Константин Эдуардович Циолковский. Работы по философии.
Кратко:

Горе и гений:

Нет ничего важнее, как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и в будущем. Как устранить горести? Этот живо­трепещущий вопрос и будет предметом настоящей статьи. Есть горе как будто неустранимое: мы должны болеть, умереть, потерять близких. Жизнь невозможна без страданий. Но много горя более или менее устранимого. Почему мы терпим материаль­ную нужду, не пользуемся комфортом, когда богатства и силы природы неисчерпа­емы? Почему на старости лет мы остаемся без крова и умираем от лишений? Зачем отец семейства надрывается один для прокормления своего много­численного семейства? Почему, умирая, множество людей оставляют свои семьи беспомощными? Почему всю жизнь мы должны дрожать за судьбу близких? Почему всякого человека, не исключая богатых, сильных и властных, подстерегают бедность, горести и всякие несчастья? Избави, Боже, нас винить за это кого-нибудь, кроме нашего неразумия, кроме скудости мира наших идей. Если бы были отысканы гении, то самые ужасные несчастья и горести, которые даже кажутся нам сейчас неизбежными, были бы устранены! Гении совершали и совершают чудеса. Кому же это неизвестно!

Читайте полностью: Горе и гений.

Подробно:

Великие учёные и философы

Константин Эдуардович Циолковский

(продолжение, часть 7)


© сайт "Знания-сила".
Читайте начало, часть 1

Работы Циолковского по философии

Циолковским написано 181 произведение философского характера (эта цифра составляет 33% от общего числа работ "калужского мыслителя"). По жанру эти произведения могут быть классифицированы как книги, статьи и заметки (134), ответы на вопросы читателей и корреспондентов (25), отчеты о проделанной работе (2), обзоры, перечни написанных и опубликованных трудов (19), интервью (1). Кроме того в личном архиве Циолковского сохранилось 112 подготовительных материалов к философским произведениям - выписок, планов, заметок, набросков.

Философские тексты Циолковского существуют в виде рукописей и публикаций. Хотя цифра, характеризующая объем философских сочинений мыслителя, внушительна, они далеко не равнозначны с точки зрения подготовленности к вынесению их на суд читательской аудитории. Пожалуй, большинство из них остались не доведенными до такой степени "зрелости" текста, которая позволяет автору ввести свой труд в широкий культурный оборот. Сам Циолковский опубликовал только 35 (из 181) философских произведений. Изучение степени завершенности его философских текстов показывает, что эта цифра ненамного возросла бы, даже имей он самые благоприятные финансовые и идеологические условия для их издания.

Хотя познавательный и исследовательский интерес представляют, естественно, все философские тексты Циолковского, среди них выделяется несколько этапных произведений, наиболее полно и четко отразивших взгляды и убеждения ученого. К ним относятся: - статьи "Научные основания религии" (1898), "Нирвана" (1924), "Бог милосерд" (1915), "Горе и гений" (1916), "Наука и вера" (1917); - цикл "Мысли о лучшем общественном устройстве", включивший сочинения "Этика или естественные основы нравственности" (1903-1918-1928), "Идеальный строй жизни" (1917), "Приключения атома" (1917-1918), "Общественный строй" (1917-1918), "Свойства человека" (1917-1918), "Богатства Вселенной" (1919-1920); - цикл "Евангельских преданий" (1918-1926); - статьи и заметки "Монизм Вселенной" (1925, 1931), "Причина космоса" (1925), "Двигатели прогресса" (1927-1928), "Ум и страсти" (1928), "Любовь к самому себе или истинное себялюбие" (1928), "Воля Вселенной" (1928), "Неизвестные разумные силы" (1928), "Общественная организация человечества" (1928), "Научная этика" (1930), "Монистический материализм" (1931), "Есть ли бог" (1925, 1931-1932), "Ничего нет (Мысли безбожника)" (1932), "Космическая философия" (1935).

Философские сочинения Циолковского несут на себе отпечаток влияния на его мировоззрение многих и зачастую самых противоречивых систем. Не случайно, Циолковский неоднократно замечал: "Все, что я пишу, конечно, навеяно чтением книг и работами других авторов... Что это так, видно из того, что я готов отречься от приоритета всего, что сообщаю..." Совокупность идей, гипотез, тезисов, составивших содержание его философских сочинений, Циолковский назвал "Космической философией". Ее центральным элементом стало смоделированное с помощью научных методов учение о смысле жизни и постижении его в процессе реализации нравственной практики. Иными словами, ядром "Космической философии", по утверждению самого Циолковского, является этика.

© "Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: