Константин Эдуардович Циолковский. Работы по воздухоплаванию.
Кратко:

Интересно знать:

Константин Эдуардович Циолковский

… Человек не всегда будет оставаться на Земле; поиски света и пространства будут вести его к проникно­вению за границы атмо­сферы, сначала робко, но в конце, чтобы заво­евать все солнечное пространство.

К.Э. Циолковский

Страница рукописи К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами»

Подробно:

Великие учёные и философы

Константин Эдуардович Циолковский

(продолжение, часть 5)


© сайт "Знания-сила".
Читайте начало, часть 1

Работы Циолковского по воздухоплаванию

К.Э. Циолковский проблеме воздухоплавания посвятил более 50 трудов.

"Мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Иногда она меня утомляла, и тогда я по месяцам занимался другим, но в конце концов я возвращался к ней опять", - писал учёный в своей работе «Простое учение о воздушном корабле и его построении». К систематическим исследованиям в области воздухоплавания Циолковский приступил в 1885 году. Уже через год он закончил первый большой научно-теоретический труд «Теория аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлиненную форму» и в 1887 году в Москве на заседании физического отделения Общества любителей естествознания сделал доклад о результатах своих исследований.

Циолковский сразу же поставил перед собой труднейшую задачу - создать такой дирижабль, который был бы наиболее совершенным, безопасным для пассажиров, прочным, простым в эксплуатации, наиболее выгодным экономически. Он пришел к выводу о необходимости строить корабль целиком из металла. Этой идее цельнометаллического дирижабля ученый оставался верен всю жизнь.

Свои технические идеи Константин Эдуардович Циолковский всегда подтверждал математическим анализом и опытным моделированием. Учёный вводил простейшую систему изменения объема несущего газа как для выдерживания заданной высоты полета при различных температурах, так и для совершения маневров. При этом дирижабль Циолковского не нуждался в балласте. Система блоков и тросов внутри оболочки обеспечивала изменения ее объема в зависимости от высоты полета дирижабля, его горизонтальную устойчивость.

В 1890 году Константин Эдуардович послал свою статью «О возможности построения металлического аэростата» вместе с бумажной моделью в Русское физико-химическое общество Д.И. Менделееву, который переслал её со своим отзывом в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. Работа учёного была рассмотрена и одобрена, но никакой практической поддержки ему оказано не было. Несмотря на это, Циолковский продолжал упорно работать. Он публиковал свои работы, строил модели, проводил эксперименты. В 1914 году Циолковский выезжал в Петербург на III съезд воздухоплавания, где был заслушан его доклад о цельнометаллическом дирижабле.

Проект воздушного корабля Циолковский дал ещё в 1892 году в работе «Аэростат металлический, управляемый». В работах «Возможен ли металлический аэростат?», «Простое учение о воздушном корабле и его построении», «Аэростат и аэроплан» и многих других Циолковский приводил теоретические обоснования деталей конструкций дирижабля, разъяснял свои технические замыслы. Циолковский фактически выдвинул программу поэтапного дирижаблестроения - от эксперимента, моделирования, научно-теоретических обобщений до поисков совершенно новых решений и их осуществления в рабочих чертежах, при обязательном соблюдении ранее выдвинутых им положений, гарантирующих полную безопасность пассажиров и экипажа. Все это составляет научную и практическую ценность теоретических работ Циолковского по дирижаблям.

Циолковский пытался заинтересовать идеями управляемого аэростата зарубежных ученых. В 1893 году он послал свои труды по воздухоплаванию вместе с моделью дирижабля во Французскую Академию наук. Желая защитить приоритет России в воздухоплавании, Циолковский запатентовал свои изобретения в девяти зарубежных странах. Однако К.Э. Циолковскому не удалось осуществить мечты о создании дирижабля. Попытка построить дирижабль Циолковского в 1931 году на комбинате "Дирижаблестрой" не увенчалась успехом, главным образом из-за низкого по тому времени технологического уровня. Но постройка и испытание модели дирижабля объемом 1000 кубических метров убедили инженеров в справедливости основных теоретических положений ученого о преимуществах его цельно­металлического дирижабля.

© "Знания-сила"

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: