Ломоносов. Путь в науку. Часть 4.
Кратко:

М.В. Ломоносов о науке:

…За общую пользу, а особенно за утвержде­ние наук в оте­честве, и против отца своего родного вос­стать за грех не ставлю… Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприя­телями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет, стоял за них смолоду, на старости не покину.

…Наука есть ясное познание истины, просве­щение разума, непороч­ное увесе­ление жизни, похвала юности, ста­рости подпора, строитель­ница градов, полков, крепость успеха в несчас­тии, в счастии - украшение, везде верный и безотлуч­ный спутник.

…Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождён­ных только вообра­жением.

Письмо М.В. Ломо­носова И.И. Шувалову

С предло­жениями по органи­зации Москов­ского универ­ситета (июнь-июль 1754 г.):

Милостивый госу­дарь Иван Иванович!
Полученным от вашего превосхо­дительства черновым доно­шением Правитель­ствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявлен­ное мне словесно предпри­ятие подлинно в действо произвести наме­рились к приращению наук, следо­вательно, к истинной пользе и славе отечества.

При сем случае довольно я ведаю, сколь много природ­ное ваше несрав­ненное дарование служить может и многих книг чтение способ­ствовать. Однако и тех совет вашему превосхо­дительству небеспо­лезен будет, которые сверх того универ­ситеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкно­вения в уме их ясно и живо, как на картине, представ­ляются. Того ради, ежели Москов­ский универ­ситет по примеру иностран­ных учредить намерева­етесь, что весьма справед­ливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный…

Читайте дальше:
Письмо М.В. Ломоносова И.И. Шувалову

Подробно:

Великие учёные и философы

Михаил Васильевич Ломоносов

(продолжение, часть 4)


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".
Читайте начало, часть 1

… Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай  берегут…

М.В. Ломоносов.

Путь в науку, Фрайберг.

В июле 1739 года русские студенты прибыли во Фрайберг - старейший горнозаводский центр Саксонии к Генкелю, чтобы изучать горное дело и металлургию, практическую и теоретическую химию.

Обучение студентов у Генкеля строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось обстоятельными объяснениями производственных процессов. Однако Генкель не мог объяснить практические вопросы с достаточной научной глубиной, так как уровень тогдашнего естествознания не позволял этого. Данное обстоятельство не ускользнуло от внимания будущего великого ученого. Вместе с тем на Ломоносова большое впечатление произвела лаборатория Генкеля. Здесь он понял и оценил значение экспериментальной базы для научных исследований. Вот почему по возвращении в Россию Ломоносов настойчиво добивался создания химической лаборатории при Академии наук.

Почти год обучался Ломоносов у Генкеля. Здесь будущий учёный получил немало полезных знаний в организации горного дела, познакомился с минералогией, познал строение кристаллов, приобрёл интерес к химическим исследованиям. Кроме занятий горным делом в этот период Ломоносов много размышляет над теорией русского стихосложения. В связи с победой русских войск над турками в августе 1739 года Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина». С этой оды, как отметил В.Г. Белинский, "по всей справедливости, должно считать начало русской литературы".

Но между Генкелем и его учениками часто возникали недоразумения, которые скоро переросли в острый конфликт. Основной причиной недоразумений была несвоевременная отправка из Петербурга средств на содержание студентов. Академия наук посылала деньги лично Генкелю, чтобы он сам, а не студенты платил за их квартиру, отопление, освещение и за питание. Мелочная опека и тяжелые условия жизни тяготили Ломоносова. Его горячая натура восставала против педантизма немецкого ученого, а различие в мировоззрении и неудовлет­ворённость системой преподавания ускорили разрыв отношений между Ломоносовым и Генкелем. В начале мая 1740 года, после очередной ссоры с Генкелем, Ломоносов покинул Фрайберг, чтобы возвратиться в Россию.

Денег на дорогу у него не было, и он рассчитывал на помощь русских посланников в Германии, а затем Голландии. Но его преследовали неудачи. Всё лето 1740 года ему пришлось странствовать по Германии, выдавая себя за немецкого студента. Ломоносов впослед­ствии вспоминал об этом периоде своей жизни: "Сколько опасностей и нужды я претерпел в пути, мне самому страшно вспомнить". Вероятно, мало кто из простых читателей знает, что летом 1740 года Ломоносов обманным путём был завербован в прусскую гвардию. Лишь с большим трудом ему удалось совершить побег из крепости Везель, куда его направили вместе с другими рекрутами.

После того, как ему удалось избежать прусской военной службы, он поселился в Марбурге и продолжал хлопотать о своём возвращении в Россию. Несмотря на неопре­делённость своего положения, он продолжал самостоятельно заниматься науками, в том числе математикой. Только в мае 1741 года он получил из Петербургской Академии наук предписание возвратиться в Россию.

Работа в Петербургской Академии наук

8 июня 1741 года, после пятилетнего пребывания в Германии, Ломоносов возвратился в Петербург. С этого времени началась его многогранная и очень напряженная научная деятельность в Петербургской Академии наук.

Напряженная обстановка в стране в эту пору отрицательно отражалась и на деятельности Академии наук. В первые месяцы пребывания Ломоносова в Академии его судьбой никто не интересовался. Всеми делами в Академии в то время заправлял И.Д. Шумахер — правитель академической канцелярии, которому интересы русской науки были безразличны. В течение семи месяцев Ломоносов выполнял многие поручения Академии, написал две научные диссертации, но не имел должности и продолжал числиться студентом.

Имея солидную научную подготовку, полученную в Германии, он мог бы занять высокую научную должность, но Шумахер не спешил с выдвижением русских научных кадров. Только после неоднократных просьб Ломоносов был назначен адъюнктом физического класса. Это было первое учёное звание, которое получил будущий великий учёный. Поясним, что звание адъюнкта присваивалось студентам, проявившим способности к научной работе.

Физический класс, адъюнктом которого стал Ломоносов, имел в своём составе четыре кафедры: теоретической и эксперимен­тальной физики, анатомии, химии и ботаники. Ломоносов избрал химию для своих научных занятий. Для успешного развития этой науки нужна была экспериментальная база. Поэтому он в 1742 году разработал и передал в Академию проект создания химической лаборатории. Потребовалось шесть лет упорной и настойчивой борьбы, чтобы добиться создания в Петербургской Академии наук центра химических исследований.

Почти четверть века прослужил Ломоносов в Петербургской Академии наук, и всё это время ему приходилось вести трудную борьбу с реакционным руководством Академии за перестройку её работы, за свободное развитие отечественной науки и просвещения. Много неприятностей и унижений пришлось пережить великому учёному, отстаивая свои идеи и взгляды на развитие науки. Приведём здесь лишь несколько фактов. После острого конфликта на одном из заседаний академического собрания, по приказу Следственной комиссии, Ломоносов был арестован и отправлен в караульное помещение Академии. В течение восьми месяцев он содержался под стражей, и только после того, как он заболел, ему разрешили вернуться домой. Это было в августе 1743 года, и к этому времени Ломоносов почти целый год не получал жалованья. В январе 1744 года он вышел из-под ареста и понёс суровое наказание – в течение года ему платили лишь половину положенного жалованья. Материальное положение его было тяжёлым, а вскоре к нему из Германии должна была приехать жена. Неопределённость по службе и скудное жалованье не позволили Ломоносову раньше выписать в Россию горячо любимую жену.

Несмотря на унижение и материальные трудности Ломоносов постоянно повышал свою творческую активность. Широта его научных интересов и интенсивность его труда поражают воображение. В апреле 1745 года ему присваивается звание профессора по кафедре химии. Назначение в академию профессором химии совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них родилась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и более спокойная жизнь Ломоносова. Став профессором химии, Ломоносов начал настойчиво добиваться постройки химической лаборатории. Наконец, в середине 1746 года последовал указ о создании химической лаборатории при Академии наук. Благодаря усилиям Ломоносова химическая лаборатория была в 1748 году построена по его чертежам, оснащена новейшими приборами и реактивами и стала центром исследований, а также базой для теоретических и практических занятий студентов Академии. В химической лаборатории Ломоносов проработал около десяти лет. В 1757 году он был вынужден оставить её.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: