Главная В избранное Контакты News О проекте Планы сайта Карта
счетчик сайта
Размер шрифта:

Кратко:

Интересно знать, какие конструктивные изменения были внесены в систему радиосвязи спускаемого аппарата Венеры-8:

Спускаемый аппарат Венера-8

Спускаемый аппарат Венера-8.

Поскольку после посадки СА "Венеры-7" наблюдались сильные колебания сигнала, вызванные отсутствием фиксации СА на поверхности и относительно узкой диаграммой направленности антенны (±45°), а посадка на освещенную сторону вызывает трудности с радиосвязью (угол между направлением на Землю и местной вертикалью составит 30-50°), была доработана антенно-фидерная система.

Верхняя часть спускаемого аппарата Венера-8 (видна Основная антенна)

Верхняя часть спускаемого аппарата Венера-8 (видна Основная антенна).

Основная спиральная антенна работала только на участке снижения, а после посадки из спускаемого аппарата "выбрасывалась" дополнительная антенна. Корпус этой антенны был изготовлен в виде плоской шайбы с четырьмя складывающимися лепестками, так что одной из своих плоских сторон он должен лежать на поверхности Венеры.

Дополнительная антенна СА Венера-8

Дополнительная антенна СА Венера-8.

Это должно было обеспечить достаточно хорошую ориентацию воронкообразной диаграммы направленности антенны относительно местной вертикали. После посадки она выбрасывается из парашютного отсека. Лепестки открываются и не позволяют антенне стать на ребро. Торцы диска являются излучателями, а установленный внутри него гравитационный переключатель после фиксации антенны включает на излучение верхнюю сторону.

Первые снимки поверхности Венеры были получены спускаемыми аппаратами «Венера-9» и «Венера-10» в 1975 году.

Спускаемый аппарат Венера-10 (музей Байконура)

Спускаемый аппарат Венера-10 (музей Байконура).

«Венера-9» и «Венера-10» вышли на орбиту вокруг Венеры в октябре 1975 года и запустили два спускаемых аппарата, которые передали первые телевизионные изображения с этой чудовищно жаркой планеты. На первых снимках были изображения, похожие на горную местность в облачный зимний день. Позднее спускаемые аппараты «Венера-13» и «Венера-14» передали на Землю первые в истории цветные снимки поверхности Венеры.

 

    

    

 

Венера

© Владимир Каланов


Космические исследования Венеры

(Часть 4)

Венера-9В 1975 г. весь мир облетели первые панорамы венерианской поверхности, переданные спускаемыми аппаратами межпланетных станций «Венера-9» и «Венера-10», впервые в истории были получены изображения другой планеты непосредственно с её поверхности. И хотя точки их посадок отстояли друг от друга не очень далеко в масштабе планеты, вид полученных панорам совершенно различен. Одновременно к Венере были выведены первые искусственные спутники планеты, с помощью которых ретранслировалась информация, передававшаяся со спускаемых аппаратов.

Эти спускаемые аппараты были значительно прочнее и сложнее предыдущих. Центральный прочный корпус представлял собой сферу диаметром 1 м, к которой крепились посадочный амортизатор и деформируемое посадочное кольцо, а в верхней части находился дисковый аэродинамический тормоз диаметром 2,1 м. Вследствие высокой плотности атмосферы Венеры применение парашюта на финальном этапе посадки было признано нецелесообразным, поскольку в процессе медленного спуска аппарат сильно нагревался и выходил из строя раньше. Аппарат «Венера-9» совершил посадку на склоне холма крутизной 15-20 градусов. Приборы зарегистрировали давление в 90 атмосфер и температуру 460 градусов Цельсия. На первых снимках были изображения, похожие на горную местность в облачный зимний день.

Конструкция межпланетных станций «Венера-9» и «Венера-10» Конструкция межпланетных станций «Венера-9» и «Венера-10»
Конструкция межпланетных станций «Венера-9» и «Венера-10» Конструкция межпланетных станций «Венера-9» и «Венера-10»

Конструкция межпланетных станций «Венера-9» и «Венера-10».

Масса аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» составляла 4.936 и 5.033 кг соответственно (масса каждого спускаемого аппарата (СА) с теплозащитным корпусом 1.560 кг). «Венера-9» и «Венера-10» включали каждый собственно КА и СА. Основной силовой элемент КА — блок баков, на нижнем днище которого закреплены ракетный двигатель и охватывающий его приборный отсек в форме тора.

В верхней части КА находится переходник для крепления СА. В приборном отсеке размещены системы управления, терморегулирования и др. СА имеет прочный корпус сферической формы (рассчитан на внешнее давление 10 МПа), покрытый внешней и внутренней теплоизоляцией.

В верхней части к СА крепится аэродинамическое тормозное устройство - тормозной парашют в контейнере, в нижней — посадочное амортизационное кольцо, деформируемое при посадке, тем самым смягчающее удар при касании о поверхность планеты. В СА установлены приборы радиокомплекса, оптико-механического ТВ устройства, аккумулятор, блоки автоматики, средства терморегулирования, научные приборы. Спускаемый Аппарат помещён внутри теплозащитного корпуса сферической формы (диаметр 2,4 м), защищающего его от высоких температур на всём участке торможения.

СА оснащён комплексом научного оборудования, включающим панорамный телефотометр для изучения оптических свойств и получения изображения поверхности в месте посадки; фотометр для измерения световых потоков в зелёных, жёлтых и красных лучах и в двух участках ИК лучей; фотометр для измерения яркости атмосферы в инфракрасном спектре и определения химического состава атмосферы методом спектрального анализа; датчики давления и температуры; акселерометры для измерения перегрузок на участке входа в атмосферу; масс-спектрометр для измерения химического состава атмосферы на высотах 63-34 км; анемометр для определения скорости ветра на поверхности планеты; гамма-спектрометр для определения содержания естественных радиоактивных элементов в венерианских породах; радиационный плотномер для определения плотности грунта в поверхностном слое планеты.

Первый панорамный снимок поверхности Венеры

На панорамах, составленных из телевизионных изображений, переданных со спускаемого аппарата "Венеры-9" (детали которого попали на передний план), видны выходы коренных пород; развалы камней могут быть результатом смещений в коре и служить подтверждением тектонической активности на Венере.

В полёте с «Венера-9» и «Венера-10» было проведено две коррекции траектории. За двое суток до подлёта к Венере от КА были отделены СА, которые совершили мягкую посадку (22 и 25 октября 1975) на невидимую в это время с Земли освещенную сторону Венеры. После отделения СА космические аппараты были выведены на орбиты искусственных спутников планеты. Для передачи научной информации была реализована необходимая баллистическая схема, обеспечившая требуемое взаимное пространственное положение Космического и Спускаемого аппаратов каждой пары. Информация, полученная каждым СА, передавалась на свой КА, ставший к этому времени искусственным спутником Венеры, и ретранслировалась им на Землю. СА вошёл в атмосферу планеты под углом 20-23°. После аэродинамического торможения осуществлялся спуск на парашютах в течение 20 мин (для проведения исследования облачного слоя), затем был сброшен парашют и осуществлен быстрый спуск.

>>>Читайте дальше: Космические исследования 1978г. "Пионер-Венера".

Характеристики, орбита и наблюдение ВенерыАтмосфера и её химический составПоверхность Венеры. Вулканы, кратеры Тессеры и венцы. Равнины и возвышенности.Карта полушарий. Геологическая эволюцияПервые космические исследования ВенерыКосмические исследования 1965-1969. "Венера-2" - "Венера-6"Космические исследования 1970-1974. "Венера-7" - "Маринер-10"Космические исследования 1975г. "Венера-9-10"Космические исследования 1978г. "Пионер-Венера" • ВЕГА • "Magellan" • "Venus Express" • Редкие газы на Венере [1 2 3]

 
 
Главная В закладки Контакты Новости О проекте Планы сайта
Rambler's Top100

 
© KV