§ 1. Очень хорошо известно, что теплота возбуждается движением: от
взаимного трения руки согреваются, дерево загорается пламенем; при ударе
кремня об огниво появляются искры; железо накаливается от проковывания
частыми и сильными ударами, а если их прекратить, то теплота уменьшается и
произведенный огонь в конце концов гаснет. Далее, восприняв теплоту, тела
или превращаются в нечувствительные частицы и рассеиваются по воздуху, или
распадаются в пепел, или в них настолько уменьшается сила сцепления, что они
плавятся. Наконец, зарождение тел, жизнь, произрастание, брожение, гниение
ускоряются теплотою, замедляются холодом. Из всего этого совершенно
очевидно, что достаточное основание теплоты заключается в движении. А так
как движение не может происходить без материи, то необходимо, чтобы
достаточное основание теплоты заключалось в движении какой-то материи. (...)
§ 3. Так как тела могут двигаться двояким движением - общим,
при котором все тело непрерывно меняет свое место при покоящихся друг
относительно друга частях, и внутренним, которое есть перемена места
нечувствительных частиц материи, так как при самом быстром общем движении часто
не наблюдается теплоты, а при отсутствии такового движения наблюдается большая
теплота, то очевидно, теплота состоит во внутреннем движении материи. (...)
§ 6. Внутреннее движение мы представляем себе
происходящим трояким образом: 1) нечувствительные частицы непрерывно изменяют
место или 2) вращаются, оставаясь на месте, или, наконец, 3) непрерывно
колеблются взад и вперед на нечувствительном пространстве в нечувствительные
промежутки времени. Первые мы назовем
поступательным, второе - вращательным, третье - колебательным
внутренним движением. Теперь следует рассмотреть, которое же из этих движений
производит теплоту. Чтобы это выяснить, мы примем за основу следующие положения.
1)
То внутреннее движение не есть причина теплоты, отсутствие которого будет
доказано в горячих телах. 2)
Не является причиной теплоты и то внутреннее движение, которое имеется у тела
менее горячего, чем другое тело, лишенное этого движения. (...)
§ 9. Установив это, рассмотрим, во-первых,
какой-нибудь серебряный сосуд или другой предмет из этого металла, покрытый
золотом и снабженный самыми мелкими вырезанными знаками, нагретый до такой
степени тепла, при которой кипит вода. Мы увидим золото на поверхности
незатронутым и знаки нимало не изменившимися; самая твердость сосуда остается
прежней, и этим совершенно исключена возможность отделения нечувствительных
частиц. Отсюда совершенно очевидно, что тело может быть сильно нагрето без
внутреннего поступательного движения. Во-вторых, сравним какой-нибудь очень
твердый камень, например алмаз, нагретый до температуры плавления свинца (что
мастера часто делают, собираясь его шлифовать, без всякого вреда или изменения
драгоценного камня), с довольно холодной водою, растворяющей соль и тем самым
еще более охлаждающейся, или со ртутью, разъедающей серебро. Первый мы найдем
очень горячим без внутреннего поступательного движения, а вода и ртуть,
обладающие таким движением, показывают очень малую степень теплоты. Это самым
наглядным образом свидетельствует, что весьма часто тела, обладающие внутренним
поступательным движением, нагреты гораздо меньше, чем те, которые не обладают
таковым движением. Отсюда в силу положений, приведенных в § 6, следует, что
внутреннее поступательное движение связанной материи не есть причина теплоты.
§ 10. Из определения внутреннего колебательного
движения (§ 6) ясно видно, что при таком движении частицы тел не могут быть в
сцеплении друг с другом. Хотя расстояния, на которых совершаются их крайне малые
колебания, весьма незначительны, однако невозможно, чтобы при этом частицы не
лишались взаимного касания и по большей части не оказывались вне его. Для
ощутимого сцепления частиц тела требуется непрерывное взаимное соприкосновение
их; следовательно, частицы тела не могут находиться в ощутимом сцеплении, если
они сотрясаются внутренним колебательным движением. Но так как большинство тел
при нагревании до огненного каления сохраняет очень сильное сцепление частей, то
очевидно, что теплота тел не происходит от внутреннего колебательного
движения связанной материи (§ 6).
§ 11. Итак, после того как мы отвергли
поступательное и колебательное внутренние движения, с необходимостью следует,
что теплота состоит во внутреннем вращательном движении (§ 6) связанной
материи (§ 4) - ведь необходимо приписать ее которому-нибудь из трех движений.
§ 12. Здесь можно, однако, задать вопрос: могут
ли частицы твердых тел, находясь в непрерывном и совершенном сцеплении,
вращаться одна около другой? Чтобы ответить на него, достаточно вспомнить, что
два куска мрамора, сложенные полированными поверхностями, легко движутся по
отношению друг к другу и этому нисколько не препятствует взаимное сильное
сцепление; также стеклянные чечевицы при шлифовке столь плотно пристают к быстро
вращающимся формам, что не могут быть сдвинуты по линии, перпендикулярной
плоскости касания, без порчи их. Приняв это во внимание, мы можем ясно
представить себе, что мельчайшие частицы тел могут вращаться одна вокруг другой,
несмотря на сцепление, тем легче, чем в меньшем отношении находятся их плоскости
соприкосновения ко всей поверхности. Что касается жидкостей, то вполне очевидно,
что их частицы, которые в большинстве движутся внутренним поступательным
движением, вследствие отсутствия сопротивления, производимого сцеплением, могут
иметь и вращательное движение, сохраняя первое.