… Отрешитесь только от ранее внушённых идей, и вы увидите, что он жив.
К.Э. Циолковский
… Высокоразвитые внеземные цивилизации давно освоили наблюдаемую нами область Вселенной и в широких масштабах воздействуют на ход природных естественных процессов. Они
могут сознательно и по новому организовывать материю, регулировать ход естественных событий.
К.Э. Циолковский
В этом доме в Калуге в 1904—1933 годах жил К.Э. Циолковский. Сейчас здесь мемориальный дом-музей.
… Увлекательные планы исследования Вселенной, это шаги в будущее. Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно
опирается на уже достигнутое… Каждый космический год – это новый шаг вперёд отечественной науки по пути познания сокровенных тайн Природы. Наш великий
соотечественник К.Э. Циолковский говорил: «Невозможное сегодня, становится возможным завтра». Вся история развития космонавтики подтверждает правоту этих
слов. То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!
У него был огромный внутренний мир, в котором Константин Эдуардович чувствовал себя могучим властелином, несущим людям великое будущее. Он проявлял
готовность выполнять любую черновую работу, чтобы приблизить эти счастливые дни. И думал о том времени, когда человечество не сможет больше жить на
Земле и будет вынуждено переселяться на другие планеты К.Э. Циолковский с большим основанием, чем Т. Кампанелла, мог назвать города своей мечты
городами Солнца, так как основой дальнейшего существования земной цивилизации считал рациональное использование солнечной энергии. В 1905 году
он писал: "Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать Вселенную для блага человечества, завоевать пространство и
энергию, испускаемую Солнцем". Его представления об этих перспективах имели вполне реальную основу:"...не жалкий проект ракеты пленил меня, а точные
расчёты". "Думаю сыграть роль затевалы. Математики более знающие более сильные докончат, может быть, решение поставленных мною задач. Знающие и
опытные техники помогут им осуществить и самый космический корабль", К.Э. Циолковский составил для себя целую просветительскую программу: "Наук такое
множество…, что нет никакой возможности для человеческого ума их изучить.
Кто хочет, опускает бессильно руки, между тем нельзя составить мировоззрения и руководящего в жизни начала без ознакомления со всеми науками, то есть
с общим познанием Вселенной. Вот я и хочу быть Чеховым в науке: в небольших очерках, доступных неподготовленному или злоподготовленному
читателю, «дать серьёзное логическое познание наиболее достоверного учения о космосе».
Обобщённой темой творчества К.Э. Циолковского было единение человека - жителя Земли - со Вселенной. При такой постановке проблемы
требовалось не только разработать способ освоения космоса, но обосновать целесообразность и необходимость этой конечной цели. Отсюда и совершенно
фантастический диапазон научных интересов К.Э. Циолковского. Только в такие глобальные рамки укладываются все его, на первый взгляд, несовместимые друг с
другом исследования: преобразование пустынь и лингвистика, кинетическая теория газов и биология растений.
Столь грандиозные цели требовалось обосновать. И К.Э. Циолковский создает философские построения, помогающие постичь общность человека
и Вселенной. И хотя эти построения носили механистический характер, именно они
многие годы поддерживали поразительные стоицизм и подвижничество ученого. К.Э. Циолковский пытался найти материальную категорию, общую для человека и
Вселенной:"Где начинается и где кончается способность ощущать? Она, очевидно, свойственна всем животным, растениям и даже неорганическому миру - одним словом,
каждому атому... Атом есть особь (индивид, примитивное Я)". Константин Эдуардович Циолковский, связывая каждого живущего на Земле
человека со Вселенной, относит к высшей категории тех, "кто... забывают себя и свои нуждишки и всецело отдаются ощущению одной высшей цели: благу общества".
Реальный путь к такому самоусовершенствованию он видит в том, чтобы "самому быть счастливым, насколько возможно".
Его философские рассуждения позволяют понять истоки необыкновенных духовных сил, которые рождались не стихийно, а в результате
осмысленных, хотя и в чем-то ошибочных, с точки зрения современной философской науки, умозаключений.
Подвижничество К.Э. Циолковского, казавшееся обывателям чудачеством, сопровождалось, как мы теперь понимаем, огромным мужеством. Ведь на
пути стояли не только никем не решенные проблемы, но и установившиеся воззрения, а они могли показаться непререкаемыми даже самому образованному человеку. В
подходе к решению научных проблем у К.Э. Циолковского был девиз: «Будем смелы. Не будем бояться кары авторитетов, хотя бы за ними были тысячелетия. Мы охотно
за ними пойдем, если они, с точки зрения несомненных знаний, пришли к верным, хотя и недоказанным ими выводам».
Если нас сейчас поражают широта и многоплановость научных интересов К.Э. Циолковского, то еще более поразительной кажется его способность
видеть многочисленные проблемы, как бы связанные между собой единой темой — человек и Вселенная. Такая особенность мышления ученого настолько не отвечала
общепринятым представлениям, что далеко не каждой его мысли придавалось то значение, какое она заслуживала, и нередко мы заново открывали К.Э.
Циолковского уже после того, как сами повторяли пройденное им. Да и сейчас, быть может, мы еще не полностью отдаем себе отчет во всем том, что им было высказано и предсказано.
Идеи К.Э. Циолковского опережали уровень развития промышленности и казались его современникам фантастическими. Это невольно
вырабатывало представление о нём, как о человеке, одержимом отвлечёнными идеями, далеком от мысли, о реализации своих же идей. А между тем его отношение к
проблемам космонавтики и собственным разработкам носило ярко выраженный прикладной характер. Именно поэтому многое из того, что в свое время казалось
фантастическим, нашло реальное воплощение в жизни — лишь с теми видоизменениями, которые вытекали из существа самой идеи.
К.Э. Циолковский писал: «Более, чем кто-нибудь, я понимаю бездну, разделяющую идею от ее осуществления, так как в течение моей жизни я не
только много вычислял, но и исполнял, работая также руками». И еще: «Вся моя жизнь состояла из размышлений, вычислений, практических работ и опытов. Меня
всегда сопровождала домашняя мастерская».