Путь в космос начинался с войны (ч.2)
Интересно знать:

Б.Е. Черток
вспоминает:

Б.Е. Черток - видный ученый и конструктор, ветеран советского ракетостроения, один из ближайших сотрудников С.П. Королева в книге "Ракеты и люди" вспоминает:

На первый осмотр легендарного подземного ракетного завода "Миттельверк" мы затратили почти два дня. Миттельверк дословно переводится "средний завод" или "завод, находящийся посередине". Он действительно находился в середине Германии. Строительство этого завода шло под шифром "Миттельбау" — "Средняя стройка". Оно началось в 1942 году, еще до удачных стартов ракет Фау-2 (или А-4). Не потребовалось сильно углубляться в землю. Строители удачно использовали естественный рельеф. Лесистый холм, который местная география гордо именует "гора Кокштайн", возвышается в четырех километрах от Нордхаузена почти на 150 метров над окружающей местностью. Известковые породы, составляющие начинку этой горы, легко поддавались проходке. В горе по диаметру основания были прорублены четыре сквозные штольни, каждая длиной по три с лишним километра. Все четыре штольни соединялись 44 поперечными штреками. Каждая штольня была отдельным сборочным производством. Две левые штольни были заводами авиационных турбореактивных двигателей БМВ-003 и ЮМО-004. Эти двигатели уже в 1942 году были доведены до состояния, пригодного для серийного производства. И здесь немцы обогнали нас, англичан и американцев. Но по чьей-то (для нас, конечно, выгодной) глупости, они этим преимуществом не воспользовались и не запустили в крупносерийное производство реактивные двухмоторные "Мессершмитты" Ме-262, которые оснащались этими двигателями. Эти самолеты в небольшом количестве появились на фронтах только в конце войны. ...Третья штольня служила для производства "крылатых бомб", или, по-современному, крылатых ракет Фау-1, массовое производство которых началось в 1943 году. Только четвертая штольня служила для сборки и испытаний ракет А-4. В каждую штольню прямо с поверхности мог закатываться железнодорожный состав, подвозивший материалы. Он выезжал с другого конца, загруженный готовой продукцией. Штольня для сборки ракет А-4 была шириной более 15 метров, а высота в отдельных пролетах достигала 25 метров.

В штольне Шмаргун, бывший заключённый освобождённый американцами, обратил наше внимание на перекрывавший всю ее ширину мостовой кран над пролетом для вертикальных испытаний и последующей погрузки ракет. К крану были подвешены две балки по ширине пролета, которые опускались при необходимости до высоты человеческого роста. На балки крепились петли, которые накидывались на шеи провинившихся или заподозренных в саботаже заключенных. Крановщик, он же палач, нажимал кнопку подъема и сразу свершалась казнь через механизированное повешение до шестидесяти человек. На глазах у всех "полосатиков", так именовали заключенных, при ярком электрическом освещении под толщей в 70 метров плотного грунта давался урок послушания и устрашения саботажников.

 

Подробно:

Человек и космос

Освоение космоса


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".
Часть 2 (Окончание)

Путь в космос начинался с войны

Катапульта для запуска Фау-1Запуск самолёта-снаряда Фау-1 осуществлялся с катапульты, для работы которой использовалась перекись водорода. Скорость полёта этого снаряда была около 600 км/час. Точность попадания составляла около 15 км, поэтому немецкие артиллеристы использовали Фау-1 для обстрела крупных городов: сначала Лондона, а затем Антверпена. Пусковые установки для Фау-1 были построены на севере Франции, откуда снаряды свободно достигали Лондона. Немцы широко развернули производство "оружия возмездия", как они называли ракеты Фау-1 и Фау-2 (V-1 и V-2). Говорят что это наименование придумал гитлеровский министр пропаганды Геббельс. V - начальная буква немецкого слова Vergeltung (Возмездие). О масштабах производства и применения "оружия возмездия" говорят такие данные: с октября 1944 года по март 1945-го немцы изготовили более 22000 ракет Фау-1. Хотя точность попадания была не велика́, всё же из запущенных по Лондону с июня 1944 года до конца марта 1945 года 10429 снарядов Фау-1 на британскую столицу обрушилось за этот период никак не меньше пяти тысяч. Мы исходим из таких официальных английских данных: самолётами-снарядами Фау-1 было убито 5649 и ранено 16196 мирных жителей, полностью разрушено 23000 и повреждено более 750000 задний. Первый ракетный удар был нанесен по Лондону в ночь с 12 на 13 июня 1944 года, через неделю после высадки союзных войск в Нормандии. В эту ночь с катапульт в сторону Лондона было выпущено всего 10 штук Фау-1. Из них три сразу разрушились в воздухе, а один сошёл с траектории из-за отказа в системе управления. Но уже в ночь с 15 июня на 16 июня по Лондону было запущено 244 самолёта-снаряда, из них отказали только 43. С этого момента обстрелы Лондона снарядами Фау-1 стали регулярными вплоть до конца марта 1945 года.

За этот же период боевых самолётов-снарядов Фау-1 было выпущено: по Антверпену - 8696; по Люттиху - 3141; по Брюсселю - 155. За первые 80 дней обстрела в сторону Лондона было выпущено 9017 самолётов-снарядов Фау-1. Из них более 2000 упали на землю сразу после старта и ещё более 800 упали на пути от побережья Ла-Манша до Лондона из-за отказов в системе управления.

Фау-1 пикирует на английский городДля повышения эффективности боевого применения Фау-1 немцы пытались использовать запуск этих снарядов с самолётов-носителей. Но таких пусков было относительно немного, всего около 650 штук Фау-1 было запущено этим способом. Причин было несколько. Во-первых, немцы могли использовать для этой цели лишь устаревшие бомбардировщики Хенкель-111Н-22, имевшие недостаточную эксплуатационную надёжность. Во-вторых, для выполнения операции запуска Фау-1 с самолёта требовалось высокое мастерство пилота и штурмана. Таких лётчиков в люфтваффе (Luftwaffe - военно-воздушные силы) было уже не много. Не забудем, что к началу 1945 года тысячи немецких лётчиков уже "отлета́лись" и числились в списках безвозвратных потерь. Кроме того, операция запуска ракеты с самолёта-носителя была исключительно опасной и часто заканчивалась аварией. Из 100 задействованных самолётов Хенкель-111Н-22 при выполнении этой операции потерпел катастрофу почти каждый третий.

Ипатьевский бензин

Однако положение Лондона и всей Англии к осени 1944 года могло бы оказаться катастрофическим, если бы не возросла эффективность системы противовоздушной обороны Англии, включая мастерство английских лётчиков. И ещё... если бы не было работ русского химика Владимира Ипатьева. Дело в том, что академик Ипатьев, один из основателей химической промышленности в СССР, эмигрировал в 1930 году в Соединённые Штаты и возглавил лабораторию одного крупного американского нефтехимического концерна. Исследования и эксперименты Ипатьева привели к разработке технологии получения высокооктанового бензина. Не вдаваясь в подробности, поясним для тех, кто интересуется этим, что октановое число - это показатель такого важного свойства моторного топлива как способность сгорать без детонации. Хорошие антидетонационные качества топлива повышают мощность двигателя и продлевают срок его службы.

Фау-1. Музей в Пенемюнде

Фау-1. Музей в Пенемюнде.

Полученный по технологии академика Ипатьева высококачественный бензин с октановым числом не ниже 80 заправлялся в баки американских и английских самолётов. Без какой-либо доработки авиационных моторов их мощность заметно возросла, самолёты союзников получили преимущество в скорости по сравнению с самолётами противника. Борьба союзников с авиацией противника стала более эффективной. Но, может быть, самое главное заключалось в том, что самолёты союзников стали сбивать неуправляемые Фау-1, скорость которых не превышала 600 км/час. Встречи лётчиков-союзников с летящими на Лондон Фау-1 в большинстве случаев (до 70%) приводили к тому, что на землю летели обломки немецких самолётов-снарядов. По образному выражению западных историков, именно Ипатьев выиграл "битву за Англию". И в этой метафоре не так уж и мало жизненной правды. Зато руководство СССР считало Ипатьева изменником родины. Но этому мы уже не удивляемся...

Вот примерно так обстояло дело с реактивными самолётами-снарядами Фау-1. Совсем иначе выглядела ситуация с Фау-2. Это была уже настоящая баллистическая ракета, скорость которой достигала 6 тысяч км/час. Горючим компонентом её топлива был этиловый спирт, окислителем - жидкий кислород. Ракета несла 1 тонну взрывчатки. Всего по Англии и Антверпену было выпущено около 3 тысяч этих снарядов. Точность попадания была невысокой, поэтому от Фау-2 людские потери в Англии были сравнительно небольшие: 3 тысячи убитых и 6 тысяч раненых. Сбить Фау-2 было практически невозможно, поэтому единственным способом борьбы были бомбардировки пусковых установок. Понятно, что места расположения пусковых установок держались немцами в строжайшей тайне и надежно охранялись и защищались.

На ракетном заводе-концлагере "Миттельверк"

Старт ракеты Фау-2 После разгрома гитлеровского вермахта пусковые установки и основное секретное производственное оборудование ракетного завода не были полностью уничтожены немцами (не успели, т.к. объем производства был очень велик и надо было прежде всего уничтожить концлагерь). Почти все военнопленные, работавшие на секретном ракетном заводе-концлагере "Миттельверк" были расстреляны и сожжены. Их число оценивается от 20-ти до 30-ти тысяч человек. Уцелели лишь немногие, за́нятые работами по сокрытию следов преступлений фашистов (рассеянию пепла сожжённых товарищей). Их не успели уничтожить. Они были освобождены американскими войсками. Глазам американских военнослужащих, занявших территорию завода-концлагеря, открылась стра́шная картина из расстрелянных и не погребенных более шести тысяч узников. Также было обнаружено захоронение в котором по оценкам экспертов находилось не менее двадцати пяти тысяч узников. Вот какова́ ужасающая цена производства ракет ФАУ.

Когда немецкий ракетный полигон в Пенемюнде окружили войска союзников и скорое окончание войны стало очевидным, фон Браун принял решение, что если им и сдаваться в плен, то лучше сдаться американцам, а не русским. Части американской армии захватили завод в Нордхаузене, где их глазам предстало огромное количество готовых ракет. Вскоре операция «Скрепка», целью которой был захват специалистов и документации, превратилась в операцию по вывозу готовых «Фау-2». Людей и оборудование доставили на ракетный полигон Уайт Сэндз в Нью-Мексико. Фон Браун и основная часть его сотрудников сдали́сь солдатам 44-й дивизии американской армии. В руки американцам попали 14 тонн документации по «Фау-2», заблаговременно спрятанной Фон Брауном вопреки приказу её уничтожить, и около ста ракет. Тем, кто сдался в плен вместе с фон Брауном, было предложена работа в США по созданию ракет. Первые немецкие специалисты прибыли в США 20 сентября 1945 года. К 1954 году в исследовательском центре в Алабаме работали 50 немецких инженеров, к тому времени получивших американское гражданство. Однако американские войска, захватившие Нордхаузен, не получили информации о том, что по окончании войны полигон и завод окажутся в советской зоне оккупации, и завод не был уничтожен.

Оставшееся там оборудование и часть ракет попа́ли в руки советских войск, как и часть инженеров-ракетчиков. Советские специалисты получили несколько неполных экземпляров ракет Фау-1 и Фау-2, а также часть документации на их производства. Образцы ракет и документация были тщательно изучены и использованы при разработке советского ракетного оружия. Было установлено также, что германское командование готовилось нанести с помощью ракет Фау-2 удары по Ленинграду и другим крупным городам СССР, а также по индустриальным центрам Урала. Эти зловещие планы были сорваны наступлением советских войск.

В заключение отметим, что в Советском Союзе работы по созданию ракет с жидкостным двигателем были начаты даже раньше, чем в Германии. Однако в довоенное время успеха не было достигнуто из-за сталинских репрессий, которые приняли трудновообразимые масштабы. Достаточно сказать, что большинство специалистов-ракетчиков, работавших под руководством Сергея Павловича Королёва, было расстреляно только потому, что его коллективу оказывал практическую помощь в работе маршал Михаил Николаевич Тухачевский, который в 1938 году был расстрелян как "враг народа".

Но, не смотря на трудности, советская ракетная техника развивалась достаточно быстро. Первая советская ракета Р-1 ("Волга") была запущена с полигона Капустин Яр в 1948 году, а уже в октябре 1957 года в Советском Союзе был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

© Владимир Каланов
сайт "Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: