Ломоносов. Путь в науку.
Кратко:

Высказы­вания о М.В. Ломоносове

Великий математик 18 века Леонард Эйлер понимал масштабы ума и глубину научных обобщений Ломоносова, отмечая его "счастливое уме­ние расши­рять пределы истин­ного позна­ния природы…".

Крупнейший немецкий физик 18 века Христиан Вольф видел в Ломоносове одну из самых свет­лых надежд русс­кой науки.

Но, наверное, точнее всех сказал о нём Александр Сергеевич Пушкин:

… Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным спод­вижником просве­щения. Он создал первый универ­ситет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А.С. Пушкин

Причина теплоты и холода

Идея о том, что теплота обусловлена движением мельчай­ших частиц, высказы­валась ещё античными фило­софами. В 17 веке подобной точки зрения на природу теплоты придер­живались почти все крупные физики, в том числе Декарт, Гук, Бойль, Ньютон. Однако дальнейшее развитие теплоты как самостоя­тельного раздела физической науки на рубеже 17-18 веков привело к почти повсе­местному признанию существо­вания "теплорода" - особой невесомой жидкости, ответствен­ной за тепловые явления.

Предпринятая Д. Бернулли попытка матема­тически обо­сновать моле­кулярно-кинети­ческие воз­зрения не получила поддержки со стороны западно­европейских учёных. Таково было поло­жение дел, когда в 40-х годах 18 века М.В. Ломоносов приступил к иссле­дованию "причин теплоты и холода".

Читайте: отрывки из диссертации М.В. Ломоносова "Размышления о при­чине теплоты и холода"

Подробно:

Великие учёные и философы

Михаил Васильевич Ломоносов

(продолжение, часть 2)


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".
Читайте начало, часть 1

Путь в науку

Заиконоспасский монастырь, где помещалась Славяно-греко-латинская академия С 1731 года начался трудный путь молодого Ломоносова в науку. А трудности начались уже при подготовке к отъезду в Москву, т.к. у него не было паспорта, не было денег, ведь свой план побега Ломоносов скрывал от отца. Земляки помогли получить в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт, который позволял отсутствовать Ломоносову по месту жительства с декабря 1730 до сентября 1731 года. Три рубля денег на дорогу он занял у своего соседа. Страдая от холода и голода, Ломоносов в течение трёх недель добирался в санях рыбного обо́за до Москвы. В этих же санях-розвальнях ему пришлось спать первую ночь в большом незнакомом городе.

В то время в Москве было уже довольно много высших и средних учебных заведений. Первоначально Ломоносов хотел поступить в Математико-навигац­кую школу. Здесь обучали многим наукам - грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практи­ческими приложениями к геодезии, мореплаванию, астрономии и т.д. Но в курс этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Ломоносову было ясно, что без знания латинского языка получить хорошее образование он не сможет. Поэтому в середине января 1731 года он подаёт прошение о зачисление в Славяно-греко-латинскую академию. Напомним некоторые сведения об этом учебном заведении.

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 году при Заиконо­спасском монастыре, была высшим духовным учебным заведением, которое до второй половины восемнад­цатого века выполняло роль общеобразова­тельной школы и в основном готовило чиновников для госу­дарственных учреждений. Эта академия сыграла большую роль в развитии русской культуры и просвещения. Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просвети­тельным центром страны. Но наступившая после смерти Петра I (1725 г.) реакция пагубно сказалась на просвещении, в том числе и на деятельности учебных заведений. Противники петровских преобра­зова́ний стремились сделать Славяно-греко-латинскую академию исключи­тельно духовным учебным заведением. Туда разрешалось зачислять лишь детей священно­служителей. Но в начале 30-х годов число учеников в академии резко сократилось, и ректор был вынужден пополнить её состав за счёт детей низшего духовенства и разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносову пришлось при поступлении в академию скрыть своё происхождение и назваться сыном дворянина.

Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс, т.к. основным предметом четырёх младших классов был латинский язык, которого не знал девятнадца­тилетний юноша. Много го́речи и обид пришлось испытать гордому помо́ру в первые годы обучения. Но природный ум и порази­тельное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый. Заметим, что полный курс академии был рассчитан на тринадцать лет, а всё обучение разделено на восемь классов.

Учиться в Славяно-греко-латинской академии (в простонародии её называли Спасскими школами) Ломоносову было чрезвычайно трудно. При академии не было никаких общежитий. Ученики при мизерном казённом содержании снимали углы по всему городу. Через земляков-поморов Ломоносов вскоре установил связь с отцом. Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьёй. Однако никакие угово́ры, никакие испытания и трудности не могли поколеба́ть твёрдого решения юноши получить образование. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Ломоносов писал гра́фу И.И. Шувалову в 1753 году: "… имея один алтын в день (3 копейки - Авт.) жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (на полкопейки - Авт.) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".

В свободное от занятий время Ломоносов читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскры́ло ему величие и красоту родного языка и привило любовь к отечественной истории. В процессе учёбы интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучил теорию стихо­сложения и основы ораторского искусства, получил основа­тельные знания по арифметике, географии, истории, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии.

На четвертом году обучения Ломоносов хотел принять участие в экспедиции в Среднюю Азию, чтобы приложить свои силы и знания к практической деятельности. Экспедицию в 1734 году готовил известный русский гео́граф И.К. Кирилов с целью изучения и освоения Россией закаспийских степей. Но желание Ломоносова не могло осуществиться. Дело в том, что он мог участвовать в экспедиции только в качестве "учёного священника", но сан священника он не имел и не мог иметь, т.к. был сыном крестьянина.

После неудачной попытки начать самостоя­тельную жизнь Ломоносов решил поехать в Киев, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и математики, т.к. качество преподавания этих наук в Спасских школах его не удовлетворяло. Однако и в Киевской духовной академии преподавание естественных наук было поставлено не лучше, чем в Москве - везде в объяснении природных явлений исполь­зовался религиозно-схоласти­ческий подход. Ломоносов продолжает обучение в Спасских школах.

В декабре 1735 года в жизни и деятельности Ломоносова произошло важнейшее событие. В числе лучших двенадцати воспитанников Славяно-греко-латинской академии он направляется для дальнейшего обучения в Петербург­скую Академию наук. С первых дней пребывания в академии Ломоносов проявил большой интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспери­ментальную физику, продолжал заниматься стихо­сложением. Из всей массы учащихся Ломоносова выделяло трудолюбие и серьёзное отношение к науке.

Судьба распорядилась так, что студентом Петербургской Академии наук Ломоносову пришлось быть всего восемь месяцев. Что же произошло?

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: