Интересно знать
Извечный интерес человека к загадкам Луны явился причиной невероятных приключений, с которыми столкнулись герои Эдгара По, Жюля Верна и Андрэ Лори. Всем хорошо известны такие произведения, как "Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля", "Вокруг Луны" и "Изгнанники Земли".
Но не менее захватывающее и совершенно научно реалистичное произведение известно, пожалуй, только небольшому кругу давних подписчиков журнала «Знание-сила».
В 1954 году вышел внеплановый (лишний) номер журнала «Знание-сила», помеченный как № 11 за 1974 год (это не описка!).
Получив этот номер, подписчик прежде всего оказывался в недоумении: а какой на дворе год: 54-й или 74-й? Потом, полистав журнал, приходил в ещё большее недоумение: советские люди летят на Луну, а я почему-то об этом ничего не знаю!
Создатели лишнего номера «Знание - сила» воспользовались опытом западных популярных журналов типа «Кольерс», обожавших такого рода фантастические реконструкции, и сделали все, чтобы перещеголять их.
• На первой же странице читателя ждала передовица из газет «Правда», «Известия» и «Комсомольская правда»:
Вторник, 26 ноября 1974 года. СООБЩЕНИЕ АКАДЕМИИ НАУК СССР о старте межпланетного корабля «Луна-1».
25 ноября в 10 часов 00 минут отправился в полёт на Луну первый советский межпланетный корабль. Старт состоялся на Кавказе в районе горы Казбек.
Сбылась вековая мечта человечества. Впервые люди покинули земной шар и направляются к соседней планете. Сейчас в межпланетном пространстве находятся четверо советских учёных: командир корабля — доктор технических наук Михаил Андреевич Седов, штурман — Герой Советского Союза Алексей Викторович Соколов, главный конструктор корабля — инженер Юрий Николаевич Тамарин, бортовой врач — кандидат медицинских наук Тигран Ашотович Акопян.
Длительность активного функционирования аппарата равнялась 301 суткам 6 часам 37 минутам. Цель экспедиции ознакомиться с Луной, выяснить возможность организации постоянно действующего научно-исследовательского института на Луне. Наш спутник будет мирной лабораторией передовой науки, но отнюдь не военной базой, как об этом мечтали в своё время некоторые чужеземные генералы.
С межпланетными путешественниками поддерживается регулярная связь. Сообщения о ходе экспедиции будут передаваться по радио через каждые два часа».
И далее на изумленного читателя обрушивалась лавина информации: снимки, схемы, биографии, интервью, астрономические сведения, предыстория и история строительства «Луны-1».
Этот материал нельзя назвать мистификацией или пустым фантазированием, как иные реконструкции «Кольерс», — авторов текстов и художников консультировали учёные и инженеры, а сам материал опирался на новейшие представления о том, как должен будет выглядеть межпланетный корабль и полёт.
При чтении создается ощущение, что и в самом деле космические корабли бороздят уже просторы Солнечной системы, хотя, как мы знаем, ко времени выхода «лишнего» номера Сергей Павлович Королев с командой запускал только собак на высоту 100 км.
Потрясающе! Представить такое в 1954 году!
По материалам книги Антона Первушина "Красный космос".
Первая попытка запуска лунохода окончилась катастрофой
19 февраля 1969 года в 9 часов 48 минут стартовала ракета 8К82К с разгонным блоком 11С824 и аппаратом Е-8 №201 (луноходом). На 51,4 секунде полёта ракеты разрушился головной обтекатель. Это произошло из-за ошибочных расчетов обтекателя на прочность. Запуск 19 февраля был первым полётом ракеты с этим новым обтекателем. Во время прохождения зоны максимального скоростного напора возникли аэродинамические вибрации, вследствие чего и произошло разрушение узлов крепления створок обтекателя. Обломки головного обтекателя, пролетев вдоль блока Д, третьей и второй ступеней, врезались в баки первой ступени, пробив их оболочку. В результате произошёл контакт самовоспламеняющихся компонентов топлива, завершившийся эффектным взрывом, полностью разрушившем ракету.