Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Интересно знать.

Извечный интерес человека к загадкам Луны явился причиной невероятных приключений, с которыми столкнулись герои Эдгара По, Жюля Верна и Андрэ Лори. Всем хорошо известны такие произведения, как "Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля", "Вокруг Луны" и "Изгнанники Земли".

Но не менее захватывающее и совершенно научно реалистичное произведение известно, пожалуй,  только небольшому кругу давних подписчиков журнала "Знание-сила".

В 1954 году вышел внеплановый (лишний) номер журнала "Знание-сила", помеченный как № 11 за 1974 год (это не описка!).

Получив этот номер, подписчик прежде всего оказывался в недоумении: а какой на дворе год: 54-й или 74-й? Потом, полистав журнал, приходил в ещё большее недоумение: советские люди летят на Луну, а я почему-то об этом ничего не знаю!

Создатели лишнего номера «Знания - сила» воспользовались опытом западных популярных журналов типа «Кольерс», обожавших такого рода фантастические реконструкции, и сделали все, чтобы перещеголять их.

На первой же странице читателя ждала передовица из газет «Правда», «Известия» и «Комсомольская правда»:

Вторник, 26 ноября 1974 года. СООБЩЕНИЕ АКАДЕМИИ НАУК СССР о старте межпланетного корабля "Луна-1".

25 ноября в 10 часов 00 минут отправился в полёт на Луну первый советский межпланетный корабль. Старт состоялся на Кавказе в районе горы Казбек.

Сбылась вековая мечта человечества. Впервые люди покинули земной шар и направляются к соседней планете. Сейчас в межпланетном пространстве находятся четверо советских учёных: командир корабля — доктор технических наук Михаил Андреевич Седов, штурман — Герой Советского Союза Алексей Викторович Соколов, главный конструктор корабля — инженер Юрий Николаевич Тамарин, бортовой врач — кандидат медицинских наук Тигран Ашотович Акопян.

Цель экспедиции Длительность активного функционирования аппарата равнялась 301 суткам 6 часам 37 минутам. ознакомиться с Луной, выяснить возможность организации постоянно действующего научно-исследовательского института на Луне. Наш спутник будет мирной лабораторией передовой науки, но отнюдь не военной базой, как об этом мечтали в своё время некоторые чужеземные генералы.

С межпланетными путешественниками поддерживается регулярная связь. Сообщения о ходе экспедиции будут передаваться по радио через каждые два часа».

И далее на изумленного читателя обрушивалась лавина информации: снимки, схемы, биографии, интервью, астрономические сведения, предыстория и история строительства «Луны-1».

Этот материал нельзя назвать мистификацией или пустым фантазированием, как иные реконструкции «Кольерс», — авторов текстов и художников консультировали учёные и инженеры, а сам материал опирался на новейшие представления о том, как должен будет выглядеть межпланетный корабль и полёт.

При чтении создается ощущение, что и в самом деле космические корабли бороздят уже просторы Солнечной системы, хотя, как мы знаем, ко времени выхода «лишнего» номера Сергей Павлович Королев с командой запускал только собак на высоту 100 км.

Потрясающе! Представить такое в 1954 году!

По материалам книги Антона Первушина "Красный космос".

Первая попытка запуска лунохода окончилась катастрофой.

19 февраля 1969 года в 9 часов 48 минут стартовала ракета 8К82К с разгонным блоком 11С824 и аппаратом Е-8 №201 (луноходом). На 51,4 секунде полёта ракеты разрушился головной обтекатель. Это произошло из-за ошибочных расчетов обтекателя на прочность. Запуск 19 февраля был первым полётом ракеты с этим новым обтекателем. Во время прохождения зоны максимального скоростного напора возникли аэродинамические вибрации, вследствие чего и произошло разрушение узлов крепления створок обтекателя. Обломки головного обтекателя, пролетев вдоль блока Д, третьей и второй ступеней, врезались в баки первой ступени, пробив их оболочку. В результате произошёл контакт самовоспламеняющихся компонентов топлива, завершившийся эффектным взрывом, полностью разрушившем ракету.  Следующий запуск лунохода состоялся почти через два года.

 

    

    

 

Луна


© Владимир Каланов
"Знания-сила".

Исследования Луны космическими аппаратами.

ПОЛЁТЫ К ЛУНЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ АППАРАТОВ.

СССР впервые доставил на Землю порцию лунного грунта с помощью беспилотного аппарата «Луна-16», который стал первым советским аппаратом, совершившим по-настоящему мягкую посадку на Луне в сентябре 1970 года. На его борту находилось сборное устройство (мини-буровая), которое зачерпнуло порцию грунта и поместило её в контейнер возвращаемого аппарата. Капсула возвращаемого аппарата диаметром 50 см и весом 39 кг вскоре совершила посадку на Землю с помощью парашюта, доставив из Моря Плодородия 100 граммов лунного вещества. Следует заметить, что к этому времени американские лунные экспедиции «Аполлон» уже доставили на Землю значительное количество грунта с Луны. Но для геологов и это небольшое количество лунного грунта представляло не меньшую научную ценность, чем килограммы, доставленные американскими астронавтами.

Конструкция аппарата «Луна-16».

10 ноября 1970 г. СССР запустил на Луну беспилотный аппарат «Луна-17» (нумерация в соответствии с сообщениями печати), на борту которого находился самоходный аппарат «Луноход-1» (аппарат 8ЕЛ №203). Эта машина, внешне похожая на ванну на восьми колесах, весила 760 кг. Её размеры составляли 2,15 м в длину и 1,35 м в высоту. Она дистанционно управлялась с Земли и была оборудована различными научными приборами. Каждое из восьми сетчатых колёс диаметром 50 см с титановыми ободами приводилось в действие отдельным электродвигателем, установленным в его ступице. Этот удивительный самоходный аппарат проехал в общей сложности 10 километров 540 метров по поверхности Моря Дождей.

«Луноход-1» проработал 10 месяцев, или 11 лунных дней, что оказалось в три раза больше минимально рассчитанного ресурса. Длительность активного функционирования аппарата равнялась 301 суткам 6 часам 37 минутам. 15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и только 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.

Шасси Лунохода. На случай заедания в приводе колес в Луноходе были предусмотрены специальные механизмы разблокировки. Пиротехнический заряд по команде с Земли мог перебить вал и в результате неисправное заблокированное колесо стало бы ведомым.  Т.е. конструктивно закладывалось сохранение работоспособности при выходе из строя нескольких колёс (аппарат мог сохранять способность управляемого перемещения при выходе из строя до пяти колёс!).  Мотор-колесо Лунохода в разрезе  Мотор-колесо Лунохода  Колёса Лунохода. Колеса состоят из трех титановых ободов и закрепленной на них стальной сетки с титановыми грунтозацепами. На твердой поверхности опора происходит на средний обод, на мягком же грунте обод проникает глубоко и тогда работает сетка.
Шасси и мотор-колесо Лунохода-1.

В результате выполнения программы исследований было получено более 200 детальных панорамных снимков лунных ландшафтов, изучены механические характеристики грунта в 500 точках, а также химический состав грунта в десятках пунктов, в общей сложности обследована площадь в 80000 квадратных метров. Аппарат управлялся с Земли экипажем из 5 человек, для этого с Луны было передано более 20 000 телеснимков небольших участков, располагавшихся по пути следования. Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м.

Нужно отметить, что Советским Союзом также планировались пилотируемые лунные экспедиции. Поэтому в программу Лунохода входил поиск района будущей посадки лунной кабины с космонавтом. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного района прилунения. В запасной район потом должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина (ЛК). А в основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки этой ЛК тоже был автоматический на сигнал радиомаяка лунохода. В будущем луноход планировалось использовать ещё и для транспортировки космонавта по Луне к резервной ЛК, если бы основная кабина не смогла стартовать.

 

«Луноход-2»
«Луноход-2»
«Луноход-2»

Конструкция аппарата «Луноход-2».

В 1973 году на Луну был доставлен «Луноход-2». Аппарат проработал на Луне с 16 января до 09 мая 1973 года, что в три раза превысило первоначально рассчитанный ресурс. «Луноход-2» уже имел дополнительную третью верхнюю телекамеру, на уровне роста человека, что существенно улучшало обзор и помогало дистанционно управлять аппаратом. Автоматическая беспилотная станция «Луна-21», на борту которой находился «Луноход-2» села в Море Ясности в точке с координатами 25° 51' с.ш. 30° 27' в.д., что было в 172 километрах от места прилунения Аполлона-17. При посадке вышла из строя навигационная система Лунохода и поэтому управлять им пришлось ориентируясь по Солнцу и окружающей обстановке. При этом положение корпуса определялось косвенным путем по нагрузке на колеса. Благодаря опыту, приобретенному экипажем управления (находящимся на Земле) при управлении первым луноходом, средняя скорость движения "Лунохода-2" значительно превышала среднюю скорость предшественника: 340 метров в час против 140 метров. За четыре месяца работы «Луноход-2» прошёл в общей сложности около 37 километров (это рекорд для роботов, работающих вне Земли), передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки,

Ещё через два года был изготовлен очередной луноход - «Луноход-3» (8ЕЛ №205). Аппарат стал следующим шагом вперед по сравнению со своими предшественниками. Ещё совершенной стала телевизионная система лунохода. Она стала стереоскопической в полном смысле, с одновременной передачей двух каналов изображения. Телевизионная стереопара стояла в поворотном блоке, который значительно расширял возможности обзора.  Блок камер был установлен на выносной штанге, как и дополнительная камера на «Луноходе-2». От телекамер, жестко закрепленных на луноходе, конструкторы отказались. Аппарат 8ЕЛ №205 был полностью укомплектован научным оборудованием, прошёл весь цикл наземных испытаний и подготовлен к экспедиции на Луну. Но Советская программа исследований Луны была приостановлена. «Луноход-3» так и не стартовал и остался на Земле.

 

>>>Читайте дальше: Лунная пыль и живое

Луна. Основные сведения о Луне.Изучение Луны. Гипотезы происхождения.Если бы не было Луны. Теории движения Луны.Первые полёты к Луне.Полёты к Луне автоматических аппаратов.Лунная пыль и живое.

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта
Rambler's Top100

 
© KV