Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Знаете ли вы, что:

Водолазный костюм, сконструиро-ванный Жозефом Мартин-Кабиролем, при первом показе на Парижской выставке 1855 года был назван «скафандром», что по-гречески означает «человек-лодка».

Акваланг (от латинского aqua – вода и английского lung – лёгкое) представляет собой ранцевый аппарат, состоящий из баллонов со сжатым воздухом и дыхательного аппарата.

AquaLung Spiro 15 литров 200 bar

Акваланг Spiro
(15 литров 200 бар)
.

<b>Конструктивные элементы акваланга:</b> 1 – баллоны с воздухом; 2 – дыхательный автомат; 3 – оголовье; 4 – ремни крепления

Конструктивные элементы акваланга: 1 – баллоны с воздухом; 2 – дыхательный автомат; 3 – оголовье; 4 – ремни крепления.

Сухой водолазный гидрокостюм.

Сухой водолазный гидрокостюм.

Водолаз на морском дне.

Водолаз на морском дне.

 

Планета Земля

Мировой океан.

Исследования океана.


24. Подводники и водолазы.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила".

Необходимость глубоководных погружений и водолазное дело возникли из практических потребностей людей. Подводный мир океана необъятен. Он сформировался самой природой, но постепенно «дополняется» объектами техногенного происхождения, то есть продуктами человеческой деятельности. Поэтому для водолазов объём работы постоянно возрастает.

Спасательные операции в море, осмотр и подъём затонувших кораблей или ценных грузов, строительство причалов, гаваней, доков, мостов, каналов и плотин, ремонт, обслуживание и контроль состояния подводных частей сооружений и судов, разведка и добыча полезных ископаемых на морском шельфе, исследование морского дна, подводной флоры и фауны – вот далеко не полный перечень работ, которые не могут быть выполнены без участия водолазов. При этом многое зависит от опыта и профессиональной подготовки водолазов, а также от их наблюдательности, терпения и мужества.

Человек погружается в пучину океана не только с хозяйственными, научными или иными мирными целями. В океанских глубинах уже давно находится оружие в виде таких совершенных технических изделий, как подводные лодки, оснащённые ракетами с ядерными зарядами. Против кого могут быть использованы эти ядерные заряды? Конечно, не против Посейдона.

…Эволюция человечества длится миллионы лет, но даже современный человек в некоторых проявлениях своей сущности, вероятно, недалеко ушёл от дикаря, если принять во внимание интересы, которыми руководствуется определённая часть людей в современном обществе, государственное устройство которого разобщает людей, постоянно порождая взаимную ненависть, конфликты и войны. Именно поэтому люди не могут пока отказаться от оружия, каким бы разрушительным оно ни было.

Задолго до того, как в 1943 году Кусто и Ганьян испытали изобретённый ими акваланг, с помощью которого человек может опуститься на 40-50 метров в глубину и пробыть там 15-20 минут, и значительно раньше появления профессии водолаза, в Европе и Америке на рубеже XIX и XX веков уже были созданы и выполняли свою страшную работу подводные лодки, то есть подводное оружие.

Говорят, что великий человек велик во всём. Леонардо да Винчи (1452-1519), величайший гуманист, художник и учёный эпохи Возрождения изобрёл дыхательную трубку и ручные ласты (ножные ласты изобрёл почти четыре века спустя, в 1936 году, француз Луи де Корлье). Потом Леонардо спроектировал подводную лодку, но вскоре уничтожил все чертежи этого своего изобретения, объяснив своё решение следующим образом: «Люди настолько злобные, что готовы были убивать друг друга даже и на дне морском». Леонардо и не представлял себе, насколько он оказался прав!

А Жак-Ив Кусто писал: «Что же касается моря, то здесь издревле человек заботился лишь об одном: как усовершенствовать орудия уничтожения». Увы, это так и есть, всё равно, касается ли это китов и моржей, или самого человека.

Сравните две даты: 1882 год и 1620 год.

В России Кронштадтская водолазная школа была открыта в 1882 году. Это был научный центр водолазного дела, готовивший специалистов для флота. Здесь разрабатывались правила водолазных работ, изучались вопросы физиологии водолазного дела, создавались образцы водолазной техники. Экспонаты водолазного снаряжения и оборудования, а также первые образцы камер для подводной съёмки, представленные школой на выставке в Чикаго в 1893 г., были отмечены медалью и дипломом.

Основные сведения о техническом оснащении водолаза мы приведём в конце этой главы.

Первая подводная лодка появилась на Темзе в 1620 году. Изготовил эту лодку голландец Корнелиус ванн Дреббель. Родоначальница современных субмарин была изготовлена из дубовых досок, стянутых несколькими железными обручами. Снаружи корпус лодки был обтянут кожей. Для приведения лодки в движение служили семь пар вёсел. Лодка могла погружаться на глубину до трёх метров. Иллюминаторов не было. Конечно, это было примитивное устройство. Но дело не в этом. Показателен тот факт, что этим «аппаратом», как военным объектом, заинтересовался сам король Яков I Стюарт и даже принимал личное участие в погружениях лодки в качестве одного из трёх офицеров её команды. Кроме них в лодке помещались ещё 12 матросов. Всё, что касалось устройства и результатов испытаний этой первой подводной лодки, было засекречено. Вот уже откуда пошли традиции засекречивать военные изделия…

Из-за того, что первая подводная лодка, судя по всему не вызвала большого энтузиазма у её испытателей, а возможно, по другим причинам, вторично идея создания подводной лодки появилось только через 150 лет. Англичанин Джон Дей решил переоборудовать в подводную лодку шлюп «Мария» водоизмещения в 50 тонн. Он рассчитал, что его подводная лодка может погрузиться до глубины 90 метров и находиться на дне целые сутки. Однако эти расчеты не оправдались. При испытаниях лодка утонула вместе с изобретателем.

Третья подводная лодка была построена американцем Дэвидом Бешнеллом в период войны Американских штатов с Великобританией за независимость. «Черепаха», как назвал своё изделие конструктор за внешнее сходство с этим земноводным, погружалась в воду после наполнения балластной ёмкости. Движителем лодки был гребной винт, который вращался изнутри единственным членом экипажа. Подводная лодка имела и вертикальный винт, с помощью которого этот первый «подводник» мог обеспечить всплытие лодки или её погружение. На лодке был насос для откачивания забортной воды, если она проникнет внутрь. Но самое главное: на подводной лодке находился пороховой заряд с часовым механизмом, своего рода мина замедленного действия. Эту мину планировалось прикрепить к подводной части вражеского корабля при помощи бурава. Нашли смельчака, который согласился таким путём взорвать английский флагманский корабль «Игл» («Eagle»). Так невыразительно звучит на английском языке слово, означающее «Орёл». Смельчаком оказался храбрый американский сержант по имени Эзра Ли.

Ночью ему удалось скрытно под водой подобраться к цели. Но кто мог это предвидеть – подводная часть вражеского корабля оказалась обитой медными листами, и бурав невозможно было ввернуть. «Игл» остался невредим. Как сержант Ли подбирался к цели, как выходил с зарядом из подводной лодки и как возвращался в неё – об этом ничего не известно. Не известна и дальнейшая судьба сержанта Ли и подводной лодки «Черепаха».

Таковы были первые подводные лодки. Но к началу ХХ века подводные лодки превратились в грозное оружие. В подводном положении ходовые винты лодки вращал дизельный мотор, в подводном – электромотор. Скорость в подводном положении составляла 10 узлов, в надводном – 20 узлов. Радиус действия крупных подводных лодок достигал 8 тысяч миль. Мощным средством поражения целей стали торпеды – самодвижущиеся снаряды, начинённые взрывчаткой. Вот пример эффективности этих снарядов: за один день 22 сентября 1914 года, то есть всего через несколько недель после начала первой мировой войны, немецкие подводные лодки потопили три английских броненосца.

Нужно отметить, что немецкие подводные лодки применяли бессмысленно жестокую, разбойничью тактику ведения боя. Они отправляли на дно любое судно, попавшее в перекрестие прицела перископа: боевой корабль, грузовое или госпитальное судно. Пределом жестокости были нередкие случаи, когда людей, оказавшихся в шлюпке после гибели корабля, немецкие подводники заставляли перейти на палубу своей субмарины. У несчастных отбирали документы и спасательные пояса, после чего подводная лодка погружалась. Беспомощные люди погибали в волнах.

Аналогичной была тактика немецких подводников и во второй мировой войне. Зато цена этой разбойничьей тактики была очень высокой: из 1200 немецких подводных лодок, действовавших в период войны на морях и океанах, в порты возвратились только 420, а безвозвратные потери среди немецких подводников составили 33 тысячи человек.

Современные подводные лодки – это сложные, технически совершённые боевые корабли, способные поражать цели не только на воде и под водой, но и на суше, за тысячи километров от своего местонахождения. Ракетное оружие, которым оснащены подводные лодки, может иметь ядерные боеголовки и использоваться как из надводного, так и из подводного положения. Запас ядерного топлива для атомного реактора подводного корабля обеспечивает ему теоретически пребывание под водой в течение трёх лет при наличии надёжной регенерации воздуха и мощных опреснителей воды. Глубина погружения атомных подводных лодок достигает 600 метров, а дальность плавания ограничена лишь размерами Мирового океана.

При всём техническом совершенстве атомных подводных лодок их эксплуатационная надёжность в значительной мере зависит от уровня профессиональной подготовки и практических навыков личного состава по обслуживанию сложных систем и механизмов и высочайшей ответственности офицеров и матросов при выполнении служебных задач.

Все знают о трагедии атомных подводных крейсеров – американского «Трешер» и российского «Курск». Хотелось бы надеяться, что эти катастрофы были единичными случаями и впредь ничего подобного не повторится.

У наших взрослых читателей наверняка ещё свежи в памяти тревожные дни лета – осени 2001 года, когда со дна Баренцева моря поднимали погибший атомный подводный крейсер «Курск». Подъём был произведён с большой глубины (108 метров) с использованием российского и норвежского глубоководных аппаратов, на которых на дно опускались водолазы. Это была сложнейшая и дорогостоящая техническая операция. Решение на её проведение было вызвано серьёзными причинами. Необходимо было однозначно определить причину взрыва на крейсере, убедиться в том, что ядерный реактор корабля надёжно заглушён, наконец, поднять тела погибших моряков-подводников и похоронить их с подобающими почестями.

Роль водолазов в этой операции была очень важной: они выдали необходимую информацию о состоянии подводного крейсера, о характере грунта, на котором он лежал, а также о возможных способах подъёма.

А теперь перенесёмся в начало прошлого века и расскажем об операции по подъёму затопленных немецких кораблей после окончания первой мировой войны. Эта операция в своё время была широко известна, она продолжалась около восьми лет и стала своего рода классической.

На полдень 21 июня 1919 года была назначена официальная капитуляция вооружённых сил кайзеровской Германии. Капитуляцию надводных кораблей германского флота представители Антанты должны были принять в одной из бухт на Оркнейских островах. На обширной якорной стоянке выстроились 11 линейных кораблей, 13 крейсеров и 50 миноносцев.

Точно в назначенное время на кораблях были подняты вымпелы и заревели гудки в знак окончания войны. Немецкие матросы радовались наступлению долгожданного мира, поздравляли друг друга с тем, что остались живы после пятилетней бойни. Но церемония передачи кораблей победителям внезапно нарушилась. Стоявшие на якорях корабли вдруг стали раскачиваться, сталкиваться друг с другом и погружаться в воду. Матросы, кто на шлюпках, кто на подручных средствах, спешно покидали тонущие корабли. Мало кто из них знал, что сразу после поданного с флагманского корабля сигнала на подъём вымпелов офицеры по предварительному сговору спустились в трюмы своих кораблей и открыли кингстоны.

Большинство боевых кораблей ушло под воду на глубину от 20 до 30 метров. Англичане смогли спасти только 5 эсминцев, три крейсера и один линейный корабль.

В первые годы после окончания первой мировой войны всем промышленно развитым странам остро не хватало металла. Цена на металлолом резко поднялась. И вот английский предприниматель по имени Эрнест Кокс решил поднять с морского дна все затопленные немецкие корабли, чтобы потом продать их на металлолом. Он знал, что официальная комиссия британского Адмиралтейства, проведя необходимое обследование, дала заключение о технической невозможности подъёма кораблей. Несмотря на это, Кокс отправился в Шотландию и побывал на Оркнейских островах, где увидел, как во время отлива из воды выступают орудийные башни огромного линкора «Гинденбург». Он укрепился в своём решении поднимать корабли.

И что удивительно: к такой сложной технической операции собирался приступить человек, который не только не был специалистом хотя бы в какой-то области, но был просто малограмотным, потому что уже в 13 лет он перестал ходить в школу. Кокс умел только торговать ржавым железом.

Вернувшись в Лондон, он предложил британскому Адмиралтейству продать ему потопленные немецкие корабли в среднем по одной тысяче фунтов стерлингов за штуку. Может показаться невероятным, но положительное решение на это предложение Кокс получил от Адмиралтейства чуть ли не на следующий день. После такой удачной покупки Кокс начал нанимать рабочих, в том числе и водолазов. Ему казалось, что он легко стравится с предстоящей задачей.

Для проведения работ Э.Кокс получил в своё распоряжение старый немецкий плавучий док, оснащённый лебёдками. Распилив док на две части, он поставил их над одним из затонувших миноносцев параллельно его бортам. Во время отлива водолазы завели цепи лебёдок за ступицы гребных винтов, рабочие стали осторожно натягивать цепи лебёдками, и миноносец начал медленно подниматься. Участники операции затаили дыхание: кажется, вот она, первая удача! Но в самый ответственный момент лопнула одна цепь, а за ней через считанные секунды лопнули остальные, и миноносец снова скрылся под водой. Одной сообразительности и предприимчивости Э.Кокса оказалось недостаточно. Ведь он не знал, что толщина цепей ещё мало что говорит об их прочности. Он понятия не имел, что для выполнения такой работы требуются технические расчёты. Он знал только, что цепи дешевле специальных стальных тросов. Хорошо, что пока никто не пострадал, не было даже травм.

Дело пошло, когда Э.Кокс приобрёл специальные стальные тросы, рассчитанные на определённые нагрузки. Один за другим с 30-метровой глубины стали подниматься боевые корабли. Без задержек они отбуксировывались в порт и продавались на слом. Появились деньги, которые пошли на покупку дополнительного оборудования, улучшение экипировки водолазов и повышение оплаты их труда.

За два года были подняты все миноносцы. Дошла очередь до крейсеров и линейных кораблей. Много пришлось потрудиться при подъёме самого большого линкора «Гинденбург». Это было гигантское судно длиной 213 метров, шириной 29 метров и водоизмещением 28 тысяч тонн. Ещё никому не удавалось поднять со дна моря судно таких огромных размеров. Э.Коксу повезло в том смысле, что линкор «Гинденбург» находился на небольшой глубине, около 22 метров. При подъёме этого корабля особенно много пришлось поработать водолазам. Дело в том, что для подъёма было решено накачать линкор воздухом. Для его герметизации водолазы поставили многие сотни заплат и заглушек. Начали поднимать корабль, но он не сдвинулся с места. Стали искать причину, и водолазы достаточно быстро нашли и даже увидели её: это были мелкие рыбки, которые активно, с явным аппетитом выедали жир, который вместе с паклей использовался для герметизации заглушек на корпусе корабля. В работе по подъёму немецких кораблей водолазы применяли сварку, резку, взрывчатку, использовали различные приспособления, многие из которых разработал сам руководитель работ. Через восемь лет после начала работ на дне бухты Скапа-Флоу, где трудились водолазы, не осталось ни одного потопленного судна.

Российским читателям, интересующимся недавней историей своей родины, мы хотим напомнить о такой организации как ЭПРОН («Экспедиция подводных работ особого назначения»). Эта организация была создана в 1923 году. После первой мировой и гражданской войны в территориальных водах России, точнее на морском дне, находилось много русских и иностранных кораблей. Как военно-морской, так и торговый и рыболовный флоты нуждались в срочном пополнении. Судостроительные заводы большей частью подверглись разрухе во время гражданской войны. ЭПРОН поднимал потомленные корабли, и каждый пригодный для восстановления корабль после реставрации сразу вводился в строй. На ЭПРОН были возложены также аварийно-спасательная и водолазная службы.

Первым объектом работы ЭПРОНа была затонувшая в Чёрном море на сравнительно небольшой глубине русская подводная лодка «Пеликан». Лодка оказалась в вполне удовлетворительном состоянии и скоро (в 1924 году) вошла в боевой строй Черноморского флота, разумеется, под другим наименованием. К началу 30-х годов ХХ века ЭПРОН был уже мощной организацией с хорошим техническим оснащением и опытными кадрами водолазов. Например, в финском заливе с глубины 81 метра удалось поднять две подводные лодки. Водолазы ЭПРОНа подняли с морского дна немало крупных кораблей. Так, был поднят затонувший в Кандалакшском заливе Белого моря ледокол «Садко», который потом был использован как научно-исследовательское судно для работы в Арктике. Был поднят большой пароход «Пётр Великий» и другие суда.

На дне океанов и морей покоится множество кораблей, оказавшихся там по разным причинам. Одни погибли в результате военных действий или после нападения пиратов, другие не смогли противостоять океанским штормам и так далее. Нередко погибали корабли, в трюмах которых находилось золото и другие драгоценности. Поднять на поверхность корабль можно только со сравнительно небольшой глубины. Когда корабль с драгоценным грузом удаётся поднять или же снять с него груз на дне моря, то это становится сенсационным событием.

Рассказы о таких событиях, кроме фактов, действительно имевших место, обычно дополняются картинами, рождёнными фантазией рассказчиков, и чем чаще эти рассказы пересказываются, тем больше удаляются они от действительных событий.

Большие глубины неподвластны водолазам. Но на тех же глубинах, где можно работать с аквалангом, водолазы выполняют исключительно важные и нужные работы. Среди этих работ нужно назвать обслуживание научно-исследовательских работ.

Первым человеком, который с чисто научными целями впервые опустился на морское дно в водолазном скафандре, считается профессор Сорбонского университета зоолог Анри Мильн-Эдвардс. Было это в 1844 году. А примерно через сто лет после этого, когда в практику научных работ вошло изобретение Ж.-И. Кусто и Э.Ганьяна – акваланг, многие учёные получили возможность работать под водой и непосредственно изучать интересующие их объекты. Но это не значит, что они могут работать без участия профессиональных водолазов. С другой стороны, водолазы, обслуживая научно-исследовательские работы, а также выполняя свои обычные подводные работы, часто сталкиваются с необычными явлениями и обстоятельствами, информация о которых является очень ценной для науки. Другими словами, каждый наблюдательный и правдивый водолаз становится в определённой степени исследователем. Основой успешной работы под водой, конечно, является профессиональное владение водолазной техникой и безопасными приёмами работы.

В этой главе мы привели некоторые примеры работ водолазов по подъёму затонувших кораблей. Но эти работы, хотя и очень важные, составляют только небольшую часть всего комплекса работ, возложенных на водолазную службу. Невозможно назвать ни одного гидротехнического сооружения, порта, канала, плотины, крупного моста и других подобных объектов, строительство или ремонт которых могли обойтись без кессонных работ, без участия водолазов.

Большое значение для науки и чисто практических целей имеют работы по исследованию дна океана и подводного животного мира. В 1965 году советские учёные под руководством М.В.Проппа, а затем – Е.Н.Грузова начали подводные работы у берегов Антарктиды. До них ещё никто не опускался под воду в этом районе Антарктики. Поэтому никто даже приблизительно не мог сказать, что ожидает там исследователей. Одни считали, что на дне всё стёрто айсбергами, другие – что на дне одни губки слоем в несколько метров, третьи предполагали, что там развитие жизни не поднялось выше уровня бактерий и водорослей. И что же оказалось на самом деле? А на самом деле на глубине 20-30 метров учёным открылся удивительный мир, полный жизни: отвесные скалы заросли оранжево-красными кустами мягких кораллов, дно покрыто ярким ковром губок разнообразных форм и расцветок, множество различных морских звёзд, огромные актинии, мелкие жёлтые голотурии, покрывающие камни. Здесь много рыб, некоторые из них, находясь в каком-то оцепенении, позволяли брать себя в руки. Многие животные здесь поражали учёных своими размерами. Например, асцидии достигают высотой до метра (в Японском море они редко имеют высоту в 20 сантиметров), наблюдались гигантские морские пауки и другие животные. Было найдено много организмов (кораллы, морские лилии и другие), характерных для тропических вод. Даже снизу во льду, между кристаллами плавали мелкие рачки-амфиподы и стаи мальков и взрослых рыб. Всё это было настоящим открытием в биологии моря. При этом самой большой загадкой оказалось наличие на дне такого множества животных. В некоторых местах биомасса доходила до 2-3 кг на один квадратный метр поверхности дна – величина, рекордная для Мирового океана.

Ещё один пример, показывающий эффективность подводных исследований. Группа специалистов-подводников под руководством Ж.-И. Кусто провела интересную и трудоёмкую работу по изучению собственно китов. Трудно перечислить всё, что выяснили подводные исследователи, встречая и наблюдая китов в открытом море. Они изучали этих исполинов во время сна и бодрствования, наблюдали их брачные игры и выкармливание детёнышей, видели китов, убегающих от преследования и добродушно позволяющихся и играющих. Ценность полученных в этих исследованиях сведений огромна. По результатам этих исследований Ж.-И. Кусто и Ф.Диоле написали книгу «Могучий властелин» (М., «Мысль», 1977). Специалисты считают эту книгу наиболее полной сводкой оригинальных наблюдений за жизнью крупных китообразных в природе.

На следующей странице нашего сайта мы познакомимся с водолазной техникой.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

>>>Читайте дальше: Водолазная техника.

Планета Земля. Основные параметры и происхождениеВозраст. Учение о геосферахОсновные движения Земли в пространстве [сутки, год - прецессия, нутации] Геологическое развитие планеты МагнитосфераБиосфера. Вода.Биосфера. Деятельность живых организмов.Биосфера. Атмосферные явления. Осадки.Гроза. Молния. Радуга.Смерчи, ураганы, тайфуны.Полярные сияния.География Земли. Водные ресурсы.Круговорот воды в природе. Мировой океан. [1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Материк Антарктида 21 22 23 24 25 Атмосфера 27 28 29] Метеорология. Наблюдение за погодой. Воздействие человека на гидросферу. Воздействие человека на атмосферу и почву.Земная суша. Формирование материков.Открытие дрейфа континентов.Евразия. Испания. [1 2 3 4] Португалия. [1 2 3] Германия. [1 2 3 4 5 6 7 8 9 10]

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта
Rambler's Top100

 
© KV


 


 


Леонардо да Винчи, величайший гуманист, художник и учёный эпохи Возрождения изобрёл дыхательную трубку и ручные ласты. Потом Леонардо спроектировал подводную лодку, но вскоре уничтожил все чертежи этого своего изобретения, объяснив своё решение следующим образом: «Люди настолько злобные, что готовы были убивать друг друга даже и на дне морском».

Закрыть урок