Глубоководные аппараты и научно-исследовательские суда
Кратко:

Интересно знать:

Российский научно-исследовательский глубоководный аппарат «Мир»

Российский научно-исследовательский глубоководный аппарат «Мир»

Рабочая глубина погружения 6000 м.
Предельное погружение на 6500 м.
Экипаж 3 человека.
Скорость (подводная) 4,5 узла.
Сухой вес 18,6 т.

Российское научно-исследовательское судно «Витязь»

Российское научно-исследовательское судно «Витязь»

«Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин, во время экспедиций «Витязя» было открыто 1176 новых видов животных и растений.

Иван Фёдорович Крузенштерн - русский мореплаватель, адмирал.

Иван Фёдорович Крузенштерн - русский мореплаватель, адмирал.

Иван Фёдорович Крузенштерн
(1770-1846) (нем. Adam Johann von Krusenstern) - русский мореплаватель, адмирал.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на парусниках «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

Подробно:

Мировой океан

Исследования океана


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".

23. Глубоководные аппараты и научно-исследовательские суда.

В заключение темы о глубоководных аппаратах научного назначения отдельно отметим российский научно-исследовательский комплекс под названием «Мир». Он состоит из двух практически одинаковых глубоководных обитаемых аппаратов для океанологических исследований и спасательных работ «Мир-1» и «Мир-2». Оба аппарата установлены на базовом научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш». Это судно было построено в 1981 году на финской верфи Холминг в городе Раума. Глубоководные аппараты были спроектированы в КБ «Лазурит» (Москва) и изготовлены в 1987 году фирмой «Раума Репола» (Финляндия). Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с установленными глубоководными аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» представляет собой уникальный научный комплекс, предназначенный для проведения разнообразных океанологических и метеорологических исследований. Для этого на судне имеется необходимое научное и навигационное оборудование. В исследовательский комплекс входят 15 лабораторий, в которых в автоматическом режиме производятся сбор, обработка, анализ и регистрация научной информации. Аппараты «Мир-1» и «Мир-2» могут погружаться на глубину до 6000 метров. Гондолы «Миров» изготовлены из легированной стали и состоят из двух половин, стянутых болтами. Отказ от сварки повышает надёжность изделия в условиях воздействия огромного давления воды.

Научно-исследовательский комплекс «Мир» принадлежит Российской Академии наук.

… Не хотелось бы вспоминать о плохом, но из песни слова не выкинешь. 1980-е годы – это годы холодной войны, хотя и с наметившимися проблесками здравого смысла в отношениях между двумя сверхдержавами. Коснулась холодная война и советского заказа Финляндии на изготовление глубоководных аппаратов. В те годы правящие круги США добились запрета на экспорт в СССР передовых технологий. Много пришлось попортить нервов советским инженерам и дипломатом, чтобы разместить заказ в Финляндии. Не легче было получить уже готовые аппараты. При этом трудности возникли не только для СССР, но и для прекрасных финских заводов компании «Раума Репола», которым США угрожали чуть ли не закрытием производства. Но всё окончилось благополучно, и компания «Раума Репола» получила от Советского Союза заработанные ею 200 миллионов финских марок.

Судно «Академик Мстислав Келдыш»
Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш»

За время своей вот уже более чем 30-летней эксплуатации судно «Академик Мстислав Келдыш» с научно-исследовательским комплексом «Мир» на борту выполнило большой объём исследований по различным вопросам океанологии и внесло достойный вклад в науку об океане в интересах всего человечества.

Кругосветное плавание парусников «Надежда» и «Нева»

Теперь, когда мы рассказали об истории создания научно-исследовательского корабля «Академик Мстислав Келдыш» и дали высокую оценку работе русских учёных на этом корабле, напомним о кораблях, которые первыми получали и выполняли задания на проведение научных работ в океане и были, таким образом, предшественниками «Академика Мстислава Келдыша».

Прежде всего назовём парусники «Надежда» и «Нева», на которых 7 августа 1803 года русская экспедиция под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского отправилась из Кронштадта в кругосветное плавание. Это был первый выход русского флота на просторы Мирового океана. Никогда раньше русские корабли не получали задания на кругосветное путешествие, не пересекали экватор. Корабли «Надежда» и «Нева» были в составе военно-морского флота России, и оба капитана этих кораблей были морскими офицерами.

Но экспедиция под их руководством имела исключительно мирные научные цели. Кроме этого, ей были поручены некоторые торгово-экономические и дипломатические задачи. С Крузенштерном было направлено посольство в Японию. Отметим сразу, что дипломатические задачи Крузенштерн и Лисянский решить не смогли, но не по своей вине, а по прихоти японского императора, который не принял подарков и не захотел иметь никаких отношений с Россией. Зато научные задачи экспедиция Крузенштерна выполнила блестяще. Были тщательно обследованы Камчатка, Сахалин, Курильские острова, а в Северной Америке были подробно описаны и нанесены на карту побережье материка в районе Ситки, а также остров Кадьяк. С Крузенштерном плавали швейцарские астроном Горнер и немецкие натуралисты Лангедорф и Тилезиус. Кругосветное плавание Крузенштерна положило начало новой науке – океанографии. 19 августа 1806 года, после трёхлетнего плавания корабли «Надежда» и «Нева» возвратились в Кронштадт.

За первой экспедицией Крузенштерна через три года последовала вторая кругосветная экспедиция на корабле «Рюрик» под командой капитана О.Коцебу. С ним плавали немецкие натуралисты А.Шалиссо и Ф.Эшшольц. Эта экспедиция значительно дополнила научные сведения, полученные экспедицией Крузенштерна.

Кругосветное плавание «Челленджера»

Знаменательным событием в истории науки о море является кругосветное плавание английской экспедиции на корабле «Челленджер», которое началось 21 декабря 1872 года и закончилось в мае 1876 года. Деревянный паровой корвет «Челленджер» водоизмещением 2306 тонн был построен как военный корабль и до момента начала кругосветного путешествия плавал уже 20 лет под флагом английского Адмиралтейства. Для целей экспедиции корабль был специально переоборудован. Королевское общество послало в экспедицию лучших учёных. Руководил экспедицией шотландский естествоиспытатель Уайвилл Томпсон, который уже был известен своими исследованиями глубоководной фауны. Его помощником был Джон Меррей, крупнейший океанограф своего времени. Членом научной экспедиции на борту «Челленджера» был также и Александр Агассис (1835-1910), швейцарский учёный, переехавший в США. Он был крупным морским биологом, знатоком фауны моря. «Челленджер» обошёл вокруг земного шара, плавал в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, посетил многочисленные острова, первым из паровых судов пересёк Южный полярный круг, делал остановки в Австралии, новой Зеландии, на островах Фиджи, Таити и других, посетил Гонконг, Йокагаму и Гонолулу. За три с половиной года плавания «Челленджер» прошёл 69 тысяч миль. По оценке специалистов, экспедиция на «Челленджере» добыла информации о море больше, чем её было получено за все предшествовавшие века. Результаты работы этой экспедиции, обработанные потом целой группой научных сотрудников под руководством сэра Джона Меррея, были опубликованы в Англии в 50 томах, выпуск которых занял 16 лет (1880-1895). Всем ходом и маневрами «Челленджера» управляли 220 офицеров и матросов, но они лишь выполняли распоряжения начальника экспедиции, и никаких недоразумений между научным персоналом экспедиции и офицерами не возникало.

После работы экспедиции на «Челленджере» успехи в океанографии стали достигаться не отдельными исследователями-энтузиастами, а в результате продуманной и хорошо спланированной работы целых коллективов учёных.

Экспедиции на «Витязе»

1 апреля 1979 года в Атлантическом океане состоялся необычный юбилей: советское научно-исследовательское судно «Витязь» отметило 30 лет работы на просторах Мирового океана. За кормой этого корабля науки осталось более миллиона (!) пройденных миль, почти 8 тысяч научных станций, каждая из которых составляла напряжённый труд гидрологов, биологов, физиков, гидрохимиков и других специалистов. Маршруты экспедиций «Витязь» многократно пересекали огромное водное пространство Атлантического, Тихого и Индийского океанов, вели к берегам Азии, Африки, Америки и Австралии и к множеству островов. «Витязь» выполнил многие многолетние программы гидрологических и биологических исследований. Именно с борта научного судна «Витязь» в 1959 году в районе Марианского желоба была обнаружена наибольшая глубина Мирового океана – 11022 метра. Экспедиции на «Витязе» детально изучили водные массы и течения дальневосточных морей вокруг России, открыли многослойную систему циркуляции вод в экваториальной зоне Тихого океана. В Тихом и Индийском океанах морские геологи выявили и исследовали большие залежи железо-марганцевых конкреций с высоким содержанием в них также никеля, кобальта и меди. Обнаружено распространение фосфоритов на вершинах подводных гор Тихого океана.

В результате изучения океанского дна на карту мира нанесено более 50 новых названий подводных объектов, например: хребет Ширшова, Восточно-Индийский хребет, возвышенность Института океанологии, подводные горы Макарова, Папанина, Гагарина и др.

Мировую славу «Витязю» принесли комплексные исследования фауны ультраабиссали, то есть предельных глубин Мирового океана. До середины 1950-х годов в науке высказывались сомнения о возможности жизни на глубине свыше 5-6 километров из-за постоянной низкой температуры, темноты и колоссального давления (от 500 до 1000 атмосфер). Путём многочисленных тралений в большинстве глубоководных желобов океана «Витязь» открыл для науки целый мир животных, обитающих в условиях огромного давления, вечной темноты и холода. Вклад «Витязя» в океанологию невозможно переоценить. Ветеран научного флота состарился. В 1979 году его рейс был и юбилейным, и последним. Вскоре после этого корабль стал музеем.

Другие научно-исследовательские суда

Не забудем отметить также большой вклад в морскую науку экспедиций, которые в 50-х годах ХХ века работали на одном из лучших в мире советском исследовательском судне «Михаил Ломоносов». В эти же годы плодотворно работали датчане на своём исследовательском судне «Галатея», а также экспедиции под руководством Жака-Ива Кусто на судах «Калипсо» и «Винаретта-Сингар».

До развала СССР самый большой в мире научный флот находился в распоряжении советских учёных. Например, корабль «Обь» многие годы проводил исследования в районе Антарктики, а с борта кораблей «Дмитрий Менделеев» и «Академик Курчатов» проводились разнообразные океанологические работы. Вспомогательные работы при изучении космоса с искусственных спутников Земли велись на судах «Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Комаров».

Море изучают не только при помощи исследовательских судов, оснащённых современным научным оборудованием и глубоководными аппаратами. Значительный вклад в науку о море, а также в решение чисто практических задач вносит водолазное дело. Об этом мы и поговорим в следующей главе нашего сайта.

© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: