Английские и голландские пираты
Кратко:

Интересно знать, что:

Корсарство, как "законная" форма пиратских действий, стало одновременно своеобразной формой исследования и научного познания земель Нового Света. Даже некоторые европейские учёные записывались в крупные корсарские экспедиции, с тем чтобы получить возможность изучить недавно открытые земли Америки.

Генри Морган - английский пират

Старинная гравюра, изображающая одного из наиболее известных пиратов — англичанина Генри Моргана

Генри Морган вербует своё войско, гравюра.

Гравюра из книги Эксквемелина издания Джорджа Чльфреда Уильяма, изображающая капитана Моргана вербующим своё войско.

Потопление пиратами испанского корабля. Старинная гравюра.

Потопление пиратами испанского корабля. Старинная гравюра, воспроизведенная в работе Хайэтта Веррила «The Real Story of the Pirates»

 

Подробно:

Страны и народы

Испания

Страницы истории


© "Знания-сила"

Страница третья (продолжение)

О пиратстве и пиратах (часть 3)

Английские и голландские пираты

Уильям Дампьер

В XVII веке большой известностью пользовался английский пират Уильям Дампьер. Кубинский историк Хесус Гарсия Толса в 1958 году писал: "Первой, наиболее представительной фигурой флибустьеров второй половины XVII века, олицетворявшей плутовскую, бесшабашную жизнь этого рода искателей приключений во всей её пестроте, был Уильям Дампьер, именуемый Великим Флибустьером или Королём Моря."

Уильям Дампьер родился в Ист-Кокере, в Англии, около 1652 г. В возрасте 17 лет он был зачислен на судно юнгой и плавал до Новой Земли, где он не выдержал морозов и вернулся на родину. Последующие его путешествия были в более тёплые моря и земли.

Пираты

Пираты

Дампьер плавает к Антильским островам на судне "Джон и Марта" и в 1673 году сражается в качестве матроса на корабле "Ройал Принс" в войне англичан против Голландии. Годом позже он снова путешествует по Карибскому морю, работает на Ямайке управляющим плантации. Но любовь к морю берёт верх, и на некоторое время он становится буканьером на побережье у города Кампече, где вступает в контакт с испанскими властями. Основным промыслом англичан была валка леса, который обменивался на ром. Здесь проявились способности Дампьера как натуралиста-самоучки. Дампьер замечает и рисует всё, что видит. Совмещая пиратство с наукой и искусством, Дампьер в 1678 году вновь отправляется на Ямайку и вступает в контакт с известными в ту пору буканьерами Коксоном, Шарпом и другими. Он присоединяется к ним, чтобы атаковать испанский флот у города Панамы. После нескольких лет сотрудничества с буканьерами Дампьер в 1683 году нанимается на английский корсарский корабль "Ривендж", но в конце концов решается на пиратство. Он совершает кругосветное путешествие и прибывает к берегам Австралии, где первым описывает её жителей, и затем возвращается в Англию в 1699 году.

В 1699 году английские власти назначают Дампьера капитаном военного корабля "Робэк" и дают ему задание картографировать земли Ост-Индии. В 1700 году он прибывает на Новую Гвинею, однако его команда заболевает цингой, а судно садится на мель у острова Вознесения. На помощь приходят английские военные корабли и спасают Дампьра и его команду.

По возвращении в Англию Дампьер пишет книги, в которых рассказывает о своих пиратских приключениях, но одновременно сообщает и немало ценных географических сведений.

В путешествиях Дампьера одним из его спутников был капитан судна "Сент-Порт" Александр Селькирк, который послужил писателю Даниэлю Дефо прототипом для его Робинзона Крузо.

Дампьер нанимался корсаром на датский корабль "Сент Джорж", на котором приблизительно в 1703-1704 годах он нападал на французские и испанские суда и грабил их, руководствуясь девизом: "Не покупать, не платить!"

В 1708-1711 годах Дампьер совершил кругосветное путешествие в качестве британского морского офицера на корсарском судне "Дьюк". Умер Дампьер в 1715 году.

Генри Морган

"Самым великим джентльменом удачи" называли Генри Моргана знаменитого пирата, совершавшего кровавые набеги на испанские владения в Америке. Морган родился в 1635 году в Гейлсе (Англия) в семье землевладельцев. Уже в юности он совершал морские путешествия: его брал с собой в поездки на Антильские острова его дядя, полковник Морган, бывший в то время губернатором Ямайки. На долю молодого Генри Моргана выпало одно чрезвычайное происшествие: его продали в рабство на остров Барбадос. Но он сумел сбежать с этого острова и направился на Ямайку. Здесь Морган нанялся на корсарский корабль и вскоре стал во главе большой группы ссыльных. Он приобрёл собственное судно, объявил себя капитаном и поднял чёрный флаг морских разбойников.

Проведя на прибрежных островах Кубы не меньше двух месяцев, он собрал флотилию из двенадцати кораблей с командой в семьсот человек. Теперь от стычек с одиночными кораблями пират перешёл к крупным операциям на суше. Среди самых кровавых пиратских набегов Моргана выделяются захват и разграбление города Сантьяго-де-Куба и разрушение города Пуэрто-Принсипе. Уходя из Пуэрто-Принсипе, Морган и его люди захватили большие богатства этого города и убили многих жителей.

В 1672 году Моргана взяли в плен сами англичане. Его доставили на родину на фрегате "Велком". Моргану почувствовалось в названии корабля хорошее предзнаменование (по-английски Welcome - добро пожаловать!). Предчувствие не обмануло пирата. В ту пору он был уже популярным "героем", особенно среди молодых англичан. И вместо того чтобы заключить Моргана в тюрьму, его величество король Карл II присвоил молодому разбойнику звание рыцаря и вновь послал его на Ямайку, но не в качестве преступника, а ... в качестве вице-губернатора этого острова.

Голландские корсары

Однако хватит об английских пиратах, надо же сказать несколько слов и о пиратах других стран.

Не меньшего "внимания" заслуживают, например, голландские корсары, такие как Ван Карден, Питер Хейн, Корнелис Хол, Вуд Вин Энрике, Лоренц де Графф и другие.

Голландия, так же как и Франция и Англия, но с ещё большим опозданием приступила к колониальным захватам в Новом Свете. В 1621 году голландцы основали Вест-Индскую компанию, которая вскоре стала наносить заметный ущерб Испании и её американским колониям. Эта компания с помощью пиратов грабила корабли, перевозившие богатства американских колоний Испании. Одновременно голландцы основали свои колонии в Новом Свете., которые частично существуют и до наших дней. Голландия добилась монополии на торговлю с Центральной Америкой, западным побережьем Африки и большей частью островов Тихого океана. Монополия эта держалась около тридцати лет.

Голландские корсары, перед тем как приступить к своей пиратской работе в Америке, досконально изучили географию Антильских островов, запаслись гидрографическими и географическими картами. Ещё до основания Вест-Индской компании они путём шпионажа добывали нужные сведения.

Благодаря такой подготовке голландским корсарам нередко удавалось совершать исключительно успешные нападения на испанские владения и корабли.

О масштабах пиратских операций голландцев можно судить по таким фактам: голландский флот под командованием Ван Кардена нападал на города побережья Бразилии и на Эспаньолу (остров Гаити). Для борьбы с эскадрой Ван Кардена, состоявшей из 25 кораблей, Испания и Португалия объединили свои усилия и создали объединённую флотилию, во главе которой назначили генерал-капитана Луиса де Фахардо.

Испанцы против голландцев

Остров Куба и остров Хувентуд (Пинос) - юго-западнее ГаваныПервое сражение испано-португальской флотилии у берегов Кубы прошло успешно. Два судна голландских пиратов были захвачены в плен. Де Фахардо начал преследование остальных кораблей голландского пирата Ван Кардена. Но случилось непредвиденное. Испанцы взяли лоцманом пленного португальского пирата по имени Антонио Эрнандес, который сознательно, с большой ловкостью посадил корабли преследователей на мель небольших островов у побережья Кубы. Предательство лоцмана стоило ему жизни, но оно дало возможность голландским кораблям спастись бегством.

В 1628 году в заливе Матансас (Куба) Петер Хейн разбил испанский флот, что принесло Вест-Индской компании доход в 15 миллионов флоринов. Компания занималась также работорговлей. Однажды лишь одним рейсом компания доставила в порт Ресифе (Бразилия) 12163 африканца и продала их за 7 млн. флоринов.

Долго наводил на всех ужас в Карибском море в начале XVII века знаменитый голландский пират Корнелис Хол, по кличке Деревянная Нога. В 1635 году Хол появился у Антильских островов с флотом из 22 кораблей. Его целью был захват сокровищ из Перу, перевозившихся обычно испанским флотом по маршруту Панама-Гавана-Испания. На пути от острова Пинос (ныне Хувентуд) в Гавану флотилия Хола напала на испанскую флотилию, которую возглавлял адмирал дон Карлос Ибарра. Произошел упорный кровавый бой с пожарами и абордажами. Добиться победы пиратам Хола на этот раз не удалось. Испанцы повернули свои корабли к Веракрусу (Мексика). Позже Ибарра благополучно довёл корабли до Испании, за что получил от короля титул маркиза Тарасены. А бесстрашный Хол продолжал бесчинствовать в бассейне Карибского моря. В 1640 году его флотилия из тридцати шести судов атаковала порт Матансас (80 км восточнее Гаваны) и ушла с богатыми трофеями.

Во второй половине XVII века Испания разгромила многие пиратские базы в Карибском море, отогнала пиратские корабли Лоренца де Граффа от юго-западного побережья Кубы, но до полной победы над пиратами было ещё очень далеко. Да что же говорить о XVII веке, если сегодня, в первом десятилетии XXI века, мы наблюдаем в Аденском заливе Индийского океана типично пиратские действия отдельных групп людей из Сомали и других стран Восточной Африки.

Масштабы сражений

Мы говорили о пиратстве далёкого прошлого (XVI-XVIII вв.). Поэтому приводить имеющиеся в литературе цифры экономического ущерба, нанесённого англичанами казне Испании, вряд ли имеет смысл хотя бы потому, что большинство тогдашних валют уже больше не существует, и миллионы дуро, песет, флоринов и т.д. наверняка ничего не говорят современному читателю.

Но и сами британцы из-за морского разбоя несли значительные потери, в том числе потери кораблей. И вот эти данные более интересны: только за 1781 год французы захватили у англичан 305 судов, испанцы - 42, американцы - 151 и голландцы - 21, т.е. за один только год англичане лишились 519 кораблей. Французы в свою очередь за этот же период потеряли 534 судна. Таковы были масштабы пиратства, в том числе его "законного" вида - корсарства. А кто посчитает число пиратов и их жертв, которые за многие века разбоя ушли на морское дно и погибли на земле? Впрочем, для капитализма это неважно, для него самое важное - нажива любым путём, даже пиратским.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

↻Назад ➤ Читайте дальше: Португалия

Регулировки чтения: ↵ что это   ?  

Чтение голосом будет работать во всех современных Десктопных браузерах.

1.1
1.0

Поделиться в соцсетях: