Константин Эдуардович Циолковский - Философские идеи, творчество.
Кратко:

Жив ли атом?

… Отрешитесь только от ранее внушённых идей, и вы увидите, что он жив.

К.Э. Циолковский

… Высокоразви­тые внеземные циви­лизации давно освоили наблюдаемую нами область Вселенной и в широких масштабах воздейст­вуют на ход природных естествен­ных процессов. Они могут созна­тельно и по новому организо­вывать материю, регули­ровать ход естественных событий.

К.Э. Циолковский

мемориальный дом-музей Циолковского в Калуге

В этом доме в Калуге в 1904—1933 годах жил К.Э. Циолковский. Сейчас здесь мемориальный дом-музей.

… Увлекательные планы иссле­дования Вселенной, это шаги в будущее. Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое… Каждый косми­ческий год – это новый шаг вперёд отечествен­ной науки по пути познания сокровенных тайн Природы. Наш великий сооте­чественник К.Э. Циолковский говорил: «Невозможное сегодня, становится возможным завтра». Вся история развития космо­навтики подтверждает правоту этих слов. То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновен­ной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!

С.П. Королёв, 1966

Подробно:

Великие учёные и философы

Константин Эдуардович Циолковский

(продолжение, часть 2)


© сайт "Знания-сила".
Читайте начало, часть 1

Циолковский за работой в саду. Kалуга, 1932. Автор неизвестен.

К.Э. Циолковский за работой в саду. Kалуга, 1932.

У него был огромный внутренний мир, в котором Константин Эдуардович чувствовал себя могучим властелином, несущим людям великое будущее. Он проявлял готовность выполнять любую черновую работу, чтобы приблизить эти счастливые дни. И думал о том времени, когда человечество не сможет больше жить на Земле и будет вынуждено переселяться на другие планеты К.Э. Циолковский с большим основанием, чем Т. Кампанелла, мог назвать города своей мечты городами Солнца, так как основой дальнейшего существования земной цивилизации считал рациональное использование солнечной энергии. В 1905 году он писал: "Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать Вселенную для блага человечества, завоевать пространство и энергию, испускаемую Солнцем". Его представления об этих перспективах имели вполне реальную основу:"...не жалкий проект ракеты пленил меня, а точные расчёты". "Думаю сыграть роль затевалы. Математики более знающие более сильные докончат, может быть, решение поставленных мною задач. Знающие и опытные техники помогут им осуществить и самый космический корабль", К.Э. Циолковский составил для себя целую просветительскую программу: "Наук такое множество…, что нет никакой возможности для человеческого ума их изучить. Кто хочет, опускает бессильно руки, между тем нельзя составить мировоззрения и руководящего в жизни начала без ознакомления со всеми науками, то есть с общим познанием Вселенной. Вот я и хочу быть Чеховым в науке: в небольших очерках, доступных неподготовленному или злоподготовленному читателю, «дать серьёзное логическое познание наиболее достоверного учения о космосе».

Обобщённой темой творчества К.Э. Циолковского было единение человека - жителя Земли - со Вселенной. При такой постановке проблемы требовалось не только разработать способ освоения космоса, но обосновать целесообразность и необходимость этой конечной цели. Отсюда и совершенно фантастический диапазон научных интересов К.Э. Циолковского. Только в такие глобальные рамки укладываются все его, на первый взгляд, несовместимые друг с другом исследования: преобразование пустынь и лингвистика, кинетическая теория газов и биология растений.

Столь грандиозные цели требовалось обосновать. И К.Э. Циолковский создает философские построения, помогающие постичь общность человека и Вселенной. И хотя эти построения носили механистический характер, именно они многие годы поддерживали поразительные стоицизм и подвижничество ученого. К.Э. Циолковский пытался найти материальную категорию, общую для человека и Вселенной:"Где начинается и где кончается способность ощущать? Она, очевидно, свойственна всем животным, растениям и даже неорганическому миру - одним словом, каждому атому... Атом есть особь (индивид, примитивное Я)". Константин Эдуардович Циолковский, связывая каждого живущего на Земле человека со Вселенной, относит к высшей категории тех, "кто... забывают себя и свои нуждишки и всецело отдаются ощущению одной высшей цели: благу общества". Реальный путь к такому самоусовершенствованию он видит в том, чтобы "самому быть счастливым, насколько возможно".

Его философские рассуждения позволяют понять истоки необыкновенных духовных сил, которые рождались не стихийно, а в результате осмысленных, хотя и в чем-то ошибочных, с точки зрения современной философской науки, умозаключений.

Подвижничество К.Э. Циолковского, казавшееся обывателям чудачеством, сопровождалось, как мы теперь понимаем, огромным мужеством. Ведь на пути стояли не только никем не решенные проблемы, но и установившиеся воззрения, а они могли показаться непререкаемыми даже самому образованному человеку. В подходе к решению научных проблем у К.Э. Циолковского был девиз: «Будем смелы. Не будем бояться кары авторитетов, хотя бы за ними были тысячелетия. Мы охотно за ними пойдем, если они, с точки зрения несомненных знаний, пришли к верным, хотя и недоказанным ими выводам».

Если нас сейчас поражают широта и многоплановость научных интересов К.Э. Циолковского, то еще более поразительной кажется его способность видеть многочисленные проблемы, как бы связанные между собой единой темой — человек и Вселенная. Такая особенность мышления ученого настолько не отвечала общепринятым представлениям, что далеко не каждой его мысли придавалось то значение, какое она заслуживала, и нередко мы заново открывали К.Э. Циолковского уже после того, как сами повторяли пройденное им. Да и сейчас, быть может, мы еще не полностью отдаем себе отчет во всем том, что им было высказано и предсказано.

Идеи К.Э. Циолковского опережали уровень развития промышленности и казались его современникам фантастическими. Это невольно вырабатывало представление о нём, как о человеке, одержимом отвлечёнными идеями, далеком от мысли, о реализации своих же идей. А между тем его отношение к проблемам космонавтики и собственным разработкам носило ярко выраженный прикладной характер. Именно поэтому многое из того, что в свое время казалось фантастическим, нашло реальное воплощение в жизни — лишь с теми видоизменениями, которые вытекали из существа самой идеи.

К.Э. Циолковский писал: «Более, чем кто-нибудь, я понимаю бездну, разделяющую идею от ее осуществления, так как в течение моей жизни я не только много вычислял, но и исполнял, работая также руками». И еще: «Вся моя жизнь состояла из размышлений, вычислений, практических работ и опытов. Меня всегда сопровождала домашняя мастерская».

© "Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: