Полёты автоматических аппаратов к Луне.
Кратко:

Интересно знать

Извечный интерес человека к загадкам Луны явился причиной невероятных приключений, с которыми столкнулись герои Эдгара По, Жюля Верна и Андрэ Лори. Всем хорошо известны такие произведения, как "Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля", "Вокруг Луны" и "Изгнанники Земли".

Но не менее захватывающее и совершенно научно реалистичное произведение известно, пожалуй, только небольшому кругу давних подписчиков журнала «Знание-сила».

В 1954 году вышел внеплановый (лишний) номер журнала «Знание-сила», помеченный как № 11 за 1974 год (это не описка!).

Получив этот номер, подписчик прежде всего оказывался в недоумении: а какой на дворе год: 54-й или 74-й? Потом, полистав журнал, приходил в ещё большее недоумение: советские люди летят на Луну, а я почему-то об этом ничего не знаю!

Создатели лишнего номера «Знание - сила» воспользовались опытом западных популярных журналов типа «Кольерс», обожавших такого рода фантастические реконструкции, и сделали все, чтобы перещеголять их.

На первой же странице читателя ждала передовица из газет «Правда», «Известия» и «Комсомольская правда»:

Вторник, 26 ноября 1974 года. СООБЩЕНИЕ АКАДЕМИИ НАУК СССР о старте межпланетного корабля «Луна-1».

25 ноября в 10 часов 00 минут отправился в полёт на Луну первый советский межпланетный корабль. Старт состоялся на Кавказе в районе горы Казбек.

Сбылась вековая мечта человечества. Впервые люди покинули земной шар и направляются к соседней планете. Сейчас в межпланетном пространстве находятся четверо советских учёных: командир корабля — доктор технических наук Михаил Андреевич Седов, штурман — Герой Советского Союза Алексей Викторович Соколов, главный конструктор корабля — инженер Юрий Николаевич Тамарин, бортовой врач — кандидат медицинских наук Тигран Ашотович Акопян.

Длительность активного функционирования аппарата равнялась 301 суткам 6 часам 37 минутам. Цель экспедиции ознакомиться с Луной, выяснить возможность организации постоянно действующего научно-исследовательского института на Луне. Наш спутник будет мирной лабораторией передовой науки, но отнюдь не военной базой, как об этом мечтали в своё время некоторые чужеземные генералы.

С межпланетными путешественниками поддерживается регулярная связь. Сообщения о ходе экспедиции будут передаваться по радио через каждые два часа».

И далее на изумленного читателя обрушивалась лавина информации: снимки, схемы, биографии, интервью, астрономические сведения, предыстория и история строительства «Луны-1».

Этот материал нельзя назвать мистификацией или пустым фантазированием, как иные реконструкции «Кольерс», — авторов текстов и художников консультировали учёные и инженеры, а сам материал опирался на новейшие представления о том, как должен будет выглядеть межпланетный корабль и полёт.

При чтении создается ощущение, что и в самом деле космические корабли бороздят уже просторы Солнечной системы, хотя, как мы знаем, ко времени выхода «лишнего» номера Сергей Павлович Королев с командой запускал только собак на высоту 100 км.

Потрясающе! Представить такое в 1954 году!

По материалам книги Антона Первушина "Красный космос".

Первая попытка запуска лунохода окончилась катастрофой

19 февраля 1969 года в 9 часов 48 минут стартовала ракета 8К82К с разгонным блоком 11С824 и аппаратом Е-8 №201 (луноходом). На 51,4 секунде полёта ракеты разрушился головной обтекатель. Это произошло из-за ошибочных расчетов обтекателя на прочность. Запуск 19 февраля был первым полётом ракеты с этим новым обтекателем. Во время прохождения зоны максимального скоростного напора возникли аэродинамические вибрации, вследствие чего и произошло разрушение узлов крепления створок обтекателя. Обломки головного обтекателя, пролетев вдоль блока Д, третьей и второй ступеней, врезались в баки первой ступени, пробив их оболочку. В результате произошёл контакт самовоспламеняющихся компонентов топлива, завершившийся эффектным взрывом, полностью разрушившем ракету. Следующий запуск лунохода состоялся почти через два года.

 

Подробно:

Исследования Луны космическими аппаратами

ПОЛЁТЫ К ЛУНЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ АППАРАТОВ


© Владимир Каланов,
сайт
"Знания-сила".

«Луна-16»

СССР впервые доставил на Землю порцию лунного грунта с помощью беспилотного аппарата «Луна-16», который стал первым советским аппаратом, совершившим по-настоящему мягкую посадку на Луне в сентябре 1970 года. На его борту находилось сборное устройство (мини-буровая), которое зачерпнуло порцию грунта и поместило её в контейнер возвращаемого аппарата. Капсула возвращаемого аппарата диаметром 50 см и весом 39 кг вскоре совершила посадку на Землю с помощью парашюта, доставив из Моря Плодородия 100 граммов лунного вещества. Следует заметить, что к этому времени американские лунные экспедиции «Аполлон» уже доставили на Землю значительное количество грунта с Луны. Но для геологов и это небольшое количество лунного грунта представляло не меньшую научную ценность, чем килограммы, доставленные американскими астронавтами.

Конструкция аппарата Луна-16

Конструкция аппарата «Луна-16»

«Луноход-1»

10 ноября 1970 г. СССР запустил на Луну беспилотный аппарат «Луна-17» (нумерация в соответствии с сообщениями печати), на борту которого находился самоходный аппарат «Луноход-1» (аппарат 8ЕЛ №203). Эта машина, внешне похожая на ванну на восьми колесах, весила 760 кг. Её размеры составляли 2,15 м в длину и 1,35 м в высоту. Она дистанционно управлялась с Земли и была оборудована различными научными приборами. Каждое из восьми сетчатых колёс диаметром 50 см с титановыми ободами приводилось в действие отдельным электродвигателем, установленным в его ступице. Этот удивительный самоходный аппарат проехал в общей сложности 10 километров 540 метров по поверхности Моря Дождей.

«Луноход-1» проработал 10 месяцев, или 11 лунных дней, что оказалось в три раза больше минимально рассчитанного ресурса. Длительность активного функционирования аппарата равнялась 301 суткам 6 часам 37 минутам. 15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и только 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.

Шасси Лунохода  Мотор-колесо Лунохода в разрезе  Мотор-колесо Лунохода  Колёса Лунохода
Шасси и мотор-колесо Лунохода-1

В результате выполнения программы исследований было получено более 200 детальных панорамных снимков лунных ландшафтов, изучены механические характеристики грунта в 500 точках, а также химический состав грунта в десятках пунктов, в общей сложности обследована площадь в 80000 квадратных метров. Аппарат управлялся с Земли экипажем из 5 человек, для этого с Луны было передано более 20000 телеснимков небольших участков, располагавшихся по пути следования. Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м.

Планы пилотируемых лунных экспедиций

Нужно отметить, что Советским Союзом также планировались пилотируемые лунные экспедиции. Поэтому в программу Лунохода входил поиск района будущей посадки лунной кабины с космонавтом. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного района прилунения. В запасной район потом должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина (ЛК). А в основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки этой ЛК тоже был автоматический на сигнал радиомаяка лунохода. В будущем луноход планировалось использовать ещё и для транспортировки космонавта по Луне к резервной ЛК, если бы основная кабина не смогла стартовать.

«Луноход-2»

Конструкция аппарата Луноход-2

Конструкция аппарата «Луноход-2»

В 1973 году на Луну был доставлен «Луноход-2». Аппарат проработал на Луне с 16 января до 09 мая 1973 года, что в три раза превысило первоначально рассчитанный ресурс. «Луноход-2» уже имел дополнительную третью верхнюю телекамеру, на уровне роста человека, что существенно улучшало обзор и помогало дистанционно управлять аппаратом. Автоматическая беспилотная станция «Луна-21», на борту которой находился «Луноход-2» села в Море Ясности в точке с координатами 25° 51' с.ш. 30° 27' в.д., что было в 172 километрах от места прилунения Аполлона-17. При посадке вышла из строя навигационная система Лунохода и поэтому управлять им пришлось ориентируясь по Солнцу и окружающей обстановке. При этом положение корпуса определялось косвенным путем по нагрузке на колё́са. Благодаря опыту, приобретё́нному экипажем управления (находящимся на Земле) при управлении первым луноходом, средняя скорость движения "Лунохода-2" значительно превышала среднюю скорость предшественника: 340 метров в час против 140 метров. За четыре месяца работы «Луноход-2» прошёл в общей сложности около 37 километров (это рекорд для роботов, работающих вне Земли), передал на Землю 86 панорам и около 80000 кадров телесъёмки,

Ещё через два года был изготовлен очередной луноход - «Луноход-3» (8ЕЛ №205). Аппарат стал следующим шагом вперед по сравнению со своими предшественниками. Ещё совершенней стала телевизионная система лунохода. Она стала стереоскопической в полном смысле, с одновременной передачей двух каналов изображения. Телевизионная стереопа́ра стояла в поворотном блоке, который значительно расширял возможности обзора. Блок камер был установлен на выносной штанге, как и дополнительная камера на «Луноходе-2». От телекамер, жестко закрепленных на луноходе, конструкторы отказались. Аппарат 8ЕЛ №205 был полностью укомплектован научным оборудованием, прошёл весь цикл наземных испытаний и подготовлен к экспедиции на Луну. Но Советская программа исследований Луны была приостановлена. «Луноход-3» так и не стартовал и остался на Земле.

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: