Ломоносов. Работа в Петербургской Академии наук. Часть 5.
Кратко:

Причина теплоты и холода

Идея о том, что теплота обусловлена движением мельчай­ших частиц, высказы­валась ещё античными фило­софами. В 17 веке подобной точки зрения на природу теплоты придер­живались почти все крупные физики, в том числе Декарт, Гук, Бойль, Ньютон. Однако дальнейшее развитие теплоты как самостоя­тельного раздела физической науки на рубеже 17-18 веков привело к почти повсе­местному признанию существо­вания "теплорода" - особой невесомой жидкости, ответствен­ной за тепловые явления.

Предпринятая Д. Бернулли попытка матема­тически обо­сновать моле­кулярно-кинети­ческие воз­зрения не получила поддержки со стороны западно­европейских учёных. Таково было поло­жение дел, когда в 40-х годах 18 века М.В. Ломоносов приступил к иссле­дованию "причин теплоты и холода".

Читайте: отрывки из диссертации М.В. Ломоносова "Размышления о при­чине теплоты и холода"

А.Д. Кившенко. «Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы».

А.Д. Кившенко. «Ломоносов показывает Екатерине II в своём рабочем кабинете собственные мозаичные работы» 1880.

Подробно:

Великие учёные и философы

Михаил Васильевич Ломоносов

(продолжение, часть 5)


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".
Читайте начало, часть 1

Работа в Петербургской Академии наук (продолжение).

Звание профессора повысило авторитет Ломоносова в Академии и позволило ему шире развернуть многогранную научную, просветительскую, педагогическую и организационную деятельность. Возросло количество поручений, выдаваемых ему руководством Академии наук. В 1747—1749 гг. он принимает участие в редактировании газеты "Санкт-Петербургские ведомости", в подготовке научных периодических изданий Академии наук, выступает на академических собраниях с речами на различные естественнонаучные темы, с большим увлечением работает над "Российской историей", "Российской грамматикой", пишет оды, стихотворения, трагедии. Он пишет рецензии на рукописи и книги, поступающие в Академию наук, даёт отзывы на научные изобретения и открытия. Его работы в химической лаборатории с силикатами имели определяющее значение в вопросах технологии изготовления прозрачных и непрозрачных стекол. По его предложению в России была построена специальная фабрика цветного стекла.

В научной работе, во всей своей практической деятельности Ломоносов всегда направлял свои усилия не для личной корысти, не для личного успеха, а на благо народа России, на пользу Отечеству. Он сделал для Отечества своего невероятно много, но мог бы сделать ещё больше, если бы он в самом расцвете творческих сил имел соответствующий чин. Поскольку Академия наук была учреждена после введения петровской "Табели о рангах", академические должности не имели соответствий определённым чинам, и в каждом конкретном случае сенат отдельно решал вопрос о присвоении очередного чина. Лишь почти после десяти лет службы в Академии, в марте 1751 года, Ломоносов получил чин коллежского советника, что соответствовало 6-му классу по "Табели о рангах". В результате его жалованье увеличивалось почти вдвое. Ломоносов добивался всё новых успехов в науке, год от года росла его слава как учёного и поэта, но дальнейшее продвижение его по иерархической лестнице всячески тормозилось. Только в декабре 1763 года, почти через тринадцать лет, он получил следующий чин статского советника (чин 5-го класса).

Ломоносов - организатор науки

В последние десять лет своей жизни Ломоносов проявил себя как талантливый организатор науки, как убежденный просветитель. Его работа в этих областях была не менее разнообразна, чем его научные исследования. Создание первой в России научной химической лаборатории, организация географических исследований, снаряжение астрономических экспедиций, подготовка плаваний с целью освоения Северного морского пути, разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской Академии наук, основание Московского университета (1755 г.) — вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки. Много усилий затратил он на разработку основ организации Петербургского университета, необходимость создания которого диктовалась самой жизнью. Однако все усилия Ломоносова по созданию нового высшего учебного заведения в стране оказались тщетны. Дожива́вшая свой век императрица Елизавета Петровна и сменившие её на престоле Пётр III и Екатерина II не спеши́ли осуществить смелые планы учёного. Только в 1819 году, через 54 года после смерти Ломоносова, был открыт Петербургский университет.

