Первые снимки поверхности Венеры были получены спускаемыми аппаратами «Венера-9» и «Венера-10» в 1975 году.
Эти спускаемые аппараты были значительно прочнее и сложнее предыдущих. Центральный прочный корпус представлял собой сферу диаметром 1 м, к
которой крепились посадочный амортизатор и деформируемое посадочное кольцо, а в верхней части находился дисковый аэродинамический тормоз диаметром 2,1 м.
Вследствие высокой плотности атмосферы Венеры применение парашюта на финальном этапе посадки было признано нецелесообразным, поскольку в процессе медленного
спуска аппарат нагревался и выходил из строя раньше. Аппарат «Венера-9» совершил посадку на склоне холма крутизной 15-20 градусов. Приборы зарегистрировали
давление в 90 атмосфер и температуру 460 градусов Цельсия. На первых снимках были изображения, похожие на горную местность в облачный зимний день. Позднее
спускаемые аппараты «Венера-13» и «Венера-14» передали на Землю первые в истории цветные снимки поверхности Венеры.
Первым удачно долетевшим до Утренней звезды советским аппаратом стала «Венера-2», которая достигла венерианской
орбиты 27 февраля 1966 года. Правда, радость советского руководства оказалась недолгой —
связь с аппаратом была потеряна буквально за несколько минут до начала первого облёта планеты.
• «Венера-2» - 12.11.1965 - Станция была оснащена научными приборами и телевизионной системой.
27 февраля 1966 вышла на пролётную траекторию около Венеры на расстоянии 24000 км. Но система прекратила работу из-за перегрева (прекратилась связь).
Несколько больше удалось следующей межпланетной станции — «Венере-3»,
которая незадолго до потери контакта с Землей, сумела выпустить посадочный модуль. К сожалению, после вхождения этого модуля в плотные слои атмосферы
Венеры, никакой информации о его дальнейшей судьбе так и не было получено.
• «Венера-3» - 16.11.1965 - Первый спускаемый аппарат в виде сферы диаметром 0,9 м с
термозащитным покрытием был доставлен космическим аппаратом Венера-3. Спускаемый аппарат был оснащён радио системой коммуникаций, научными инструментами,
содержал в себе специальный вымпел, который должен был доставить на планету. Станция достигла Венеры 1 марта 1966 года. Впервые в истории человечества
космический аппарат, созданный на Земле, достиг другой планеты и вошёл в ее атмосферу. Но спускаемый аппарат не смог передать никаких данных. Анализ
информации, полученной с «Венеры-2» и «Венеры-3» обогатил их создателей новыми сведениями и позволил наметить оригинальные технические решения. Накопленный
опыт был учтён при конструировании станции «Венера-4».
Далее опять последовали неудачные запуски:
• «Космос-96» - 23.11.1965 - Потерпел аварию на земной орбите.
• «Венера-1965А» - 23.11.1965 - Отказ при запуске.
«Венера-4»
Наконец, первым по-настоящему большим успехом СССР оказалась межпланетная станция «Венера-4», запущенная в июне 1967 года. Она достигла орбиты Венеры 18 октября, сбросила в её атмосферу ряд научных
инструментов и сумела получить от них требуемую информацию. Затем «Венера-4» раскрыла парашют и начала спускаться к
поверхности. Аппарату удалось передать на Землю данные о составе атмосферы планеты, но на расстоянии около 28 км от предполагавшейся точки приземления он,
по всей видимости, был до неузнаваемости сжат большим давлением планеты, на которое никто не рассчитывал при его конструировании, и получил непоправимые
повреждения.
• «Венера-4» - 12.06.1967 - 18 октября 1967 года спускаемый аппарат советской межпланетной станции впервые вошёл в атмосферу планеты и
произвёл измерения её химического состава и распределения температуры и давления в зависимости от высоты. На высоте около 28 км связь с аппаратом
прекратилась, вероятно, он был раздавлен атмосферой.
«Венера-4»
значительно отличалась от своих предшественниц, особенно системой терморегулирования, которая стала проще и надежнее. Большие изменения претерпела
конструкция спускаемого аппарата, благодаря чему он сумел преодолеть более чем трёхсоткратные перегрузки в венерианскои атмосфере.
После аэродинамического торможения до скорости 210 м/с была отстрелена верхняя крышка спускаемого аппарата и последовательно введена
парашютная система. Вместе с раскрытием основного парашюта раскрылись антенны радиовысотомера и передатчика, включились научные приборы, и началась передача
научной информации со скоростью 1 бит в секунду (такая малая скорость была выбрана для повышения надёжности приема сигнала на Земле, с учётом предыдущих
неудач). Сразу при включении радиовысотомер выдал метку соответствующую 26 километрам, что ввело всех в заблуждение. Этот факт дал повод некоторое время
утверждать, что спускаемый аппарат станции «Венера-4» совершил посадку на поверхность планеты. На самом деле, по последующим оценкам,
парашют раскрылся на высоте 61-65 км. Давление и плотность измерялись вплоть до зашкаливания приборов, поскольку верхний предел манометра по проекту составлял
7,3 атмосферы. Только измерение температуры проводилось в течение всего спуска аппарата на парашюте в течение 93 минут до момента пропадания связи. За это
время температура изменялась от 33 до 262°С. После пересчета показаний давления, плотности и температуры, было получено значение величины давления 17-20
атмосфер, соответствующее температуре 262°С. В свою очередь, такие параметры атмосферы соответствовали высоте 28 км. Программа
полёта станции «Венера-4» была выполнена полностью. В результате этого эксперимента было установлено, что
атмосфера Венеры почти целиком (на 95 процентов) состоит из углекислого газа, в то время, как до полета это считалось маловероятным. Было обнаружено, что у
Венеры отсутствуют радиационные пояса, подобные тем, которые существуют у Земли. Также, с помощью индикатора ультрафиолетового излучения Солнца была обнаружена
водородная корона Венеры, содержащая примерно в 1000 раз меньше водорода, чем верхняя атмосфера Земли. В то время никто не мог предположить об огромном атмосферном давлении на Венере.
«Mariner-5»
Почти одновременно с «Венерой-4» добрался до нашей соседки и
новый американский зонд «Mariner-5», вышедший на её орбиту на день позже — 19 октября 1967 года:
• «Mariner-5» - 14.06.1967 - 19 октября 1967 года совершил пролет около Венеры на расстоянии
4000 км. «Mariner-5» был резервным кораблем для «Mariner-4».
Изначально он предназначался для марсианской миссии, но был переоборудован для полёта к Венере. Космический корабль прошёл на расстоянии 4 000 от Венеры в
октябре 1967. Инструменты космического корабля измерили магнитное поле планеты, заряженные частицы, плазму, а также УФ эмиссии атмосферы Венеры. Миссия была
охарактеризована как успешная.
«Венера-5» и «Венера-6»
• «Космос-167» - 17.06.1967 - 17 июня 1967 года в 5 часов 36 минут 38 секунд был произведен
запуск ракеты-носителя "Молния-М" со второй станцией В-67, которая по конструкции, составу бортовых систем и научной аппаратуре была аналогична
станции «Венера-4», стартовавшей
12 июня. Первые три ступени ракеты-носителя отработали штатно, обеспечив выведение головного блока на опорную околоземную орбиту. Однако на межпланетную
траекторию станция не вышла вследствие отказа разгонного блока ВЛ. Аппарат, получивший название "Космос-167", остался на околоземной орбите.
• «Венера-5» - 05.01.1969 - Запущена для дальнейших атмосферных исследований планеты. Вошла в
атмосферу на парашютах исследовательской капсулы. Капсула проработала 53 мин и была раздавлена атмосферой.
• «Венера-6» - 10.01.1969 - «Венера-6» - являлась
копией «Венеры-4 и 5». После примерно 50 минут передачи данных планеты спускаемый аппарат также разрушился под действием атмосферного давления.
Стартовавшие в январе 1969 г. АМС «Венера-5» и «Венера-6»
конструктивно не отличались от «Венеры-4», были лишь несколько упрочнены корпуса их спускаемых аппаратов. Это позволило
произвести измерения параметров надоблачной и подоблачной атмосферы планеты на более низких высотах - до 19 км. Результаты полетов новых станций подтвердили
выводы о составе атмосферы планеты, сделанные после полёта «Венеры-4», и позволили уточнить данные о содержании в ней
углекислого газа, азота, кислорода и водяного пара. Стало также очевидно, что для проведения измерений в нижних слоях атмосферы и на поверхности Венеры
необходимы спускаемые аппараты, способные выдерживать внешнее давление более 100 атм и иметь теплоизоляцию, обеспечивающую работу бортовой аппаратуры при
температуре окружающей среды до 475°С.