Галилео Галилей - великий ученый (часть 3).
Кратко:

Галилеевы спутники

Четыре крупнейших спутника Юпитера: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто (в порядке удаления от Юпитера). Они входят в число крупней­ших спутников Солнеч­ной системы.

Галилеевы спутники в сравнении с размерами Земли и Луны

Галилеевы спутники в сравнении с размерами Земли и Луны

Названия галилее­вых спутников были предложены Симоном Мариусом ещё в 1614 году, однако в течение долгого времени они практи­чески не исполь­зовалось. Галилеевы спутники названы по именам персонажей древне­греческой мифологии — любовниц Зевса (Ганимед — любовник). Мариус дал такие названия, так как Юпитер — аналог Зевса в римском пантеоне.

Сам же Галилей назвал четыре открытые им спутника «планетами Медичи» (в честь четырёх братьев Медичи) и присвоил им поряд­ковые номера. Лишь с середины двадца­того века привычные нам названия стали обще­употреби­тельными.

Интересно знать

Первое открытие устройства зрительной трубы из двух двояко­выпуклых стекол (термин "линза" тогда ещё не применялся) принад­лежит голландцу Якову Метиусу, человеку неученому, сделавшему свое открытие случайно. Галилей услышал об этом открытии и, руко­водствуясь теорети­ческими соображе­ниями, придумал устройство трубы, составлен­ной из плоско-выпуклого и плоско-вогнутого стёкол.

А в 1612 году Галилей построил первый микроскоп.

«Диалоги о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой (1632)»

Обложка книги Галилея «Диалоги о двух глав­нейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой» (1632)

Сочинение это написано в форме раз­говора трёх лиц, двое из которых: Сагредо и Сальвиати носят имена двух друзей Галилея, третье же назы­вается Симплицио. Первые два излагают и развивают мысли Галилея и объяс­няют их Симплицио, который приводит возражения. Сторон­ники последних успели убедить папу Урбана VIII, что под Симплицио подразу­мевается он сам, папа.

Открытия Галилея в астрономии:

С помощью телескопа Галилео-Галилей сделал откры­тия, описанные в «Siderus nuncius», было обнаружено:

что Луна обращена всегда одною своею стороною к Земле; что она покрыта горами, высоты которых он измерил по величинам их теней;

что Юпитер имеет четыре спутника, времена обращения которых он опре­делил и выдвинул идею поль­зоваться их затме­ниями для определения долгот на море;

что Сатурн снабжен выступами, под видом которых ему казалась система колец этой планеты (факти­чески были открыты кольца Сатурна, хотя объяснить их существо­вание Галилей не мог);

что на Солнце появляются пятна, наблюдая движения которых он определил время обращения Солнца вокруг своей оси.

Наконец, уже впоследст­вии, во Флоренции, Галилео-Галилей наблюдал фазы Венеры и изме­нения видимого диаметра Марса.

Открытия Галилея в механике:

Из работ Галилео Галилея несомненно следует, что ему принад­лежит в механике следующее:

первая идея о начале инерции материи;

первые идеи о соеди­нении движения и о соеди­нении скоростей;

открытие законов падения тела - свободного, по наклон­ной плоскости и брошен­ного гори­зонтально;

открытие пропор­циональ­ности между квадратами времен качаний маятников и их длинами.

Галилей ввёл понятие о возмож­ном моменте силы, то есть об элемен­тарной работе силы на протя­жении возможного переме­щения точки приложения.

Подробно:

Великие учёные и философы

Галилео Галилей

(окончание)


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".
Читайте начало, часть 1

(1612-1642 гг.)

Галилей возвращается во Флоренцию и продолжает работать по проблемам физики. В 1612 году он написал работу о плавании тел. Называлась она «Рассуждение о телах, пребывающих в воде». В этом труде Галилей математически доказывает справедливость закона Архимеда о плавании тел и ошибочность утверждения Аристотеля, который считал, что погружение тел в воду зависит от их формы. Этот труд Галилея ученые-иезуиты восприняли как выпад против церкви. Галилею пришлось оправдываться и на этот раз. Он пишет письма представителям высшего духовенства, пытаясь убедить их в том, что буквальное толкование положений Библии не всегда приводит к правильным выводам, потому что из какого-либо другого источника можно получить «явное доказательство» того, что буквальное понимание того или иного фрагмента Святого Писания приводит к ложным выводам. Примерно так же рассуждал и один из главных римских богословов кардинал Беллармин, поэтому Галилея после его переписки с духовенством временно оставили в покое.

Галилео Галилей

Галилео Галилей
(1564-1642)

Но доно́сы в инквизицию на Галилея всё же поступили. Узнав об этом, Галилей в декабре 1615 года едет в Рим, чтобы не допустить обвинения его в е́реси. Он прекрасно знает, что может означать для него такое обвинение. Но на этот раз высокий авторитет ученого помог Галилею: после бесед с кардиналами и самим папой Павлом V он был отпущен с миром.

Запрет учения Коперника

Однако вскоре происходит событие, последствия которого непосредственно коснутся дальнейшей судьбы Галилея как ученого и как человека. Речь идет о том, что в марте 1616 года так называемая Конгрегация святого индекса при папе Римском на основании заключения группы крупнейших богословов объявляет учение Коперника ложным, т.е. ересью. Книга Коперника «Об обращении небесных сфер» вносится в индекс Запрещенных книг. Запрещаются также все книги, которые поддерживали гелиоцентрическое учение и те, которые будут написаны в поддержку этого учения.

Галилея вызывают вскоре в Рим и в категорической форме предлагают прекратить пропаганду «еретического» учения о строении мира. Проводивший с Галилеем беседу кардинал Беллармин убеждал его использовать гелиоцентрическую схему Коперника лишь только как абстрактную математическую модель. Галилей вынужден был согласиться с этим требованием, во всяком случае, на словах. Это было уже очень серьезно, т.к. означало, что Галилей практически уже не сможет заниматься наукой. Наука, основанная на учении Аристотеля-Птолемея, теперь воспринималась Галилеем как лженаука и бессмыслица. При дворе великого герцога Тосканского отношения к Галилею стали заметно холоднее. Тем не менее учёный искал способы и пути пропаганды учения Коперника.

Подавленный, но не сломленный

В 1623 году папой Римским под именем Урбана VIII становится друг Галилея кардинал Маффео Барберини. Галилей снова едет в Рим, на этот раз с надеждой убедить папу отменить решение о запрете учения Коперника. Но надежда ученого оказалась наивной. Глава католической церкви был озабочен тем, что «святая вера» подвергается опасности со стороны разного рода «ереси» и, конечно, слушать не хотел о снятии запрета с «еретического учения».

Подавленный неудачей, но не сло́мленный, Галилей возвращается во Флоренцию и начинает работать над новой книгой, чтобы отстаивать свои взгляды на строение мира. Понятно, что открыто выступить в защиту учения Коперника и Кеплера он уже не мог. Нетерпимость церкви к идеям этих ученых достигла высочайшего уровня. В этом Галилей убедился, когда еще раз, уже в 1628 году, он посетил Рим с целью выяснить отношение высших иерархов католической церкви к учению Коперника. Но Галилей продолжает работать над книгой и в 1630 году заканчивает и представляет ее в Конгрегацию для получения разрешения на издание. Свою книгу Галилей назвал «Диалоги о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой» («Dialogo sopra I due massimi sistemi del mondo – ptolemaico e copernicano»). Чтобы обмануть цензуру, Галилей написал книгу в виде диалога между двумя сторонниками Коперника с одной стороны и сторонником Аристотеля и Птолемея – с другой. При этом автор в предисловии вынужден был написать, что он не является сторонником учения Коперника и что это учение в книге не утверждается, а только обсуждается.

Но ввести в заблуждение церковную цензуру Галилею все-таки не удалось. После долгого, почти двухлетнего рассмотрения книги Конгрегация святого индекса выно́сит решение о запрещении издания «Диалогов» Галилея. Особой проницательности от цензоров не требовалось, чтобы понять, что хотел сказать автор и на чьей стороне он находится. Из книги видно, что аристотелевская физика и птолемеевская астрономия терпят крах, а учение Коперника явно торжествует.

Другое дело, что Галилей, по всей вероятности, не воспринял законов Кеплера, касающихся движения планет. Галилей верил, что движение планет вокруг Солнца происходит по круговым орбитам с равномерной скоростью. Кеплер доказал, что планеты движутся не по круговым, а по эллиптическим орбитам. Поэтому расстояние планет от Солнца не всегда одинаковое и скорость движения планет вокруг Солнца также не всегда одинакова: когда планета подходит ближе к Солнцу, она движется быстрее, а когда планета в своем движении по орбите удаляется от Солнца, то скорость ее замедляется.

Суд инквизиции

Получив отказ от Конгрегации Ватикана, Галилей решает издать свой труд во Флоренции. Флорентийские цензоры оказались не такими бдительными как римские, и «Диалоги» Галилея были напечатаны в 1632 году.

Однако церковные власти быстро узнали об этом и немедленно запретили продажу «Диалогов». Галилея вызвали в Рим на суд инквизиции. Попытки влиятельных друзей Галилея помочь ему избежать суда, а также заключения врачей о том, что Галилей болен (ему шел уже семидесятый год), не смогли повлиять на решение римских церковников. Галилея предупредили из Рима, что если он не приедет добровольно, его привезут силой, зако́ванным в кандалы́. В одном из своих писем Галилей позже писал: «Я прибыл в Рим 10 февраля 1633 года и положился на милость инквизиции и святого отца… Сначала меня заперли в замке Троицы на горе, а на следующий день меня посетил комиссар инквизиции и увёз меня в своей карете. По дороге он задавал мне разные вопросы и выразил пожелание, чтобы я прекратил скандал, вызванный в Италии моим открытием, касающимся движения Земли… На все математические доказательства, которые я мог ему противопоставить, он отвечал мне словами из Священного писания: «Земля была и будет неподвижна вовеки веков».

Галилей перед судом инквизиции
Галилей перед судом инквизиции

Следствие по делу Галилея продолжалось с апреля по июнь 1633 года. 22 июня 1633 года в той же церкви, где Джордано Бруно (в 1600 г.) выслушал смертный приговор, Галилей, стоя на коленях, прочитал текст отрече́ния от учения Коперника, предложенный ему инквизицией под угрозой пыток. Учитывая раска́яние Галилея, суд заменил ему тюремное заключение домашним арестом. Под постоянным надзором инквизиции ученый провел долгих 9 лет, вплоть до своей кончины.

Научные занятия

Находясь под домашним арестом на своей вилле в пригороде Флоренции, Галилей, несмотря на церковный запрет, написал трактат «Беседы и математические обоснования двух новых наук, касающихся механики и законов падения» («Discorsi e dimostrazioni mathematiche intorno due nuove scienze attenenti alla meccanica ed movimenti locali»). Трактат этот, по форме похожий на «Диалоги», содержал основные положения динамики и выводы Галилея по многим проблемам физики, подтверждавшие несостоятельность старой аристотелевской концепции. В условиях разгула инквизиции книгу, над созданием которой Галилей трудился в заточении два года, не удалось издать не только в Италии, но и в других католических странах Европы. Только в результате тайных переговоров с издателями в протестантской Голландии Галилей добился выхода в свет своего труда. «Беседы» были напечатаны в Лейдене в июле 1638 года, а к Галилею, находившемуся на своей вилле под домашним арестом, книга попала почти через год, в июне 1639 года. Но увидеть и почитать свое произведение Галилей уже не смог: к тому времени он полностью ослеп. Сказались возраст, нервное напряжение, а также частые наблюдения Солнца без хороших защитных очков.

В период работы над «Беседами» Галилей продолжал астрономические наблюдения и сделал последнее своё открытие в астрономии: наличие либрации Луны, т.е. небольших периодических покачиваний Луны относительно центральной оси.

И после выхода из печати «Бесед», несмотря на ухудшение состояния здоровья и надвигающуюся слепоту, Галилей продолжал научные занятия. В проведении экспериментов ему помогали его ученики. Галилей умер 8 января 1642 года в пригороде Флоренции Арчетри на своей вилле, где он находился под домашним арестом по приговору суда инквизиции. Вскоре после суда он писал одному из своих друзей в Париж: «В Арчетри я живу под строжайшим запретом не выезжать в город и не принимать ни много друзей одновременно, ни с теми, кого я принимаю, не обращаться иначе как крайне сдержанно… И мнится мне, что… теперешняя моя тюрьма заменена будет лишь на ту долгую и тесную, которая всех нас ожидает».

Заключение

Так оно и произошло в действительности… Через 95 лет после смерти прах Галилея был перенесен в церковь Санта-Кроче во Флоренции. Такова была последняя воля ученого. В заключение отметим, что великий итальянский ученый Галилей совершил подвиг во имя науки. Его отрече́ние от учения Коперника было вынужденным формальным актом перед смертельной угрозой со стороны религиозных фанатиков. Обстоятельства часто бывают сильнее нас. Кому из вас, уважаемые читатели, не приходилось много раз убеждаться в собственном бессилии? Вся жизнь Галилея показала, что в душе он остался сторонником учения Коперника и не сдавался, продолжая развивать передовые научные идеи до последних дней своей жизни. Не случайно Галилею приписываются слова «А все-таки она вертится!» («Eppur si muove!»), якобы произнесенные им после суда инквизиции. Он был убежден, что она, т.е. Земля, вертится, хотя ошибочно считал приливы и отливы чуть ли не главным доказательством вращения Земли.

Труды Галилея по механике, гидравлике, динамике и астрономии по существу закладывали основы естествознания Нового времени и определяли будущую методологию научных исследований взамен господствовавших тогда мистически-религиозных установок и схоластики.

И последнее, в качестве эпилога.

Только спустя 337 лет после смерти ученого, в ноябре 1979 года папа Римский Иоанн-Павел II (бывший польский кардинал Ян Войтыло) от имени католической церкви официально признал ошибочность действий инквизиции, которая в 1633 году силой заставила Галилея отречься от учения Коперника. Как говорится, опомнились!

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: