Великий математик 18 века Леонард Эйлер понимал масштабы ума и глубину научных обобщений Ломоносова, отмечая его "счастливое умение расширять пределы истинного познания природы…".
Крупнейший немецкий физик 18 века Христиан Вольф видел в Ломоносове одну из самых светлых надежд русской науки.
Но, наверное, точнее всех сказал о нём Александр Сергеевич Пушкин:
… Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А.С. Пушкин
Причина теплоты и холода
Идея о том, что теплота обусловлена движением мельчайших частиц, высказывалась ещё античными философами. В 17 веке подобной точки зрения на природу теплоты
придерживались почти все крупные физики, в том числе Декарт, Гук, Бойль, Ньютон. Однако дальнейшее развитие теплоты как
самостоятельного раздела физической науки на рубеже 17-18 веков привело к почти повсеместному признанию существования "теплорода" - особой невесомой жидкости, ответственной за тепловые явления.
Предпринятая Д. Бернулли попытка математически обосновать молекулярно-кинетические воззрения не получила поддержки со стороны
западноевропейских учёных. Таково было положение дел, когда в 40-х годах 18 века М.В. Ломоносов приступил к исследованию "причин теплоты и холода".
С 1731 года начался трудный путь молодого Ломоносова в науку. А трудности начались уже при подготовке к отъезду в Москву, т.к. у него не было
паспорта, не было денег, ведь свой план побега Ломоносов скрывал от отца. Земляки помогли получить в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт,
который позволял отсутствовать Ломоносову по месту жительства с декабря 1730 до сентября 1731 года. Три рубля денег на дорогу он занял у своего соседа.
Страдая от холода и голода, Ломоносов в течение трёх недель добирался в санях рыбного обо́за до Москвы. В этих же санях-розвальнях ему пришлось спать
первую ночь в большом незнакомом городе.
В то время в Москве было уже довольно много высших и средних учебных заведений. Первоначально Ломоносов хотел поступить в
Математико-навигацкую школу. Здесь обучали многим наукам - грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями к геодезии,
мореплаванию, астрономии и т.д. Но в курс этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Ломоносову было ясно, что
без знания латинского языка получить хорошее образование он не сможет. Поэтому в середине января 1731 года он подаёт прошение о зачисление в
Славяно-греко-латинскую академию. Напомним некоторые сведения об этом учебном заведении.
Славяно-греко-латинская академия
Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 году при Заиконоспасском монастыре, была высшим духовным учебным заведением, которое до
второй половины восемнадцатого века выполняло роль общеобразовательной школы и в основном готовило чиновников для государственных учреждений. Эта академия сыграла большую
роль в развитии русской культуры и просвещения. Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просветительным центром
страны. Но наступившая после смерти Петра I (1725 г.) реакция пагубно сказалась на просвещении, в том числе и на деятельности учебных заведений. Противники
петровских преобразова́ний стремились сделать Славяно-греко-латинскую академию исключительно духовным учебным заведением. Туда разрешалось зачислять лишь детей
священнослужителей. Но в начале 30-х годов число учеников в академии резко сократилось, и ректор был вынужден пополнить её состав за счёт детей низшего
духовенства и разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносову пришлось при поступлении в академию скрыть своё происхождение и назваться сыном дворянина.
Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс, т.к. основным предметом четырёх младших классов был
латинский язык, которого не знал девятнадцатилетний юноша. Много го́речи и обид пришлось испытать гордому помо́ру в первые годы обучения. Но природный ум и
поразительное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый. Заметим, что полный
курс академии был рассчитан на тринадцать лет, а всё обучение разделено на восемь классов.
Учиться в Славяно-греко-латинской академии (в простонародии её называли Спасскими школами) Ломоносову было чрезвычайно трудно. При академии не
было никаких общежитий. Ученики при мизерном казённом содержании снимали углы по всему городу. Через земляков-поморов Ломоносов вскоре установил связь с отцом.
Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьёй. Однако никакие угово́ры, никакие испытания и
трудности не могли поколеба́ть твёрдого решения юноши получить образование. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Ломоносов писал гра́фу И.И. Шувалову в
1753 году: "… имея один алтын в день (3 копейки - Авт.) жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (на полкопейки - Авт.) хлеба и
на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".
В свободное от занятий время Ломоносов читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскры́ло
ему величие и красоту родного языка и привило любовь к отечественной истории. В процессе учёбы интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский
язык, читал по-гречески, изучил теорию стихосложения и основы ораторского искусства, получил основательные знания по арифметике, географии, истории,
познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии.
На четвертом году обучения Ломоносов хотел принять участие в экспедиции в Среднюю Азию, чтобы приложить свои силы и знания к практической
деятельности. Экспедицию в 1734 году готовил известный русский гео́граф И.К. Кирилов с целью изучения и освоения Россией закаспийских степей. Но желание
Ломоносова не могло осуществиться. Дело в том, что он мог участвовать в экспедиции только в качестве "учёного священника", но сан священника он не имел
и не мог иметь, т.к. был сыном крестьянина.
После неудачной попытки начать самостоятельную жизнь Ломоносов решил поехать в Киев, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и
математики, т.к. качество преподавания этих наук в Спасских школах его не удовлетворяло. Однако и в Киевской духовной академии преподавание естественных
наук было поставлено не лучше, чем в Москве - везде в объяснении природных явлений использовался религиозно-схоластический подход. Ломоносов продолжает
обучение в Спасских школах.
В декабре 1735 года в жизни и деятельности Ломоносова произошло важнейшее событие. В числе лучших двенадцати воспитанников
Славяно-греко-латинской академии он направляется для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. С первых дней пребывания в академии Ломоносов
проявил большой интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспериментальную физику, продолжал заниматься стихосложением. Из всей массы учащихся Ломоносова
выделяло трудолюбие и серьёзное отношение к науке.
Судьба распорядилась так, что студентом Петербургской Академии наук Ломоносову пришлось быть всего восемь месяцев. Что же произошло?