Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта Гостевая
счетчик сайта
Размер шрифта:

>>Найти: на:

Кратко:

Великий математик 18 века Леонард Эйлер понимал масштабы ума и глубину научных обобщений Ломоносова, отмечая его "счастливое умение расширять пределы истинного познания природы…".

 

Крупнейший немецкий физик 18 века Христиан Вольф видел в Ломоносове одну из самых светлых надежд русской науки.

 

Но, наверное, точнее всех сказал о нём Александр Сергеевич Пушкин:

 "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом."

 

Читайте также:

Письмо М. В. Ломоносова И. И. Шувалову (июнь-июль 1754 г.) с предложениями по организации Московского университета.

 

Идея о том, что теплота обусловлена движением мельчайших частиц, высказывалась ещё античными философами. В 17 веке подобной точки зрения на природу теплоты придерживались почти все крупные физики, в том числе Декарт, Гук, Бойль, Ньютон. Однако дальнейшее развитие теплоты как самостоятельного раздела физической науки на рубеже 17-18вв. привело к почти повсеместному признанию существования "теплорода" - особой невесомой жидкости, ответственной за тепловые явления.

Предпринятая Д.Бернулли попытка математически обосновать молекулярно-кинетические воззрения не получила поддержки со стороны западноевропейских учёных. Таково было положение дел, когда в 40-х годах 18 века М.В. Ломоносов приступил к исследованию "причин теплоты и холода".

Читайте: отрывки из диссертации М.В. Ломоносова "РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНЕ ТЕПЛОТЫ И ХОЛОДА"

 

    

    

 

М. В. Ломоносов – великий русский учёный.

© "Знания-сила".

Путь в науку.

Заиконоспасский монастырь, где помещалась Славяно-греко-латинская академияС 1731 года начался трудный путь молодого Ломоносова в науку. А трудности начались уже при подготовке к отъезду в Москву, т.к. у него не было паспорта, не было денег, ведь свой план "побега" Ломоносов скрывал от отца. Земляки помогли получить в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт, который позволял отсутствовать Ломоносову по месту жительства с декабря 1730 до сентября 1731 года. Три рубля денег на дорогу он занял у своего соседа. Страдая от холода и голода, Ломоносов в течение трех недель добирался в санях рыбного обоза до Москвы. В этих же санях-розвальнях ему пришлось спать первую ночь в большом незнакомом городе.

В то время в Москве было уже довольно много высших и средних учебных заведений. Первоначально Ломоносов хотел поступить в Математико-навигацкую школу. Здесь обучали многим наукам - грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями к геодезии, мореплаванию, астрономии и т.д. Но в курс этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Ломоносову было ясно, что без знания латинского языка получить хорошее образование он не сможет. Поэтому в середине января 1731 года он подаёт прошение о зачисление в Славяно-греко-латинскую академию. Напомним некоторые сведения об этом учебном заведении.

Славяно-греко-латинская академия , основанная в 1685 году при Заиконоспасском монастыре, была высшим духовным учебным заведением, которое до второй половины 18 века выполняло роль общеобразовательной школы и в основном готовило чиновников для государственных учреждений. Эта академия сыграла большую роль в развитии русской культуры и просвещения. Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просветительным центром страны. Но наступившая после смерти Петра I (1725 г.) реакция пагубно сказалась на просвещении, в том числе и на деятельности учебных заведений. Противники петровских преобразований стремились сделать Славяно-греко-латинскую академию исключительно духовным учебным заведением. Туда разрешалось зачислять лишь детей священнослужителей. Но в начале 30-х годов число учеников в академии резко сократилось, и ректор был вынужден пополнить её состав за счёт детей низшего духовенства и разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносову пришлось при поступлении в академию скрыть своё происхождение и назваться сыном дворянина. Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс, т.к. основным предметом четырёх младших классов был латинский язык, которого не знал девятнадцатилетний юноша. Много горечи и обид пришлось испытать гордому помору в первые годы обучения. Но природный ум и поразительное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый. Заметим, что полный курс академии был рассчитан на тринадцать лет, а всё обучение разделено на восемь классов.

Учиться в Славяно-греко-латинской академии (в простонародии её называли Спасскими школами) Ломоносову было чрезвычайно трудно. При академии не было никаких общежитий. Ученики при мизерном казенном содержании снимали углы по всему городу. Через земляков-поморов Ломоносов вскоре установил связь с отцом. Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьёй. Однако никакие уговоры, никакие испытания и трудности не могли поколебать твердого решения юноши получить образование. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Ломоносов писал графу И.И. Шувалову в 1753 году: "… имея один алтын в день (3 копейки - Авт.) жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (на полкопейки - Авт.) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".

В свободное от занятий время Ломоносов читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскрыло ему величие и красоту родного языка и привило любовь к отечественной истории. В процессе учёбы интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучил теорию стихосложения и основы ораторского искусства, получил основательные знания по арифметике, географии, истории, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии.

На четвертом году обучения Ломоносов хотел принять участие в экспедиции в Среднюю Азию, чтобы приложить свои силы и знания к практической деятельности. Экспедицию в 1734 году готовил известный русский географ И.К. Кирилов с целью изучения и освоения Россией закаспийских степей. Но желание Ломоносова не могло осуществиться. Дело в том, что он мог участвовать в экспедиции только в качестве "ученого священника", но сан священника он не имел и не мог иметь, т.к. был сыном крестьянина.

После неудачной попытки начать самостоятельную жизнь Ломоносов решил поехать в Киев, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и математики, т.к. качество преподавания этих наук в Спасских школах его не удовлетворяло. Однако и в Киевской духовной академии преподавание естественных наук было поставлено не лучше, чем в Москве - везде в объяснении природных явлений использовался религиозно-схоластический подход. Ломоносов продолжает обучение в Спасских школах.

В декабре 1735 года в жизни и деятельности Ломоносова произошло важнейшее событие. В числе лучших двенадцати воспитанников Славяно-греко-латинской академии он направляется для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. С первых дней пребывания в академии Ломоносов проявил большой интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспериментальную физику, продолжал заниматься стихосложением. Из всей массы учащихся Ломоносова выделяло трудолюбие и серьёзное отношение к науке.

Судьба распорядилась так, что студентом Петербургской Академии наук Ломоносову пришлось быть всего восемь месяцев. Что же произошло?

>>>Читайте дальше: Путь М.В. Ломоносова в науку (часть 3).

М.В. Ломоносов. Детские годы и первые шаги к знаниям.Путь в науку [1 2]Работа в Петербургской Академии наук [1 2] Итоги научной деятельности М.В. Ломоносова [Физика и Химия. Работы по астрономии и оптике. Геология и минералогия. География и метеорология. Труды по истории и экономике. Филология, литература, мозаичное искусство.]Письмо М.В. Ломоносова И.И. Шувалову с предложениями по организации Московского университета.Отрывки из диссертации Ломоносова "Размышления о причине теплоты и холода" [1 2]

 
 
Главная В избранное Контакты Новости О проекте Планы сайта

 

 

 

 

   
Rambler's Top100 Рейтинг лучших сайтов категории Наука / Образование Рейтинг ASTROLAB


© KV