Педагогическая деятельность

Ломоносов более 20 лет занимался педагогической деятельностью. Он начал этот нелёгкий труд в 1742 году после получения звания адъюнкта по классу физики. Учёный очень серьёзно относился к подготовке лекций, будь то физика, химия или русское стихосложение. Готовясь к чтению какого-либо курса, он, как правило, писал пособия для слушателей, которые затем издавались как научные труды. Так, составленное им в 1742 году для обучения студентов руководство стало основой для большого труда «Первые основания металлургии, или рудных дел», изданного в 1763 году. Он написал руководство по риторике для курса лекций о "стихотво́рстве и штиле российского языка". В 1744 году Ломоносов начал чтение лекций по экспериментальной физике. Никакого учебника по этому курсу на русском языке тогда в России не существовало, поэтому учёный перевёл известную ему книгу немецкого учёного Л.Ф. Тюммига «Вольфианская экспериментальная физика» и стал читать лекции по физике на русском языке.

В результате педагогической и просветительской деятельности Ломоносова всё больше студентов и профессоров из "природных россиян" появлялось в стенах Академии наук. Из числа студентов, слушавших лекции Ломоносова, вышли такие выдающиеся учёные, как С.К. Котельников, И.И. Лепёхин, П.Б. Иноходцев, С.Я. Румовский и другие. Ломоносов заложил прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования и прогресса науки в России. Удалось это ему ценой огромных усилий. Тяжелыми были последние пять лет жизни и деятельности Ломоносова. Екатерина II ясно показала своё нерасположение к Ломоносову, обойдя его своими "милостями", которые она щедро раздавала по случаю вступления на престол. Враги Ломоносова - чиновники Академии наук, участники дворцового переворота, получили высокие чины. Для Ломоносова это было не только вопросом личной обиды, но и крушением надежд. К началу 1765 года обстановка в Академии наук сложилась такая, что работать Ломоносову там стало совсем невозможно. Заботясь о высшем благе своей Родины, он стремился к развитию науки, к просвещению русского народа. Но в Академии было по-прежнему засилье чиновников, ничего общего не имевших ни с русским народом, ни с наукой. Ломоносов считал такое положение огромным несчастьем для всей страны, ибо был убеждён, что ростом просвещения определялась сила народа, а тем самым честь и мощь всего государства.

Научная работа

Силы Ломоносова были истощены не только огромной научной и организационной деятельностью, но и постоянной борьбой и тяжелой болезнью. Когда болезнь несколько отступала, Ломоносов с ещё большей энергией продолжал исследовательскую и научно-организационную деятельность: вёл наблюдения за колебаниями центроскопического маятника (прибора, изобретенного им для изучения земного тяготения) и показаниями универсального барометра, заканчивал работу над «Кратким описанием разных путешествий по северным морям и показанием возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», готовил диссертацию «О переменах тягости по земному глобусу», составлял планы новых работ - «Российская минералогия» и «Система всей физики», приступил к написанию диссертации «Испытание причины северного сияния и других подобных явлений». Он продолжает руководить Географическим департаментом, пишет планы работ по составлению нового «Российского атласа» и по созданию государственной коллегии для научной помощи земледелию, лично участвует в работах по изготовлению цветного стекла и мозаики. Учёный не прекращает и своей литературной деятельности: сочиняет оды и стихотворения, ведёт большую работу по изданию своих трудов, которые печатались в академической типографии.

Известен и такой эпизод из жизни Ломоносова: в июне 1764 года его дом, в котором он жил с 1757 года, посетила Екатерина II и осмотрела "работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты".

В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. Диссертации Ломоносова по различным проблемам химии, физики, металлургии, горного дела, истории и других наук были известны западноевропейским учёным.

Михаил Васильевич Ломоносов умер очень рано, на пятьдесят четвёртом году жизни, 4 (15) апреля 1765 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Выска́зываня о Ломоносове

Великий математик 18 века Леонард Эйлер понимал масштабы ума и глубину научных обобщений Ломоносова, отмечая его "счастливое уме­ние расши­рять пределы истин­ного позна­ния природы…".

Крупнейший немецкий физик 18 века Христиан Вольф видел в Ломоносове одну из самых свет­лых надежд русс­кой науки.

Но, наверное, точнее всех сказал о нём Александр Сергеевич Пушкин:

… Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным спод­вижником просве­щения. Он создал первый универ­ситет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: