Великий математик 18 века Леонард Эйлер понимал масштабы ума и глубину научных обобщений Ломоносова, отмечая его "счастливое умение расширять пределы истинного познания природы…".
Крупнейший немецкий физик 18 века Христиан Вольф видел в Ломоносове одну из самых светлых надежд русской науки.
Но, наверное, точнее всех сказал о нём Александр Сергеевич Пушкин:
… Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
Велики достижения современной науки во многих направлениях: для нас давно уже стали привычными сверхзвуковые самолеты и подводные лодки и ледоколы с атомными
энергетическими установками, космические аппараты, запускаемые не только на орбиту вокруг Земли, но и к другим планетам. Ученые постепенно разгадывают тайны
материального мира во всех его проявлениях, заглядывая в его бесконечные галактические дали, или изучая свойства элементарных частиц. Естественно, что
каждое поколение учёных использует те научные знания, которые были накоплены и освоены предшествующими поколениями учёных.
М.В. Ломоносов (1711-1765)
В данной статье мы хотели бы напомнить читателям о том, какой огромный вклад в российскую и мировую науку внёс великий русский учёный, поэт,
просветитель, организатор отечественной науки Михаил Васильевич Ломоносов. Мы хотим хотя бы кратко рассказать о жизненном пути и научной деятельности нашего
великого соотечественника и этим отдать дань уважения его памяти.
Детские годы
М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской (по другим источникам — Денисовке), которая находилась на одном из
островов в дельте Северной Двины, против Холмогор, Архангельской губернии. Упоминание о поморах Ломоносовых восходит к временам Ивана Грозного.
Отец будущего учёного занимался морским промыслом. Мать Ломоносова - Елена Ивановна была дочерью дьякона. Она умерла, когда сыну
исполнилось только девять лет. Новая жена отца очень плохо относилась к пасынку, особенно сильно её раздражала страсть пасынка к книгам. М.В. Ломоносов уже с десятилетнего возраста начал помогать отцу, отправляясь с ним в море на рыбный промысел. Отец его, Василий Дорофеевич, был малограмотный,
но умный и предприимчивый человек. Он имел собственный промысел. А когда по указанию Петра I на Севере начали строить морские суда, то Василий Дорофеевич
один из первых в своём крае построил и по-европейски оснастил гукор - двухмачтовый корабль с широким носом и плоским днищем, крупнейший по
грузоподъёмности в те годы на Белом море.
Почти девять лет юноша вместе с отцом совершал далёкие морские переходы в Северный Ледовитый океан и к Новой Земле. В то время поморские суда
уже имели компасы и примитивные приборы для определения географической широты, однако требовалась большая сноровка и мужество, чтобы справиться с морской стихией.
Трудные морские походы физически закалили юношу, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями, полученными из наблюдений
за морскими прили́вами и отли́вами, за движением полярных льдов, зарождением штормов и бурь, появлением красочного северного сияния и т.д.
Первые шаги к знаниям
Путь в большую науку для М.В. Ломоносова начался с изучения грамоты. Пытливый ум и прекрасная память позволили ему быстро освоить грамоту,
что в те времена было делом нелёгким. Сначала мальчику приходилось читать церковные книги, «Жития святых», псалмы, каноны и тому подобную духовную
литературу, которая имелась в доме отца. Вскоре у своего односельчанина Х. Дудина он впервые познакомился со светской литературой. Среди книг, которые
сразу заинтересовали будущего учёного, были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. В то время эти
сочинения были самыми лучшими пособиями для изучения русской грамматики, стихосложения и математики. Эти книги Ломоносов выучил наизусть и впоследствии
называл их "вратами своей учёности". Неодолимое желание юноши учиться натолкнулось на решительное сопротивление отца и мачехи. Михайло был
единственным сыном в семье, и отец хотел в скором времени передать всё хозяйство и промыслы сыну. Но ничто не могло остановить Ломоносова на его пути к знаниям.
Как известно, Ломоносов в декабре 1730 года ушел из дома, а в начале января 1731 года с рыбным обозом прибыл в Москву, чтобы получить образование.