Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Интересно знать:

Карта Гекатея передаёт представление древних о мире как о плоском диске, окружённом со всех сторон океаном.

Карта Гекатея.

Карта Гекатея передаёт представление древних о мире как о плоском диске, окружённом со всех сторон океаном.

 

Планета Земля

Мировой океан.

13. Человек и океан. Изучение океана. Океанология.


© Владимир Каланов,
"Знания-сила".

Изучение океана начиналось с морских путешествий. Первые письменные свидетельства о морских путешествиях людей появились только в первом тысячелетии до н.э. В этот период попытки освоения океана делают в основном два народа – финикийцы и греки. Финикия – это древнее государство, находившееся там, где теперь Сирия и Ливан. Финикийцы плавали по всему Средиземному морю и устраивали торговые предприятия (фактории) на побережье Северной Африки и Южной Европы. В то время в этом районе Земли активно развивалась торговля. Финикийцы, не имея компаса, отважились войти в необозримую даль Атлантического океана, открыли Канарские острова, а по утверждению Александра Гумбольдта, достигли Саргассова моря. Некоторые авторы, ссылаясь на Геродота, предполагают даже возможность того, что в VI веке до н.э. финикийцы ходили вокруг Африки.

О морских путешествиях древних греков известно только то, что они ограничивались почти исключительно Средиземным морем.

Правда, они внесли в науку о море свой вклад, изучая морскую флору и фауну. Древние римляне и при Юлии Цезаре, и позднее, в период империи (I век до н.э. – III век н.э.), изучением морей не занимались. В этот период они лишь изредка совершали путешествия по торговым делам в Индию, Малайзию и Южный Китай. Руководителей Рима больше интересовали сухопутные военные походы.

В первых веках нашей эры активными мореплавателями были викинги (норманны). Конкретных сведений об их деятельности не сохранилось. Известно только, что от суровых скал своей родины Норвегии они совершали морские переходы к Британии, Исландии и Гренландии. Примерно в 1000 году они высаживались на северо-восточном побережье Америки. Потом об этом континенте забыли. Так говорится в истории науки.

В XV веке началась эпоха великих географических открытий, она же стала и эпохой великих исследований Мирового океана. В эту эпоху, собственно, и берёт своё начало наука океанология. Составной частью океанологии является океанография. Этот раздел океанологии занимается описанием океанских бассейнов, их географического положения, размеров, строения береговой линии, шельфа и океанского дна, климатических особенностей различных районов Мирового океана, океанских течений, занимается изучением распределения глубин и составлением морских карт различного назначения.

Океанология, наука о Мировом океане, является обширной областью человеческого знания и претендует на изучение океана как целого, как главной и основной части гидросферы Земли. Океанология включает в себя океанографию и целый ряд соподчинённых и самостоятельных наук: происхождение и историю океана, его географию, геологию, биологию, изучает физические и химические свойства морской воды, взаимодействие океана с атмосферой и космосом, влияние человеческой деятельности на процессы в океане и так далее. Каждый раздел океанологии является по существу отдельной отраслью науки, в которой заняты свои исследователи и специалисты.

Уже в древности учёные и мореплаватели Финикии, Египта, Греции и Китая имели определённые знания и представления об океане и наблюдаемых в нём явлениях, которые позднее вошли в науку океанологию. Естественно, уже тогда мореплаватели нуждались в морских картах. О каких морских путешествиях без карт можно говорить? Первая попытка составить научную карту приписывается греческому философу Анаксимандру (610 – 546 год н.э.), но его карта не сохранилась. Поэтому самой ранней из известных науке карт считается карта греческого историка Гекатея из Милета (конец VI – начало V в. до н.э.). За основу он взял карту Анаксимандра. Карта Гекатея передаёт представление древних о мире как о плоском диске, окружённом со всех сторон океаном. Тогда считалось, что Океан является пределом Земли, а его края служат опорой прозрачному небесному своду. На том рубеже, где встречаются вода и небо, царит хаос и зарождается мрак и ужас. Такие свойства приписывались Океану вплоть до путешествий Колумба.

Однако на карте Гекатея уже были нанесены заливы океана, в дальнейшем оказавшиеся Красным морем и Персидским заливом. Кроме того, на карте было ясно показано, что океан сообщается с центральным Средиземным морем через пролив (ныне Гибралтарский).

Следующий шаг в развитии картографии сделал Геродот (484–425 до н.э.). Оказывается, что он был не только великим историком древности («Отец истории» - так называли его потомки), но вместе с Гекатеем может считаться основателем физической географии. Геродот не считал, что океан опоясывает весь мир. Он предполагал, что суша простирается на неопределённое расстояние к северу и востоку от центрального моря, а материки – Европа, Ливия (так древние называли Африку) и Азия – омываются тремя океанами: Атлантическим на западе, Австралийским и Эритрейским – на юге. Конфигурация континентов на его карте была вычерчена, конечно, не точно, но южное побережье Европы на карте имело очертания, похожие на реальные.

Великий учёный античного мира древнегреческий философ Аристотель (384–322 г. до н.э.) указывал на единство океана и, исходя только из теоретических рассуждений, утверждал, что морским путём можно из Испании попасть в Индию. Он путём наблюдений установил наличие морских течений в проливах Керченском, Босфоре и Дарданеллах. Из наблюдений за затмениями Луны и Солнца Аристотель сделал вывод, что Земля должна иметь форму шара.

В развитие картографии океанов внесли вклад также ученик Аристотеля философ Динарх (320 до н.э. – год расцвета его деятельности), греческий учёный Эратосфен из Александрии (около 276 – 194 до н.э.) и известнейший астроном древности Гиппарх (около 190–125 до н.э.). Гиппарх ввёл понятие «картографические проекции», которое дало правильное представление о распределении суши и моря. После этого нововведения стало впервые в истории возможным наносить на карту с научной точностью любую точку земной поверхности, а мореплаватель мог точно нанести на карту путь, пройденный им в неизведанном океане.

Наука об океане развивалась медленно. С падением Западной Римской империи (последняя четверть 5 века н.э.) развитие всех наук резко замедлилось. До этого периода в Европе развивались, хотя и медленно и не без помощи арабов, астрономия и математика. В 5 веке наука в Европе как будто остановилась. Основной причиной такого положения было то, что с самого начала новой эры христианство выступило с безоговорочной претензией на уникальную и всеобъемлющую истину. К началу средних веков христианское мировоззрение стало господствующей идеологией в Европе.

Напомним, что средние века охватывают период времени от заката Западной Римской империи (475 г.) до открытия Америки Христофором Колумбом. Некоторые учёные считают, что Средневековье закончилось только в середине 17 века.

В те времена всякое научное знание должно было получать санкцию на преподавание и распространение от руководителей католической церкви. Главной наукой считалась теология. На протяжении всего Средневековья научная деятельность в Европе оставалась едва заметной. В 13 веке в Европе появились университеты, но в океанографию они практически ничего не могли внести. Университеты, как правило, имели четыре факультета: свободных искусств, медицинский, юридический и теологический. Система так называемых «семи свободных искусств» возникла в 5 веке и включала в себя грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

И всё же знания об океане медленно, по крупице накапливались у тех, кто в силу профессии был связан с океаном – у мореплавателей, рыбаков, купцов.

Интересно, что родиной кораблестроения в том смысле, как мы его понимаем теперь, стал Древний Египет. И это несмотря на то, что здесь в общем-то никогда не было лесов. Древние египтяне умели делать не только плоты, долблённые лодки и крупные папирусные лодки-барки, в строительстве которых они достигли больших успехов, но и строили суда, на которых можно было ходить и по Нилу, и по морю. Сначала корму судна собирали из коротких досок, а щели между ними конопатили паклей и смолили. Первые деревянные суда не имели ни киля, ни шпангоутов – материала для этого в Египте не было. Около 2,5 тысячи лет до н.э. египтяне стали привозить лесоматериал из Ливана, и на Ниле появились более совершенные суда, которые имели палубу, продольные и поперечные балки и мачту. Применение одноствольной мачты упрощало управление парусом. Корабли могли теперь передвигаться не только при попутном, но и при боковом ветре. Раньше на египетских кораблях парус ставили только при попутном ветре. Парус имел прямоугольную форму и располагался между двумя горизонтальными реями, закреплёнными на двуногой мачте.

Галера

Примерно в это время на кораблях появились вёсла с уключинами. До этого гребцы должны были держать весло в обеих руках, располагаясь вдоль бортов лицом вперёд по ходу корабля. Уключины создавали рычаг для гребцов, гребок получался сильнее, скорость корабля увеличивалась до 12 км/ч.

Гребцами обычно были рабы. Они сидели спиной к направлению движения. Гребок производился по команде надсмотрщика. Для управления судном служила пара кормовых вёсел, выполнявших роль руля. На таких деревянных кораблях с парусом и вёслами египтяне уже выходили в море для доставки различных заморских товаров: корабельного леса, слоновой кости, древесной смолы и др.

Килевые суда со шпангоутами, изогнутыми наподобие рёбер, впервые появились в древней Сирии. Потом такие корабли появились у всех народов Средиземноморья.

Постепенно размеры судов и их водоизмещение увеличивались, а конструкция совершенствовалась. В истории на этот счёт сохранились интересные факты. Например, в Сиракузах при царе Гиероне II (годы правления 269 – 215 до н.э.) был построен корабль, удививший весь античный мир. Водоизмещение корабля было более 4 тысяч тонн при том, что водоизмещение обычного торгового судна тогда редко превышало 200 тонн. За работами по постройке судна следил сам Архимед – великий математик и механик древности. По его чертежам была изготовлена сложная система блоков – полиспаст, с помощью которой судно спустили на воду. Но корабль оказался таким большим, что не смог поместиться ни в одной гавани Сицилии. Поэтому корабль подарили тогдашнему царю Египта Птолемею III Эвергету. Точных сведений о размерах этого корабля не сохранилось. А вот несколько позже, уже при Птолемее IV Филопате, в Египте построили корабль невиданной до тех времён длины – 130 метров. Команда корабля состояла из 400 матросов и четырёх тысяч гребцов. На этом корабле размещалось ещё до трёх тысяч тяжеловооружённых воинов.

Мускульная сила гребцов на подобных кораблях была основным двигателем. Паруса поднимались лишь при благоприятном направлении ветра. На военных кораблях греков и римлян над главной, гребной палубой надстраивались ещё несколько палуб (две, а иногда и три), где также находились гребцы. Каждое весло на таких многоярусных кораблях обслуживал один раб-гребец. Корабли более позднего типа стали называться галерами. Галеры плавали в морях вплоть до 18 века. На галерах за вёслами сидели на только рабы, так сказать, по социальному положению, но и бывшие свободные граждане, осуждённые за преступления, а также военнопленные. Все они на галерах становились рабами. Вёсла на галерах достигали 15 метров в длину, а вес их доходил до 250 кг. Огромный вес объяснялся тем, что для создания противовеса в валёк весла заливали свинец. С таким веслом один человек справиться не мог. К каждому веслу была приставлена целая бригада численностью от 6 до 9 человек. Сидеть эти гребцы во время движения судна не могли, так как для выполнения гребка нужно было делать несколько шагов вперёд и назад. В моменты, когда нужно было развить наибольшую скорость (атака на противника или бегство от него), темп гребли достигал 22-23 гребков в минуту. Когда обессиленный гребец уже не мог больше работать, его ещё живым просто выбрасывали за борт и заменяли запасным.

В случае гибели корабля галерные рабы рассчитывать на спасение не могли, так как они были прикованы к скамьям цепями. Ну, а если корабли оставались невредимыми, а галерные рабы не погибали в сражениях, то всё равно участь их была предрешена: они почти все умирали от изнурительного труда, недоедания и болезней, вызванных ужасающей антисанитарией. Алчность и жестокость судовладельцев не имела границ: рабы, прикованные к скамьям, вынуждены были принимать пищу и отправлять свои естественные надобности непосредственно на рабочем месте.

Известен один из немногочисленных случаев, когда галерное рабство закончилось благополучно. Это произошло с молодым храбрым испанским офицером, который во время войны Испании с турками попал в плен в Алжир и был отправлен на галеры. К счастью, его скоро выкупили за деньги, собранные в порядке благотворительности одним монахом у богатых купцов. Никто не предполагал, что освобожденный галерный раб по имени Мигель Сааведра Сервантес через двадцать с лишним лет станет знаменитым писателем и расскажет в своём романе о «рыцаре печального образа» Дон-Кихоте.

Итак, в древности на кораблях, в том числе военных, вёсла были главным движителем, а парус был лишь дополнением к вёслам. Но в начале 11-го века нашей эры положение резко изменилось: появились трёхмачтовые корабли с несколькими парусами, улучшенным корпусом и рулём, так называемые каравеллы. Они обладали хорошими мореходными качествами. На смену галерам пришёл парусный флот, в котором вёсла не использовались. Это не означало, что физическую силу людей заменила сила ветра, надувающего паруса. Физическая сила моряков требовалась, чтобы управлять парусами, а это было необходимо в любой момент движения корабля и при выполнении манёвра. В неменьшей степени, чем физическая сила, от моряков требовалось и большое мужество. В непогоду, когда корабль испытывал большой крен, а вершины высоких мачт раскачивались на десятки метров в разные стороны, не так легко было удержаться на мачтах и реях. Сорваться с высокой площадки на мачте за борт или на палубу чаще всего означало для матроса верную гибель.

Умелое управление парусным кораблём – это большое искусство. Парусная оснастка корабля и весь такелаж постоянно усложнялись. Опыт управления таким хозяйством приобретался нелёгким трудом во время морских походов под парусами. Насколько нелёгок и опасен этот труд, мы узнаём не только из истории или художественной литературы. Мы можем узнать об этом из рассказов наших современников – офицеров Военно-морского флота, многие из которых, будучи курсантами и юнгами, совершали морские походы под парусами. Такие походы и теперь практикуются с целью наглядно, на практике показать будущим морским офицерам не только и не столько романтику профессии, которую они выбрали, сколько дать им возможность убедиться в том, что плавание по морю, а под парусами особенно, требует от моряков знаний, умений, физической закалки и, конечно же, смелости и мужества.

Коль скоро мы упомянули о военных моряках, необходимо добавить, что уже в средние века использование парусов привело к резкому изменению тактики морского боя. Ничего нельзя изменить в истории – войны всегда велись не только на суше, но и на море. В эпоху галерного флота победа доставалась после того, как атакующий корабль просто сближался с противником или же таранил его, после чего корабль противника брали на абордаж. Парусные корабли, оснащённые пушками, вели бой на расстоянии пушечного выстрела. Победа доставалась тому, кто дальше и точнее посылал свои пушечные ядра, кто при сближении с противником точнее стрелял из ружей и пистолетов. На парусниках пушки располагались в один или несколько рядов вдоль бортов, поэтому огонь они могли вести только в сторону, а не прямо по курсу. Поэтому боевое построение кораблей перед сражением выглядело в виде двух параллельных линий. Отсюда и пошло название: линейный корабль. Военный парусный флот всех стран, как и тактика морского боя, непрерывно совершенствовались.

Парусный флот просуществовал многие века. Даже в начале 20 века по морям и океанам плавало не менее 10 тысяч парусных кораблей. Именно на парусниках, вначале небольших и несовершенных, человеком были покорены океанские просторы, открыты новые земли, началось всестороннее изучение Мирового океана. В 15 веке началась эпоха великих географических открытий, об основных этапах которой мы постараемся напомнить нашим уважаемым читателям на следующих страницах сайта Знания-сила.

 

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

>>>Читайте дальше: Эпоха великих географических открытий и продолжение исследований океана.

Планета Земля. Основные параметры и происхождениеВозраст. Учение о геосферахОсновные движения Земли в пространстве [сутки, год - прецессия, нутации] Геологическое развитие планеты МагнитосфераБиосфера. Вода.Биосфера. Деятельность живых организмов.Биосфера. Атмосферные явления. Осадки.Гроза. Молния. Радуга.Смерчи, ураганы, тайфуны.Полярные сияния.География Земли. Водные ресурсы.Круговорот воды в природе. Мировой океан. [1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Материк Антарктида 21 22 23 24 25 Атмосфера 27 28 29] Метеорология. Наблюдение за погодой. Воздействие человека на гидросферу. Воздействие человека на атмосферу и почву.Земная суша. Формирование материков.Открытие дрейфа континентов.Евразия. Испания. [1 2 3 4] Португалия. [1 2 3] Германия. [1 2 3 4 5 6 7 8 9 10]

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта
Rambler's Top100

 
© KV


 


 

Древние египтяне умели делать не только плоты, долблённые лодки и крупные папирусные лодки-барки, в строительстве которых они достигли больших успехов, но и строили суда, на которых можно было ходить и по Нилу, и по морю.

Закрыть урок