Корсарство, как "законная" форма пиратских действий, стало одновременно своеобразной формой исследования и научного познания земель Нового
Света. Даже некоторые европейские учёные записывались в крупные корсарские экспедиции, с тем чтобы
получить возможность изучить недавно открытые земли Америки.
Титульный лист французского издания книги пирата Александра Оливье Эксквемелина, опубликованной в 1688 г. в Париже.
Лагерь буканьеров по гравюре, опубликованной в книге "Pirates, corsaires et tli bustiers"
Возникновение колониальных империй привело к обострению противоречий между ними. На примере Испании это было
особенно наглядно. Противоречия между колониальными державами породили, в частности, такое уродливое явление как пиратство. Нам представляется, что,
закончив рассказ об Испании, было бы целесообразно поговорить о пиратстве и пиратах, прежде чем продолжить путь по земной суше.
Пиратство
(морской разбой) зародилось чуть ли не сразу после того, как люди начали плавать по морю. Слово "пират" (от греческого "пиратис") означает "грабитель,
разбойник". Сначала разберёмся более подробно с терминами. Разновидностью пиратов были корсары (от итал.corsaro). Первоначально в
XIV-XV вв. корсарами называли морских разбойников Северной Африки, опустошавших берега Италии, но позднее этот термин стал синонимом термина "пират".
Существовало также понятие "капер". Этот термин обозначал владельца частного судна, получившего от государства специальное разрешение — каперское
свидетельство - на захват и уничтожение неприятельских судов, а также судов нейтральных стран, занимающихся перевозкой грузов для вражеского государства.
Осуществление каперства без каперского свидетельства или на судах, не обозначенных в этом свидетельстве, приравнивалось к пиратству. На Парижском
конгрессе 1856 г. была подписана декларация, запретившая каперство.
Пираты XVII-XVIII вв. имели ещё два названия: флибустьеры и буканьеры. Флибустьер (от фр. flibustier) означает
"морской разбойник". По другой версии, это слово произошло от англ.
fly-boat ("легкая, летающая лодка") или free-boter ("вольный грабитель или мародёр"). Так или иначе, флибустьерами были преимущественно англичане, французы и голландцы, которые грабили главным образом
испанские суда и испанские колонии в Америке.
Буканьеры (от фр.boucanier — "тот, кто коптит мясо") — это люди, которые коптили мясо и недорого продавали его пиратам.
Торгуя с флибустьерами, эти коптильщики быстро превращались в пиратов-буканьеров. Буканьерами были в основном французские поселенцы на острове Эспаньола (ныне Гаити).
Размах пиратства
В XVI-XVII вв., когда уже зарождался капитализм, между испанской монархией и другими державами Европы шла острая
борьба за овладение богатствами Нового Света. Англия, Франция и Голландия не могли смириться с тем, что Испания закрепила за собой исключительное право на
торговлю с землями Нового Света. Политическое и военное господство испанской монархии во второй половине XVI века было преобладающим.
Англия, Франция и Голландия решили нанести Испании удар по самому уязвимому месту, а именно по коммуникациям на море. По этим маршрутам
испанские
галионы перевозили в метрополию огромные богатства, награбленные в Вест-Индии.
Крупные флотилии корсаров, сформированные в Англии, Франции и Голландии, захватывали испанские корабли, нагруженные золотом и товарами,
вывозимыми из американских колоний Испании. Корсары устанавливали нелегальную торговлю с испанскими колониями, нанося Испании огромный материальный ущерб.
В то же время (XVI-XVII вв.) корсары занялись и наиболее бесчеловечным видом коммерции — работорговлей.
Таким образом, морской разбой и пиратство представляли собой не просто авантюру и беззаконие со стороны отдельных личностей. Почти с самого
начала это стало своеобразным экономическим явлением, в значительной степени
определявшим характер торговых отношений между Европой и Новым светом в
XVI-XVIII веках. Корсары действовали по заданию своих правительств и получали патенты, чтобы нападать на суда других стран, словно они находились в состоянии войны.
Испания продавала в Америке свои товары по высоким ценам и покупала сельскохозяйственную продукцию по весьма низким ценам. Поэтому пираты и
корсары нередко находили поддержку у потребителей и производителей по ту сторону Атлантики. Жителям островов Карибского моря, формально находившимся под
юрисдикцией Испании, часто было выгоднее торговать с пиратами и корсарами вражеских держав, чем с представителями Испании.
В течение XVI в. пиратство приобрело огромный размах в американских колониях Испании, особенно на Антильских
островах. Небольшие острова вблизи побережья Кубы, а также сотни других крупных и мелких островов, разбросанных по тёплым морям, образовали потайные места,
укрытия, давали возможность устраивать засады. Отсюда пираты нападали на любое испанское судно, которое шло без конвоя.
Нападая на испанцев, а также на португальцев, англичане, французы и голландцы враждовали и между собой. Принцип был простой: владеет морем тот, кто самый сильный.
Корсары и пираты часто получали определённую поддержку со стороны жителей колоний, которые предоставляли им тайные гавани, проводников, снабжали водой и продовольствием.
На практике действия корсаров, поддерживаемые властями и действия пиратов, не признававших никаких законов, кроме закона силы, смешались в единую форму разбоя на море и на земле.
В порядке ответной меры на действия английских, французских и голландских корсаров Испания иногда снаряжала флотилии своих собственных корсаров, которые нападали на суда и владения противника в Карибском море.
Но был в корсарстве того времени, как это ни странно, один позитивный момент. Корсарство, как "законная" форма пиратских действий, стало
одновременно своеобразной формой исследования и научного познания земель Нового Света. Даже некоторые европейские учёные записывались в крупные корсарские
экспедиции, с тем чтобы получить возможность изучить недавно открытые земли Америки. Например, так поступил монах-францисканец, математик и ботаник Фоилье.
Наиболее известные пираты
Приведём краткие сведения о жизни и деятельности некоторых наиболее известных пиратов.
Знаменитыми корсарами королевы Англии Елизаветы были известные английские мореходы Джон Хокинс и Фрэнсис Дрейк.
Их деятельность значительно повлияла на то, что пиратство стало принимать всё более коммерческую направленность.
Хокинс начал свои действия в бассейне Карибского моря в июне
1565 г. на борту крупного судна "Хесус оф Любек", купленного королевой Англии у Ганзейского союза. Корабль был хорошо вооружен, имел 24 бронзовых и несколько
чугунных пушек, команда насчитывала 140 человек. Его сопровождали ещё три корабля. Эта эскадра нападала на испанские корабли у берегов Кубы, Флориды,
острова Терранова. Затем в том же 1565 году был второй корсарский рейд в Америку, когда Джона Хокинса сопровождали даже лица из числа британской аристократии.
Последнее путешествие Хокинса в Америку состоялось в 1595
году. Знаменитый моряк до этого был произведён в адмиралы и казначеи британского королевского флота как один из участников разгрома Непобедимой Армады
(испанского флота). Как известно, это поражение стало началом упадка Испанской империи. За участие в этой битве Хокинс получил титул сэра. На его фамильном
гербе, пожалованном королевой, были изображены золотой лев на золотых волнах и фигура негра, украшенная драгоценностями, что символизировало жизнь корсара и работорговца.
Умер Джон Хокинс 22 ноября 1595 г. недалеко от Пуэрто-Рико от лихорадки. Он был похоронен в море под звуки фанфар и грохот артиллерийской
канонады. Так почтили память Хокинса его "коллеги" по пиратскому ремеслу. Командование корсарской эскадрой принял его кузен Фрэнсис Дрейк.
Пират Фрэнсис Дрейк
Дрейк начал свои пиратские похождения в 1567 году, когда ему было 26 лет. Но он уже с
юности примкнул к экспедиции Хокинса и участвовал в пиратских походах. 24 мая 1572 года Дрейк отправился из Плимута на борту собственного корабля "Сэван".
Своему младшему брату Джону он поручил командовать другим кораблём под названием "Паша́". Во время этого и последующих походов Дрейк
совершал пиратские действия в водах Карибского моря у берегов Кубы и острова Пинос (ныне остров Хувентуд). После бесчисленных "подвигов" на море Дрейк
возвратился 3 ноября 1580 года в Англию. Королева Елизавета осыпала пирата почестями и вручила ему шпагу с надписью: "Если тебя ударят, Дрейк, это значит,
удар нанесён нам". Королева жалует ему титул сэра и делает его членом парламента и адмиралом британского флота.
И всё это по заслугам. Ведь возвратился он осенью 1580 года не просто из очередного пиратского похода, а из кругосветного путешествия.