Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Интересно знать:

Людвиг Фейербах

Выдающийся немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) своими работами «Das Wesen des Christenthums» (1841) (русский перевод «Сущность христианства» (1870)) и «Das Wesen der Religion» (1845) (русский перевод «Сущность религии» (1955)) сильно повлиял на таких философов, как Энгельс, Маркс, Штраус и Ницше. Фейербах рассматривал веру как сон разума, бога как человеческое изобретение, религиозную деятельность как удовлетворение ложных потребностей и считал, что на место любви к богу следует поставить любовь к человеку, а на место веры в бога — веру в самого себя.

 

 

ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ

Великие мыслители обсуждают «вечные» вопросы.

Существует ли реинкарнация?

Знания-сила.


ВОПРОС № 9:

вопрос Атеизм — отрицание бытия Бога — является интеллектуальным выбором многих мыслителей. Как вы объясняете феномен атеизма?

АЛВИН ПЛАНТИНГА

Прежде всего, атеизм имеет долгую историю. Он не является изобретением эпохи Просвещения, хотя после неё он стал играть гораздо более видную роль. В Псалмах Давида мы читаем о безумце, который сказал, что в его сердце нет Бога. В XVIII веке Джонатан Эдвардс подробно говорит об атеизме — о том, что в его время атеизм пользуется значительно большим распространением, чем двести лет назад.

Как объяснить феномен атеизма? Это действительно сложный вопрос. Я уже говорил, что расцвет атеизма начался после эпохи Просвещения, но я не знаю, как объяснить атеизм. Думаю, в его основе лежит грех — хотя и не обязательно грех конкретного атеиста, о котором идёт речь. Атеизм является разновидностью слепоты, неспособности понять нечто очень важное о мире, в котором мы живем. Откуда происходит эта слепота?

По моему мнению, ответственность следует частично возложить на самих христиан. Зрелище протестантов и католиков, сражающихся и убивающих друг друга в годы религиозных войн в XVI—XVII веков было крайне тягостным для тех, кто наблюдал за ним. Оно отвратило от христианства массу людей. Если христиане таковы, если это означает быть христианином, то они не хотели иметь с этим ничего общего. Но факт братоубийственной войны между христианами лишь частично объясняет феномен атеизма. То, что христиане резали друг другу глотки, на мой взгляд, является разновидностью духовной гордыни.

Католики и протестанты по-разному реагировали друг на друга; им следовало бы видеть, что на глубинном уровне их взгляды совпадают. Они сходились в том, что Бог существует и что Он решил спасти человечество, что люди созданы по Его образу и подобию, что все главные принципы христианства сформулированы в Апостольском и Никейском символах веры, и так далее.

Зачем же они мучили и убивали друг друга? Им следовало бы понять, что вещи, в которых они были действительно уверены, одинаковы для обеих конфессий, а разногласия возникают по тем пунктам, где Писание выражается менее ясно.

Степень веры должна определяться степенью ясности. Центральные догматы христианства сформулированы с максимальной четкостью, которая уменьшается по мере приближения к периферии. Здесь между христианами могут возникать формальные разногласия. Поэтому я думаю, что отрицание бытия Бога в современном обществе частично можно отнести за счёт греха прежних поколений христиан — но только частично. Если вы хотите получить более подробные объяснения, рекомендую заглянуть в книгу Майкла Бакли «У истоков современного атеизма» (Yale University Press, 1987).


 

РИЧАРД СУИНБЕРН

Как я объясняю атеизм? Почему некоторые люди являются атеистами? Думаю, ответ на этот вопрос во многом будет зависеть от того, кто они такие, когда они жили и какие воздействия испытывали на себе. Но если говорить об атеистах нашего времени, то я уверен, что для них, как и для всех остальных, объяснение следует искать в интеллектуальной среде, где происходило формирование их убеждений. Однако люди имеют возможность искать истину и за пределами той среды, в которой формировалась их личность; следовательно, можно сказать, что, хотя атеисты находились под воздействием определенных аргументов, они не потрудились или же по каким-то причинам не смогли найти контраргументов против атеизма. Разумеется, дело не только в аргументах, но и в личном опыте. Некоторым людям посчастливилось иметь опыт личного восприятия Бога, но большинство не обладает таким опытом.

Многочисленность современных атеистов, очевидно, имеет историческое объяснение: прежде всего, стоит обратить внимание на огромное влияние и престиж науки, благодаря чему многие люди пришли к ошибочному мнению, будто научные открытия оставляют Богу все меньше места во Вселенной. В своём ответе на "Вечный" вопрос № 11 я обосновываю ошибочность этих взглядов, даже с точки зрения науки. Тем не менее, они укоренились в сознании многих людей, что привело к заметному усилению атеистических позиций. Следующая причина распространенности современного атеизма заключается в ошибочном мнении, будто Библия — основной проводник христианской веры — оказалась ложной в счете того, что история нашего мира насчитывает более шести тысяч лет или что некоторые авторы Библии, будучи людьми, неправильно истолковали те или иные исторические и научные факты. Значит, по мнению атеистов, Библия недостоверна, а поскольку она тесно связана с принципами христианской религии, то и эти принципы являются ошибочными. И наконец, если христианство является главенствующей религией на Западе, то вообще религия покоится на ложных основания.

Буквальное толкование Библии, особенно после Реформации и до XIX века, несёт свою долю ответственности за этот процесс. В конце концов, и религиозные люди стали интерпретировать Библию все более буквально. Внезапное открытие того факта, что мир имеет очень долгую историю, а некоторые, впрочем, незначительные, детали Библейских текстов расходятся с историческими фактами, оказало огромное воздействие на религиозные убеждения людей, которые истолковывали Библию слишком буквально. Но если вы посмотрите на историю интерпретаций Библии за последние два тысячелетия, то обнаружите, что буквальное толкование Библии является продуктом значительно более поздней эпохи, и что существует старинная традиция (начиная со II века от Р. X. и до середины XV века), согласно которой большая часть Библии вовсе не воспринимается буквально. В правилах, составленных Оригеном и св. Августином, говорится о том, какие места следует толковать буквально, а какие нет. Основное правило гласит: «Толкуй что-либо в буквальном смысле, если у тебя нет никаких оснований думать иначе; но если у тебя есть основания полагать, что буквальное толкование может оказаться ошибочным, тогда толкуй это место метафорически». Именно на этом основании св. Августин и Ориген утверждали, что различные пассажи из Библии, которые, как они считали, могут оказаться ложными в буквальном толковании (их суждения опирались на существовавшие в то время исторические и научные представления) следует воспринимать метафорически.

К сожалению, со временем эта традиция была предана забвению. В XIX веке люди думали, что если в Первой книге Библии (взятой отдельно от остального текста и без учёта церковной традиции толкования Библии) сказано, что мир был создан за семь дней, то так оно и утверждается в буквальном смысле слова. Следовательно, если кто-то доказал, что мир формировался за гораздо более долгое время, то никакого Бога не существует, поскольку буквальная интерпретация была тесно увязана с центральными положениями христианской религии. На мой взгляд, буквальное толкование Библии было глубоким заблуждением и внесло большой вклад в развитие современного атеизма.


 

ДЖЕРАРД ДЖ. ХЬЮДЖЕС

Думаю, есть две главных причины, по которым люди отрицают существование Бога. Во-первых, никакое интеллектуальное обоснование бытия Бога не может быть бесспорным. Бог по своей природе совершенно отличается от любого объекта нашего восприятия, и поэтому наши попытки описать Бога являются несовершенными и двусмысленными. Сказать, что Бог существует, значит сделать утверждение, которое само по себе является неясным. Большинство верующих укажет на то, что в конечном счете Бог — это тайна, которая находится за пределами наших интеллектуальных возможностей. Многие атеисты рассматривают эту неясность как признак слабости. Более того, основания для веры в Бога имеют сложную структуру.

Теизм представляет собой крупномасштабную интерпретацию нашего опыта, а данные нашего чувственного восприятия вполне могут быть истолкованы по-разному. Зло, существующее в мире, является наиболее характерной особенностью, которая может сделать атеистическую интерпретацию интеллектуально привлекательной: ясной там, где теизм, в лучшем случае, даёт путаные объяснения; скромной там, где притязания религии кажутся чересчур амбициозными. Во-вторых, привлекательность атеизма объясняется тем, что многие, а возможно и все религии поддерживали взгляды, которые оказались бесспорно ошибочными, а также определенные виды деятельности, основанные на предрассудках или просто аморальные.

Конечно, верующие могут возразить, что эти ошибки не затрагивают саму суть религиозной веры, но нетрудно понять, почему многие люди приходят к выводу, что религия является сочетанием необразованности и дурного, а нередко и непростительного поведения. По контрасту, атеизм можно представить как средство освобождения от инфантилизма религии и тирании догм, как основу грядущей зрелости человеческой расы.

В своём ответе на "Вечный" вопрос № 11 я приведу доводы в пользу того, что религия и наука не обязательно должны находиться в конфликте друг с другом. Отделение теизма от устаревших научных представлений — в принципе не такое уж трудное дело. Полагаю, гораздо труднее будет убедить людей, что религия не использовалась для поддержки аморальных деяний, начиная от массовых убийств и заканчивая психологическими манипуляциями. Религиозные убеждения могут быть очень могущественными, и искушение овладеть этим могуществом для достижения целей, не имеющих ничего общего с религией, по-прежнему остается довольно сильным. Там, где злоупотребляют религией, всегда найдутся и рьяные поборники атеизма.

Разумеется, наряду с религиозными фанатиками есть и фанатичные атеисты, нетерпимые к чужим взглядам и исполненные такого же миссионерского рвения. Они стоят друг друга. Правильной реакцией на атеистическую критику для верующих может быть только спокойное отстаивание своих принципов, интеллектуальная честность и открытость для дискуссии.


 

ХЬЮГО МЕЙНЕЛЛ

Почему многие мыслители являются атеистами? Здесь мы снова возвращаемся к проблеме зла; это веский довод для людей, отрицающих существование Бога. С другой стороны, по выражению Уилфреда Селлерса, многие склонны думать или предполагать, что наука является мерой всех вещей — всего, что есть, и всего, чего нет. Конечно, если воспринимать эти вещи в узком смысле, то они приведут к атеизму, но я уже говорил, что при широком понимании этого не происходит.

Многие люди, включая большинство современных философов, считают, что ни один из аргументов в пользу бытия Бога не является убедительным. Некоторые философы даже называли идею Бога бессмысленной, хотя сейчас подобные заявления далеко не так модны, как лет сорок назад, во времена расцвета логического позитивизма. Грубо говоря, их основной довод заключался в том, что человек не может увидеть, услышать или прикоснуться к Богу. Но вы не можете прикоснуться к электрону или нейтрону; если уж на то пошло, то вы даже не в состоянии прикоснуться к мыслям и чувствам других людей.

Абстрагируясь от проблемы зла, я полагаю, что увлечение наукой, с одной стороны, и увлечение позитивизмом — с другой стороны — сделало атеизм столь привлекательным для многих людей. Для удобства я разделяю атеистов на две частично смешанные категории: на теоретических атеистов и так называемых экзистенциальных атеистов. Экзистенциальные атеисты — это люди вроде Карла Маркса и Фридриха Ницше, которые справедливо восстают против вреда, так часто чинимого религией, но ошибочно (хотя и понятно, почему) считают теизм несовместимым с полноценной человеческой жизнью. Доводы экзистенциальных атеистов необходимо рассматривать с величайшей серьезностью. Я с сожалением признаю, что нет такой мерзости, которую некоторые религиозные деятели не могли бы совершить во имя Бога. В Послании к Римлянам св. Павел говорит о верующих, которые «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих» (1:21). Если задуматься о некоторых злодеяниях представителей церкви, которые с недавних пор стали известны, а также о бездушии и коварстве, сопровождавших замалчивание этих поступков, то можно понять, почему экзистенциальные атеисты чувствуют свою правоту.


 

ДЖОЗЕФ СЕЙФЕРТ

Атеизм как интеллектуальный выбор имеет много корней. Некоторые из них мы затрагиваем во время дискуссии о проблеме зла (см. Вопрос № 12). Там я пытаюсь показать, что если перед лицом зла выбор атеизма вполне понятен, то сам атеизм, тем не менее иррационален и объективно не оправдывается существованием зла.

У атеизма есть много других корней: гордыня людей, не желающих признать свою полную зависимость от Бога и отстаивающих своё мнимое право на главенствующую роль во Вселенной; стремление к отрицанию нравственного порядка и верховной справедливости, чтобы мы могли жить по условным правилам, руководствуясь своими желаниями, и т. д.

Существуют ещё и бесчисленные интеллектуальные заблуждения, такие как материализм и детерминизм, которые могут толкнуть человека в объятия атеизма. Однако ни одну из причин атеизма нельзя оправдать рационально, как видно из дискуссии в пользу бытия Бога (см. "Вечный" вопрос № 10).

>>>Читайте дальше: Существует ли Бог? (вопр.10)

Великие мыслители обсуждают «вечные» вопросы [1 2] 1 Проблема релятивизма [1 2] 2 Универсальные принципы, лежащие в основе науки и философии. 3 Существует ли душа? 4 Свобода воли и её реальность [1 2] 5 Есть ли жизнь после смерти? 6 Существует ли реинкарнация? 7 Чем можно объяснить религию? 8 Добро и зло 9 Атеизм 10 Существует ли Бог? [1 2 3 4] 11 Существует ли связь между наукой и религией? [1 (О происхождении Вселенной) 3 4] 12 Проблема зла [1 2] 13 Пантеизм 14 Божественный промысл 15 Атрибуты Бога [1 2]

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта

 
© KV