Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта Гостевая
счетчик сайта
Размер шрифта:

>>Найти: на:

Кратко:


Поль Дирак (1977):

"... В мир с сокрушительной силой ворвалась теория относительности.... Мне кажется, что ни до, ни после ни одна научная мысль, которой удавалось завладеть умами широких слоев публики, не производила равного по силе эффекта."

Альберт Эйнштейн о науке:

Я верю в интуицию и вдохновение.

... Иногда я чувствую, что стою на правильном пути, но не могу объяснить свою уверенность. Когда в 1919 году солнечное затмение подтвердило мою догадку, я не был ничуть удивлен. Я был бы изумлен, если бы этого не случилось. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником ее эволюции. Строго говоря, воображение — это реальный фактор в научном исследовании.

...Развивая логическое мышление и рациональный подход к изучению реальности, наука сумеет в значительной степени ослабить суеверие, господствующее в мире. Нет сомнения в том, что любая научная работа, за исключением работы, ”совершенно не требующей вмешательства разума” исходит из твердого убеждения (сродни религиозному чувству) в рациональности и познаваемости мира.

...Я смотрю на картину, но мое воображение не может воссоздать внешность ее творца. Я смотрю на часы, но не могу представить себе, как выглядит создавший их часовой мастер. Человеческий разум не способен воспринимать четыре измерения. Как же он может постичь бога, для которого тысяча лет и тысяча измерений предстают как одно?

...Представьте себе совершенно сплющенного клопа, живущего на поверхности шара. Этот клоп может быть наделен аналитическим умом, может изучать физику и даже писать книги. Его мир будет двумерным. Мысленно или математически он даже сможет понять, что такое третье измерение, но представить себе это измерение наглядно он не сможет. Человек находится точно в таком же положении, как и этот несчастный клоп, с той лишь разницей, что человек трехмерен. Математически человек может вообразить себе четвертое измерение, но увидеть его, представить себе наглядно, физически человек не может. Для него четвертое измерение существует лишь математически. Разум его не может постичь четырехмерия.

Источник: А. Эйнштейн. Собрание научных трудов. Том4 -М.:Наука, 1967 - 600с.

Читайте также:

Альберт Эйнштейн: МОТИВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: >>>

 "Храм науки — строение многосложное. Различны пребывающие в нем люди и приведшие их туда духовные силы. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: плоды своих мыслей они приносят здесь в жертву только в утилитарных целях. Если бы посланный богом ангел пришел в храм и изгнал из него тех, кто принадлежит к этим двум категориям, то храм катастрофически опустел бы. Все-таки кое-кто из людей как прошлого, так и нашего времени в нем бы остался. К числу этих людей принадлежит и наш Планк, и поэтому мы его любим...."

Читайте дальше >>>

 

    

    

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН (1879-1955)


© "Знания-сила".

Один из крупнейших учёных XX века, вне всякого сомнения, Альберт Эйнштейн. Его идеи во многом революционизировали физику, проложив дорогу новому взгляду на природу. Эйнштейн родился в Ульме, в Германии, 14 марта 1879 года.

В раннем детстве ничто не говорило о том, что этот человек будет причислен когда-то к величайшим гениям в истории науки. Малышу минуло три года, а он всё ещё не говорил. Его родители, владельцы небольшого электрохимического завода, были очень этим обеспокоены. Альберт рос тихим, рассеянным мальчиком. Семья к этому времени поселилась в Мюнхене, и его отдали в гимназию Луитпольда. Альберту там так не понравилось, что он стал пропускать уроки, посвящая свое время чтению книг по математике, естествознанию и философии. Учителя об этом не знали и считали, что ничего путного из Эйнштейна не получится.

В конце концов Альберт бросил школу с её механической зубрёжкой и строгой дисциплиной, решив поступить в цюрихское Федеральное высшее политехническое училище, однако провалился на вступительных экзаменах. Когда же он наконец поступил, он, по старой памяти, стал частенько пропускать занятия, чем вызывал серьёзное недовольство преподавателей. К счастью, Эйнштейн подружился с одним из однокурсников. Друг любезно предоставлял Альберту во временное пользование свои конспекты лекций, и, если бы не эта «гуманитарная» помощь, кто знает, закончил ли бы Эйнштейн училище. С весны 1900 года до весны 1902 года Эйнштейн занимался репетиторством. В 1902 году с помощью все того же однокурсника Альберт получил место технического эксперта третьего класса в Швейцарском патентном бюро в Берне.

«Волшебным» годом для Эйнштейна стал 1905-й, в течение которого он опубликовал в журнале «Анналы физики» («Annalen der Physik») 3 статьи, имевшие фундаментальное значение.

Первая касалась работы Макса Планка, выяснившего в предшествующие годы, каким образом электромагнитное излучение может происходить дискретно, так называемыми квантами различной энергии; на основе этого Эйнштейн прекрасно сумел объяснить свою модель фотоэффекта, заключающегося в выбросе электронов из металла, подверженного электромагнитному облучению. Работы Эйнштейна по теории света носили поистине революционный характер. В своем учении Эйнштейн опирался на гипотезу, выдвинутую в 1900 М.Планком, о квантовании энергии материального осциллятора. Но Эйнштейн пошел дальше и постулировал квантование самого светового излучения, рассматривая последнее как поток квантов света, или фотонов (фотонная теория света). Это позволяло простым способом объяснить фотоэлектрический эффект – выбивание электронов из металла световыми лучами, явление, обнаруженное в 1886 Г.Герцем и не укладывавшееся в рамки волновой теории света. Девять лет спустя предложенная Эйнштейном интерпретация была подтверждена исследованиями американского физика Милликена, а в 1923 реальность фотонов стала очевидной с открытием эффекта Комптона (эффекта рассеяния рентгеновских лучей на электронах, слабо связанных с атомами). В научном отношении гипотеза световых квантов составила целую эпоху. Без неё не могли бы появиться знаменитая модель атома Нильса Бора (1913) и гениальная гипотеза «волн материи» Луи де Бройля (начало 1920-х годов). А. Эйнштейн был удостоен  Нобелевской премии по физике и фотохимии за заслуги перед теоретической физикой и особенно за открытие закона фотоэффекта.

Во второй фундаментальной работе 1905 года, имевшей название "К электродинамике движущихся тел" Эйнштейн изложил специальную теорию относительности. (Почти одновременно направил в печать свою объемистую работу и французский математик Анри Пуанкаре. Причем в ней содержались не только многие математические результаты, изложенные в эйнштейновской работе, но и ряд других математических выводов, которые у Эйнштейна отсутствовали. И всё же, приоритет в создании СТО отдается Эйнштейну. Следует, однако, заметить, что сам принцип относительности, давший название теории, был выдвинут А. Пуанкаре раньше, чем это сделал Альберт Эйнштейн, причем в более конкретной формулировке. Оба исследователя опирались в своих рассуждениях на теорию электромагнетизма. Учёные XIX века считали, что световые волны распространяются в мировом эфире - среде, которая, как предсказал Дж. Максвелл, заполняет всю Вселенную. Поисками эфира занимались многие выдающиеся умы. Так, до последних дней жизни не прекращал их Д.И. Менделеев. Строились различные модели светоносного эфира, выдвигались разнообразные гипотезы относительно его свойств, экспериментально, однако, не подтверждавшиеся.

В основу СТО Эйнштейн положил два универсальных допущения, делавших гипотезу о существовании эфира излишней. Первое допущение и есть принцип относительности. Он гласит: если мы находимся в неускоренной лаборатории, то её движение никак не влияет на что бы то ни было, происходящее внутри этой лаборатории. Другими словами: во всех инерциальных системах отсчета законы механики одинаковы. Значит, любой эксперимент дает один и тот же результат в любой инерциальной системе. И второе допущение: распространение света не зависит от движения его источника.

Постулаты СТО приводят ко многим замечательным следствиям, часто используемым писателями-фантастами в своих произведениях. К ним, например, относится парадокс близнецов, согласно которому время на борту космического корабля замедляется и близнец-путешественник по возвращении на Землю оказывается моложе своего брата домоседа.
СТО изменяет основное для физики Ньютона понятие "событие".
Согласно Эйнштейну, одновременность двух событий относительна. Это значит, что если два события, произошедшие в разных точках, одновременны в одной инерциальной системе отсчета, то они не одновременны во всех других системах.
В том же 1905 году, вслед за "Электродинамикой движущихся тел" Эйнштейн опубликовал небольшую заметку под заголовком "Зависит ли инерция тела от содержащейся в нем энергии?" В ней ученый вывел как следствие из своей теории уравнение Е=mc2, которое означает, что энергия (Е), заключенная в любой частице вещества, равна её массе (m), умноженной на квадрат скорости света (с2). Кроме того, он сформулировал закон взаимосвязи массы покоя и энергии: "Масса тела есть мера содержащейся в нем энергии".
Согласно СТО, ни один материальный объект не может двигаться со скоростью, превышающей скорость света; с точки зрения наблюдателя, находящегося в состоянии покоя, размеры движущегося мимо объекта сокращаются в направлении движения, а масса объекта возрастает; чтобы скорость света была одинаковой для движущегося и покоящегося наблюдателя, движущиеся часы должны идти медленнее.
Релятивистские (вытекающие из теории относительности) эффекты при обычных скоростях и размерах, как правило, пренебрежимо малы. Однако при массах микрочастиц и скоростях света они весьма значительны. Эта особенность СТО пригодилась физикам лишь спустя четыре десятилетия после 1905 года. Из неё следует, что любой перенос энергии связан с переносом массы. Эта формула трактуется также как выражение, описывающее «превращение» массы в энергию. Именно на этом представлении основано объяснение т.н. «дефекта массы». В механических, тепловых и электрических процессах он слишком мал и потому остается незамеченным. На микроуровне он проявляется в том, что сумма масс составных частей атомного ядра может оказаться больше массы ядра в целом. Недостаток массы превращается в энергию связи, необходимую для удержания составных частей. Атомная энергия есть не что иное, как превратившаяся в энергию масса. Принцип эквивалентности массы и энергии позволил упростить законы сохранения. Оба закона, сохранения массы и сохранения энергии, до этого существовавшие раздельно, превратились в один общий закон: для замкнутой материальной системы сумма массы и энергии остаётся неизменной при любых процессах. Закон Эйнштейна лежит в основе всей ядерной физики. В частности, по формуле Е=mс2 физики смогли вычислить количество энергии, выделяющейся при взрыве атомной бомбы.
В 1908 году немецкий математик Герман Минковский, бывший учитель Эйнштейна в Цюрихе, создал для СТО геометрию в четырехмерном пространстве. 21 сентября того же года на съезде немецких естествоиспытателей и врачей он прочел доклад "Пространство и время", заканчивавшийся словами: "Отныне пространство само по себе и время само по себе теряют всякий физический смысл, и лишь особого рода их сочетание сохраняет самостоятельность".

А вот третья работа 1905 года была посвящена молекулярно-кинетической теории. Эйнштейн просчитал среднюю траекторию микроскопической частицы, столкнувшейся с молекулой жидкости, проверяя, таким образом, «броуновское движение» частицы на поверхности воды, замеченное под микроскопом английским ботаником Робертом Броуном.

В 1907 Эйнштейн распространил идеи квантовой теории на физические процессы, не связанные с излучением. Рассмотрев тепловые колебания атомов в твердом теле и используя идеи квантовой теории, он объяснил уменьшение теплоемкости твердых тел при понижении температуры, разработав первую квантовую теорию теплоёмкости. Эта работа помогла В.Нернсту сформулировать третье начало термодинамики.

>>>Читайте дальше: Альберт Эйнштейн (часть 2)

Альберт Эйнштейн [1 2] Научное наследие Эйнштейна [1 2] Мозг Эйнштейна [1 2] Мотивы научного исследования Наука и цивилизация Особое мнение некоторых физиков на ТО [1 2] Эйнштейн и прикладная физика [1 2 3]

 
 
Главная В избранное Контакты Новости О проектеПланы сайта

 

 

 

 

   
Rambler's Top100 Рейтинг лучших сайтов категории Наука / Образование


© KV