля находится на третьем небе и с большой скоростью вращается
вокруг Солнца, то это вещь очень опасная и не только потому, что она раздражает всех философов и ученых богословов, но и потому, что она вредит святой вере,
поскольку из неё вытекает ложность Святого Писания».
Открытия Галилея вскоре были подтверждены другими учеными. Иоганн Кеплер сообщал в своих трудах о наличии у Юпитера четырех спутников.
Французский астроном Пейреск регулярно наблюдал за движением этих спутников. Другие наблюдатели также подтверждали обращение спутников вокруг Юпитера и
наличие на Солнце подвижных темных пятен. Галилей считал, что пятна находятся на само́й поверхности Солнца, что противоречило учению Аристотеля, поддерживаемому
церковью о том, что небесные тела нетле́нны и неизменны. Ученые иезуиты считали, что пятна являются небольшими телами, которые подобно спутникам обращаются
вокруг Солнца. Научный спор Галилея с иезуитским орденом по данному вопросу и в целом по проблеме отношений религии и астрономии, несмотря на осторожность
Галилея, вызвал ненависть к нему со стороны духовенства.
Поездка в Рим
Обострять отношения с католической церковью Галилей, конечно, не хотел. Он помнил постоянно о том, чем кончилось противостояние Джордано Бруно
с официальной религией. Он знал, что костер инквизиции испепелил не только одного Бруно. Галилей хорошо знал историю Европы, в том числе и события в Чехии,
где на костре был сожжен вождь Реформации Ян Гус, бывший ректор Пражского университета (июль 1415 г.).
А более близкое к его времени страшное событие – Варфоломеевская ночь была еще свежа в памяти пожилых людей – современников
Галилея. Не лишним будет напомнить читателям, что в ночь на 24 августа 1572 года, католики учинили массовую резню гугено́тов (протестантов) в Париже.
Кровавая ночь поразила воображение современников и потомков: было убито более двух тысяч человек всего за несколько часов; среди убитых люди обоего пола в
возрасте от младенцев до древних стариков.
Чтобы приглушить спор, возникший между ним и орденом иезуитов, Галилей в марте 1611 года едет в Рим, чтобы доказать действительность своих
астрономических наблюдений так называемой Римской коллегии. Эта коллегия была в то время своеобразным научным центром католической церкви, где работали
ученые-иезуи́ты: математики, астрономы, философы. Галилей получает от Римской коллегии подтверждение истинности своих наблюдений, с огово́рками о спорности
некоторых предположений Галилея.