Ломоносов. Путь в науку. Часть 3.
Кратко:

Высказы­вания о М.В. Ломоносове

Великий математик 18 века Леонард Эйлер понимал масштабы ума и глубину научных обобщений Ломоносова, отмечая его "счастливое уме­ние расши­рять пределы истин­ного позна­ния природы…".

Крупнейший немецкий физик 18 века Христиан Вольф видел в Ломоносове одну из самых свет­лых надежд русс­кой науки.

Но, наверное, точнее всех сказал о нём Александр Сергеевич Пушкин:

… Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным спод­вижником просве­щения. Он создал первый универ­ситет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А.С. Пушкин

Причина теплоты и холода

Идея о том, что теплота обусловлена движением мельчай­ших частиц, высказы­валась ещё античными фило­софами. В 17 веке подобной точки зрения на природу теплоты придер­живались почти все крупные физики, в том числе Декарт, Гук, Бойль, Ньютон. Однако дальнейшее развитие теплоты как самостоя­тельного раздела физической науки на рубеже 17-18 веков привело к почти повсе­местному признанию существо­вания "теплорода" - особой невесомой жидкости, ответствен­ной за тепловые явления.

Предпринятая Д. Бернулли попытка матема­тически обо­сновать моле­кулярно-кинети­ческие воз­зрения не получила поддержки со стороны западно­европейских учёных. Таково было поло­жение дел, когда в 40-х годах 18 века М.В. Ломоносов приступил к иссле­дованию "причин теплоты и холода".

Читайте: отрывки из диссертации М.В. Ломоносова "Размышления о при­чине теплоты и холода"

Подробно:

Великие учёные и философы

Михаил Васильевич Ломоносов

(продолжение, часть 3)


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".
Читайте начало, часть 1

Путь в науку

… Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно…

М.В. Ломоносов.

Здесь необходимо кратко напомнить о том, что представляла собой в те времена Петербургская Академия наук. Ломоносов прибыл в это высшее научное учреждение страны в январе 1736 года, когда оно вступило во второе десятилетие своей деятельности. Академия наук была задумана Петром I, но ему не довелось увидеть свой замысел реализованным. Академия наук начала функционировать 27 декабря 1725 года, когда состоялось её первое публичное заседание. Важнейшими задачами академии были: проведение научных исследований, подготовка научных кадров, развитие просвещения в стране, а также выполнение неотложных государственных задач. В ведении академии находились гимназия и университет. Петербургская академия занимала ведущее место в культурной жизни страны. Академия наук имела несколько зданий. До наших дней сохранилось здание Кунсткамеры, построенное в 1728 году. В этом здании помещались, кроме естественнонаучного музея, Минералогический кабинет, Библиотека, Анатомический театр, часть Физического кабинета и Астрономическая обсерватория.

К середине 30-х годов, когда в Академию наук прибыл Ломоносов, работа академии осложнилась из-за наступившей в стране политической реакции. Научные исследования в академии замедлились. Однако страна продолжала развиваться, возрастала потребность в специалистах для разных отраслей экономики огромной страны. Когда в 1735 году возникла необходимость послать из Академии наук для Второй камчатской экспедиции дополнительно двух профессоров – одного специалиста по астрономии и географии, а второго, хорошо знающего натуральную историю, химию и "рудокопное дело", то оказалось, что таких специалистов в академии нет. Решили пригласить их из-за границы. Бывший тогда президентом Академии наук барон И.А. Корф обратился к немецкому "учёному горному физику" И.Ф. Генкелю во Фрайберг с просьбой порекомендовать соответствующих немецких специалистов. Вскоре Генкель сообщил, что он не знает в Германии ни одного химика, сведущего в горном деле, и предложил направить к нему на полтора года нескольких молодых людей, уже получивших образование и знающих латинский и немецкий языки, для изучения металлургии и горного дела. С согласия кабинета министров Корф решил направить в Германию трёх студентов, среди которых был и Ломоносов. Приближался последний этап нелёгкого пути в науку будущего гениального учёного — обучение в Германии. Время, остававшееся до отъезда в Германию, Ломоносов использовал для занятий естественными науками и для изучения немецкого языка. Поскольку подготовка студентов по общим предметам была недостаточной, было решено направить их сначала в Марбургский университет, а после обучения в Марбурге студенты должны были прибыть во Фрайберг к Генкелю. В сентябре 1736 года Ломоносов с товарищами отплыли из Кронштадта в Германию. Бывший ученик Московской славяно-греко-латинской академии стал студентом известного всей Европе Марбургского университета. Основанный в 1526 году, этот университет в 18 веке имел четыре факультета: богословский, медицинский, философский и юридический.

Марбургский университет

Русские студенты по прибытии в Марбург явились с рекомендательным письмом к профессору Христиану Вольфу, который тогда возглавлял университет. Об этом замечательном человеке мы просто обязаны кратко рассказать самое главное. Х. Вольф был известным учёным того времени, он принимал участие в организации Петербургской академии наук и был избран её почётным членом. Он отличался своей энциклопедической образованностью, его имя в то время знала почти вся образованная Европа. Вольф взял на себя хлопоты по устройству прибывших русских студентов в городе и принял участие в обсуждении и уточнении программы занятий. С помощью Х. Вольфа русские студенты быстро приобщились к занятиям в Марбургском университете.

Марбургский университет не имел помещений для расселения студентов, поэтому они жили в основном на частных квартирах. Ломоносов поселился в доме вдовы марбургского пивовара Екатерины-Елизаветы Цильх. Прошло два года, и её младшая дочь — Елизавета–Христина стала женой Ломоносова. С нею он счастливо прожил до конца своих дней.

В Марбургском университете Ломоносов прослушал курс теоретической химии профессора Ю.Г. Дуйзинга, и лекции Х. Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике и логике, а также занимался экспериментальной химией. Он проявил живейший интерес к занятиям естественной историей - минералогией, ботаникой, зоологией. Кроме того, в программе обучения были занятия по литературе, риторике и красноречию. Ломоносов успешно овладел немецким и французским языками.

Руководство Петербургской Академии наук постоянно контролировало учёбу русских студентов, вело регулярную переписку с Х. Вольфом. Каждое полугодие Ломоносов отправлял в Академию наук свои отчёты, сопровождая их научными трудами. Х. Вольф был доволен успехами Ломоносова и выделял его среди других студентов. В 1738 году он сообщал в Петербург: «У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться».

Жизнь русских студентов за границей не была лёгкой. Деньги на их обучение и содержание от Академии наук поступали неполностью и с большими задержками. Поэтому студенты задолжали кредиторам значительные суммы и часто терпели нужду.

В начале 1739 года Х. Вольф сообщил в Петербург, что русские студенты прослушали у него весь курс лекций и самостоятельно пишут диссертации, а Ломоносов и Райзер, кроме того, посещают ещё курс математики. Вскоре из Петербурга пришло предписание, чтобы студенты готовились к отъезду во Фрайберг для изучения металлургии и горного дела. Одновременно Генкель был уведомлен о скором прибытии к нему трёх русских студентов.

Грустно было Ломоносову расставаться с городом, где он провёл почти три нелёгких и всё же счастливых года. В Марбурге он оставлял молодую жену, которая вскоре должна была стать матерью. Немало хлопот доставили русские студенты Вольфу, но, несмотря на это, он с большой теплотой проводил их во Фрайберг и каждому вручил свидетельство об успехах за время обучения в Марбургском университете.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: