Музей располагается в доме №79 по улице Циолковского (бывшая Коровинская улица), в котором учёный жил и работал с 1904 по 1933 год. Этот дом
был в 1936 году превращен в мемориальный дом-музей. Здесь представлено большое
количество подлинных вещей, книг, инструментов, которыми К.Э. Циолковский пользовался многие годы.
Экспозиция Дома-музея
Экспозиция знакомит с биографией ученого, его научной, изобретательской, педагогической и общественной деятельностью. В этом доме появились десятки
научных работ по многим проблемам авиации, реактивного движения, космонавтики, биологии, философии, педагогики. Посещение этого музея помогает лучше понять и
представить человека, открывшего человечеству путь к тайнам Космоса.
Константин Эдуардович купил этот дом в мае 1904 года. Он был тогда одноэтажным. Весной 1908
года случилось сильное наводнение. По воспоминаниям старожилов, в ночь на 11 апреля вода стала быстро прибывать и затопила дом. Константин Эдуардович
переселил семью к соседям, а сам с книгами, приборами и рукописями остался на чердаке своего дома. Пищу ему привозили на лодке и подавали в маленькое окошко.
Летом 1908 года по проекту Константина Эдуардовича в доме был надстроен мезонин с верандой, а к первому этажу пристроен дровяной сарай. Мезонин — знаменитая
"светелка" — рабочий кабинет Константина Эдуардовича, в котором сохранена бывшая при жизни ученого обстановка. Здесь находятся вещи, приборы, книги, инструменты,
которыми пользовался Циолковский.
… С большим удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович… счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту
Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос.
Пусть путем печати или другим способом будут всем известны высказанные здесь идеи, и пусть после этого
каждый поселок с разрешения и одобрения правительства, порекомендует несколько человек, наиболее способных к такой жизни, — наиболее
общественных, умных, честных, кротких, трудолюбивых, искусных. Иное селение, может быть, ничего не даст, иное же даст нескольких. В общем, наверное,
наберется несколько миллионов таких субъектов. Если из тысячи человек населения выберется один подходящий, то уже вот вам полтора миллиона годных
для общественной жизни людей. Если даже на миллион средних людей найдется только один годный, и того будет достаточно, чтобы начать дело. Могут
выбираться и женатые, если и жены мало-мальски подходят к мужьям. Тогда отправляют целые семьи. Но преимущество следует отдавать молодым людям, еще
не связанным браками. Вот ими-то и нужно населить наше общежитие. Каждое правительство в виде опыта будет делать это на свой или общественный счет.
Но очень скоро такое общество не только не будет нуждаться в поддержке, но и само будет нести государству избыток своих трудов. Понятно, нашему обществу
следует предоставить некоторую автономию (самоуправление), в силу которой, например, неподходящих членов оно будет исключать, водворяя их с семействами
на прежние гнезда, или возвращая им прежнее положение. Общественные же элементы нашего дома будут пополняться размножением и притоком новых членов,
рекомендованных местечками или участками. Дети, выросшие и оказавшиеся неподходящими к новой жизни, исключаются из общежития: за ними могут
свободно следовать родители, как и все желающие уйти. Могут и возвратиться, если годны и есть место.смотри примечание(1)
Если бы опыт удался, то его нужно продолжать и совершенствовать, если нет - сделать другую попытку при иных условиях.
Понемногу Земля покроется этими общественными домами, так как члены их при благоприятных материальных и моральных условиях будут усиленно
размножаться и выделять новые подобные общества, так как по наследству будет хоть отчасти передавать свои добрые свойства детям. С течением времени члены их
своею численностью могут даже затмить своих менее общественных родичей, живущих при обыкновенных условиях, при которых мы сейчас живем. Эта организация жизни на
Земле облегчит выбор наиболее совершенных. Каждое маленькое общество, живущее в одном здании или его отделении, взаимно изучая друг друга в течение нескольких
лет, может отделить из своих членов наиболее великодушных, общественных, талантливых, здоровых, долголетних, плодовитых и красивых людей. Но не думайте,
что это гении, что это высочайшие! Средний человек только немного может возвыситься над общим уровнем. Вероятно, при общих выборах гения они поставят
рядом с человеком лишь немного выше их самих, эти избранные первого порядка составят высшее общество второго порядка. Сначала число членов второго порядка
будет незначительно, но по мере возрастания числа обществ первого порядка и число членов второго порядка будет тоже увеличиваться, пока не достигнет
комплекта, состоящего из нескольких сотен человек. Также образуется с течением веков второе высшее общество и т.д. Число их тоже может дойти до нескольких
сотен. Каждое из них будет жить тесной общественной жизнью, как и общество низшего порядка. Оно будет обладать автономией и будет тщательно изучать себя.
Члены должны трудиться недолгим обязательным трудом. Остальное время предоставляется отдыху, свободной деятельности, развлечениям, удовлетворению
физических и нравственных потребностей. Понятно, что каждое общество второго порядка также может выделить из своей среды лучших особей для составления
обществ третьего порядка, которые дадут материал для обществ четвертого порядка, и т.д. пока не дойдем до предела выборов и не доберемся до самых высочайших.
Могут быть и даже неизбежны ошибки, но при всяких других выборах ошибки ещё возможнее, ещё неизбежнее. Мы тут предлагаем выбирать только то, что тщательно
изучено в течение многих лет. К работе этой привлечены все силы страны. В современной же практике выбирают в сущности совершенно неизвестных или
малоизученных, далеких людей, выбирают по слухам, по газетным статьям, по саморекламе и т.д. Да и может ли средний человек, если бы и знал всех
великолепно, указать на величайших?!
Число последовательных выборов зависит от числа членов первого порядка и числа членов в каждом обществе. Если, например, население
даст нам для первых обществ миллион членов, то, полагая на каждое общество по сотне членов, получим десять тысяч обществ первого порядка. Они дадут при
отборе сто обществ второго порядка. Наконец, последние дадут одно общество третьего порядка. Это - может еще избирать третий и последний раз. Чем
меньше число членов в каждом обществе, тем тщательнее будет взаимное изучение и основательнее отбор одаренных особей. С другой стороны,
увеличивается при этом число ступеней выборов. Это также благоприятствует отбору лучших. Но малое число членов неблагоприятно в другом, экономическом
отношении. Число членов общества наиболее выгодное определить не так-то легко. Чем больше население Земли, тем больше будет выборов и совершеннее
отбор. В течение тысяч лет число людей вне обществ дойдет до очень незначительной величины, а число членов обществ достигнет по крайней мере 10
миллиардов. Они дадут пять выборов при обществах в сто членов каждое. Этого достаточно для отбора наиболее совершенных.
Что дают нам современные поселения? Возьмем хоть какой-либо уездный городок или деревню. Летом в хорошую погоду - пыль, в плохую -
непролазную грязь. Дома грязны, пыльны, полны насекомых, бактерий, миазмов, кухонного чада, тяжкой суеты людей для приготовления пищи и поддержания хотя бы
мало-мальской чистоты: изнуряют возня со скотиной, мучительные заботы о детях, отсутствие врачебной помощи, трудность обучения, непроизводительный труд и т.п.
Общественный дом на несколько сот человек, составляющий население нескольких обществ, окружен научно возделанными полями и садами:
устроен он согласно последнему слову науки. Он устроен главным образом из металла, искусственного камня и стекла. Он не сгораем и почти вечен. Он
недоступен для паразитов и бактерий. Дезинфекция производится почти моментально посредством нагревания внутренности дома воздухом при ста градусах Цельсия.
Температура - по желанию. Воздух абсолютно чист: без пыли и бактерий, - чище, чем наружи. Каждая семья имеет свое светлое помещение. Постоянные омовения -
особые для мужчин, женщин и детей. Одежда легкая: только прикрывает наготу. Громадная экономия в одежде с соединением гигиенических выгод. Общие залы для
каждого пола, возраста и разных занятий. Общие столовые, мастерские, больницы, школы.
Вот описание дня в доме. Я неженатый молодой человек. Сплю в общей холостяцкой. Так там тепло, что спать можно раздетым или в дневном чуть
измененном покрове. Тюфяком служит натянутая холстина. Просыпаюсь рано: бегу в ванную. Воды теплой и холодной сколько угодно. Сбрасываю свой легкий покров и
делаю омовение всего тела. Вместе с другими, в определенный час отправляюсь на обязательную работу: в данном случае на земледельческую. Мне приходится сидеть
на автоплуге (самоходная машина), который, двигаясь, взрывает и разрыхляет почву. Надо следить за правильным ходом работы. Шесть часов обязательного труда,
и всё кончено. Теперь я сам себе хозяин: могу делать, что хочу. В определенные промежутки времени я получаю подкрепление в виде растительной пищи - вареной,
сырой или жареной - приготовленной весьма искусно, в особых печах, на основании научных исследований и многолетних опытов. Она состоит из обработанных овощей,
фруктов, зерен, сахару и т.д. Выбор пищи свободен и весьма разнообразен. Другие занимаются садом, воспитанием, преподаванием наук, искусств, ремесел,
технологий. Третьи наблюдают за малютками, больными; приготовляют пищу, наблюдают чистоту, порядок. Четвертые отправляются на более или менее удаленные
фабрики, чтобы провести в них тем меньшее число часов обязательного труда, чем работа тяжелее.
В теплое время преобладают земледельческие хлопоты, в холодное - фабричные. Девушки живут и работают также: но их труды, как и труды всех, кто
может быть чем-нибудь полезен обществу, по возможности соответствуют их полу, свойствам, возрасту и наклонностям. Свободное время посвящают обязательным, но
желательным трудам, изобретениям, опытам, размышлениям, чтению, лекциям, разговорам или просто наблюдению общей жизни дома и изучению людей. Для многих
занятий есть приспособленные для того помещения. Например, для размышления иным нравится зала, где обязательно молчание и самый слабый свет, чтобы только
отыскать своё место и не столкнуться с соседом. Многие гуляют по прекрасным садам и полям, смотря по погоде. То в густой тени величественных деревьев, то на
полянках и по дорожкам - между стенами колышащейся от ветра пшеницы, ржи и т.д. Свежесть деревьев, обвешанных разнообразными плодами, прохлада тени, приятная
теплота солнечных лучей, красота видов располагают к беседам, к движению, к радости. Спокойствие духа, не страдающего печальными думами о близких, о
горестях, пыли, грязи, нечистоте и бесцельности жизни, способствует свободной
работе мысли, возникновению творчества и чувств благодарности к Богу.
Примечания к статье "Горе и гений": (1)--Избранный может потерять свое право только через то
общество, которое его избрало. Так что общество может понизить своего члена только на короткое время к избравшим, которые могут опять его избрать и
поместить снова на высшее место. Дети, достигшие совершеннолетия, все спускаются вниз и только после избрания своего низшим обществом могут попасть к своим
родителям, т.е. в высшую среду.